Рабочая программа по окружающему миру.3 класс. УМК Планета знаний


Матвеево – Курганский район, с. Алексеевка
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алексеевская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Алексеевской сош Щербина А.В. ______
Приказ от 29.08.2014 г. № 133
Подпись руководителя_______ Щербина А.В.
Рабочая программа
по окружающему миру
начального общего образования
3 А класс
Количество часов: 2
Учитель: Кавалерист Нина Алексеевна
Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, программы начального общего образования, авторской программы И. В. Потапова, Г. Г. Ивченковой, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина «Окружающий мир», М.: ACT, Астрель, 2011. (УМК «Планета Знаний»).
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программой начального общего образования, авторской программой И. В. Потапова, Г. Г. Ивченковой, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина «Окружающий мир» (УМК «Планета Знаний»).
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. Часть 1. - М.: ACT, Астрель, 2012.
И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. Часть 2. - М.: ACT, Астрель, 2012.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. - М.: ACT, Астрель, 2012.
«Окружающий мир. Проверочные и диагностический работы.3 класс» к учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова, Е.В.Саплиной,А.И.Саплина «Окружающий мир»
Структура документа
Рабочая программа по окружающему миру представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; контрольно – измерительные материалы, описание материально – технического обеспечения.
Цели и задачи курса
Цель изучения курса: формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру, формирование целостной картины мира.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др. );
социализация ребенка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др. );
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, ее систематизация и др. );
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно- следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
Кроме общедидактических, в преподавании окружающего мира используются специфические предметные принципы:
краеведческий;
сезонный;
экологический.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказ Минобразования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;
- приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»; 
- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
- приказ минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядкаприменения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализацииобразовательных программ»;
-приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год» от 30.04.2014 г. № 263;
-приказа отдела образования Матвеево – Курганского района «О формировании учебного плана на 2014 -2015 год» № 187 от 13.05.2014 г.
-Учебный план МБОУ Алексеевскойсош на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом № 92 от 30.05.2014 г.
Место и роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения программы
В 3 классе на изучение изобразительного искусства отводится 2 часа в неделю, всего 34 часа в год (34 учебные недели). В данной рабочей программе представлено 69 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовное и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, самому себе и окружающим людям.
Виды деятельности учащихся в процессе ознакомления с окружающим миром:
Наблюдение. Это основной вид деятельности на уроках окружающего мира. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Опыт. Для ознакомления с окружающим миром используются различные по протяженности опыты. Кратковременные опыты занимают урок или часть урока. Длительные опыты могут занимать несколько дней. Главный принцип использования этого вида деятельности - дать детям инструментарий для познания, сформировать представление о способности познавать окружающий мир опытным путем.
Эксперимент. При проведении эксперимента выдвигается гипотеза, проводится ее проверка, отбор информации, соответствующей изучаемому объекту или явлению. Учащиеся проводят наблюдения за явлениями, происходящими во время проведения эксперимента, учатся делать выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными.
Практические работы. Учащиеся работают с картами, планами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также выполняют графические практические работы.
Игры. Использование ролевых и дидактических игр определяется преобладанием при переходе от дошкольного периода игровой ведущей деятельности, которая постепенно, по мере формирования познавательных интересов, заменяется практико-ориентированной деятельностью.
В вариативной части курса, обеспечивающей дифференцированный подход к изучению материала, предполагаются такие виды работ, как творческая работа, интеллектуальный марафон, проектная деятельность. Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся, владение на доступном уровне методами исследования.
