Рабочая программа по окружающему миру 2 класс. УМК Планета знаний
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЁПЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИКОЛАЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор школы; Зам. директора по УВР на заседании МО
__________ Н.И.Ермолаева _____________ В.В.Макарова протокол № 1 от 28.08.2014 г.
Приказ № 269 от 29.08.2014 года Руководитель МО
_____________Н.А.Репина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру для 2 класса
уровень базовый
срок реализации 2014 – 2015 учебный год
Разработчик программы: Репина Наталья Александровна , учитель первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа базового курса по окружающему миру для 2 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки от 26.11.2010 г. № 1241, №69 от 31 января 2012г.);
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 (в редакции приказа Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2011 г. № 1994 г.);
Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования, утвержденные Распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 15.05.2012г. № 929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»;
Учебного плана МОУ Тёпловской сош МО «Николаевский район» на 2014-2015 учебный год;
Примерных программ начального общего образования (2011г.);
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 — 4 классы. Учебно — методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: (сборник). – М. : Астрель; 2012г.
Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель - формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Цели и задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребенка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.
Задачи курса:
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета.
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.
Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование . Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.
В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у обучающихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, обучающиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах обучающиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у обучающихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение обучающихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность обучающихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки- практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки- практические занятия связаны с организацией работ обучающихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» обучающиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.
В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.
В программе выделены «Планируемые результаты к освоению программы» по каждому году обучения. Планируемые результаты определяют как обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение, так и определяют зону ближайшего развития обучающихся — знания и умения, которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».
Место учебного предмета в учебном плане
Программа и материал УМК рассчитан на 70 часов в год, 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану школы и программе.
Количество часов в неделю по учебному плану - 2
Количество часов в год - 70
Из них:
практических работ-4
опытов и наблюдений-4
тестов- 5
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Универсальные учебные действия
расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, освоить элементарные правила поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, опыт, сравнение, классификация и др.);
научиться устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на материале природы и культуры родного края.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
понимание значения взаимопомощи в семье;
способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;
могут быть сформированы:
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
понимание ценности семейных отношений;
способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Обучающиеся научатся:
понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
приводить примеры приборов и инструментов;
пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
различать тела природы и изделия;
приводить примеры тел и веществ;
приводить примеры источников энергии;
рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
рассказывать об исследованиях космоса;
называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;
рассказывать о значении камня в жизни человека;
называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.
Обучающиеся получат возможность научиться:
рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
называть планеты Солнечной системы;
отличать планету от звезды;
показывать на глобусе материки и океаны;
приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
рассказывать об использовании электрической энергии;
рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
понимать, что такое окружающая среда;
приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
Человек и общество
Обучающиеся научатся:
выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;
понимать значение науки и труда в жизни общества;
рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать, что человек — часть общества и часть природы;
понимать значение общества в жизни человека;
осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);
понимать значение искусства как способа познания мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
оценивать правильность выполнения заданий.
Обучающиеся могут научиться:
развивать и тренировать свою наблюдательность;
ставить цели проведения наблюдений и опытов;
осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Познавательные
Обучающиеся научатся:
фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;
понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
пользоваться справочником, помещенным в учебнике;
понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Обучающиеся могут научиться:
пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
осуществлять описание объектов природы;
сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;
устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;
ставить вопросы друг другу.
Обучающиеся могут научиться:
высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;
выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодаритСодержание программы 2 класс (70 ч)
Как люди познают мир (15 ч)
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.
Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.
Искусство как способ познания мира.
Мы живём на планете Земля (14 ч)
Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.
Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.
Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.
Природа вокруг нас (23 ч)
Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.
Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.
Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.
Люди вокруг нас (12 ч)
Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.
Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.
Учебно-тематический план
№ Тема блока Количество часов Примечания
1. Как люди познают мир 15 ч. 2. Мы живем на планете Земля 14 ч. 3. Природа вокруг нас 25 ч. 4. Люди вокруг нас 14 ч.+2 Итого 70ч. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся должны знать:
о значении наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
строение и назначение термометра;
о назначении справочной литературы;
названия планет земной группы: Меркурий, Венера, Марс;
название нашей планеты (Земля) и нашей звезды (Солнце);
Луна - спутник Земли;
глобус - модель Земли;
названия материков и океанов;
об источниках звука;
о вреде шума;
правила безопасного обращения с электроприборами;
о значении камня в жизни человека;
условия жизни растений и животных;
характерные признаки времен года (продолжительность дня, положение Солнца на небосклоне, состояние неба, температура воздуха, вид осадков, состояние растений и животных);
о значении совместного труда в обществе;
о значении бюджета;
правила поведения в общественных местах.
Обучающиеся должны уметь:
приводить примеры приборов и инструментов,
пользоваться термометром;
различать тела природы и изделия;
приводить примеры тел и веществ;
приводить примеры источников энергии;
приводить примеры растений суши и водоемов (3-4);
приводить примеры животных суши и водоемов (3-4);
различать времена года по характерным признакам;
правильно вести себя дома, на улице, в гостях.
