РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 2 класс, УМК Планета знаний
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ершовская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова
«Утверждаю»
директор МБОУ Ершовской
средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова
____________________ Т.В. Гарькавая«_____»______________2013 год
Приказ № 449 от 02 сентября 2013 года «Согласовано»
зам. директора по УВР
_______________Т.Н. Винивитина«________»____________ 2013год «Рассмотрено»
на заседании ШМО
Протокол № 1
от 28 августа 2013 года
Руководитель ШМО______Л.Н. Савраскина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Учитель: Агафонова Лариса Александровна
Класс: 2 «А»
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2010 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»
Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Учебный план образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год
Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Программа является авторской. Автор: И.В. Потапов, И.Г. Ивченкова.
Программа и материал УМК рассчитан на 68 часа в год, 2 часа в неделю, что соответствует ОБУП во 2 классах (1-4).
Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличие пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
При отборе содержания курса учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования».
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество».
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали).
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
При отборе и построении содержания курса учитывались и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в усвоении конкретных элементов социального опыта и опыта творческой деятельности.
Формы контроля: Текущий устный опрос, наблюдения, фронтальный опрос, тест.
Содержание программы 2 класс (68 ч)
Как люди познают мир (15 ч)
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.
Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.
Искусство как способ познания мира.
Мы живём на планете Земля (14 ч)
Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.
Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.
Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.
Природа вокруг нас (23 ч)
Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.
Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.
Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.
Люди вокруг нас (12 ч)
Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.
Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.
Авторская программа предусматривает 64 часа. Резерв 4 часа. Резервные часы распределены по разным разделам следующим образом:
№ Тема блока Количество часов предусмотренных авторской программой Рабочая программа
1. Как люди познают мир 15 ч. Добавлен1 резервный час 16 часов
2. Мы живем на планете Земля 14 ч. Добавлен 1 резервный час 15 часов
3. Природа вокруг нас 23 ч. Добавлен 1 резервный час 24 часа
4. Люди вокруг нас 12 ч. Добавлен 1 резервный час 13 часов
Резервные часы 4 ч. Итого 68 ч. 4 часа 68 часов
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру к концу 2 класса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительная мотивация к изучению курса «Окружающий мир»;
внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности;
понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
понимание значения взаимопомощи в семье;
способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета.
Могут быть сформированы:
положительное отношение к учебе, как интеллектуальному труду;
ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
понимание ценности семейных отношений;
способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
Предметные
Человек и природа
Учащиеся научатся:
понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
Давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
Приводить примеры приборов и инструментов;
Пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
Различать тела природы и изделий;
Приводить примеры тел и веществ;
Приводить примеры источников энергии;
Рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
Рассказывать об исследованиях космоса;
Называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;Рассказывать о нашей планете – Земле, нашей звезде – Солнце, о спутнике Земли – Луне;
Рассказывать о значении камня в жизни человека;
Называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
Приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
Различать времена года по характерным признакам (продолжительность дня, положение Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
Сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.
Учащиеся получат возможность научиться:
Рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
Приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
Рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
Называть планеты Солнечной системы;
Отличать планету от звезды;
Показывать на глобусе материки и океаны;
Приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
Рассказывать об использовании электрической энергии;
Рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
Понимать что такое окружающая среда;
Приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
Приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
Рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
Проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
Выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;
Понимать значение науки и труда в жизни общества;
Рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.
Учащиеся получат возможность научиться:
Понимать, что человек – часть общества и часть природы;
Понимать значение общества в жизни человека;
Осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
Рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);
Понимать значение искусства как способа познания мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
Понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
Понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя;
Намечать план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя;
Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;
Проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
Оценивать правильность выполнения заданий; осуществлять само – и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
Оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявляется сложность выполнения.
Учащиеся могут научиться:
Развивать и тренировать свою наблюдательность;
Ставить цели проведения наблюдений и опытов;
Осуществлять контроль при проведении наблюдений т опытов;
Планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Познавательные
Учащиеся научатся:
Фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;
Понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
Понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
Пользоваться справочником, помещенным в учебнике;
Понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Учащиеся могут научиться:
Пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
Осуществлять описание объектов природы;
Сравнивать и группировать объекты природы по заданным признакам; устанавливать некоторые причинно – следственные связи изменений в погоде;
Обобщать результаты наблюдений за погодой, делать простые выводы.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
Понимать и передавать содержание прочитанных текстов;
Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
Ставить вопросы друг другу;
Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся могут научиться:
Высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;
Соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять);
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
№
п\п. Дата план Дата фа кт Тема урока.