Основная форма организации учебной деятельности учащихся - урок. Для ознакомления учащихся с объектами и явлениями окружающего мира проводятся следующие типы уроков: уроки - практические занятия, уроки-экскурсии, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Содержание учебного курса «Окружающий мир»

п/пНаименование разделов учебной программы, характеристика основных содержательных линий Количество
часов Указания планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях Формы и виды контроля
Базовый уровень Повышенный уровень 1 Природа вокруг нас 8 часов Что такое явление природы;
Что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта;
Устройство компаса;
Как находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
Оценивание своего поведения в природе;
Выполнения правил поведения в природе;
Что такое открытая и закрытая линия горизонта;
О физических и химических явлениях природы;
Находить стороны горизонта по местным признакам;
Проверочная работа
2 Вода, воздух, горные породы и почва
16 часов О трёх состояниях воды в природе;
Легко определяемые свойства воды (3-4);
О водоёмах (река, озеро, море);
О значении воды в жизни человека, необходимости её охраны и рационального использования;
Легко определяемые свойства воздуха (3-4);
Состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси);
О необходимости охраны воздуха от загрязнения;
Что такое горные породы и полезные ископаемые;
Свойства 3-4 полезных ископаемых, их использование человеком;
О необходимости бережного использования полезных ископаемых;
О почве, её значении и необходимости охраны; Об использовании энергии воды и ветра;
Моделировать несложные природные процессы;
3 О царствах живой природы
16 часов О четырёх царствах живой природы;
Об органах растений и их значении;
Особенности размножения и развития растений;
О некоторых группах растений и их отличительных признаках;
Об отличительных признаках основных групп животных;
Особенности передвижения, питания, размножения и развития животных;
О влиянии человека на живую природу и необходимых мерах её охраны;
Различать наиболее распространённые растения (5=6);
Различать наиболее распространённых животных (7-8);
О строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
О разнообразии грибов и их значениях в природе и жизни человека;
О значении бактерий в природе и жизни человека;
Об особенностях питания и дыхания растений;
Об условиях прорастания семян;
4 Человек
10 часов Названия важнейших органов человека и их функции;
Основные правила личной гигиены;
Выполнять правила личной гигиены Сравнивать и делать выводы
Проверочная работа
5 Человек в обществе
19 часов Какие народы живут на территории России;
Символика своего города;
Столица России;
Государственные символы России;
Как называется главный закон страны;
Как устроено наше государство;
Основные права и обязанности ребёнка;
Находить на карте город (село), в котором они живут;
Рассказать о главных символах государства;
Рассказать о символах своего города;
Рассказать о главных достопримечательностях своего города;
Рассказать об основных правах и обязанностях ребёнка.
Об обычаях и традициях своего народа;
Об истории возникновения своего города (села);
Историю возникновения герба своего города;
Историю происхождения и развития основных символов государства;
Основные моменты развития органов власти страны;
Историю происхождения государственных наград;
Пользоваться различной справочной литературой;
Получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы.
Проверочная работа
Итоговая проверочная работа
Итоговый тест
Календарно-тематическое планирование
№ Дата Тема урока Контрольные практические работы Характеристика учебной деятельности учащихся Планируемые результаты
Предметные Личностные МетапредметныеПрирода вокруг нас (8 ч. )1 02.09 Что нас окружает Наблюдение за связями между человеком и окружающей его средой (как природной, так и социальной ее составляющих). Представление о науке «экология» и важности охраны природы Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, схемы
2 03.09 Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы» Обнаружение примеров разнообразия неживой и живой природы в окрестностях школы. Наблюдение и фиксация результатов наблюдений. Индивидуальная и групповая работа Проводить наблюдения самостоятельно и под руководством учителя Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью
3 09.09 Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу» Наблюдение за примерами положительного и отрицательного влияния человека на природу Устанавливать и объяснять взаимосвязи между природой и человеком Способность к самооценке Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности
4 10.09 Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу Представление о горизонте, основных и промежуточных сторонах горизонта. Освоение приемов определения сторон горизонта по полуденной тени от Солнца Различать типы линии горизонта, иметь представление о способах определения линии горизонта на местности Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений
5 16.09 Ориентирование по компасу и местным признакам Освоение приемов нахождения стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам Определять линию горизонта и стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам Способность оценивать трудность предлагаемого задания Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.
Устанавливать при- чинно-следственные связи изменений в природе.Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы
6 17.09 Экскурсия «Ориентирование на местности» Показ на местности линии горизонта. Работа с компасом (индивидуально и в группах) Проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
7 23.09 Свойства тел и веществ. Практическая работа Усвоение научных представлений о явлениях природы. Развитие творческих способностей Приводить примеры тел и веществ, проводить под руководством учителя простейшие опыты и определять свойства (признаки) тел и веществ Способность оценивать трудность предлагаемого задания Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
8 24.09 Явления природы.
Проверочная
работа Проверочная работа Представление о свойствах тел и веществ. Выделение существенных и несущественных признаков. Сравнение и классификация предметов по различным признакам Осуществлять наблюдения, выделять и различать явления природы Интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознание своего продвижения в овладении учебными действиями Устанавливать при- чинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии.
Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч. )9 30.09 Свойства воды в жидком состоянии. Практическая работа Установление опытным путем некоторых свойств чистой жидкой воды: бесцветности, прозрачности, отсутствия запаха, плохой теплопроводности. Ознакомление с некоторыми примерами использования знаний о свойствах воды на практике Наблюдать и проводить простейшие опыты под руководством учителя и самостоятельно, обобщать, делать выводы, объяснять несложные природные явления Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений
10 01.10 Вода-
растворитель. Практическая работа Установление опытным путем свойства воды растворять вещества. Ознакомление с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами Проводить под руководством учителя элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, устанавливать связи между объектами и явлениями природы Способность оценивать трудность предлагаемого задания Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать при- чинно-следственные связи изменений в природе.
Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы
11 07.10 Свойства льда, снега и пара Ознакомление со свойствами воды в твердом и газообразном состояниях. Представление о переходе вещества из одного состояния в другое Определять состояние вещества по характерным признакам, выявлять опытным путем свойства воды в различных состояниях Устойчивый интерес к изучению природы. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
12 08.10 Родники. Водоемы и водотоки (река, озеро, море, пруд, водохранилище) Знакомство с процессом образования родников. Представление о различных типах водоемов. Работа со схемами и рисунками для получения нужной информации. Развитие творческих способностей Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
13 14.10 Облака, роса, туман, иней, изморозь Представление о состояниях воды в природе (облака, роса, туман, иней, изморозь). Раскрытие научной стороны этих явлений. Закрепление ранее полученных знаний о переходе воды из одного состояния в другое в новой учебной ситуации-
Называть явления и объекты природы, объяснять их происхождение, состав и свойства Адекватная самооценка. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии.
Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков
14 15.10 Круговорот воды в природе. Использование и охрана воды Знакомство с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое. Представление о воде как необходимом условии жизни, понимание изменений, возникающих в природе в процессе использования воды Объяснять, что такое круговорот воды, и объяснять его роль в природе, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.
Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий
15 21.10 Проверочная работа по теме «Вода и ее свойства» Повторение и закрепление пройденного материала по темам «Три состояния воды» и «Вода в природе». Контроль усвоения материала Применять полученные знания при выполнении заданий в форме тестирования Адекватная самооценка. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение
16 22.10 Значение воздуха для жизни. Состав воздуха Представление о том, что такое воздушная среда и каково ее значение для жизни Объяснять состав воздуха и его значение в жизни человека, проводить простейшие опыты и наблюдения, устанавливать взаимосвязи явлений природы Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать при- чинно-следственные связи изменений в природе
17 28.10 Свойства воздуха.
Практическая
работа Знакомство опытным путем с некоторыми свойствами воздуха: прозрачностью, отсутствием цвета и запаха, а также свойствами плохо проводить тепло и при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься Проводить простейшие опыты и наблюдения самостоятельно и под руководством учителя, выявлять свойства воздуха Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать при- чинно-следственные связи изменений в природе
18 29.10 Ветер.
Охрана воздуха Научное представление о процессе образования ветра в природе на основе знакомства со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении. Представления о загрязнении воздуха, о необходимости охраны воздуха Объяснять понятие «ветер» и связанные с ним явления природы, выявлять взаимосвязи между явлениями природы и человеком Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи изменений в природе
19 11.11 Почва.
Охрана почвы Представление о почве как о верхнем плодородном слое земли, о её составе и необходимости охраны от разрушения и загрязнения Иметь представление о почве, её свойствах и значении в природе и жизни человека, объяснять взаимосвязи между объектами природы и человеком, характеризовать влияние человека на состояние почв
Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи изменений в природе
20 12.11 Горные породы Представление о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространенности в природе Иметь представление о горных породах, их составе и свойствах Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выгоды
21-
22 18.11
19.11 Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк) Установление связи деятельности человека с природой и свойствами ее объектов. Выделение эстетического аспекта этого взаимодействия Проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков
23-
24 25.11
26.11 Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. Проверочная работа Ознакомление со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых. Контроль знаний по теме «Горные породы. Полезные ископаемые» Устанавливать связи и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу, приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования
Адекватная самооценка. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно- следственные связи изменений в природе
О царствах живой природы (16 ч.)
25 02.12 Четыре царства живой природы Ознакомление с царствами живой природы и науками, которые их изучают, с отличиями живых существ от тел неживой природы. Представление о среде обитания живых существ, знакомство с четырьмя средами обитания Называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений
26 03.12 Строение растений. Практическая работа Ознакомление с органами растений и их разнообразием, со значением органов в жизни растений. Сравнение и выявление существенных признаков, описание объекта и фиксации результатов наблюдений Называть части растения, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком Соблюдение правил безопасного поведения. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать при- чинно-следственные связи изменений в природе.
Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы
27 9.12 Разнообразие
растений Знакомство с основными группами растений: водорослями, мхами, папоротниками, хвойными и цветковыми. Выявление отличительных признаков групп растений Определять вид растения по существенным признакам, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
28 10.12 Дикорастущие и культурные растения Расширение знаний о культурных растениях и их значении в жизни человека. Ознакомление с предками некоторых культурных растений Различать дикорастущие и культурные растения, объяснять происхождение и называть некоторых предков культурных растений, устанавливать и объяснять влияние человека на живую природу Способность оценивать трудность предлагаемого задания Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
29 16.12 Жизнь растений Ознакомление с процессом питания растения при помощи опытов. Представление о дыхании растений, о значении испарения воды листьями растений Устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, объяснять процесс питания и дыхания растений, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности
30 17.12 Размножение и развитие растений Представление об опылении растений, о его значении в жизни растения. Расширение представлений о способах расселения плодов и семян растений, показ значения расселения плодов и семян Объяснять особенности и способы размножения растений, значение опыления в размножении, получать информацию из схемы, рисунка Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений
31 23.12 Развитие растения из семени. Охрана растений Расширение знаний о развитии растения из семени. Выявление опытным путем условий, необходимых для развития растения из семени. Расширение знаний о значении растений в природе и жизни человека, о влиянии человека на мир растений. Представление о необходимости бережного отношения к растениям. Знакомство с редкими растениями своей местности и мерами охраны растений Объяснять по схеме этапы развития растения из семени, проводить самостоятельно элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.
Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.
Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы
32 24.12 Строение
животных.
Практическая
работа Ознакомление с особенностями строения животных, значением органов животных в их жизни. Выявление сходства и различия между растениями и животными Описывать внешний
вид животного, сравнивать и объяснять отличие животных от растений по внешним признакам и особенностям жизнедеятельности Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
33 30.12 Разнообразие
животных Расширение знаний обосновных группахживотных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих. Расширение знаний о разнообразии животных (черви, ракообразные; паукообразные и др. ). Выявление существенных признаков Определять видовую принадлежность животного по характерным признакам, приводить примеры животных разных видов, различать виды животных по отличительным особенностям, приводить примеры приспособленности животных к условиям жизни
Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
34 13.01 Домашние и дикие животные Расширение знаний о домашних животных и их значении в жизни человека. Знакомство с предками основных домашних животных Различать диких и домашних животных,
объяснять роль животных в домашнем и сельском хозяйстве, называть отдельных предков домашних животных, объяснять влияние человека на жизнь животных Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного
края. Основы экологической культуры Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
35 14.01 Как животные воспринимают мир Ознакомление с органами чувств животных, их значением в жизни животного. Представления о связи внешнего вида животного со степенью (уровнем) развития органов чувств Различать особенности строения и функционирования органов чувств у животных разных видов, объяснять значение органов чувств для животного, связь органов чувств со средой обитания Способность оценивать трудность предлагаемого задания Устанавливать при- чинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии.Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков
36 20.01 Передвижение и дыхание животных Расширение знаний об особенностях передвижения животных разных групп, приспособленности животных к разным способам передвижения. Представление о связи способа передвижения животного со средой обитания. Ознакомление с органами дыхания животных разных групп Объяснять особенности физиологических процессов, называть органы передвижения и дыхания у животных разных видов, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений за поведением животных Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.Строить монологические и диалогические высказывания.
Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий
37 21.01 Питание животных Ознакомление с особенностями питания животных разных групп. Ознакомление с приспособленностью животных к добыванию и поеданию пищи Объяснять особенности физиологических процессов, называть органы питания у животных разных видов, классифицировать животных по типу питания Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение
38 27.01 Размножение и развитие животных Ознакомление с особенностями размножения животных разных групп. Формирование представлений о последовательности развития животных разных групп Рассказывать об этапах размножения и особенностях развития отдельных видов животных Чувство прекрасного на основе знакомства с природой Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности
39 28.01 Охрана животных. Проверочная работа по теме «Растения и животные» Расширение знаний о значении животных в природе и в жизни человека. Наблюдение за влиянием деятельности человека на животных. Расширение знаний о редких животных и мерах по их охране Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на животный мир, способов охраны животных, объяснять значение охраны животных для окружающего мира Способность оценивать трудность предлагаемого задания. Основы экологической культуры Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений
40 03.02 Грибы и бактерии Представления о грибах и бактериях как отдельных царствах природы. Расширение представлений о видах и формах грибов. Ознакомление со значением грибов и бактерий в хозяйственной деятельности человека Знать отличительные признаки грибов и бактерий, объяснять их принадлежность к отдельным царствам природы, взаимосвязь объектов природы и человека Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать при- чинно-следственные связи изменений в природе.
Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы
Человек (10 ч.)
41 4.02 Человек — часть живой природы Ознакомление с особенностями строения тела человека, с органами человека и их значением для организма. Выявление сходства и различия между человеком и животными. Выводы о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды Объяснять взаимосвязь явлений и объектов природы с человеком. Понимать, что человек - часть природы. Рассказывать о сходстве и различии организма человека и животного. Различать значение терминов «анатомия» и «физиология» Способность к самооценке. Основы экологической культуры Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
42 10.02 Кожа - первая «одежда». Практическая работа Ознакомление со свойствами кожи, значением кожи для организма. Представление о необходимости ухода за кожей Проводить самостоятельно простейшие опыты и наблюдения, делать выводы, рассказывать о значении кожи в организме, объяснять важность гигиены кожи Способность оценивать трудность предлагаемого задания Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности
43 11.02 Скелет.