Обучающиеся могут знать:
имена некоторых ученых и изобретателей (3-4);
о путешествии как способе познания мира;
о великих географических открытиях;
названия планет Солнечной системы;
отличие планеты от звезды;
об использовании электрической энергии в жизни человека,
о значении звука, света и цвета в жизни человека;
о значении окружающей среды;
о приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде;
некоторые взаимосвязи в живой природе;
о влиянии деятельности человека на живую природу.
Обучающиеся могут уметь:
приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком и газообразном);
проводить наблюдения и простейшие опыты, фиксировать их результаты;
определять время по часам;
приводить примеры признаков приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
2 класс
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. – М.: Астрель, 2012.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. 2014.
Г. Г. Ивченкова «Обучение во 2 классе по учебнику» Окружающий мир. 2 класс». – М.: Астрель Календарно-тематическое планирование
Дата №урока Тема урока Кол-вочасов Тип урока, форма проведения Основные средства обучения Домашнее задание Планируемые результаты Форма организации познавательной деятельности, система контроля
план факт Предметные МетапредметныеЛичностные Раздел 1: Как люди познают мир - 15 ч
01.09 1. О науке 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С.6-9, чит.. отв. на вопросы Иметь первоначальное представление о науке, её различные отрасли. Знать значение науки в жизни людей.Уметь понимать и объяснять назначение окружающих предметов; сравнивать древнюю и современную науку; объяснять, что такое наука; рассказывать, что наука дает человеку, приводить примеры разных наук. Самостоятельно организовывать своё рабочее место. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Пользоваться рисунками для получения информации. Формировать положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории. Участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору) Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материаломВнешний, взаимоконтроль
03.09 2. Науки бывают разные 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь, справочник. С.8-9 чит., отв. на вопросы Иметь представление о науках: география, биология, история, астрономия, экономика, психология. Уметь называть вид науки; пользоваться справочником; рассказывать, что изучают ученые различных наук. Самостоятельно пользоваться справочником в конце учебника. Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об ученом России Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Задания по группам Самоконтроль. Исследовательская деятельность.
08.09 3. Учёные России. Человек - изобретатель 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, детская энциклопедия С.10-13 чит., отв. на вопросы Знать имена, фамилии известных ученых России. Уметь рассказывать о достижениях М. Ломоносова, А. Попова, С. Королева, Н. Вавилова, С. Королева; называть, какие изобретения подсказали людям растения и животные.Иметь представление о постепенности развития научного знания в обществе. Продолжить формирование информационной грамотности Пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования.
10.09 4. Экскурсия в лес 1 КУ Инструктаж по ТБ Рт с.21-22 Знать правила поведения в природе; отличительные признаки леса. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой природе. Формировать у обучающихся общее представление о лесе; показать разнообразие растений и животных леса, некоторые признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи. Убедить в необходимости бережного отношения к обитателям леса и выполнения правил поведения в лесу. Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников. Оценивать красоту окружающей природы. Фантазировать и составлять устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему. Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях.Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений (в рабочей тетради). Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников. Фронтальный и индивидуальный опрос. Исследовательская деятельность.
15.09 5. Экскурсия к водоёму 1 КУ Учебник, рабочая тетрадь Рт с.23 Знать отличительные признаки водоёма. Уметь выполнять простейшие опыты и наблюдения, фиксировать их и делать выводы. Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников. Оценивать красоту окружающей природы. Фантазировать и составлять устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему. Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях.Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений (в рабочей тетради).. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников. Фронтальный и индивидуальный опрос.Текущий.Наблюдения и записи в дневнике
17.09 6. Как учёные изучают мир. 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С.14-15 чит., отв. на вопросы Знать понятия «опыт», «наблюдение»; различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь проводить опыты и наблюдения по плану; работать с книгой как источником информации; описывать опыты и результаты Рассказывать о наблюдениях, проведенных во время летних каникул. Самостоятельно проводить наблюдения за комнатным растением, домашним животным (по плану в рабочей тетрадиСамостоятельно проводить опыт (влияние света на развитие проростка фасоли); высказывать предположение (выдвигать гипотезу) об ожидаемых результатах опыта Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников. Индивидуаль ный опрос. Дидактическая игра. Опыт.Самоконтроль. Исследовательская деятельность
22.09 7. Как учёные изучают мир. Практическая работа 1 КУ Учебник, рабочая тетрадь,различные ёмкости в водой, С.16-17, чит. отв на вопрЗнать понятия «опыт», «наблюдение»; различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь проводить опыты наблюдения по плану; работать с книгой как источником информации; описывать опыты и результаты. Дать первое представление о методах научного познания (наблюдение, эксперимент). Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. Сотрудничать с одноклассни ками при выполнении игровых заданий Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем Фронтальный опрос Текущий, взаимоконтроль
24.09
29.09 8
9 Умей видеть 2 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С.18-19 чит, отв. на вопр.
