Рабочая программа по окружающему миру 4 класс. УМК Планета знаний
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЁПЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИКОЛАЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор школы; Зам. директора по УВР на заседании МО
__________ Н.И.Ермолаева _____________ В.В.Макарова протокол № 1 от 28.08.2014 г.
Приказ № 269 от 29.08.2014 года Руководитель МО
_____________Н.А.Репина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру для 4 класса
уровень базовый
срок реализации 2014 – 2015 учебный год
Разработчик программы: Репина Наталья Александровна , учитель первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа базового курса по окружающему миру для 4 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки от 26.11.2010 г. № 1241, №69 от 31 января 2012г.);
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 (в редакции приказа Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2011 г. № 1994 г.);
Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования, утвержденные Распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 15.05.2012г. № 929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»;
Учебного плана МОУ Тёпловской сош МО «Николаевский район» на 2014-2015 учебный год;
Примерных программ начального общего образования (2011г.);
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 — 4 классы. Учебно — методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: (сборник). – М. : Астрель; 2012г.
Изучение окружающего мира в школе направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребенка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся.
воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.
Общая характеристика учебного предмета
Особое значение предмета «Окружающий мир» заключается в формировании у детей 6–10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено). Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом. Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира. Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель. В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом. Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей. Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности. Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею. Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у обучающихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны. При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир»рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, обучающиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2 классах обучающиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение основного минимума содержания образования и вариативной части. Основная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования. Основная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у обучающихся. Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору. При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический. В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом. Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение обучающихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными. Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы. Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа и материал УМК рассчитан на 70 часов в год, 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану школы и программе.
Количество часов в неделю по учебному плану - 2
Количество часов в год - 70
Из них:
практических работ-4
опытов и наблюдений-4
тестов- 5
Ценностные ориентиры учебного курса.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
способность к самооценке;
осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
могут быть сформированы:
устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
основы экологической культуры;
уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Обучающиеся научатся:
проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
различать план местности и географическую карту;
читать план с помощью условных знаков;
различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
выполнять правила поведения в природе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
предсказывать погоду по местным признакам;
характеризовать основные виды почв;
характеризовать распределение воды и суши на Земле;
объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
объяснять причины смены времён года;
применять масштаб при чтении плана и карты;
отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Обучающиеся научатся:
различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета;1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
рассказывать о ключевых событиях истории государства;
рассказывать об основных событиях истории своего края.
Обучающиеся получат возможность научиться:
описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;
сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. .Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
описывать культурные достопримечательности своего края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Обучающиеся могут научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты; использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
сравнивать исторические события, делать обобщения.
Обучающиеся могут научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
сравнивать исторические и литературные источники;
строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Обучающиеся могут научиться:
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение
Содержание программы 4 класс (70 ч)
Наш край (22 ч)
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.
Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.
Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.
Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.
Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.
Наша Родина на планете Земля (12 ч)
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.
Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.
Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.
История нашей Родины (34 ч)
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.
История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.
Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства.
Российское государство в XIII—XVII вв.
Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.
Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.
Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.
Российское государство в XVIII—XIX вв.
Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.
Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.
Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.
Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.
Россия в XX в.
Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.
Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.
Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.
Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.
Ближние и дальние соседи России.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс (70 ч)
Раздел Количество часов
1. Наш край 22
2. Наша Родина на планете Земля 12
3. Наши верные помощники 2
4. Древняя Русь 5
5. Московское царство 5
6. Российская империя 9
7. Российское государство 13
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 ч.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие
Календарно-тематическое планирование
Дата №урока Тема урока Кол-вочасов Тип урока, форма проведения Основные средства обучения Домашнее задание Планируемые результаты Форма организации познавательной деятельности, система контроля
план факт Предметные МетапредметныеЛичностные Раздел 1: Наш край - 22 ч
01.09 1. Что такое погода. 1 УИПЗЗ Учебник,РтС.3-5 чит, отв. на вопросы Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком. Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, находить необходимую информацию в учебнике, пони-мать информацию, представленную в виде текста, рисунка. Информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие03.09 2. Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы. 1 УИПЗЗ Учебник, РтС.6-7, чит. отв. на вопросы Проводить наблюдения, фиксировать результаты, устанавливать взаимосвязи в природе. Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. развитие творческих способностей
08.09 3. Предсказание погоды. Самостоятельная работа. 1 КУ Учебник, Рт, тестовые задания С.9-11 чит., отв.на вопр.
