Рабочая программа по окружающему миру УМК Планета знаний (1 класс)
1.Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г № 373); основной образовательной программы МБОУ гимназии №3, примерной программы начального общего образования по окружающему миру (сборник «Примерные программы начального общего образовании». В двух частях. Москва. Просвещение, 2009г»), программы по предмету «Окружающий мир» И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова для 1 класса (сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. Учебно-методический комплект «Планета знаний». М. АСТ: Астрель.).При составлении рабочей программы учитывались целевые ориентиры и ценностные основания деятельности гимназии, состояние здоровья обучающихся, высокий и выше среднего уровень подготовки обучающихся, высокая степень их учебной мотивации, образовательные потребности семьи и ребёнка, возможности педагога, уровень учебно-методического и материально-технического обеспечения гимназии. В программу также включены региональный компонент и валеологический аспект.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
2. Общая характеристика учебного курса.
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.
Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование .Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.
В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.
В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Объём программы по учебному плану рассчитан на 66 часов в год, по 2 часа в неделю.
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Последовательность изучения тем, представленных в каждом разделе программы, указана в примерном тематическом планировании, составленном по комплекту учебников «Планета знаний» под общей редакцией И. А. Петровой:
• Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир: учебник для 1 класса четырехл. нач. шк. / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М.:
АСТ : Астрель, 2012.
• Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир: рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир: учебник для 1 класса четырехл. нач. шк. / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М.: АСТ : Астрель, 2012.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 класс (66 ч)
Пришла пора учиться (13 ч)
Что изучает предмет «Окружающий мир».Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель — ученик, ученик — ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.
Человек (13 ч)
Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение.
Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний.
Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.
Природа в жизни человека (21 ч)
Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе.
Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных.
Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека.
Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека.
Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.
Человек среди людей (17 ч)
Наша страна — Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну.
Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома.
Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.
Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).5. Тематическое планирование по окружающему миру 1 класс
№
урока, п/пТема урока Кол-во
часов Тип
урока Характеристика деятельности обучающихся
Требования к уровню
подготовки учащихся Вид
контроля Элементыдополни-тельного
содержания Дата
проведения
план факт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Пришла пора учиться (13 ч)
1 Вводный урок. Что такое окружающий мир 1 Изучение нового Анализировать что такое окружающий мир, как человек познает природу. Выполнять правила поведения в природе Знать, что окружающий мир – это все, что мы видим вокруг.
Уметь называть предметы окружающего мира; наблюдать за явлениями природы; описывать и называть явления природы; проводить простейшие опыты; объяснять материал по сюжетным рисункам Фронтальная беседа
2 Ты и твое имя 1 Урок-игра Соотносить как человек познает самого себя Знать свое имя, имена своих близких и родных людей.
Уметь задавать вопросы; составлять слово из первых букв названий предметов; объяснять значение имени; пользоваться справочником Текущий
3 Твоя школа 1 Комбиниро ванныйУзнавать дорогу от дома
до школы Знать правила поведения в школе; знать, где находятся кабинет врача, библиотека, столовая, спортзал, актовый зал, классы Текущий
4
Наша гимназия. (Экскурсия) 1 Экскурсия Соотносить правила поведения в школе Уметь рассматривать и анализировать изображение школы в учебнике; называть людей, которые работают в школе; анализировать свои поступки и поведение в школе; разыгрывать сценки с определением правил поведения в школе Практиче-ская работа
5 Во дворе школы. (Экскурсия) 1 Анализировать что такое окружающий мир, природа как важнейшее условие жизни человека, способы познания окружающего мира Знать правила поведения во дворе школы Текущий. Индивид. опрос
6 Во дворе школы 1 Урок практического применения знаний, умений Классифицировать способы познания окружающего мира, что такое окружающий мир. Уметь анализировать изображение школьного двора в учебнике и сравнивать свой школьный двор с этим рисунком; рассказывать, что есть во дворе твоей школы; задавать вопросы по рисунку, используя слова «что», «где», «для чего», «когда»; анализировать поступки детей и выбирать из них правильные; доказывать свое мнение Текущий
7
Вот и лето прошло. (Экскурсия) 1 Комбинирован-
ныйСоотносить как человек познает природу, неживую и живую природу (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимать связи неживой и живой природы, способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты Знать признаки лета.
Уметь составлять рассказ на тему «Что я видел на экскурсии» Текущий. Индивидуальный опрос
8 Природа вокруг нас. (Экскурсия) 1 Экскурсия Различать сезонные изменения в природе летом
и осенью, времена года. Знать, что ядовитые грибы собирать нельзя.