В Рт с.24-25 Уметь наблюдать за явлениями природы; рассказывать об интересном явлении; внимательно читать текст и получать из него полезную информацию; анализировать рисунок и находить на нем ошибки в изображении живой природы. Оценивать красоту окружающей природы. Фантазировать и составлять устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему. Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. Развивать и тренировать свою наблюдательность Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников. Индивидуальный опрос. Работа в парах Взаимоконтроль.Текущий
01.10 10 Приборы и инструменты 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь, ручная лупа Рт №12, с.8 Знать понятия «исследование», «приборы», «инструменты». Уметь называть приборы и инструменты, необходимые для исследования ученым разных профессий; рассказывать, как используются приборы и инструменты; выбирать прибор для изучения поверхности Луны; проводить простейшие наблюдения и исследования с помощью ручной лупы Объяснять назначение приборов и инструментов. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы. Высказывать своё мнение при обсуждении Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Работа в парах Взаимоконтроль.Текущий
06.10 11 Измерение температуры. Практическая работа 1 КУ Учебник, рабочая тетрадь, термометры для измерения температуры воды. тела, воздуха, стаканы с водой С.26-27 чит. отв. на вопр. Знать, как устроен термометр; правила использования ртутного термометра. Уметь называть части термометра; определять температуру с помощью термометра; сравнивать различные термометры (для измерения температуры воздуха, измерения температуры воды; измерения температуры тела человека); составлять прогноз погоды, используя слова «температура воздуха»; выполнять практическую работу с измерением температуры тёплой и холодной воды. Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений. Совместно проводить опыты в малых группах, распределять работу по измерению температуры и фиксации результатов наблюдений, обсуждать свои наблюдения. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Фронтальный опрос Текущий
08.10 12 Измерение времени. 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С.26-27 чит., отв. на вопр. Знать, что время измеряется в часах, минутах, секундах; как устроены часы; понятия «сутки», «полдень», «полночь»; сколько часов в сутках. Уметь называть части часов (минутная стрелка, часовая стрелка, циферблат); определять время по часам; пользоваться часами Определять время по часам. Оценивать правильность выполнения задания Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Фронтальный и индивидуальный опрос Текущий
13.10 13 Справочники, словари, энциклопедии 1 КУ Учебник, рабочая тетрадь. справочник, словари, детская энциклопедия. С.32-33 чит. Придумать рассказ "Библиотека будущего". Знать понятия «библиотека», «информация», «справочник», словарь», «энциклопедия». Уметь пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями; рассказывать о прочитанных книгах; составлять свой справочник; составлять рассказ на тему «Библиотека будущего». Пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования. Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов.Планировать свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Фронтальный и индивидуальный опрос Текущий
15.10 14 Знаки и символы 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 34- 35, чит., отв на вопр. Творческое задание в Рт№1 с. 15 №25. Знать понятия «символы», «знаки»; где изображаются символы. Уметь объяснять рисунки-пиктограммы; проверять свою работу по справочнику; объяснять, что изображают дорожные знаки-символы для обозначения наук. Приводить примеры некоторых сим волов и объяснять их значение.Пользоваться специа лизированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Работа в парах, оформление опытов в тетради Взаимоконтроль.Текущий
20.10 15 Об искусстве. Обобщение по теме: "Как люди познают мир". Тест. 1 УОПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С.36-37 чит,отв. на вопросы Знать понятие «искусство». Уметь называть профессии людей в области искусства; рассматривать репродукции; называть известных художников; составлять рассказ на заданную тему. Рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства; характеризовать свое отношение к различным видам искусства. Понимать значение изучения курса «Окружающий мир» Фронтальный опрос. Проверка знаний по теме «Мозаика заданий».Самоконтроль.Информационно-коммуникативные технологии.
22.10 16 Мозаика заданий. 1 КУ Придумать свои знаки поведения обучающихся в школе. Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений. Знать, что время измеряется в часах, минутах, секундахУметь называть приборы и инструменты, необходимые для исследования ученым разных профессий. Объяснять назначение приборов и инструментов. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы. Высказывать своё мнение при обсуждении Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Фронтальный и индивидуальный опрос Текущий.Развитие творческих способностей.
05.11 17 Что такое космос. Звёздное небо 1 УИПЗЗ С.44-45 чит., отв. на вопросы. Рт №1 с. 32 Знать, что такое космос; понятия «звезда, «Солнце». Уметь, что такое звезда; сравнивать звёзды; проводить наблюдения за звёздами вместе с родителями; фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Самостоятельно и вместе с родителями проводить наблюдения за звездами, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради. Развивать и тренировать свою наблюдательность. Устанавливать некоторые причинно-следственные связи Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Фронтальный опрос Взаимоконтроль.Текущий. Информационно-коммуникативные технологии, Здоровьесберегающие технологии.