Решаемые проблемы Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Понятия Предметные результаты УУД Личностные результаты
1 2 3 4 5 6 7 8 9
КАК ЛЮДИ ПОЗНАЮТ МИР – 16 ЧАСОВ
1
03.09 О науке
УЛО
УИПЗЗ Что такое наука? Какие бывают науки?
Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Проверим себя», атлас-определитель. Научатся задавать вопросы об окружающем мире, используя вопросительные слова. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
П. Строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать аналогии.
К. Задавать вопросы. Принятие образа
«хорошего» ученика.
2 05.09 Работа разных учёных в процессе изучения окружающего мира. Знаменитые учёные России
УЛО
УИПЗЗ Что такое наука? Какие бывают науки?
Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Проверим себя», атлас-определитель. Рассказывать о значении науки в жизни людей; знать выдающихся учёных и их изобретения. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
П. Строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать аналогии.
К. Задавать вопросы Работа в паре; ответственное отношение за выполнение своей части работы
3 10.09 Развитие научного знания в обществе.
УЛО
УИПЗЗ Что такое наука? Какие бывают науки Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Проверим себя», атлас-определитель. Рассказывать о вкладе разных учёных в науку. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
П. Строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать аналогии.
К. Задавать вопросы Обсуждение правил общения со сверстниками и взрослыми
4 12.09 Экскурсия в лес
УЗНЗВУ По каким признакам можно заметить наступление осени в лесу? Хвойные и лиственные деревья. Листопад. Знакомство с сообществом лес Р. Знать своё имя, имена своих близких и родных людей, дату рождения, домашний адрес.
П. Уметь задавать вопросы, составлять слово из первых букв названий предметов, объяснять значение имени, пользоваться справочником Принятие образа
«хорошего» ученика.
5 17.09 Экскурсия к водоему
УЗНЗВУ Какие особенности окружающей среды у водоемов? Пруд, река, озеро. Уточнить и систематизировать представления детей об изменениях в природе ранней осенью, полученные во время экскурсии Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Принятие образа
«хорошего» ученика
6
19.09 Как учёные изучают мир.
Практическая работа «Нагревание воды в бутылках из разного материала».
УЛО
УИПЗЗ Что значит наблюдение? Что такое опыт? Проведение опыта Уметь рассказывать о своих наблюдениях Р.Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять поиск необходимой информации; анализ объектов с выделением существенных признаков.
К.Формулировать собственное мнение.
Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.
7 24.09 Методы научного познания. Практическая работа
«Влияние света на развитие проростка фасоли».
УЛО
УИПЗЗ Что значит наблюдение? Что такое опыт? Проведение опыта Проведение опытов и фиксация результатов Р.Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять поиск необходимой информации; анализ объектов с выделением существенных признаков.
К.Формулировать собственное мнение Работа в паре; ответственное отношение за выполнение своей части работы
8
26.09 Умей видеть
УЛО
УИПЗЗ Чем отличаются понятия слов смотреть и видеть? Что значит видеть природу? Рассказ об интересном явлении природы. Знакомство с дневником наблюдений и правилами работы с ним. Р.Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять поиск необходимой информации; анализ объектов с выделением существенных признаков.
К.Задавать вопросы. Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.
9 Умей видеть.
Практическая работа «Работа с дневником наблюдения».
УЛО
УЗНЗВУ Чем отличаются понятия слов смотреть и видеть? Что значит видеть природу? Рассказ об интересном явлении природы Тренировать наблюдательские способности в ходе выполнения заданий в тетрадях Р.Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять поиск необходимой информации; анализ объектов с выделением существенных признаков.
К.Задавать вопросы Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.
10 Приборы и инструменты
Практическая работа «Использование лупы».
УЛО
УЗНЗВУ Какие приборы и инструменты ты знаешь? Для чего они? Компьютер, микроскоп, камера. Знакомство с назначением различных приборов и инструментов. Р. Выполнять учебные действия в материализованной форме.
П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
К.Строить монологическое высказывание.
Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу
11
Измерение температуры.
Практическая работа «Измерение температуры воды».
УЛО
УЗНЗВУ Что такое термометр? Термометр. Научаться выявлять признаки уходящего лета. Р. Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
К.Строить понятные для партнёра высказывания. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
12 Измерение времени. Практическая работа «Определение времени по часам».