Уметь по рисункам определять время года; называть ядовитые грибы; называть признаки лета Текущий
9 Дорога
в школу. 1 Комбинирован-
ныйАнализировать безопасное поведение на дорогах. Дорога в школу. Знать дорогу в школу; правила дорожного движения.
Уметь выполнять правила безопасности в дороге от дома до школы; показывать на схематичном рисунке путь Пети и Маши от дома до школы; определять, какие опасности могут подстерегать по дороге из дома в школу; выполнять сигналы светофора при переходе улицы Текущий
10
Дорога
в школу. (Экскурсия) 1 Урок-путешествие Анализировать безопасное поведение на дорогах. Дорога в школу. Знать безопасный маршрут от дома до школы; как обходить автобус, троллейбус, трамвай при переходе улицы; дорожные знаки; как избежать опасности по дороге в школу.
Уметь рассказывать о правилах перехода улицы; определять по справочнику, что обозначают дорожные знаки; рассказывать о своей дороге от дома до школы Текущий. Индивидуальный опрос
11 Твой распорядок дня 1 Комбинированный Анализировать режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья Знать понятия «режим», «распорядок дня».
Уметь рассказывать о распорядке дня; сравнивать свой распорядок дня с распорядком дня героя учебника; определять время суток на рисунке; объяснять различие во времени суток Текущий
12 «Осень» Экскурсия. 1 Проводить взаимосвязь растений и животных. Растения: травы, кустарники, деревья. Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери) Знать признаки осени.
Уметь выполнять простейшие наблюдения во время экскурсии; собирать и хранить природный материал; сравнивать листья, собранные на экскурсии
13 Осень. Урок в классе. 1 Комбинирован-
ныйАнализировать явления природы (общее представление о 3–4 явлениях). Особенности времен года. Времена года, их особенности Знать понятия «перелетные птицы» и «оседлые птицы».
Уметь анализировать и сравнивать признаки лета и осени; находить признаки осени на рисунке; выполнять поделки из природного материала Текущий. Индивид опрос
Человек (13 ч)
14 Как ты рос 1 Изучение нового
Анализировать режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья. Уметь составлять рассказы по сюжетным рисункам; рассказывать по рисункам, как меняется облик человека с возрастом; подбирать фотографии членов своей семьи в разные годы Текущий. Индивид. опрос
15 Как ты воспринимаешь мир 1 Комбинирован-
ныйРазличать растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Знать понятие «органы чувств»; знать, что глаз различает цвет и форму предметов; язык помогает узнавать вкус пищи; нос ощущает запахи окружающего мира.
Уметь проводить простейшие наблюдения и опыты; отвечать на вопросы, используя рисунки и свой жизненный опыт Текущий
16 Как ты воспринимаешь мир 1 Комбинированный Нахождение отличительных признаков деревьев, кустарников, трав, их наблюдение в ближайшем окружении. Знать, что уши помогают различать звуки; кожа помогает на ощупь определять свойства предмета.
Уметь проводить простейшие наблюдения и опыты; сравнивать ощущения от прикосновения к разным предметам; описывать предметы; определять, какие органы чувств (глаза, нос, язык, уши, кожа) помогают определять свойства предметов; пользоваться справочником. Текущий. Индивидуальный опрос
17 Как мы понимаем друг друга 1 Урок - игра Различать правила взаимодействия со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе Знать, что может случиться с невнимательным человеком.
Уметь выполнять задания на развитие внимания, памяти; сравнивать пары рисунков; находить отличия Текущий. Индивид. опрос
18 Твое тело 1 Изучение нового Анализировать режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья. Знать гигиенические правила при письме; части тела человека.
Уметь называть части тела человека; показывать левую и правую руку; выполнять утреннюю зарядку; придумывать свои упражнения Заполнение дневников наблюдения.
19 Как ты питаешься 1 Комбинирован-
ныйАнализировать режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья. Знать понятия «меню», «питание», «завтрак», «обед», «полдник», «ужин»; знать, что пища необходима для роста и развития человека.Уметь рассказывать, что едят на завтрак, обед, полдник, ужин; делить продукты на группы; пользоваться справочником Текущий. Индивид. опрос
20 Твоя одежда 1 Анализировать режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья Знать виды одежды; правила ухода за одежной.