Практическая
работа Общее представление о скелете человека и его значении для организма. Наблюдения и выводы о значении правильной осанки, знакомство с правилами ее формирования Наблюдать за особенностями строения своего тела, рассказывать о строении и значении скелета в организме, осознавать важность правильной осанки для здоровья Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы
44 17.02 Мышцы.
Практическая
работа Ознакомление с работой мышц. Представление о необходимости укрепления мышц, значении физической культуры и труда для укрепления мышц Рассказывать о роли мышечной системы в организме, особенностях работы мышц, понимать и объяснять важность укрепления мышечной системы Адекватная самооценка. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе Выделять существенную информацию из учебных и научно- популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
45 18.02 Кровеносная
система.
Практическая
работа Ознакомление со строением и работой кровеносной системы. Представление о необходимости укрепления сердца и сосудов, о составе и значении крови в организме Рассказывать об элементарном устройстве кровеносной системы человека, ее роли в жизнедеятельности организма, проводить самостоятельно простейшие наблюдения и опыты, уметь определять пульс, понимать и объяснять необходимость и способы поддержки и укрепления сердечнососудистой системы Способность к самооценке. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
46 24.02 Дыхание Ознакомление с органами дыхания человека и их работой. Представление о важности соблюдения правил гигиены органов дыханияОбъяснять особенности процесса дыхания человека, называть органы дыхательной системы, проводить опыты и наблюдения в сотрудничестве с одноклассниками, следовать правилам гигиены органов дыхания
Способность оценивать трудность предлагаемого задания Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий
47 25.02 Питание и выделение Расширение знаний о пище и значении ее разнообразия. Ознакомление со строением и работой пищеварительной системы. Представление о строении и значении зубов, знакомство с правилами ухода за ними, значением выделения из организма вредных и ненужных веществ Называть органы пищеварительной системы, объяснять на доступном уровне особенности строения и функционирования пищеварительной системы, осознавать важность правил гигиены питания и следовать им
Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе Распределять обязанности при работе в группе.
Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение
48 3.03 Органы чувств. Практическая работа Расширение представлений об органах чувств, о правилах гигиены Называть органы чувств человека и объяснять их роль в жизнедеятельности организма человека, знание правил гигиены органов чувств и желание их соблюдать Адекватная самооценка. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
49 4.03 Нервная система Представления о нервной системе человека, ее значении для организма. Ознакомление с правилами гигиены нервной системы и необходимостью их выполнения Называть основные органы и объяснять на доступном уровне особенности функционирования нервной системы, знать правила гигиены нервной системы Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Адекватная самооценка Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
50 10.03 Эмоции и темперамент. Проверочная работа. Проверочная работа Ознакомление с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на человека. Первоначальное представление о темпераменте и его типах Понимать значение термина «эмоции» и важность управления своим эмоциональным состоянием Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе
Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
Человек в обществе (18 ч.)
51 11.03 Народы нашей страны Знакомство с народами, населяющими нашу страну. Расширение представлений о многонациональном характере населения России Составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, о происхождении славянских народов Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
52 17.03 Традиции народов нашей страны Ознакомление с традициями и обычаями народов нашей страны Находить информацию и составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, рассказывать о традициях своего народа, семьи Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности
53 18.03 Путешествие по ленте времени Представление о науке истории, которая изучает прошлое человеческого общества. Ознакомление с понятием «историческое время» Ориентироваться в исторических событиях, их последовательности, временных отрезках Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы
54 31.03 Города и села Ознакомление с понятиями «село», «город». Представление об исторически сложившихся занятиях крестьян и горожан Различать по основным признакам городские и сельские поселения, рассказывать об истории происхождения и устройстве городов Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
55 01.04 Названия городов Представление о появлении названий у городов Объяснять названия некоторых городов, проводить аналогии в образовании названий поселений, рассказывать об истории происхождения названия родного города Осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою Родину. Адекватная самооценка Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
56 7.04 Кремль — центр города Ознакомление с устройством древнерусского города. Представление о кремле как центральной части города Составлять краткий рассказ об устройстве крупных старинных российских городов Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение Распределять обязанности при работе в группе.
Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение
57 8.04 Улицы города Продолжение знакомства с устройством города. Знакомство с появлением названий улиц, переулков, проспектов. Представление о старинных домах, которые встречаются на улицах городов Кратко характеризовать типы названий городских улиц, объяснять происхождение названий улиц родного города Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
58 14.04 Герб — символ города Знакомство с одним из символов города — гербом Различать символику города, объяснять происхождение и значение герба города
Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль
59 15.04 Памятные места городов Продолжение знакомства с символами города. Представление о том, что символом города может быть не только герб (исторический памятник, музей, университет, завод) Описывать достопримечательности столицы, родного края, города; показывать их на карте Осознание себя как гражданина России, ощущение чувства гордости за свою родину. Адекватная самооценка Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности
60 21.04 Экскурсия «Улицы и памятные места родного города» Знакомство с основными достопримечательностями своего города: памятниками истории и культуры Наблюдать и фиксировать полученные данные, описывать улицы и достопримечательности родного города Осознанное положительное отношение к культурным ценностям Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы
61 22.04 Современный
город Знакомство с обликом современного города Наблюдать, сравнивать и характеризовать особенности современного города Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
62 28.04 Москва — столица России. Проверочная работа Проверочная работа Знакомство со столицей нашей страны, ее достопримечательностями Иметь представление об истории и достопримечательностях Москвы Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
63 29.04 Что такое государство Знакомство с понятием «государство». Ознакомление с современным государственным устройством России Кратко описывать государственное устройство Российской Федерации Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы
64 5.05 Конституция - основной закон нашей страны Ознакомление с основным законом государства - Конституцией Понимать, что Конституция является основным законом Российской Федерации, называть основные положения Конституции Осознание себя как гражданина России, ощущение чувства гордости за свою родину. Адекватная самооценка Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
65 6.05 Права ребенка Ознакомление с правами детей Кратко характеризовать основные права и обязанности гражданина, различать права и обязанности гражданина, ребенка Осознанное положительное отношение к культурным ценностям. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
66 12.05 Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России Ознакомление с главными символами страны Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий
67 13.05 Государственный гимн России. Итоговая проверочная работа Итоговая проверочная работа Продолжение знакомства с главными символами страны Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение
68 19.05 Государственные награды Ознакомление с наградной системой страны Составлять краткий рассказ об основных государственных наградах России, их истории и награжденных Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью
69 20.05 Итоговое тестирование Итоговый тест Планируемые результаты освоения образовательной программы
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Окружающий мир».
У третьеклассников продолжится формирование:
положительного отношения и интереса к изучению природы и человека;
осознания своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
способности к самооценке;
осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину;
знаний основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение;
понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимания значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.
устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории страны;
способности оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватной самооценки;
чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установки на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы;
основ экологической культуры;
осознанного положительного отношения к культурным ценностям.
Метапредметныерезультаты освоения курса «Окружающий мир».
Регулятивные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Третьеклассники научатся:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Третьеклассники получат возможность научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.
Познавательные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Третьеклассники научатся:
находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;
использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений;
осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Третьеклассники научатся:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
строить монологические и диалогические высказывания;
обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.
Третьеклассники получат возможность научиться:
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.
Предметные результаты освоения программного материала.
Третьеклассники научатся:
находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
различать наиболее распространенные растения;
различать наиболее распространенных животных;
проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
выполнять правила личной гигиены;
оценивать свое поведение в природе;
выполнять правила поведения в природе;
находить на карте город, село, в котором они живут;
рассказывать о главных символах государства;
рассказывать о символах своего города;
рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка.
Третьеклассники смогут научиться:
находить стороны горизонта по местным признакам;
моделировать несложные природные процессы;
объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;
выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;
пользоваться различной справочной литературой;
получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
сравнивать и делать выводы.
Человек и природа
Учащиеся научатся:
проводить самостоятельно и под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты;
давать характеристику погоды по результатам наблюдений;
показывать на карте и глобусе границы России, некоторые города России;
приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни;
рассказывать о строении человеческого организма, физиологии основных органов;
устанавливать связи между объектами и явлениями природы;
рассказывать о форме Земли, ее движении вокруг своей оси;
выполнять правила поведения в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
объяснять, что такое круговорот воды в природе, защитная окраска животных;
давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу;
участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
выполнять правила поведения в обществе;
различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации;
различать права и обязанности гражданина, ребенка;
описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
различать и объяснять наиболее распространенные типы названий городских улиц;
понимать значение денег и планирования бюджета для жизни общества и семьи;
характеризовать основные научные достижения ученых.
Учащиеся получат возможность научиться:
описывать государственное устройство Российской Федерации; основные положения Конституции;
характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
описывать культурные достопримечательности своего края.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметаИзучение окружающего мира является специфическим предметом, так как подразумевает умение делать выводы, классифицировать материал, формулировать понятия, владеть исследовательским инструментарием. Именно проверка уровня усвоения этих умений и навыков является целью контроля.