Рт№6,7.с.5-6 Проводить наблюдения, устанавливать и объяснять взаимосвязи в природе, давать характеристику погоде. Иметь интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознавать свое продвижение в овладении учебными действиями. Устанавливать причин-но-следственные связи изменений в природе, сотрудничать при выполнении работы в паре, мини-группе. развитие творческих способностей,самоконтроль10.09 4. Экскурсия на луг или в поле. 1 КУ Рт выполнить задание Проводить под руководством учителя на-блюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края Выделять и анализировать существенную информацию, сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. здоровьесберегающие технологии
15.09 5. Наша местность на плане и карте. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, карты С.14-17 чит., отв. на вопр.Рт №13,с.11 Объяснять значение плана и карты в жизни человека, приводить примеры из истории создания карт. Осознавать свое продвижение в овладении учебными действиями. Ориентироваться в схемах, получать информацию из различных источников, выделять существенную информацию из текста. развитие творческих способностей
17.09 6. План местности. Практическая работа. 1 КУ Учебник, Рт, альбомы С.21-25 чит., отв. на вопр. Ориентироваться в условных обозначениях, использовать условные обозначения при создании простых планов местности. Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Ориентироваться в схемах, получать информацию из различных источников, анализиро-вать материал и синтезировать учебный продукт. развитие творческих способностей
22.09 7. Географическая карта. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт,картыС.25-29 чит, отв. на вопр. Различать карту и план местности, виды карт, ориентироваться в картографических символах. Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Ориентироваться в изображениях и символах, анализировать, сравнивать, делать выводы информационно - коммуникативные, здоровьесберегающие технологии
24.09 8. Равнины. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, макеты С.30-33 чит., отв. на вопр. Различать формы поверхности суши, объяснять влияние при-родных явлений и человека на поверхность. Иметь стремление к расширению и углублению знаний. Находить необходимую информацию в тексте, осуществлять описание природных объектов с выделением существенных и несущественных признаков. иныормационно-коммуникативные технологии
29.090 9. Горы. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, макеты гор С.33-36 чит.. отв. на вопр. Различать формы поверхности суши, объяснять влияние природных явлений и человека на поверхность Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края. Сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, выделять характерные признаки объектов. информационно-коммуникативные технологии, развитие творческих способностей
01.10 10. Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, презентация С.36-40 чит, отв. на вопр. Объяснять причины изменения поверхности суши под влиянием природных явлений. Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Делать выводы по результатам наблюдений, получать информацию из различных источни-ков, удерживать цель познавательной деятельности.здоровьесберегающие технологии, компьютерный урок
06.10 11. Как деятельность человека изменяет поверхность суши. Самостоятельная работа. 1 КУ Учебник, Рт, тесты С.41-45 чит, отв. на вопр. Объяснять причины и результаты воздействия человека на строение земной по-верхности, изменение рельефа. Иметь стремление к расширению и углублению знаний. Выделять существенную информацию из текста, анализировать и делать выводы. здоровьесберегающие технологии
08.10 12. Богатства недр. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт,ДКЗС.45-49 чит., отв на вопр. Приводить примеры и характеризовать полезные ископаемые, доказывать необходимость их бережного использования. Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы Анализировать, делать выводы, выдвигать гипотезы, строить аргументированные высказывания. развитие творческих способностей
13.10 13. Разнообразие почв. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, коллекция почв С.50-51 чит, отв. на вопр. Приводить примеры видов почв, объяснять на доступном уровне происхождение состава почвы разных видов, значение почвы в природе и жизни человека. Испытывать чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе. Выделять существенную информацию, строить аргументированные высказывания, сотруд-ничать в паре, мини-группе. групповая работа, развитие творческих способностей
15.10 14. Что такое природное сообщество. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, презентация С.53-58 чит, отв. на вопр. Объяснять и оперировать в речи изученными терминами. Иметь стремление к расширению и углублению знаний. Выделять существенное в тексте, ориентироваться в схемах, устанавливать причинно-следственные связи в природе. зоровьесберегающие технологии, исследовательская деятельность