Уметь рассказывать, как одеты дети; объяснять выбор одежды в зависимости от погодных условий; определять рабочую одежду врача, моряка, повара, водолаза; находить отличия на рисунке; называть виды верхней одежды Текущий. Индивидуальный опрос
21 Твоя одежда 1 Изучение нового Анализировать режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья Уметь выбирать одежду в зависимости от погодных условий и времени года; классифицировать одежду на группы (верхняя одежда, головные уборы, обувь) Текущий
22 Будь здоров! 1 Комбинированный Анализировать режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья Знать понятие «гигиена»; виды спорта; правила гигиены.
Иметь представление о причинах болезней.
Уметь выполнять правила гигиены Заполнение дневников наблюден.
23 Будь здоров! 1 Урок практического
применения знаний Анализировать режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья Уметь работать со справочником; называть виды спорта; определять, кто из детей на рисунке одет правильно Заполнение дневников набл.
24 Твое настроение 1 Изучение нового
Анализировать режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья Иметь представление о настроении человека.
Уметь анализировать и рассказывать, как меняется настроение сказочных героев; определять причину веселого (грустного) настроения Текущий. Индивид опрос Игра «Грустный – веселый»
25 Твое настроение 1 Комбинирован-
ныйРазличать правила взаимодействия со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе Уметь определять, какое событие вызывает грусть, а какое – радость, испуг; составлять рассказ по серии картинок Текущий. Дневники наблюдений Игры «Цепочка слов
26 Будь внимательным! 1 Комбинирован-
ныйАнализировать режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья Уметь выполнять логические задания, задания на развитие внимания и памяти Дневников наблюдений Игры , «Все наоборот»,
Природа в жизни человека (23 часа)
27 Полна природа удивленья 1 Комбинирован-
ныйРазличать особенности времен года (на основе наблюдений), явления природы, объекты живой и неживой природы Знать понятия «живая природа» и «неживая природа», «явления природы»; знать, что к природе относится все, что нас окружает, кроме того, что сделано человеком.Уметь называть объекты живой и неживой природы; называть, чем живая природа отличается от неживой; называть явления природы; давать название каждому рисунку; описывать явления природы Текущий. Заполнение дневников наблюдений Предсказан.е погоды
28
Вода и воздух 1 Изучение нового Группировать свойства воды и воздуха, твердые, жидкие, газообразные вещества. Сравнивать разные состояния воды. Понимать связи неживой и живой природы Знать, где человек встречается с водой; «удивительные превращения воды»
Уметь использовать воду; проводить простейшие опыты и наблюдения; объяснять результаты опытов и делать выводы Текущий Дневники наблюдений
29 Вода и воздух 1 Комбинирован-
ныйКлассифицировать свойства воды и воздуха, твердые, жидкие, газообразные вещества. Знать, что воздух движется; воздух легче воды.
Уметь называть сказки и загадки про воду; проводить простейшие опыты и наблюдения; объяснять результаты опытов и делать выводы Текущий. Индивид. опрос
30 Экскурсия «Зима» 1 Изучение нового
Анализировать особенности времен года (на основе наблюдений). Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время. Понимать связи неживой и живой природы. Знать признаки зимы.
Уметь выполнять правила поведения в природе; выполнять наблюдения за погодой зимой; называть деревья и кустарники Текущий. Заполнение дневников наблюдения
31
Зима 1 Комбинирован-
ныйСравнивать особенности времен года (на основе наблюдений).
Классифицировать труд людей в зимнее время. Уметь рассказывать о погоде зимой, о жизни растений и животных в зимнее время; рассказывать,
как люди помогают зимой животным; рассматривать животных и их следы на снегу; определять, какие деревья изображены на рисунке. Текущий.
Индивидуальный опрос
32 Времена года 1 Изучение нового Понимание связи неживой и живой природы Знать времена года и их признаки.
Уметь называть месяцы по порядку, начиная с января; объяснять выражение «круглый год»; называть дни недели по порядку; отгадывать загадки; работать со справочником Текущий. Индивидуальный опрос
33 Как устроено растение 1 Комбинирован-
ныйСравнивать растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни Знать понятие «растение»; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).Иметь представление о разнообразии листьев; о строении листовой пластинки.
Уметь находить части растения; называть растение; сравнивать листья клена, рябины и дуба; описывать плоды клена, рябины и дуба по плану (цвет, форма, размер) Заполнение дневников нааблюденийЛистовая пластинка, черешок
34 Как устроено растение 1 Изучение нового Классифицировать растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Особенности времен года (на основе наблюдений) Знать, что стебли растений бывают разные; о разнообразии плодов.
