Рабочая программа по окружающему миру , 2 класс. УМК Планета Знаний
Рабочая программа
по окружающему 2 класс
УМК «Планета знаний»
учителя начальных классов
Котовой Елены Владимировны
Пояснительная записка.
Программа по окружающему миру составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 2 класса и реализуется на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1047 от 05.09.2013 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
· Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель Москва 2011. – 576 с. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
· Авторская программа курса «Окружающий мир» 1-4 классы Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов, Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва: 2011.)Преподавание окружающего мира во 2 классе осуществляется на базовом уровне. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки;
классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.
Большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение целесообразно рассматривать как ряд этапов (витков спирали). На первом этапе рассматриваются отдельные объекты и явления природной и социальной действительности. На втором этапе преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных примеров их взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на завершающем - групп таких объектов.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации, предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.
В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке.
Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».
Технологии обучения:
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, диспут, опыт, урок-практикум, урок-отчёт или презентация проекта и т.д. Использование ИКТ.
Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- виды работ, связанные с исследованием объекта , проведение опыта, эксперементирование;
- выполнение практических работ;
- составление учащимися авторской работы в различных жанрах
( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);
- наблюдение за явлениями природы, поведением окружающих, сбор соответствующего материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- участие в дискуссии;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).
Виды и формы контроля:
Текущий, тематический, итоговый (самостоятельная работа), выставка поделок.
Каждый раздел завершается проверочными заданиями «Мозаика заданий» и проверочные работы, где представлены разнообразные формы контроля и само Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного станд Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.
Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.
Определение роли предмета и места в базисном учебном плане
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в усвоении конкретных элементов социального опыта и опыта творческой деятельности.
Учебный план по программе: 2 часа в неделю
Количество часов по программе за год - 68ч. В связи с тем, что 3 урока приходится на праздничные дни, учебная программа по предмету будет выполнена за 65 ч.
В программе выделены «Основные требования к уровню знаний и умений учащихся». Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть ученики 2 класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу второго года обучения
Учащиеся должны знать:
-о значении наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
-строение и назначение термометра;
-назначение справочной литературы;
-названия планет земной группы: Меркурий, Венера, Марс;
-название нашей планеты (Земля) и нашей звезды (Солнце);
-Луна - спутник Земли;
-глобус - модель Земли;
-названия материков и океанов;
-об источниках звука, о вреде шума;
-правила безопасного обращения с электроприборами;
- о значении камня в жизни человека;
-условия жизни растений и животных;
- характерные признаки времен года (продолжительность дня, положение Солнца на небо склоне, состояние неба, температура воздуха, вид осадков, состояние растений и животных);
-о значении совместного труда в обществе;
-о значении бюджета;
-правила поведения в общественных местах.
Учащиеся должны уметь:
-приводить примеры приборов и инструментов;
-пользоваться термометром;
-различать тела природы и изделия;
-приводить примеры тел и веществ;
-приводить примеры источников энергии;
-приводить примеры растений суши и водоемов (3-4 примера);
-приводить примеры животных суши и водоемов (3—4 примера);
-различать времена года по характерным признакам;
-правильно вести себя дома, на улице, в гостях.
Учащиеся могут знать:
-имена некоторых ученых и изобретателей (3-4 примера);
-о путешествии как способе познания мира;
-о великих географических открытиях;
-названия планет Солнечной системы; отличие планеты от звезды;
-об использовании электрической энергии в жизни человека;
-о значении звука, света и цвета в жизни человека;
-о значении окружающей среды;
-о приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде;
-некоторые взаимосвязи в живой природе;
-о влиянии деятельности человека на живую природу.
Учащиеся могут уметь:
-приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком и газообразном);
-проводить наблюдения и простейшие опыты, фиксировать их результаты;
-определять время по часам;
-приводить примеры признаков приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде.
Планируемы результаты освоения программы по курсу «Окружающий мир»
к концу 2 класса
Универсальные учебные действия
-расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах , осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, освоить элементарные правила поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, опыт, сравнение, классификация и др.); научиться устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на материале природы и культуры родного края.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
-понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
-понимание значения взаимопомощи в семье;
-способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;
могут быть сформированы:
-понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
-ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
-понимание ценности семейных отношений;
-способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
-понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
-давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
-приводить примеры приборов и инструментов;
-пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
-различать тела природы и изделия;
-приводить примеры тел и веществ; приводить примеры источников энергии;
-рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
-рассказывать об исследованиях космоса,
-называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
-рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;
-рассказывать о значении камня в жизни человека;
-называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
-приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
-различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
-сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.