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
использование критериальной системы оценивания;
оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень Отметка Комментарий
Материал не усвоен «2»
(неудовлетворительно) Учащийся не владеет информацией об изученных объектах и явлениях, взаимосвязях в окружающем мире, не знает терминологии, не умеет владеть приборами, инструментариями, учебными материалами, предусмотренными программой данного уровня обучения
Минимальный
уровень «3»
(удовлетворительно) Минимальные знания об объектах и явлениях окружающего мира, слабое владение терминологией, учебными материалами и инструментами
«4»
(хорошо) Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения, объяснять простейшие взаимосвязи объектов, явлений окружающего мира, неуверенное владение инструментарием и учебными материалами
Программный уровень
(решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) «5»
(отлично) Свободное владение обязательной терминологией, умение объяснять суть, взаимосвязи изучаемых явлений, объектов окружающего мира, свободное владение изучаемыми учебными материалами и инструментами, умение применять полученные знания и умения при решении нестандартных задач.
Текущий контрольпроводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т. п. ), подготовленных учителем.
Тематическийконтрольосуществляется в виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем, а также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).
Итоговыйконтрольосуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирование), а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося)
Критерии оценки тестовой, письменной работы учащихся по окружающему миру
«5»
(отлично) «4»
(хорошо) «3»
(удовлетворительно) «2»
(неудовлетворительно)
Выполнение работы без ошибок, полные письменные ответы Верное выполнение не менее 80 процентов заданий либо неполные, неточные ответы к отдельным заданиям Верное выполнение не менее 60 процентов заданий либо неполные или неточные ответы ко всем заданиям Верное решение менее 60 процентов заданий
В соответствии с требованиями ФГОС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом. Критериальноеоцениваниепозволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т. п. ).
Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.
Критерии формирующего оценивания устного ответа:
Выразительный связный рассказ.
Правильные ответы на вопросы учителя и учащихся по изученной теме.
Знание терминологии, понятий по теме.
Ориентация в демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на глобусе, в использовании моделей и инструментов исследований.
Выполнение обязательных дополнительных заданий по теме (в учебнике, в рабочей тетради).
Выставляемая отметка соответствует количеству набранных баллов.
Дополнительные необязательные задания творческого характера, а также участие в проектной деятельности являются добровольными, и оценивание этих работ не должно вызывать негативных эмоций у детей, а должно лишь обучать их адекватно оценивать результаты своего труда, формировать навыки контроля и самоконтроля. Поэтому для характеристики таких работ также применяется критериальное оценивание.
Критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта):
Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
Разнообразие источников информации.
Выразительный устный рассказ.
Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
Уроки - практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умение организовать свою деятельность, определив ее цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты.
В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения. Так, ведение дневника наблюдений является частью долгосрочного исследовательского проекта по наблюдению за сезонными изменениями в природе, в ходе которого учащиеся обучаются использованию различных методов и приемов исследования, учатся делать, наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать информацию. В конце года учащиеся на основе наблюдений подготавливают обобщение своих исследований.
Кроме обязательного домашнего задания репродуктивного характера, направленного на закрепление новых знаний, используются дополнительные задания творческого или исследовательского характера: пронаблюдать, подготовить сообщение, подумать и сделать вывод, сравнить, изготовить прибор для опыта и т. п. Эти домашние задания ориентированы на детей с высокой познавательной мотивацией, их выполнение должно быть добровольно и соответствовать возможностям учащихся.Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое сопровождение (оборудование):
глобус, карта России;
наборы лабораторного оборудования для измерения температуры, времени, направления ветра;
плакаты «Государственная символика Российской Федерации»;
гербарии растений разных природных сообществ;
демонстрационные наборы образцов горных пород и полезных ископаемых;
живые растения;
энциклопедии, справочники, словари.
Электронно-программное обеспечение:
электронные библиотеки по окружающему миру, электронные энциклопедии, записи звуков природы;
презентации по окружающему миру.
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
компьютер
фотоаппарат;
микроскоп;
сканер, ксерокс и принтер.
КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ОктябрьРабота № 1 Вариант 1
1-1. Раздели объекты на две группы.
Основная часть
1-5. Что изучает наука экология? Обведи букву ответа:
Правила ведения хозяйства.
Б. Величины и единицы их измерения.
Взаимодействие живых существ с окружающей средой.
1-6. Прочитай схему и дополни её.
Вещества
Твёрдые:Жидкие:
Гранит Молоко
Объекты одной группы отметь а другой О-Напиши название каждой группы:
□о
1-2. Допиши предложение.
1-3. Обозначь основные стороны горизонта.
Там, где на открытой местности нам кажется,что небо сходится с землёй или водой, мы ви-дим.
1-4. Куда должна показывать синяя стрелка компаса при определении сторон горизонта?
А. На север.В. На запад.
Б. На юг.Г. На восток.
1-7. Что относится к явлениям природы? Обведи буквы ответов:
А. Гроза.В. Строительство дома.
Б. Полёт на Луну. Г. Таяние снега.