10.11 18 Что такое космос. Созвездия 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С.46-47 чит., отв. на вопросы Знать, как отыскать Полярную звезду на ночном небе. Иметь представление о созвездиях. Уметь находить на ночном небе созвездия Большой Медведицы и Малой, Полярную звезду; находить на рисунке созвездия, называть их. Называть 2-3 созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе. Фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений. Развивать и тренировать свою наблюдательность Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников Фронтальный и индивидуальный опрос Текущий
12.11 19 Солнечная система. Планеты 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 48-49 чит.. отв на вопр. Знать понятия «планета», «Орбита», «Солнечная система». Уметь называть все планеты солнечной системы; определять размеры планет по рисунку; рассматривать и сравнивать изображенные на рисунке планеты Солнечной системы; сравнивать планеты и звезду Солнце. способности Моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца. Сравнивать планеты, находить сходства и различия. Развивать и тренировать свою наблюдательность. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Самоконтроль.Текущий
17.11 20 Солнечная система. 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 50 - 51 чит., отв на вопр. Иметь представление о небесных телах: астероидах, кометах, метеоритах. Уметь называть отличительные признаки небесных ел (астероидов, комет, метеоритов); пользоваться справочником; сравнивать небесные тела Находить дополнительную информацию о космосе, исследованиях космоса, используя различные источники информации (с помощью взрослых), планировать свое участие в проектной деятельности. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Самоконтроль.Текущий
19.11 21 Голубая планета Земля 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 52-53 чит.,отв на вопр. Знать название нашей планеты. Уметь объяснять, почему нашу планету называют «голубой»; определять и называть планеты Солнечной системы, которые являются соседями планеты Земля; пользоваться справочником; сравнивать планеты Солнечной системы по размеру. Узнавать новое о планетах и звездах, используя различные источники. Объяснять, почему Землю называют «голубой планетой».Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Текущий
24.11 22 Голубая планета Земля. Как люди представляли себе Землю. Как устроена Земля 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 54-55 чит., отв на вопр. Знать понятия «строение Земли», «мантия», «ядро», «земная кора». Уметь рассказывать о том, как представляли древние люди Землю; по рисунку-схеме рассказывать о строении Земли; сравнивать строение Земли с вареным яйцом; выполнять книжку-самоделку «Солнечная система» Понимать информацию, представленную в рисунках на страницах учебника. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем Фронтальный и индивидуальный опрос Текущий
26.11 23 Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей 1 УОПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 28-31 отв на вопр. Знать признаки осени. Уметь обобщать наблюдения за осенними изменениями в природе и труде людей; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. Подвести итоги наблюдений за осень; учить детей устанавливать связи междусезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) Устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде. Обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы. Осуществлять описание объектов природы. Сотрудничать с одноклассниками Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности Самоконтроль.
01.12 24 Спутник Земли - Луна 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 56-57 чит., отв на вопр. Знать понятие «спутник Земли». Уметь сравнивать по размеру Солнце и Луну; пользоваться справочной литературой; называть отличительные признаки Луны; сочинять рассказ «Полёт на Луну». Придумывать истории на тему «Полет на Луну» совместно с другими учащимися.Оценивать результаты своей работы и работу одноклассников в рабочих тетрадях Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Взаимоконтроль.Текущий
03.12 25 Исследование космоса 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 58-59 чит, отв на вопр. Знать, кто был первым космонавтом. Иметь представление о космических исследованиях. Уметь пользоваться справочной литературой; отвечать на вопросы; называть космонавтов; рассказывать, с чего началась космическая эра Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, помещенных в учебнике. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Самоконтроль.Текущий
08.12 26 Что такое глобус. Практическая работа 1 КУ Учебник, рабочая тетрадь. глобус С. 60-61 чит, отв на вопр. Знать понятия «глобус», «океаны», «материки». Уметь называть известные модели; находить на глобусе материки и океаны, используя условное обозначение – цвет; выполнять практическую работу по плану, используя глобус; находить на глобусе столицу России – Москву, родной город Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, помещенных в учебнике. Участвовать в совместных практических работах (находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине).Выслушивать партнера, договариваться, приходить к общему решению, работая в паре Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Взаимоконтроль.Текущий
10.12 27 Почему день сменяет ночь. Практическая работа. Опыт 1 КУ Учебник, рабочая тетрадь С. 62-63 чит.. отв на вопр. Знать глобус – модель Земли; что ось Земли – воображаемая линия. Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюса; экватор; объяснять по рисунку смену дня и ночи; выполнять простейшие опыты по алгоритму; использовать книгу как источник информации. Участвовать в совместных практических работах. Выслушивать партнера, договариваться, приходить к общему решению, работая в паре. Наблюдать и самостоятельно делать выводы. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Взаимоконтроль.Текущий