УЛО
УЗНЗВУ Что такое часы? Часы. Измерять время по часам. Р. Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
К.Строить понятные для партнёра высказывания. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
13
Осень. Осенние изменения в живой и неживой природе.
УЛО
УЗНЗВУ Что такое справочники? Какие виды справочников вы знаете? Справочник, энциклопедия. Научаться выявлять признаки уходящего лета.
Знать назначение справочных пособий Р. Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
К.Строить понятные для партнёра высказывания Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
14 Справочники, словари, энциклопедии.
УЛО
УИПЗЗ Что такое энциклопедия? Какие виды энциклопедий вы знаете? Справочник, энциклопедия Научаться выявлять признаки уходящего лета.
Расширить знания об осенних изменениях в природе; взаимосвязь между этими изменениями Р. Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
К.Строить понятные для партнёра высказывания Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
15 Знаки и символы.
УЛО
УИПЗЗ Что такое знаки? Что такое символы? Знаки и символы; их значение в жизни человека Дать представление о знаках и символах; их значение в жизни человека Р. Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
К.Строить понятные для партнёра высказывания Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
16 Об искусстве. Мозаика заданий
УЛО
УОСЗ Что такое искусство? Какие виды искусства вы знаете? Музыка, литература, танец, архитектура, живопись Раскрыть значение искусства в жизни человека. Р. Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
К.Строить понятные для партнёра высказывания Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
МЫ ЖИВЕМ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ – 15 ЧАСОВ
17
Что такое космос
УЛО
УИПЗЗ Что такое космос? Что вы знаете о космосе? Небо, созвездия, ориентация по звездам. Сформировать первые представления о космосе. Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П. осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям.
К.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
18 Звёзды и созвездия.
УЛО
УИПЗЗ Что такое звёзды? Что такое созвездия? Небо, созвездия, ориентация по звездам. Сформировать первые представления о звездах и созвездиях Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П. осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям.
К.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
19
Солнечная система. Планеты
УЛО
УИПЗЗ Что такое солнечная система? Солнечная система, планеты, кометы. Сформировать научные представления Солнечной системе; раскрыть содержание понятия «планета». Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям.
К. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
20 Солнечная система. «Падающие звёзды». Кометы.
УЛО
УИПЗЗ Что такое кометы? Солнечная система, планеты, кометы. Раскрыть содержание понятия «звезда», «комета», «метеорит» Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям.
К. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
21
Голубая планета Земля
Практическая работа «Изготовление из пластилина модели Земли».
УЛО
УЗНЗВУ Как называется наша планета? Что вы о ней знаете? Земная кора, мантия, ядро. Уточнить и систематизировать знания о нашей планете. Моделировать положение планет солнечной системы Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям.
К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Мотивационная основа учебной деятельности.
22 Как представляли древние люди Землю. Как устроена Земля.
УЛО
УИПЗЗ Что такое планета? Земная кора, мантия, ядро. Сформировать представление о строении Земли. Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям.
К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Мотивационная основа учебной деятельности.
23 Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей.
УЛО
УОСЗ По каким признакам можно заметить наступление осени в природе и в труде людей? Листопад, перелетные птицы. Научаться выявлять и узнавать признаки осени.
Познакомить детей с осенними изменениями в природе; называть характерные признаки осени Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям.
К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
24 Спутник Земли-ЛунаПрактическая работа «Изготовление из пластилина поверхности Луны».
УЛО
УЗНЗВУ Что такое спутник? Скафандр, краторы. Сформировать научное представление об естественных спутниках Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям.
К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
25 Исследование космоса
УЛО
УИПЗЗ Как люди научились исследовать космос? Телескоп, космонавт. Расширить представления учащихся о способах познания мира. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
П. Строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать аналогии.
К. Задавать вопросы. Принятие образа
«хорошего» ученика.
26
Что такое глобус
Практическая работа «Нахождение на глобусе географических объектов».
УЛО
УЗНЗВУ Что такое глобус? Глобус, материк, океаны, ось Земли, полюса. Сформировать представления о глобусе как модели Земли, материках и океанах. Р. Знать своё имя, имена своих близких и родных людей, дату рождения, домашний адрес.
П. Уметь задавать вопросы, составлять слово из первых букв названий предметов, объяснять значение имени, пользоваться справочником Принятие образа
«хорошего» ученика.
27 Почему день сменяет ночь. Практическая работа «Смена дня и ночи».