20.10 15. Какие растения растут на лугу. Животные - обитатели луга. Луг в жизни человека. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, презентация С.57-64 чит., отв. на вопр. Знакомство с обитателями луга как природного сообщества, приспособленностью организмов к жизни на лугу, уточнение информации, полученной на экскурсии. Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориен-тироваться на их выполнение. Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи. информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии, компьютерный урок
22.10 16. Какие растения растут в лесу. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, презентация С.64-68 чит, отв. на вопр. Приводить примеры признаков приспособленности растений к жизни в лесу, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества. Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи. компьютерный урок, здоровьесберегающие технологии
05.11 17. Животные - обитатели леса. Лес в жизни человека. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, презентация С. 69-73 чит, отв. на вопр. Приводить примеры признаков приспособленности растений к жизни в лесу, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества, использования природного сообщества человеком. Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориен-тироваться на их выполнение. Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи. информационно-коммуникативные технологии
10.11 18. Экскурсия в смешанный лес. 1 КУ Учебник. РтЗаписать наблюдения в РтПроводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты. Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Выделять и анализировать существенную информацию, сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать ее при выполнении заданий. здоровьесберегающие технологии
12.11 19. Водоём. Водные объекты и человек. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, презентация С.74-80 чит, отв. на вопр. Приводить примеры признаков приспособленности растений и животных к жизни в пресном водоеме, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества, использования природного сообщества человеком. Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориен-тироваться на их выполнение. Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи. развитие творческих способностей, информационно-коммуникативные технологии
17.11 20. Экскурсия к водоёму. 1 КУ Учебник, РтЗаписать наблюдения в РтПроводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Выделять и анализировать существенную информацию, сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. здоровьесберегающие технологии
19.11 21. Искусственные сообщества. Поле. Животные - обитатели полей. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, презентация С.81-85 чит., отв. на вопр. Характеризовать при-родные и искусственные сообщества, рассказывать об исполь-зовании культурных растений в хозяйстве, взаимодействии растений и животных полей. Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориен-тироваться на их выполнение. Выделять существенную информацию, классифицировать природные объекты. информационно-коммуникативные технологии
24.11 22. Сад. Проверочная работа. 1 КУ Учебник, Рт, тесты С.88-93 чит., отв. на вопросы Характеризовать природные и искусственные сообщества, рассказывать об исполь-зовании культурных растений в хозяйстве, взаимодействии растений и животных сада. Ориентироваться на понимание причин личной успешности / неуспешности в освоении материала. Выделять существенную информацию, классифицировать природные объекты. самоконтроль, развитие творческих способностей
Раздел 2: Наша Родина на планете Земля. - 12 ч
26.11 23 Какую форму имеет Земля. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, глобус, карта С.96-100 чит отв. на вопр. Рассказывать о форме Земли, проводить наблюдения под руководством учителя и самостоятельно. Наблюдать, делать вы-воды, характеризовать природные объекты и явления, выделять существенную информацию из различных источников. Осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Здоровьесберегающие технологии, текущий, информационно- коммуникативные технологии
01.12 24 Карта полушарий. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, карта полушарий, С.100-105 чит, отв. на вопр. Ориентироваться в географических картах, на глобусе, показывать материки и океаны. Использовать готовые модели для объяснения природных явлений, выделять существенную информацию из текста. Иметь положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира. Текущий. Групповая работа
03.12 25 Движение Земли. Самостоятельная работа. 1 УИПЗЗ Учебник, РтС.106-109 чит, отв. на вопр. Рассказывать о движении Земли вокруг оси и Солнца, объяснять связи между объектами и явлениями природы. Понимать информацию, представленную в виде схемы, рисунка, текста, наблюдать, делать выводы. Осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Самоконтроль. Текущий. развитие творческих способностей.