15.12 28 Как изучали земной шар. Путешествия 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 64-65 чит., отв на вопр. Знать понятие «география». Уметь работать с справочной литературой; сравнивать путешествия древних и современных людей; «совершать путешествие» по глобусу из Мурманска во Владивосток. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, помещенных в учебнике. Моделировать путешествие «Москва—Владивосток» на глобусе, обсуждать и выбирать маршрут. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Взаимоконтроль.Текущий
17.12 29 Как изучали земной шар. Знаменитые путешественники 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 66-67 чит.. отв на вопр. Иметь представления о знаменитых путешественниках (А. Никитин, Х. Колумб, Ф. Магеллан, Р. Амундсен). Уметь объяснять, в чем заключалась ошибка Колумба; называть достижения знаменитых путешественников; показывать на глобусе, как пролегал путь Колумба; объяснять символы викингов. Определять цель учебой деятельности с помощью учителя. Ориентироваться в учебнике. Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию, по заголовку. Пересказывать прочитанное. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Текущий
22.12 30 Как изучали земной шар. Исследование глубин морей и океанов 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 68-69 чит, отв на вопр. Иметь представление об исследовании глубин морей и океанов. Уметь рассказывать о первых приспособлениях для изучения подводного мира; сравнивать батискаф и батисферу; называть морских обитателей. Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Работа в тетради
24.12 31 Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей. Проверочная работа 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 74-75 чит., отв на вопр. Знать признаки зимы. Уметь обобщать наблюдения за зимними изменениями в природе и труде людей; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. Подвести итоги наблюдений за зиму; учить детей устанавливать связи междусезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе (умение договариваться, распределят работу, получать общий результат, оценивать) Устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде. Обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы. Осуществлять описание объектов природы. Сотрудничать с одноклассниками Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности Самоконтроль.Текущий
Раздел 4: Природа вокруг нас - 24 ч
12.01 32 Тела и вещества 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 6-7, чит., отв на вопр. Знать понятия «тела природы», «изделия». Уметь называть неживые и живые тела природы; различать и называть тела природы и изделия; приводить примеры тел природы и изделий человека. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах и извлекать нужную информацию. Выслушивать партнера, договариваться, приходить к общему решению, работая в паре. Оценивать результаты своей работы и работы других обучающихся при работе в парах. Самостоятельно делать выводы. Участвовать в коллективной подготовке театра теней. Выражать настроение в рисунках. Оценивать свое поведение и поведение других детей в природе. Экспериментировать с различными предметами (телами и веществами), сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы об их свойствах, фиксировать получаемые результаты в таблице.Использовать справочник для получения новых сведений.Выбирать форму участия в проектной деятельности: находить информацию, используя дополнительные источники, готовить устное или письменное сообщение, составлять «Красную книгу леса» (на краеведческом материале), участвовать в коллективной подготовке викторины на тему «Лес в нашей жизни» Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Взаимоконтроль.Текущий
14.01 33 Тела и вещества. Что такое вещество 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 8-9 чит, отв на вопр. Знать, что такое вещество; состояние веществ (жидкое, твердое и газообразное). Уметь объяснять, чем вещество отличается от тела; приводить примеры веществ в жидком, твердом и газообразном состояниях; определять, из чего изготовлены изделия, изображенные на рисунке; определять, какие изделия состоят из одного вещества (какие из двух и более веществ); пользоваться справочной литературой; приводить примеры тел, которые состоят из одного и того же вещества.Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, помещенных в учебнике. Выслушивать партнера, договариваться, приходить к общему решению, работая в паре. Оценивать результаты своей работы и работы других обучающихся при работе в парах Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Взаимоконтроль.Текущий
19.01 34 Об энергии. Опыт 1 КУ Учебник, рабочая тетрадь С.10-13 читать, ответить на вопросы Знать понятие «энергия»; что все тела обладают энергией; значение солнечной энергии, электрической энергии. Уметь называть источники энергии; рассказывать, как используется различное топливо; рассказывать о значении солнечной энергии, рассказывать, как человек использует электрическую энергию; называть правила поведения при утечке газа и правила работы с электроприборами ; проводить простейшие опыты. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах и извлекать нужную информацию. Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию, по заголовку. Сотрудничать в постановке эксперимента, распределять обязанности при подготовке эксперимента и его проведении. Проводить опыты самостоятельно и в группах(зависимость температуры воздуха от расстояния до источника энергии). Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем Индивидуальный опрос. Практическая работа Самоконтроль, взаимоконтрольТекущий
21.01 35 Об энергии. От костра до котла 1 КУ Учебник, рабочая тетрадь С. 14-15 читать, ответить на вопросы Иметь представление о развитии энергии «от костра до котла». Уметь сравнивать кирпичные и «водяные» печки (современные батареи); сравнивать горючий газ и каменный уголь как топливо. Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию, по заголовку. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. Соблюдать нормы и правила устного общения Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Фронтальный и индивидуальный опрос Самоконтроль.Текущий