Учащиеся получат возможность научиться:
-рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
-рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
-называть планеты Солнечной системы, отличать планету от звезды;
-показывать на глобусе материки и океаны;
-приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
-рассказывать об использовании электрической энергии;
-рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
-понимать, что такое окружающая среда;
-приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
-приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
-рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
-проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
-выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;
-понимать значение науки и труда в жизни общества;
-рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.
Учащиеся получат возможность научиться:
-понимать, что человек — часть общества и часть природы;
-понимать значение общества в жизни человека;
-осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
-рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание); понимать значение искусства как способа познания мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
-понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
-проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
-оценивать правильность выполнения заданий.
Учащиеся могут научиться:
-развивать и тренировать свою наблюдательность;
-ставить цели проведения наблюдений и опытов;
-осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
-планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Познавательные
Учащиеся научатся:
-фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;
-понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
-понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
-пользоваться справочником, помещенным в учебнике;
-понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Учащиеся могут научиться:
-пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
-осуществлять описание объектов природы;
-сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;
-устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
-обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
-осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;
-ставить вопросы друг другу.
Учащиеся могут научиться:
-высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;
-выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять).
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями:
№ п/пНазвание пособия Класс Год издания Авторы
1 Учебник «Окружающий мир» В 2-х частях 2 2013 Г. Г. Ивченкова,
И. В. Потапов
2 CD. Окружающий мир Электронный учебник 2 2013 Г. Г. Ивченкова,
И. В. Потапов
3 Рабочие тетради № 1, 2 «Окружающий мир» к учебнику. В 2-х частях 2 2013 Г. Г. Ивченкова,
И. В. Потапов
4 Контрольные и диагностические работы. 2 2013 Г. Г. Ивченкова,
И. В. Потапов
5 Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование 2 2013 Г. Г. Ивченкова,
И. В. Потапов
В авторскую программу изменения не внесены
Содержание учебного предмета курса «Окружающий мир» 1-4 классы (авторы Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов)
.
Как люди познают мир (15 ч)
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.
Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.
Искусство как способ познания мира.
Мы живём на планете Земля (14 ч)
Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.
Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.
Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.
Природа вокруг нас (23 ч)
Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.
Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса. Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.
Люди вокруг нас (12 ч)
Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.
Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
Экскурсии: в парк, к водоёму.
Структура учебного предмета, курса.
№ Тема Количество часов
1 Как люди познают мир? 15
2 Мы живем на планете земля 16
3 Природа вокруг нас 20
4 Люди вокруг нас 14
Итог 65
Диагностический и практический материал
(контрольные работы, практические работы, тесты,диагностические работ, экскурсии и т.д)
1 триместр 2 триместр 3 триместр итого
Проверочные работы 1 1 2 4
экскурсии 1 1 2 4
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Количество часов за 1 триместр - 20 ч.
Количество часов за 2 триместр - 23 ч.
Количество часов за 3 триместр - 22ч.
Всего 65 часов.
В неделю 2 часа.
Плановых проверочных работ- 4
Экскурсии - 4
Календарно – тематический план
№ урока Тема Кол-во часов Дата проведения
Примеча-ниеплан факт 1 триместр
20 Раздел «Как люди познают мир»
15 1
2
3
4
5
6
7
8
9 О науке. Науки бывают разные
Учёные России
Человек-изобретатель
Как учёные изучают мир.
Умей видеть.
Приборы и инструменты.
Измерение температуры
Измерение времени.
Экскурсия «Осенние изменения в природе»
1
1
1
1
1
1
1
1
1 06.09
08.09
13.09
15.09
20.09
22.09
27.09
29.09
06.10 Каникулы с 08.10.14. по 12.10.14. 10
11
12
13
14
15 Наблюдение за осенними изменениями в природе и труде людей.
Справочники, словари, энциклопедии.
Знаки и символы.
Обобщение по разделу. «Как люди познают мир»
Проверочная работа №1: «Как люди познают мир»
Работа над проектом «Знание – сила»
1
1
1
1
1
1 13.10
18.10
20.10
25.10
27.10
01.11 Раздел «Мы живём на планете Земля».
16 16
17
18
19
20 Что такое космос.
Созвездия
Солнечная система.