08.12 26 В пустынях Африки. 1 УИПЗЗ Учебник, РтС.110-113 чит., отв. на вопр. Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, вы-являть их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере пустынь Африки. Выделять существенное в тексте, анализировать, делать выводы, получать информацию из различных источников. Иметь стремление к расширению и углублению знаний. Развитие творческих способностей. Информационно-коммуникативные технологии
10.12 27 Экваториальные леса Южной Америки. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, презентация С.114-117 чит., отв. на вопросы Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере экваториальных лесов Южной Америки. Выделять существенное в тексте, анализировать, делать выводы, получать информацию из различных источников. Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориентиро-ваться на их выполнение. Текущий. Информационно- коммуникативные технологии
15.12 28 Антарктида. Австралия. Евразия. Самостоятельная работа. 1 КУ Учебник, РтС.117-123 чит., отв. на вопросы Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, вы-являть их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере Антарктиды, Австралии, давать общую характеристику Евразии. Выделять существенное в тексте, анализировать, делать выводы, получать информацию из различных источников, презентовать результаты своих исследований. Иметь стремление к расширению и углублению знаний. Текущий.
17.12 29 Карта России. 1 УИПЗЗ Учебник, рт, карта России С.123-128 чит., отв. на вопросы Ориентироваться в географических картах, обозначать на карте границы России, города, природные объекты. Использовать модели, получать информацию из текста, выделять существенное. Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края, страны. Информационно-коммуникативные технологии
22.12 30 Зона арктических пустынь. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт. карточки с заданием С.129-134 чит, отв. на вопр. Объяснять термин «природные зоны», характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной деятельности человека в Арктике. Анализировать, обобщать информацию, делать выводы, сотрудничать в паре и группе Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе Взаимоконтроль
24.12 31 Тундра. 1 УИПЗЗ Учебник, РтС.134-139 чит., отв. на вопросы Характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной дея-тельности человека в тундре, сравнивать особенности природных зон, рассказывать о причинах различий Анализировать, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Иметь стремление к расширению и углублению знаний. Текущий. Развитие творческих способностей.
12.01 32 Зона лесов. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, компьютер, презентация С.139-145 чит., отв. на вопросы Характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной деятельности человека в зоне лесов, сравнивать особенности природных зон, рассказывать о причинах различий. Анализировать, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Иметь стремление к расширению и углублению знаний. Информационно-коммуникативные технологии
14.01 33 Степи. 1 УИПЗЗ Учебник, РтС.145-150 чит., отв. на вопросы Характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной деятельности человека в зоне степей, сравнивать особенности природных зон, рассказывать о причинах различий. Анализировать, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Иметь стремление к расширению и углублению знаний. Взаимоконтроль. Здоровьесберегающие технологии
19.01 34 Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. Проверочная работа. 1 КУ Учебник, Ртс.150-155 чит, отв. на вопросы Рассказывать об экологических проблемах России и мира, способах и путях их реше-ния. Выделять существенную информацию из текста, сравнивать, наблюдать, проводить аналогии, получать информацию из различных источников. Иметь основы экологической культуры. Самоконтроль. Текущий. Развитие творческих способностей
Раздел 3: История нашей Родины. - 36 ч
21.01 35 История на карте. Исторические источники. 1 УИПЗЗ Учебник. Рт, карты, презентация, компьютер С.3-11(2 часть) чит, выполнить задание Различать исторические и географические карты, ориентироваться в знаково-символических обозначениях географических карт, рассказывать о различных исторических источниках. Извлекать информацию из различных источников, преобразовывать знаково-графическую информацию в текстовую, строить логические рассуждения.Интересоваться изучением истории своей страны. Информационно-коммуникативные технологии