1-8. Проведя опыты, ты установил свойства поваренной соли и сахарного песка и записал их в таблицу:
Вещество Цвет Сыпучесть Вкус Растворимость
Поваренная соль Белая Сыпучая Солёная Растворяется в воде
Сахарный песок Белый Сыпучий Сладкий Растворяется в воде
Сравни свойства поваренной соли и сахарного песка, используя таблицу.
Сходство:
10% 20% 30% | 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Оценка выполнения основной части
Различие:
._
ДекабрьРабота № 2 Вариант 1
Основная часть
2-1.Наурокедетиопределилитакиесвойства вещества:бесцветное,прозрачное,втеплепревращаетсявводу,хрупкое.Скакимвеществомработалидети?
Ответ:
2-2.Почемукосмонавтыберутвполётбольшой запасвоздуха?Обведибуквуправильногоответа:
Вещество Цвет Прозрачность Состояние Плохоилихорошо проводиттеплоВода Воздух 2-3.Заполнитаблицу.
Используятаблицу,сравнисвойстваводыивоздуха.
Сходство:
Чтобыувеличитьскоростькосмическогокорабля.Б.Чтобыуменьшитьмассукосмическогокорабля.
ЧтобыкорабльвовремявернулсянаЗемлю.Г.Чтобыможнобылодышать.
2-5.Какоесвойствоприродногогазапозволяет использоватьегокактопливо?Обведибуквуответа:
Цвет.
Б.Растворимостьвводе.
Горючесть. Г.Запах.
2-7.Сделайнадписинасхеме:устьереки,правыйприток.
2-6.Чемпочваотличаетсяотгорнойпороды?Ответ:
Различие:
2-8.Допишипредл
ожение.
Естественныйпотокводы,которыйтечётпопроложенномуимжеуглублениюнаповерхностиЗемли,—это
10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Оценкавыполненияосновнойчасти
2-4.Найдииисправьошибку.
Известняк,гранит,глина,стекло—полезные ископаемые.
ФевральРабота№3Вариант1
Основнаячасть3-1. Дополни схему.
Животные
ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

3-5. Распредели по группам животных: лебедь, акула, фазан, дельфин, окунь, тигр. Заполни таблицу: допиши названия групп и названия животных.
Рыбы Фазан Тигр
3-6. Как развивается рыба? Впиши недостающие слова:
Грибы
3-2. Какое значение в жизни растений имеет цветок? Обведи букву ответа:
Испаряет воду.
Б. Поглощает воду и растворённые в ней минеральные вещества.
Образует плод.
Г. Защищает семена от повреждений.
3-3. Найди и зачеркни ошибку.
С помощью животных распространяются плоды лопуха, череды, рябины, клёна.
3-4. Какие растения имеют все органы? Обведи букву ответа.
А. Водоросли.Г. Хвойные.
Б. Мхи.Д. Цветковые.
В Папоротники.
—► личинка—►—^ взрослая
рыба
3-7. Приведи два примера положительного влияния человека на животных.

3-8. Ты выбрал для проекта тему «Жизнь животных». Где ты можешь найти нужную информацию? Приведи два варианта ответа.
1)
90%
70%
80%
50%
60%
30%
40%
20%
10%
Оценка выполнения основной части
100%
Ответ:
Апрель—май Итоговая работа Вариант 1
Основная часть
И-1.Приведипримерыизмененийвживойприродеподвлияниемдеятельностичеловека.
Положительные
Отрицательные
И-5.Найдиошибкуиисправьеё.
Икринка—►малёк—►личинка—►взрослая
рыба
И-6.Чтодоказываетэтотопыт?
И-2.Компаспоказывает,чтошколанаходится навостокеоттвоегодома.Вкакомнаправлении тыбудешьидтидомойизшколы?
Ответ:
И-3.Приведидвапримераявленийнеживой природы.

И-4.Кактыдокажешь,чтоводатекучаипринимаетформусосуда,вкоторыйеёналивают? Обведибуквуответа.
Поставлюсосудсводойнасвет.
Б.Поставлюсосудсводойвхолодильник.
Возьмусосудыразнойформыинальюв нихводы.
Г.Нагреюсосудсводой.
И-7.Ккакойгруппеотноситсяживотное,имеющееследующиепризнаки:телосостоитизголовы,грудиибрюшка;унегочетырекрылаи шестьног;размножается,откладываяяйца?
Ответ:
И-8.Детипроводилиопыт.Воднубанкуони положилисухиесемена,авдругойбанкесемена смочиливодой.Обебанкипоставиливтёплое место.Чтохотелиузнатьдетиэтимопытом?Обведибуквуответа.
A.Необходимостьводыдляпрорастаниясемян.Б.Необходимостьвоздухадляпрорастаниясе-мян.
B.Необходимостьтепладляпрорастаниясемян.
И-9.ГдечащевсеговозникалигороданаРуси?Почему?Дайкраткийответ.