Иметь представление о форме листьев (простые и сложные листья).
Уметь описывать стебли кактуса, клена, вьюна; находить листовую пластинку и черешок; по листьям определять название растения; сравнивать простые и сложные листья; сравнивать плоды крыжовника, арбуза, мака, гороха по размеру, форме и окраске; сравнивать деревья по высоте; находить лишние листья среди группы листьев Текущий. Индивидуальный опрос Простые
и сложные листья
35 Деревья, кустарники, травы 1 Комбинирован-
ныйГруппировать растения: деревья, кустарники, травы. Особенности времен года (на основе наблюдений) Знать понятия «дерево», «кустарник», «травы», «лиственные растения» и «хвойные растения».
Уметь сравнивать стебли растений; различать растения по форме; приводить примеры деревьев, кустарников, трав; сравнивать ель и сосну; приводить примеры хвойных и лиственных деревьев; пользоваться справочником Текущий. Заполнение дневников наблюд
36
Деревья, кустарники, травы 1 Комбинирован-
ныйРазличать растения: деревья, кустарники, травы. Особенности времен года (на основе наблюдений) Знать понятия «культурные растения» и «дикорастущие растения»; где растут культурные растения, а где – дикорастущие растения; как человек использует культурные растения.
Уметь определять и называть культурные и дикорастущие растения; пользоваться справочником. Текущий. Индивидуальный опрос
37 Деревья, кустарники, травы Экскурсия
1 Экскурсия Различать растения: деревья, кустарники, травы. Понимание связи неживой и живой природы Знать ядовитые растения; правила сбора растений в лесу.
Уметь называть деревья, кустарники, травы, грибы; определять ядовитые растения и ядовитые грибы Текущий. Заполнение дневников наблюден.
38 Как развивается растение 1 Комбинирован-
ныйПонимание связи неживой и живой природы. Развитие растения. Знать, как развивается растение; для чего растению нужны семена.
Уметь сравнивать семена разных растений по форме и окраске; проращивать семена в домашних условиях; сравнивать свои наблюдения за развитием растения с рисунками-схемами в учебнике; делать выводы Текущий. Индивидуальный опрос
39 Как развивается растение 1 Изучение нового
Различать дикорастущие и культурные растения родного края. Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Уход за культурными растениями Знать условия, необходимые для развития растения; как путешествуют плоды растений.
Уметь определять источник света и тепла для растения; называть условия, необходимые для развития растения; анализировать рисунок и определять, какие растения росли на свету, какие – в темноте, а какие без полива; определять растение по его плодам; называть, какие плоды разносит ветер Наблюдение Как путешествуют плоды растений
40 Растения
в нашем классе 1 Комбинирован-
ныйРазличать комнатные растения. Уход за комнатными растениями Знать названия комнатных растений; правила ухода за комнатными растениями.
Уметь называть комнатные растения; рассказывать, как нужно ухаживать за комнатными растениями; сравнивать комнатные растения; проводить простейшие опыты и наблюдения за комнатными растениями Текущий. Заполнение дневников наблюдений
41 Насекомые, птицы, рыбы, звери 1 Изучение нового Группировать животных: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных. Знать группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.
Уметь классифицировать животных на группы; сравнивать пчелу и стрекозу, леща и щуку, грача и воробья, волка и куницу; называть отличительные признаки каждой группы животных; приводить примеры насекомых, рыб, птиц, зверей Текущий. Индивидуальный опрос
42 Насекомые, птицы, рыбы, звери 1 Комбинированный Классифицировать животных: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). Охрана природных богатств Уметь классифицировать животных на группы; называть отличительные признаки каждой группы животных; приводить примеры насекомых, рыб, птиц, зверей; рассказывать о жизни животных Наблюдение за птицами
43 Жизнь животных 1 Комбинированный Классифицировать животных: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). Охрана природных богатств Уметь рассказывать, где живут разные животные; чем питаются разные животные; как передвигаются животные Текущий. Индивидуальный опрос
44 Жизнь животных Экскурсия 1 Экскурсия Сравнивать животных: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). Охрана природных богатств Уметь рассказывать, как защищаются животные от врагов; как происходит движение животных (изображенных на рисунке); какие жилища у животных; узнавать животных по описанию Текущий. Заполн дневников наблюден.