26.01 36 Свет и цвет. Опыт 1 КУ Учебник, рабочая тетрадь, практическая работа С. 16-17 читать, ответить на вопросы Знать источники света; что свет распространяется по прямой. Уметь рассматривать рисунок-схему и называть источники света; проводить простейшие опыты по плану, фиксировать результат и делать выводы; делить источники света на природные и созданные человеком; приводить примеры прозрачных и непрозрачных предметов, получать тени животных. Проводить опыты самостоятельно и в группах(изменение тени в зависимости от расстояния до источника света).Участвовать в коллективной подготовке театра теней. Наблюдать и самостоятельно делать выводы Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем Индивидуальный опрос. Практическая работа Взаимоконтроль.Текущий
28.01 37 Свет и цвет. Зеркала 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 18-19 читать, ответить на вопросы Знать устройство зеркал; что в зеркале правая и левая стороны меняются местами. Уметь сравнивать портрет и отражение человека в зеркале; читать зашифрованные записи с помощью зеркала; рассказывать, в каких приборах используются свойства зеркал. Сравнивать портреты, находить отличия и закономерности, делать выводы. Выслушивать партнера, договариваться, приходить к общему решению, работая в паре Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Устный опрос. Работа в парах Самоконтроль, взаимоконтроль.Текущий
02.02 38 Свет и цвет. Цвета радуги. 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь, ИКТ С. 20-21 читать, ответить на вопросы Знать цвета радуги. Иметь представление о составе солнечного и электрического света. Уметь называть цвета радуги по порядку; смешивать основные краски (жёлтой, красной, синей) для получения зеленого, фиолетового, оранжевого цвета. Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. Соблюдать нормы и правила устного общения Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Фронтальный и индивидуальный опрос Самоконтроль.Текущий
04.02 39 В мире звука. О звуке. Опыты 1 КУ Учебник, рабочая тетрадь С. 22-23 читать, ответить на вопросы Знать понятие «звуки»; что мир наполнен разнообразными звуками; что громко кричать опасно. Иметь представление о том, что звук возникает в результате колебаний предметов. Уметь проводить простейшие опыты по плану; сравнивать различные звуки; определять источники звука; воспроизводить заданные звуки Проводить опыты самостоятельно и в группах(связь звука с колебаниями предметов воздуха). Наблюдать и самостоятельно делать выводы. Выслушивать партнера, договариваться, приходить к общему решению, работая в паре Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем Индивидуальный опрос. Практическая работа. Самоконтроль.Текущий
09.02 40 В мире звука. Верёвочный телефон 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 24-25 читать, ответить на вопросы Знать понятие «звуки»; что мир наполнен разнообразными звуками; что громко кричать опасно. Уметь изготавливать веревочный телефон; применять на практике веревочный телефон; проводить простейшие опыты. Проводить опыты самостоятельно и в группах (связь звука с колебаниями предметов воздуха). Наблюдать и самостоятельно делать выводы. Выслушивать партнера, договариваться, приходить к общему решению, работая в паре Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Практическая работа. Взаимоконтроль.Текущий
11.02 41 В мире звука. Шум вредит здоровью 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 26-27 читать, ответить на вопросы Знать, что шум вредит здоровью. Уметь выполнять правила, чтобы избежать шума; сравнивать понятия «музыка» и «шум»; называть музыкальные инструменты. Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. Соблюдать нормы и правила устного общения. Делать выводы Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Индивидуальный опрос. Практическая работа в парах Самоконтроль, взаимоконтроль.Текущий
16.02
18.02 42
43 В мире камня. Коллекция камней 2 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь, коллекция камней. компьютер, проектор, презентация С. 28-30 читать, пересказывать
С.30, ответить на вопросы Знать понятие «коллекция»; природные камни (кремень, яшма, гранит, каменная соль, пемза, янтарь, песок, глина) и искусственные камни (фарфор, стекло, керамика, кирпич, бетон).Иметь представление о производстве стекла, фарфора, кирпича, бетона.Уметь приводить примеры использования природных и искусственных камней из коллекции; называть съедобный камень коллекции Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Выслушивать партнера, договариваться, приходить к общему решению, работая в паре Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Фронтальный и индивидуальный опрос Текущий
25.02 44 В мире камня. Камни - самоцветы. 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 31 , Рт выполнить задание Знать названия камней-самоцветов из коллекции (рубин, изумруд, топаз, алмаз, сапфир). Уметь объяснять значение слова «драгоценный»; работать со справочной литературой; рассказывать о работе мастеров-ювелиров Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, помещенных в учебнике. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Фронтальный и индивидуальный опрос Текущий
02.03 45 В мире живой природы. На опушке. Ивана - чай. 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 32-34 читать, ответить на вопросы Знать, что называют окружающей средой; растительный и животный мир лесной опушки. Уметь находить ответы в тексте учебника; называть условия, необходимые для жизни растений и животных; называть растения; определять к какой группе относятся данные растения; называть животных – обитателей лесной опушки; объяснять название растений; устанавливать причинно-следственные связи между растениями и насекомыми. Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). Самостоятельно делать выводы Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности Самостоятельная работа Самоконтроль.