УЛО
УЗНЗВУ Что такое смена дня и ночи? Ось Земли. Углубить знания о движении Земли вокруг оси. Р. Знать своё имя, имена своих близких и родных людей, дату рождения, домашний адрес.
П. Уметь задавать вопросы, составлять слово из первых букв названий предметов, объяснять значение имени, пользоваться справочником Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
28
Как изучали земной шар
УЛО
УЗНЗВУ Какими способами раньше изучали земной шар? Путешественник, турист, купец, землеописание. Знакомство с историей географических открытий. Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Принятие образа
«хорошего» ученика
29 История географических открытий. Знаменитые путешественники
УЛО
УЗНЗВУ Кто такие путешественники? Открытия, путешественники. Знакомство с историей географических открытий Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Принятие образа
«хорошего» ученика
30 Исследование глубин морей и океанов.
Практическая работа «Морские обитатели».
УЛО
УЗНЗВУ Как исследуют глубины? Водолаз, батискаф, батисфера, скафандр. Объяснить значение этих исследований для человека. Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям.
К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание. Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.
31 Зима. Мозаика заданий.
УЛО
УКИЗ Какие явления происходят в неживой природе зимой? Неживая природа. Продолжить знакомство с сообществом лес Р.Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять поиск необходимой информации; анализ объектов с выделением существенных признаков.
К.Формулировать собственное мнение Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.
ПРИРОДА ВОКРУГ НАС – 24 ЧАСА
32
Тела и вещества
УЛО
УЗНЗВУ Что такое тело? Тело, вещество, изделие Различать естественные и искусственные тела и вещества.
Учить выделять признаки предметов, сравнивать и классифицировать Р.Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять поиск необходимой информации; анализ объектов с выделением существенных признаков.
К.Формулировать собственное мнение.
Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.
33 Тела и вещества. Их разнообразие.
УЛО
УЗНЗВУ Что такое вещество? Тело, вещество, изделие Приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий Р.Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять поиск необходимой информации; анализ объектов с выделением существенных признаков.
К.Формулировать собственное мнение Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.
34
Энергия. Источники энергии.
Практическая работа «Получение энергии от источников света и тепла».
УЛО
УЗНЗВУ
Что такое энергия? Пища, топливо, энергия Объяснять значение энергии для жизни человека, приводить примеры источников энергии Р.Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять поиск необходимой информации; анализ объектов с выделением существенных признаков.
К.Задавать вопросы. Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.
35 Источники энергии.
От костра до котла.
УЛО
УЗНЗВУ Какие источники энергии вы знаете? Какие виды энергии вы знаете? Топливо, энергия Приводить примеры источников энергии; познакомить с видами топлива Р.Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять поиск необходимой информации; анализ объектов с выделением существенных признаков.
К.Задавать вопросы. Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.
36
Свет и цвет.
УЛО
УЗНЗВУ
Что такое свет? Что такое цвет? Солнечный зайчик, зеркало. Знакомство с различными световыми приборами Р. Выполнять учебные действия в материализованной форме.
П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
К.Строить монологическое высказывание. Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу
37 Источники световой энергии. Практическая работа «Образование теней».
УЛО
УЗНЗВУ Что такое световая энергия? Свет, тень. Показать опытным путём, как образуются тени от предметов Р.Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять поиск необходимой информации; анализ объектов с выделением существенных признаков.
К.Задавать вопросы Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу
38 Зеркала.
Практическая работа «Отражение света зеркалами».
УЛО
УЗНЗВУ Как устроено зеркало? Солнечный зайчик, зеркало. Знакомство с особенностями отражения света блестящими предметами и зеркалами Р.Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять поиск необходимой информации; анализ объектов с выделением существенных признаков.
К.Задавать вопросы Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу
39 О цвете.
УЛО
УЗНЗВУ Что такое цвет? Палитра цвета. Представление о причинах цветового разнообразия предметов Р.Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять поиск необходимой информации; анализ объектов с выделением существенных признаков.
К.Задавать вопросы Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу
40
В мире звука. Источники звука. УЛО
УЗНЗВУ Что такое звук? Эхо, веревочный телефон, шум. Дать представление о разнообразии звуков. Р. Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
К.Строить понятные для партнёра высказывания. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
41 Причины возникновения звука. Практическая работа «Верёвочный телефон».