26.01 36 Первые русские князья. 1 УИПЗЗ учебник, Рт, компьютер, презентация С.12-16 чит, отв. на вопросы Называть первых русских князей, рассказывать о жизни и деятельности исторических личностей Выделять существенное в тексте, строить логические высказывания, находить дополни-тельную информацию в различных источниках. Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Информационно-коммуникативные технологии
28.01 37 Князь Владимир. Крещение Руси. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, видеозапись С.17-21 чит, отв. на вопросы Рассказывать о деятельности князя Владимира, особенностях принятия христианства, знать дату принятия христианства. Выделять существенное в тексте, строить логические высказывания, находить дополни-тельную информацию в различных источника Осознанно положительно относиться к культурным ценностям своей страны. Здоровьесберегающие технологии. Текущий.
02.02 38 Культура Древней Руси. 1 УИПЗЗ учебник, РтС.21-24 чит, отв. на вопросы Рассказывать на доступном уровне о сражениях с иноземными захватчиками, про-славившихся исторических личностях данного периода. Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя. Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Развитие творческих способностей
04.02 39 Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. 1 УИПЗЗ С.25-29 чит, отв на вопросы
09.02 40 Куликовская битва. Дмитрий Донской. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, видеофильм С.30-33 чит. отв на вопросы Рассказывать на доступном уровне о сражениях с иноземными захватчиками, про-славившихся исторических личностях данного периода. Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя. Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Текущий. Взаимоконтроль
11.02 41 Первый русский царь. Преобразования в государстве. 1 УИПЗЗ Учебник, РтС.34-40 чит. отв. на вопросы Рассказывать о личности и деяниях пер-вого русского царя, характеризовать ис-торическую личность с опорой на текст учебника и дополнительную информацию Извлекать информацию из различных источников, анализировать и обобщать, строить логические рассуждения. Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. Информационно-коммуникативные технологии. Текущий
16.02 42 Как жили люди на Руси в XIV - XVI веках. 1 УИПЗЗ Учебник, РтС.41-44 чит, отв. на вопросы Рассказывать об особенностях быта русских людей данного исторического периода. Составлять рассказ по иллюстрации, выделять существенную информацию из текста, находить информацию в различных источниках и презентовать ее в различных формах. Иметь стремление к расширению и углублению знаний. Самоконтроль
18.02 43 Смутное время. К. Минин и Д.Пожарский. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, презентация, компьютер С.44-47 чит., отв. на вопросы Рассказывать об исторических событиях данного исторического периода, подвигах исторических личностей. Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать ис-торические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы. Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Информационно-коммуникативные технологии, Развитие творческих способностей
25.02 44 Русское государство при первых Романовых. 1 УИПЗЗ Учебник, РтС.47-50 чит, отв. на вопросы Рассказывать об изменениях в государстве в данный исторический период, роли исторических личностей в преобразованиях. Извлекать информацию из различных источников, анализировать и обобщать, строить логические рассуждения. Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. Информационно-коммуникативные технологии
02.03 45 Расширение границ России в XVII веке. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, карточки с заданиями С.51-53 чит. отв. на вопросы Рассказывать об особенностях освоения Сибири и Дальнего Востока, знать исторических личностей-первопроходцев. Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы. Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Здоровьесберегающие технологии
04.03 46 Мозаика заданий. Проверочная работа. 1 КУ Учебник, Рт. ДКЗ С.54-55 выполнить задание Обобщать и делать выводы об исторических событиях и личностях, применять полученные знания при ответах на занимательные и проверочные вопросы. Выделять существенную информацию из текста, сравнивать, наблюдать, проводить аналогии, получать информацию из различных источников. Уметь оценивать трудность предлагаемого задания, адекватно оценивать свои возможности, осознавать причины успешности / неуспешности деятельности. самоконтроль