Падающие звезды, кометы
Голубая планета Земля.
1
1
1
1
1 03.11
08.11
10.11
15.11
17.11 Каникулы с 19.11.14 по 23.11.14 2 триместр
23 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11 Спутник земли – Луна.
Исследование космоса.
Что такое глобус. Почему день сменяет ночь
Как изучали земной шар.
Путешествия. Знаменитые путешественники.
Исследование глубин морей и океанов.
Экскурсия «Зимние изменения в природе»
Наблюдение за зимними изменениями в природе и труде людей.
Обобщение по разделу «Мы живём на планете Земля»
Проверочная работа №2:«Мы живём на планете Земля».
Работа над проектом «Мы живём в космосе» 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 24.11
29.1101.12
06.12
08.12
13.12
15.12
20.12
22.12
27.12
29.12 Каникулы с 30.12.14. по 08.01.15. Раздел «Природа вокруг нас»
20 12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23 Тела и вещества.
Что такое вещество
Об энергии.
Свет и цвет
Зеркала. О цвете.
В мире звука.
Шум вредит здоровью.
В мире камня.
Горные породы и минералы.
В мире живой природы. На опушке.
В берёзовой роще.
В низине.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 10.01
12.01
17.01
19.01
24.01
26.01
31.01
02.02
07.02
09.02
14.02
16.02
Каникулы с 18.02.15 по 22. 02.15 3 триместр 22 1
2
3
4
5
6
7
8 В ельнике
У лесного озера
В сосновом лесу
Берегите лес! Обобщение по разделу «Природа вокруг нас».
Экскурсия «Весенние изменения в природе»
Наблюдение за весенними изменениями в природе и труде людей.
Проверочная работа №3: «Природа вокруг нас».
Работа над проектом «Жизнь леса» 1
1
1
1
1
1
1
1 28.02
02.03
07.03
14.03
16.03
21.03
23.03
28.03
Каникулы с 01.04.15. по 05.04. 15. Раздел «Люди вокруг нас»
14 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Человек в обществе.
Труд в жизни человека.
Семья.
Бюджет семьи.
Будем вежливы.
О друзьях – товарищах
О привычках.
Обобщение по разделу «Люди вокруг нас».
Экскурсия «Летние изменения в природе»
Наблюдение за летними изменениями в природе и труде людей.
Проверочная работа №4: «Люди вокруг нас»
Работа над проектом «Наши питомцы»
Итоговое занятие.
Резервный урок 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 06.04
11.04
13.04
18.04
20.04
25.04
27.04
04.05
11.05
16.05
18.05
23.05
25.05
30.05 Материально – техническое обеспечение
Для учителя
Примерные программы по учебным предметам: Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010 г. – (Стандарты второго поколения)
Биболетова М., Алексеева Л. Планируемые результаты начального общего образования. - Москва, Просвещение, 2011г.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. - Москва, Просвещение, 2010г.
Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Обучение во втором классе по учебнику «Окружающий мир: программа, методические рекомендации, тематическое планирование. - М., Издательство «Астрель», 2012г
Карпова Е.В Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, Издательство «Академия развития»,2004г
Соловейчик М.В. Я иду на урок в начальную школу. Олимпиады и интеллектуальные игры.- М., 2000
Я познаю мир. Детская энциклопедия: География. –М.: Аванта+, 2007
Всё обо всём. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 486, (2) с.: ил.
Журнал «Начальная школа». Издательство «Первое сентября»
Мультимедийные пособия
1.«Азбука Кирилла и Мефодия» CD
2.Электронный учебник «Окружающий мир» Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., 2 кл CD
Сайты
1)www.school.edu.ru/ Российский образовательный портал
2)www.7ya.ru Портал 7я.ру: все о детях и семье.3)www.uroki.ru/index.htm Образовательный портал Ucheba.com4)www.newseducation.ru/ Сайт «Большая перемена»
5)nsc.1september.ru Газета “Начальная школа”
6)http://www.lotos.dtn.ru/mo_m_smir_03.html Проектная деятельность в нач. школе
7)http://tmn.fio.ru/works/22x/308/plan.htm Работа с одаренными детьми в нач. школе
8)http://www.moral-educ.narod.ru/ Духовно-нравственное воспитание и образование
Для обучающихся
Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. «Окружающий мир», учебник для 2 класса, в 2 ч : Издательство «Астрель», 2012 г
Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Рабочая тетрадь для 2 класса в 2 ч к учебнику «Окружающий мир»: Издательство «Астрель», 2012 г
3.Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир: проверочные и диагностические работы: 2 класс: Издательство «Астрель», 2012 г
Мультимедийные пособия
1.«Азбука Кирилла и Мефодия» CD
2.Электронный учебник «Окружающий мир» Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., 2 класс CD
Сайты
1)www.nachalka.com – «Начальная школа» - детям.