УЛО
УЗНЗВУ Почему возникают звуки? Эхо, веревочный телефон, шум. Дать представление о причинах возникновения звука Р. Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
К.Строить понятные для партнёра высказывания. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
42
В мире камня. Горные породы и минералы.
УЛО
УЗНЗВУ Какие камни вы знаете? Для чего нужны камни? Откуда они произошли? Кремень, яшма, гранит, каменный уголь, мел, пемза, янтарь, песок и глина.Дать первое представление о горных породах и минералах Р. Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
К.Строить понятные для партнёра высказывания Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
43 Камни-самоцветы.
Практическая работа «Горные породы и минералы».
УЛО
УЗНЗВУ Какие камни называют самоцветами? Рубин, изумруд, топаз, алмаз, сапфир, камни-самоцветы. Различать горные породы и минералы Р. Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
К.Строить понятные для партнёра высказывания Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
44 Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей
УЛО
УОСЗ Какие изменения в живой и неживой природе вы заметили с приходом зимы? Снегопад , метель, чистка снега. Познакомить детей с зимними изменениями в природе; называть характерные признаки зимы Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П. осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям.
К.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
45
В мире живой природы
На опушке.
УЛО
УЗНЗВУ Кого можно встретить на опушке?
Иван-чай, насекомые, бабочки, жуки.
Познакомить с разнообразием живой природы Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям.
К. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
46 В мире живой природы.
УЛО
УЗНЗВУ Какая природа называется живой? Насекомые, светолюбивое, теневыносливое, холодостойкое, влаголюбивое, лиственница, земноводные. Дать представление о некоторых признаках приспособленности живых существ к условиям окружающей среды Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П. осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям.
К.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
47 В берёзовой роще
Практическая работа «Сравнение листьев деревьев».
УЛО
УЗНЗВУ Кто живёт в берёзовой роще? Светолюбивые, теневыносливые, влаголюбивые растения. Показать влияние одних растений на другие, растений на животных Р. Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
К.Строить понятные для партнёра высказывания Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
48 Признаки приспособленности живых существ к окружающему миру.
УЛО
УЗНЗВУ Чем опасна низина? Купальница, уж, гадюка. Выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
П. Строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать аналогии.
К. Задавать вопросы. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
49 В ельнике
УЛО
УЗНЗВУ Чем отличается ельник от берёзовой рощи? Теневыносливые растения. Выделять признаки объектов природы; формирование знаний о разнообразии условий жизни живых существ Р. Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
К.Строить понятные для партнёра высказывания Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
50 Влияние условий на жизнь растений и животных.
УЛО
УЗНЗВУ Как связаны между собой растения и животные? Съедобные грибы и ядовитые грибы. Показать влияние одних растений на другие, растений на животных Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
П. Строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать аналогии.
К. Задавать вопросы. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
51 У лесного озера.
УЛО
УЗНЗВУ Кто живёт у лесного озера? Тростник, жук-плавунец, кубышка, ряска, водомерка. Сформировать представление о некоторых растениях и животных, обитающих в воде, у воды Р. Принимать и удерживать учебную задачу.
П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
К.Строить понятные для партнёра высказывания Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
52 Разнообразие жизни живых существ водоёма. УЛО
УЗНЗВУ Кто живёт в водоёмах? Рыбы, водоплавающие птицы, лягушки. Продолжить формирование знаний о разнообразии условий жизни живых существ Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.
53 В сосновом лесу.
Практическая работа «Сравнение веток сосны и ели».
УЛО
УЗНЗВУ Каковы условия жизни в сосновом лесу? Сосна, хвоинки, очиток, дятел. Формирование умений выделять признаки приспособленности растений и животных Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
П. Строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать аналогии.
К. Задавать вопросы. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
54 Берегите лес!
Практическая работа «Составление правил поведения в лесу».
УЛО
УЗНЗВУ Почему лес нужно беречь? Что может вызвать пожар в лесу? Пожар Правила поведения в лесу Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям.
К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Мотивационная основа учебной деятельности.
55 Весна. Экскурсия на луг.
Мозаика заданий.
УКИЗ Что такое луг? Пролеска, гусиный лук, хохлатка, ива, орешник. Познакомить детей с весенними изменениями в природе Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
П. Строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать аналогии.
К. Задавать вопросы. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
ЛЮДИ ВОКРУГ НАС – 13 ЧАСОВ
56
Человек в обществе
УЛО
УЗНЗВУ Является ли человек частью общества? Почему? Общество, первобытное общество. Показать развитие общества от первобытных времен до наших дней Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям.