11.03 47 Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту. 1 Учебник, Рт. ДКЗ С.58-65 чит.. отв. на вопросы Рассказывать о личности и деяниях Петра Первого, характеризовать историческую личность с опорой на текст учебника и дополнительную информацию. Извлекать информацию из различных источников, анализировать, сравнивать и обобщать, строить логические рассуждения. Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. информационно-коммуникативные технологии
16.03 48 Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II. 1 УИПЗЗ учебник, Рт, справочная литература, презентация, компьютер С.66-69 чит, отв. на вопросы Рассказывать о личности и деяниях Екатерины II, характеризовать историческую личность с опорой на текст учебника и дополнительную информацию. Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы. Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. Развитие творческих способностей, здоровьесберегающие технологии, взаимоконтроль
18.03 49 Образование и наука в VIII веке. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, справочная литература С.69-73 чит, отв. на вопросы Рассказывать об особенностях образования и научного прогресса в XVIII веке, достижениях ученых и изобретателей. Извлекать информацию из различных источников, анализировать и обобщать, строить логические рассуждения. Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. текущий
30.03 50 Война 1812 года. 1 УИПЗЗ учебник, Рт, справочная литература, видеозапись, компьютер С.73-76 чит, отв. на вопросы Рассказывать на доступном уровне о событиях войны с Наполеоном, героических личностях, знать дату изгнания Наполеона из Москвы. Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы. Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Информационно-коммуникативные технологии, компьютерный урок
01.04 51 Отмена крепостного права. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт,ДКЗС.77-79 чит, отв. на вопросы Рассказывать на доступном уровне об отмене крепостного права, царе-реформаторе, знать год отмены крепостного права. Извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения. Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Текущий
06.04 52 Наука и техника в XIX веке. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, справочная литература С.80-83 чит, отв. на вопросы Рассказывать об особенностях научного прогресса в XIХ веке, достижениях ученых и изобретателей. Извлекать информацию из различных источников, анализировать и обобщать, строить логические рассуждения. Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. Информационно-коммуникативные технологии
08.04 53 Город и горожане. Мода XIX века. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, презентация, компьютер с.83-88 чит, выполнить задание Рассказывать об особенностях быта горожан XIХ века, сравнивать устройство городов, одежду разных исторических периодов. Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований. Осознанно положительно относиться к культурным ценностям своей страны. Текущий
13.04 54 Культура XIX века. 1 УИПЗЗ учебник, Рт, ДКЗ С.88-93 чит., отв. на вопросы Рассказывать о некоторых деятелях культуры XIX века, их творениях. Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований. Осознанно положительно относиться к культурным ценностям своей страны. Текущий. Самоконтроль
15.04 55 Проверочная работа. 1 СК Рт, ДКЗ Обобщать и делать выводы об исторических событиях и личностях, применять полученные знания при ответах на занимательные и проверочные вопросы. Анализировать, классифицировать материал, обобщать, выделять главное, использовать информацию для решения учебных задач. Уметь оценивать трудность предлагаемого задания, адекватно оценивать свои возможности, осознавать причины успешности / неуспешности. Развитие творческих способностей
20.04 56 Революция в России. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, справочная литература С.98-103 чит., отв. на вопросы Рассказывать на доступном уровне о причинах революции, гражданской войне в России начала XX века. Знать даты падения династии Романовых, революции 1917 года. Извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения. Интересоваться изучением истории своей страны. Информационно-коммуникативные технологии
22.04 57 Россия в годы Советской власти. 1 УИПЗЗ Учебник, РтС.103-107 чит, отв. на вопросы Рассказывать об особенностях развития страны в послереволюционный период, об образовании Советского государства. Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы. Интересоваться изучением истории своей страны. Взаимоконтроль