45 Домашние животные 1 Изучение нового Различать домашних и диких животных. Правила ухода за домашними животными Знать понятие «домашние животные».
Уметь пользоваться справочником; называть домашних животных; рассказывать, чем полезны домашние животные Текущий. Индивидуальный опрос
46 Домашние животные 1 Комбинирован-
ныйРазличать домашних и диких животных. Правила ухода за домашними животными Знать, как человек заботится о домашних животных.
Уметь делить домашних животных на группы; называть домашних животных
Текущий. Заполн дневников наблюдений
47 Береги природу, человек! 1 Изучение нового
Понимание связи неживого и живого в природе. Охрана природных богатств. Знать роль природы в жизни человека; понятие «заповедник».
Уметь рассказывать по рисунку, что дает природа человеку; рассказывать, как человек помогает природе; пользоваться справочником. Текущий. Индивидуальный опрос
48 Береги природу, человек! 1 Урок-игра Понимание связи неживого и живого в природе. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги Знать правила поведения в природе; что такое Красная книга.
Уметь пользоваться справочником; называть растения и животных, занесенных в Красную книгу; анализировать деятельность человека в природе
Наблюдение
Человек среди людей (17 ч)
49
Наша Родина 1 Изучение нового
Сравнивать государственную символику России: герб, флаг, гимн; правила
поведения при прослушивании гимна. Россия – наша родина. Знать понятия «герб», «флаг», «гимн».
Уметь находить герб и флаг России; рассказывать о государственных символах России Текущий. Заполн дневников наблюден.
50 Наша Родина 1 Урок-викторина Анализировать достопримечательности родного края , родной город: название. Россия – наша родина. Москва – столица России Знать столицу России.
Уметь рассказывать о главных достопримечательностях Москвы; пользоваться справочником; находить герб Москвы; называть города России Текущий. Индивидуальный опрос
51 Наш дом 1 Изучение нового Сравнивать понятия «город», «поселок». Их отличия. Знать понятия «город», «поселок».
Уметь определять название населенного пункта; рассказывать о родном городе ; называть улицу, на которой живете; рассказывать о своем доме Тест
(5 мин)
52 Наш дом Экскурсия 1 Экскурсия Анализировать, как строят дома. Правила поведения на стройплощадке Уметь описывать свою комнату; рассказывать, как строят дома; правила поведения на стройплощадке; называть, люди каких профессий участвуют в строительстве Текущий. Заполнение дневников наблюден.
53 Наши родственники 1 Комбинированный Различать своих ближайших родственников. Уметь называть своих ближайших родственников; называть профессии родителей, их имена, отчества и фамилии Текущий. Индивидуальный опрос
54 Наши родственники 1 Изучение нового
Классифицировать родословное древо своей семьи. Иметь представление о родословном древе.
Уметь анализировать и составлять родословное древо своей семьи; рассказывать о занятиях своих родственников Текущий. Заполнение дневников наблюдений. Родословное древо
55 Хороший день 1 Комбинированный Различать дни недели Знать названия дней недели.
Уметь рассказывать, как проводит выходные дни твоя семья; рассказывать, как проходит праздничный обед; называть семейные праздники и традиции Текущий. Индивидуальный опрос
56 Хороший день 1 Комбинирован-
ныйАнализировать семейные традиции Знать семейные традиции и праздники.
Уметь рассказывать о них
Текущий.
57 Экскурсия «Весна» 1 Комбинированный Анализировать влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств Знать признаки весны.
Уметь выполнять правила поведения в природе; называть признаки весны; определять растения Текущий. Индивидуальный опрос
58 Весна 1 Изучение нового
Классифицировать правила поведения в природе, понимание связи неживой и живой природы Знать перелетных птиц.
Уметь называть и раннецветущие растения; рассказывать о жизни растений и животных весной; проводить простейшие наблюдения и опыты Заполн дневников наблюден.
59 Наша безопасность 1 Комбинированный Различать правила безопасного поведения Знать правила безопасного поведения в лифте, дома, на улице, с незнакомыми людьми, при работе с острыми, колющими и режущими предметами.
Уметь выполнять правила безопасного поведения Текущий. Индивидуальный опрос
60 Наша безопасность 1 Изучение нового Различать номера телефонов экстренной помощи Знать номера телефонов экстренной помощи.
Уметь выполнять правила безопасного поведения Текущий.
6162 Будем вежливы 2 Урок-путешествие Группировать правила вежливости Знать правила вежливости.