К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
57 Биосоциальная сущность человека.
УЛО
УЗНЗВУ Как жили люди в первобытном обществе? Пещера, хранитель огня. Формировать представление о биосоциальной сущности человека; показать значение общества в жизни человека Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
П. Строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать аналогии.
К. Задавать вопросы. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
58 Труд в жизни человека
УЛО
УЗНЗВУ Какие полезные вещи делают люди совместным трудом? Типография. Значение труда в обществе Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям.
К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
59
Семья
УЛО
УЗНЗВУ Какие бывают семьи? Многодетные семьи, пенсия, пенсионеры. Показать разнообразие состава семьи Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям.
К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
60 Распределение обязанностей в семье.
Практическая работа «Составление режима дня».
УЛО
УЗНЗВУ Кто за что отвечает в семье? Обязанности, помощь, уважение. Представление о правильных взаимоотношениях в семье Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
П. Строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать аналогии.
К. Задавать вопросы. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
61
Бюджет семьи
УЛО
УЗНЗВУ Что такое бюджет семьи? Деньги, монета, купюра, рубль, гривна, доходы, расходы, стипендия. Раскрыть значение денег в обществе Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
П. Строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать аналогии.
К. Задавать вопросы. Принятие образа
«хорошего» ученика.
62 Бюджет семьи.
Практическая работа «Составление семейного бюджета».
УЛО
УЗНЗВУ Как распределить бюджет? Зарплата, траты, остаток, экономия. Показать необходимость правильного распределения денежных средств семьи Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
П. Строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать аналогии.
К. Задавать вопросы. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
63
Будем вежливы.
УЛО
УЗНЗВУ Кого называют вежливыми? Этикет Продолжить формирование знаний о правилах культурного поведения в обществе Р. Знать своё имя, имена своих близких и родных людей, дату рождения, домашний адрес.
П. Уметь задавать вопросы, составлять слово из первых букв названий предметов, объяснять значение имени, пользоваться справочником Принятие образа
«хорошего» ученика.
64 Будем вежливы.
Практическая работа «Правила этикета»
УЛО
УЗНЗВУ Правила вежливости, каковы они? Этикет Объяснение недопустимости грубости, бестактности, равнодушия Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
65 О друзьях-товарищах.
УЛО
УЗНЗВУ Кто такие товарищи? Друзья, товарищи, дружба. Представление о правильных взаимоотношениях людей Р. Знать своё имя, имена своих близких и родных людей, дату рождения, домашний адрес.
П. Уметь задавать вопросы, составлять слово из первых букв названий предметов, объяснять значение имени, пользоваться справочником Принятие образа
«хорошего» ученика.
66 Значение дружбы.
УЛО
УЗНЗВУ Зачем нужна дружба? Этикет, дружба, ответственность. Взаимоотношение людей; значение дружбы Р. Знать своё имя, имена своих близких и родных людей, дату рождения, домашний адрес.
П. Уметь задавать вопросы, составлять слово из первых букв названий предметов, объяснять значение имени, пользоваться справочником Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
67 Лето. Обобщение наблюдений за летними изменениями в природе и труде людей
УЛО
УКИЗ Какие изменения в природе вы наблюдаете? Раннецветущие растения Познакомить детей с летними изменениями в природе; называть характерные признаки лета. Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Принятие образа
«хорошего» ученика
68 Лето. Мозаика заданий.
УЛО
УКИЗ Чему научились за год? Живая и неживая природа. Развивать знания учащихся о летних изменениях в неживой природе, жизни растение и животных Р. Знать своё имя, имена своих близких и родных людей, дату рождения, домашний адрес.
П. Уметь задавать вопросы, составлять слово из первых букв названий предметов, объяснять значение имени, пользоваться справочником Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
ТИПЫ УРОКОВ И ИХ СОКРАЩЕНИЯ
УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний
УЗНЗВУ – урок закрепления новых знаний и выработка умений
УКИЗ – урок комплексного использования знаний
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
ЛИТЕРАТУРА
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа: 2 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, английский язык, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура: примерная основная образовательная программа: [сборник]. – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 512с.
Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. Окружающий мир. 2класс. Учебник. – М.: АСТ: Астрель, 2013.
Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. Окружающий мир. 2класс. Рабочие тетради № 1, № 2. – М.: АСТ: Астрель, 2013.
Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир». – М.: АСТ: Астрель, 2013.