2)http://kidportal.ru Детский образовательный портал3)http://potomy.ru Детская энциклопедия" вместе познаём мир"4)http://viki.rdf.ru Детские электронные книги и презентации5)http://pochemychca.ru Сайт "Почемучка. Детские вопросы"6)http://qsr888888888.mirtesen.ru Нашим деткам о животных7)http://www.biodat.ru/db/rb/index.htm Сайт "Красная Книга"8)http://www.unnaturalist.ru/index.php Сайт "Юный натуралист"9)http://www.krugosvet.ru Сайт "Кругосвет"10)http://www.spas-extreme.ru Портал детской безопасностиТехнические средства обучения
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
2.Мультимедийный проектор
3.Компьютер
Приложение.
ИТОГОВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ЗА I полугодие
2 класс
I вариант
Самая близкая к нам звезда.
А) Альтаир Б) Солнце В) Вега
Необъятный звездный мир называют.
А) Небосвод Б) Вселенная В) Галактика
3. Созвездие – это
А) Группа детей Б) Группа звёзд В) Группа планет
4. Самая яркая звезда.. А) Вега Б) Альтаир В) Полярная звезда
5. Небесные тела, которые движутся вокруг Солнца…
А) Кометы Б) Планеты В) Метеориты
6. Путь, по которому движутся планеты –
А) Дорога Б) Тропинка В) Орбита
7. Третья планета от Солнца –
А) Венера Б) Юпитер В) Земля
8. Луна – это ___________________ спутник
А) Естественный Б) Искусственный В) Изобретённый
9. Луна – это естественный спутник …
А) Сатурна Б) Земли В) Марса
10. Первый искусственный спутник был запущен русскими учёными..А) 4 октября 1957г. Б) 14 октября 1957г. В) 24 октября 1957г.
11. Первым космонавтом был…
А) Герман Титов Б) Алексей Леонов В) Валентина Терешкова
12. Глобус – это модель _______________.
13. Большие участки суши, со всех сторон окруженные водой называют…
А) землей Б) Материками В) Островами
15. Найди «лишнее» .А) Евразия Б) Африка В) Австралия Г) Индийский Д) Америка
16. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за..
А) неделю Б) 24 часа В) 60 мин.
17. На Земле существует ________ материков
А) 5 Б) 6 В) 7
18. Самый большой материк..А) Австралия Б) Евразия В) Африка
ИТОГОВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ЗА I полугодие
2 класс
I I вариант
1. Созвездие – это…
А) Группа детей Б) Группа звёзд В) Группа планет
Самая близкая к нам звезда.
А) Альтаир Б) Солнце В) Вега
4. Самая яркая звезда.. А) Вега Б) Альтаир В) Полярная звезда
5. Третья планета от Солнца –
А) Венера Б) Юпитер В) Земля
Необъятный звездный мир называют.
А) Небосвод Б) Вселенная В) Галактика
7. Небесные тела, которые движутся вокруг Солнца…
А) Кометы Б) Планеты В) Метеориты
8. Луна – это естественный спутник …
А) Сатурна Б) Земли В) Марса
9. Путь, по которому движутся планеты –
А) Дорога Б) Тропинка В) Орбита
10. Луна – это ___________________ спутник
А) Естественный Б) Искусственный В) Изобретённый
11. Глобус – это модель _______________.
12. Первый искусственный спутник был запущен русскими учёными..А) 4 октября 1957г. Б) 14 октября 1957г. В) 24 октября 1957г.
13. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за..
А) неделю Б) 24 часа В) 60 мин.
14. Найди «лишнее» .А) Евразия Б) Африка В) Австралия Г) Индийский Д) Америка
15. Первым космонавтом был…
А) Герман Титов Б) Алексей Леонов В) Валентина Терешкова
16. Большие участки суши, со всех сторон окруженные водой называют…
А) землей Б) Материками В) Островами
17. Самый большой материк..А) Австралия Б) Евразия В) Африка
18. На Земле существует ________ океанов.
А) 5 Б) 6 В) 7