04.03 46 В мире живой природы. На опушке. О насекомых. Бабочки и жуки. 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 34-35 читать, ответить на вопросы Знать роль насекомых в природе; отличия бабочек от жуков. Уметь определять пользу (или вред), которые приносят насекомые природе, называть и узнавать бабочек (крапивница, павлиный глаз, перламутровка); сравнивать бабочек; объяснять, почему нельзя ловить бабочек; называть и узнавать жуков (майский жук, божья коровка, бронзовка); сравнивать внешний вид жуков; узнавать о жизни бабочек и жуков из книг и рассказов взрослых. На примере березового леса показать влияние одних растений на другие, растений на животных. Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). Самостоятельно делать выводы Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности Работа в парах Взаимоконтроль.Текущий
11.03 47 В мире природы. В низине. 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 39 читать, ответить на вопросы Знать растительный и животный мир в низине; правила безопасного поведения при встрече со змеями. Уметь находить в тексте учебника объяснение терминов; описывать редкое растение-купальницу; отличать ужа от гадюки; пользоваться справочной литературой Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). Самостоятельно делать выводы Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности Самоконтроль.Текущий
16.03 48 В ельнике 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 40-42 читать, ответить на вопросы Знать растительный и животный мир елового леса. Уметь узнавать и называть съедобные и ядовитые грибы; сравнивать окружающую среду кислицы и колокольчика, растущего на опушке леса; сравнивать птиц, живущих в еловом лесу; устанавливать связи между растениями и животными елового лес Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). Самостоятельно делать выводы Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности Самоконтроль.Текущий
18.03 49 В мире живой природы. Лиственница. 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 43 читать, ответить на вопросы Знать хвойные деревья; отличительные признаки лиственниц. Уметь описывать лиственницу; доказывать, что лиственница – светолюбивое растение; сравнивать ветки ели и лиственницы (по размеру, цвету, расположению хвои); сравнивать шишки хвойных деревьев Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). Самостоятельно делать выводы Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности Самоконтроль.Текущий
30.03 50 В мире живой природы. У лесного озера 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 44-46 читать, ответить на вопросы Знать растительный и животный мир лесного озера. Уметь рассказывать о растениях и животного лесного озера; определять, как растения и животные приспособлены к жизни в воде; сравнивать окружающую среду жука-плавунца и водомерки; называть рыб; определять водоплавающих птиц по их лапам; сравнивать клювы птиц Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). Самостоятельно делать выводы Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности Самоконтроль, ВзаимоконтрольТекущий
01.04 51 В мире живой природы. Лягушка 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 47 читать, ответить на вопросы Знать признаки земноводных. Уметь называть приспособления лягушки к жизни на земле и на суше; сравнивать лягушку и жабу; описывать окружающую среду лягушки Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). Самостоятельно делать выводы Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности Фронтальный и индивидуальный опрос Самоконтроль.Текущий
06.04 52 В мире живой природы. В сосновом лесу. Практическая работа. 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 48-49 читать, ответить на вопросы Знать растительный и животный мир соснового леса. Уметь описывать сосну; сравнивать условия жизни в сосновом и еловом лесу; сравнивать внешний вид сосны, выросшей на опушке леса; выполнять простейшие практические здания по плану Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). Самостоятельно делать выводы Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности Самоконтроль.Текущий
08.04 53 Берегите лес! 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 50-51 читать, ответить на вопросы Знать правила поведения в лесу; значение леса в жизни человека. Уметь определять правильные и неправильные поступки детей в лесу; называть и выполнять правила поведения в лесу; участвовать в охране лесов Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). Самостоятельно делать выводы Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Самоконтроль.Текущий
13.04 54 Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей 1 УОПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 52-55 читать, ответить на вопросы Знать признаки весны. Уметь обобщать наблюдения за весенними изменениями в природе и труде людей; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. Подвести итоги наблюдений за весну; учить детей устанавливать связи междусезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе (умение договариваться, распределят работу, получать общий результат, оценивать) Устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде. Обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы. Осуществлять описание объектов природы. Сотрудничать с одноклассниками Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности Текущий
Раздел 5: Внеклассная деятельность обучающихся с.122 - 123 - 1 ч
15.04 55 Внеклассная деятельность обучающихся. 1 КУ Учебник, Рт, компьютер РтЗнать растительный и животный мир соснового леса. Уметь описывать сосну; сравнивать условия жизни в сосновом и еловом лесу; сравнивать внешний вид сосны, выросшей на опушке леса; выполнять простейшие практические здания по плану Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). Самостоятельно делать выводы Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности Самоконтроль.Текущий
Раздел 6: Люди вокруг нас - 14 ч
20.04 56 Человек в обществе 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 62 читать, ответить на вопросы Знать понятие «общество». Уметь доказывать, что человек – часть общества, что человек – часть природы; сравнивать поведение маленького ребенка и детеныша какого – нибудь животного; называть права и обязанности человека перед обществом. Понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, в школе и дома.Выбирать форму участия в проектной деятельности и планировать свое участие (с опорой на шаблон в рабочей тетради) Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов общества Текущий