Уметь анализировать ситуации общения; применять правила вежливости при общении с другими людьми, применять их на практике Текущий. Индивидуальный опрос
63
64 Мы едем, едем, едем… Экскурсия 2 Экскурсия Классифицировать виды транспорта, правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения
Анализировать правила поведения в общественном транспорте Знать виды транспорта, правила поведения в общественном транспорте, в метро.
Уметь называть виды транспорта; выполнять правила поведения в общественном транспорте; называть виды транспорта сказочных героев Текущий. Индивидуальный опрос
65 Скоро лето 1 Обобщение пройденногоПонимание связи неживой и живой природы. Явления природы. Знать признаки лета.
Уметь рассказывать, как люди отдыхают летом; выполнять правила поведения на летних каникулах Тематический
66 Скоро лето 1 Урок-отчет Правила поведения в природе.
6. Материально – техническое обеспечение курса.
Библиотечный фонд
- Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир: учебник для 1 класса четырехл. нач. шк. / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
- Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир: рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир: учебник
для 1 класса четырехл. нач. шк. / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
Технические средства
‒ Электронные приложения (тесты, презентации, таблицы, мультимедийные карты).
‒ Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
‒ Видеофильмы.
Настольные развивающие игры по тематике предмета (лото, конструктор).
Материально – техническое обеспечение
Для учителя
1. Примерные программы по учебным предметам: Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011 г. – (Стандарты второго поколения)
2. Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова: программы, методические рекомендации, тематическое планироване – М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011
3. Ивченкова Г.Г. Окружающий мир: 1-й кл.: учебник – М.: АСТ Астрель, 2012.
4. Ивченкова Г.Г. Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2 ч. к учебнику Г.Г. Ивченковой,И.В. Потапова «Окружающий мир»: 1-й кл.: – М.: АСТ Астрель, 2012.
Сайты
slishova.ucoz.ru Персональный сайт – ШМО учителей начальных классов.
gsc.1 september.ru «Начальная школа» - еженедельник.
metodkabinet.eu «Методическая шкатулка» - учителю начальных классов.
Для обучающихся
1. Ивченкова Г.Г. Окружающий мир: 1-й кл.: учебник – М.: АСТ Астрель, 2014.
2. Ивченкова Г.Г. Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2 ч. к учебнику Г.Г. Ивченковой,И.В. Потапова «Окружающий мир»: 1-й кл.: – М.: АСТ Астрель, 2014.
Мультимедийные пособия (библиотека гимназии №3)
1. «Азбука Кирилла и Мефодия» CD
2. Академия младшего школьника. В.И. Варченко, ООО «Новый Диск», 2009 г.
3. «Детский энциклопедический сайт» CD
Сайты
www.nachalka.com – «Начальная школа» детям.
http://www.u – skazki.ru
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
Мультимедийный проектор
Компьютер
Сканер
Принтер
Список периодической литературы библиотечного фонда используемой в работе.
«Педсовет» газета
«Современный урок» журнал
Приложение к журналу «Первое сентября» журнал «Начальная школа»
«Учитель» журнал
«Практические советы учителю» журнал
«Практика образования» журнал»
7. Формируемые универсальные учебные действия и планируемые результаты освоения программы по окружающему миру к концу 1 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
понимание необходимости бережного отношения к природе;
могут быть сформированы:
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
понимание своей сопричастности к жизни страны;
понимание красоты окружающего мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
называть характерные признаки времен года;
различать и называть части растений;
ухаживать за комнатными растениями;
выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;
различать и называть основные части тела человека;
называть органы чувств и рассказывать об их значении;
приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).
Учащиеся получат возможность научиться:
различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
называть основные возрастные периоды жизни человека;
рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
называть отличительные признаки групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);рассказывать о способах движения и питания животных;
рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
рассказывать, как развивается растение из семени;
выращивать растение одним из изученных способов.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
выражать приветствие, благодарность, просьбу;
выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
приводить примеры видов труда людей;
узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;
различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
Учащиеся получат возможность научиться:
различать виды эмоционального состояния человека;
воспроизводить гимн России.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.
Учащиеся могут научиться:
осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
Познавательные
Учащиеся научатся:
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
называть и различать окружающие предметы и их признаки;
устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).
Учащиеся могут научиться:
осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
участвовать в диалоге при выполнении заданий;
оценивать действия одноклассников.
Учащиеся могут научиться:
осуществлять взаимопроверку при работе в паре.