27.04 58 Великая Отечественная война. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, видеоматериал, компьютер С.107-113 чит, ответить на вопросы, выполнить творческое задание Рассказывать о датах начала и окончания войны, самых известных битвах, городах-героях, подвигах военнослужащих и партизан в борьбе с фашистами. Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований. Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Информационно-коммуникативные технологии, развитие творческих способностей
29.04 59 Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, презентация С.113-118 чит, ответить на вопросы Рассказывать о работе и жизни в тылу в годы войны, трудовых подвигах работников заводов, госпиталей, сельского хозяйства, знать дату Дня Победы в Великой Отечественной войне. Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований. Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие технологии, развитие творческих способностей
04.05 60 Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века. 1 УИПЗЗ Учебник, Рт, справочная литература С.118-123 чит.. отв. на вопросы Рассказывать о событиях послевоенного периода, восстановлении хозяйства, достижениях науки и техники, космических полетах, знать дату первого полета Ю.Гагарина в космос. Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований. Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Развитие творческих способностей. Текущий
06.05 61 По северным городам России. 1 УИПЗЗ Учебник, РтС.124-126 чит, отв. на вопросы Знать наиболее крупные и известные города северной части России, рассказывать об их достопримечательностях, особенностях жизни в этих городах. Извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения. Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. информационно-коммуникативные технологии
11.05 62 По городам Центральной России. 1 УИПЗЗ учебник, Рт,ДКЗС.126-129 чит, отв. на вопросы Знать наиболее крупные и известные города Центральной России, города Золотого кольца, рассказывать об их достопримечательностях, особенностях жизни в этих городах. Ориентироваться на карте, извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать и делать выводы, строить логические высказывания. Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. Текущий
13.05 63 Города Урала и Сибири. 1 УИПЗЗ Учебник, РтС.130-136 чит, отв. на вопросы Знать наиболее крупные и известные города Сибири и Урала, рассказывать об их достопримечательностях, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в этих городах. Ориентироваться на карте, извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать и делать выводы, строить логические высказывания. Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. Развитие творческих способностей
18.05 64 Дальний Восток. Южные города России. 1 УИПЗЗ учебник, Рт, ДКЗ С.136-141 чит, отв. на вопросы Знать наиболее крупные и известные города Юга и Дальнего Востока России, рассказывать об их достопримечательностях, особенностях жизни в этих городах. Ориентироваться на карте, извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать и делать выводы, строить логические высказывания. Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. Самоконтроль. Внешний
20.05 65 Повторительно-обобщающий урок. Проверочная работа. 1 УОППЗ Учебник, Рт, ДКЗ С.148-151 чит, отв на вопросы Обобщать и делать выводы об особенностях исторического развития и жизни в российских городах, применять полученные знания при ответах на занимательные и проверочные вопросы. Выделять существенную информацию из текста, сравнивать, наблюдать, проводить аналогии, получать информацию из различных источников. Уметь оценивать трудность предлагаемого задания, адекватно оценивать свои возможности, осознавать причины успешности / неуспешности. Развитие творческих способностей
25.05 66 Россия в мировом сообществе. 1 УИПЗЗ Учебник, РтС.141-145 чит. отв. на вопросы Рассказывать на доступном уровне о роли России в современном мире, о традициях разных народов России, называть основные международные организации и их функции. Ориентироваться на карте, извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать и делать выводы, строить логические высказывания. Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Развитие творческих способностей
27.05 67-70
Жизнь современного человека. 2 УИПЗЗ учебник, Рт, справочная литература, ДКЗ С.145-149 чит.. отв. на вопросы Рассказывать об изменениях, произошедших в жизни человека с древности до современности, обсуждать положительные и отрицательные стороны современной жизни, быта. Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации. Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Развитие творческих способностей. Текущий