22.04 57 Человек в обществе. Жизнь в первобытном обществе 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 63-65 читать, ответить на вопросы Иметь представление о жизни в первобытном обществе. Уметь сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни, пользоваться справочной литературой; сравнивать оружие и орудие труда древних и современных людей Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях. Высказывать свое мнение при обсуждении проблемы Понимание ценности семейных отношений Самоконтроль.Текущий
27.04 58 Труд в жизни человека 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 66-67 читать, ответить на вопросы Знать значение труда в жизни человека. Уметь приводить примеры современных профессий; пользоваться справочной литературой» объяснять значение пословиц и поговорок о труде Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться Взаимоконтроль.Текущий
29.04 59 Семья 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 68-70 читать, ответить на вопросы Знать понятие «семья». Уметь ценить значение семьи; рассказывать, как члены семей обучающихся заботятся друг о друге, как отдыхает семья обмениваться информацией о семейных традициях рассказывать, о своей семье; определять опасности при играх во дворе Ориентироваться в рисунках, представленных в учебниках. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. Понимание ценности семейных отношений Фронтальный и индивидуальный опрос Самоконтроль.Текущий
04.05 60 Семья. Отец и сыновья. 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 71 читать, ответить на вопросы Знать значение семьи в жизни человека. Уметь объяснять пословицы и поговорки о семье; анализировать и отвечать на вопросы по тексту Л.Толстого «Отец и сыновья»; приводить примеры дружной семьи Ориентироваться в рисунках, представленных в учебниках. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. Проявлять уважение к семье, традициям Проявлять уважение к семье, традициям. Фронтальный и индивидуальный опрос Текущий
06.05 61 Бюджет семьи. О деньгах 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 72-73 читать, ответить на вопросы Знать, почему рубль называют рублем. Иметь представление об истории развития денег. Уметь называть самую большую и самую маленькую монеты (банкноты) по рисунку; рассматривать изображения на монетах и банкнотах Ориентироваться в рисунках, представленных в учебниках. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. Понимание ценности семейных отношений. Проявлять уважение к семье, традициям Самоконтроль.Текущий
11.05 62 Бюджет семьи. 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 74-75 читать, ответить на вопросы Знать понятие «бюджет»; из чего складываются доходы семьи. Уметь объяснять термины «доходы», «расходы», «стипендия», используя словари; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье, .рассказывать, как распорядились деньгами сказочные герои, анализировать их поступки Ориентироваться в рисунках, представленных в учебниках. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. Понимание ценности семейных отношений. Проявлять уважение к семье, традициям Фронтальный и индивидуальный опрос Самоконтроль.Текущий
13.05 63 Будем вежливы. Кого называют вежливыми 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 76-77 читать, ответить на вопросы Знать понятие «этикет». Уметь рассказывать о правилах поведения на улице, в транспорте, в школе и дома; находить ответы в тексте ученика; анализировать поведение поступки людей; работать со справочной литературой; выполнять правила поведения в гостях Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей; выполнять некоторые правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность. Понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях, в общественных местах Самоконтроль, взаимоконтрольТекущий
18.05 64 Будем вежливы. Книжка, которой двести лет 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 78-79 читать, ответить на вопросы Знать правила поведения в гостях. Уметь анализировать поведение и поступки людей; работать со справочной литературой Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. Понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях, в общественных местах Фронтальный и индивидуальный опрос. Самоконтроль, взаимоконтрольТекущий
20.05 65 Будем вежливы. Разговор по телефону 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 80-81 читать, ответить на вопросы Знать правила при разговоре по телефону. Уметь правильно разговаривать по телефону; разыгрывать сценки «Разговор по телефону» Обсуждать правила общения по телефону, моделировать ситуации общения по телефону. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре Способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета Самоконтроль.Текущий
25.05 66 О друзьях - товарищах 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 82-83 читать, ответить на вопросы Иметь представление о значение дружбы во взаимоотношениях людей, ее ценность. Уметь объяснять пословицы и поговорки о дружбе; анализировать поступи детей; работать с оглавлением и справочниками учебника; анализировать полученную информацию Самостоятельно находить информацию в справочнике, размещенном в учебнике. Подбирать и объяснять пословицы о дружбе. Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему Понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях, в общественных местах. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем Текущий
27.05 67-70 О привычках. Как избавиться от плохих привычек 1 УИПЗЗ Учебник, рабочая тетрадь С. 84-85 читать, ответить на вопросы Знать понятие «привычки». Уметь выделять полезные и вредные привычки; анализировать поступки детей; работать с оглавлением и справочниками учебника; анализировать полученную информацию Оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях. Ориентироваться в рисунках, Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков Фронтальный и индивидуальный опрос. Беседа по вопросам Текущий