Статья «Игра как средство формирования коммуникативной культуры и нравственно-волевых качеств личности учащихся»
Тема: «Игра как средство формирования коммуникативной культуры и нравственно-волевых качеств личности учащихся»
Выполнила:
Костина Ю.С.
учитель начальных классов
В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей.В игре растущий человек познает жизнь. Для детей прежде всего интересен сам процесс действий, постоянно меняющиеся игровые ситуации. Приходится самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость, быстроту и выносливость. Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. Игра поможет вожатому сплотить детей, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх вожатый может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности. Что тоже очень важно, игры помогают сблизить вожатого с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт. Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков. В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придает детской игре привлекательность, которая присуща только ей.
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.Актуальность.
В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем. Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии и другие. В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто. Она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды, т.е. применением педагогической технологии. Младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект определяет развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Поэтому в данном возрасте в игре развивается:-мотивационно - потребностная сфера (возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребёнка, чем личные);- появляется познавательный интерес (ребёнок, принимая роль какого-либо персонажа, учитывает особенности его поведения, что помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самооценки и самосознания);- развивается произвольность поведения (разыгрывается роль, ребёнок стремится приблизиться к образцу, что помогает ребёнку постигать и учитывать нормы и правила поведения)-развиваются умственные действия.Наиболее важные функции игры:1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей. 2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.3 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность. 5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.7 – Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка. Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали в учебный и во вне учебный процессы, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений. Особенно актуальна она в школах VIII вида с ограниченными возможностями здоровья т.к. коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Характеризуя школьников с нарушениями развития, можно отметить их инертность, рассеянность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание и переключение с одного вида деятельности на другой, активизировать их деятельность через игры (познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивные и др.). Несмотря на такое разнообразие игр, практически любая игра носит познавательный характер. Особое внимание хочется обратить на вид игры, ориентированный на обучение. Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.-ДИДАКТИЧЕСКИЕ: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков;-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности-РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие, внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову): Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Ещё Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был продуктивным. В своей работе я широко использую дидактические игры. В процессе изучения и использования на практике дидактических игр сложилась классификация дидактических игр по уровню деятельности учащихся. В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, реализация целей, анализ результатов. В структуру игры как процесса входит: взятие на себя роли, игровые действия, как средство реализации этих ролей, игровое употребление предметов, т. е, замещение реальных вещей игровыми, условными, реальные отношения между играющими, сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребёнка с уже привычной для него, облегчает переход от игры к серьёзной умственной работе. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, позволяет сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у ученика глубокое удовлетворение. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная, которая вплетается в игровую. Дидактическая игра это вид учебной деятельности в условиях целенаправленного обучения, характеризуется высокой познавательной заинтересованностью
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка», «Кот-буквоед», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля».Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность. К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой А и слова «малина», «машина», «пальто», «платок». Игры, требующие от детей преобразующей деятельности. В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры» Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь». Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении детей с разным уровнем развития.Использование дидактических игр на уроках различных типов.
Тип урока. Дидактические игры. Назначение игры. Реализация диф. подхода
Изучение нового материала. Игры, связанные с исполнительской деятельностью детей Усвоение новых понятий и способов Распределение ролей
Закрепление ЗУН. Игры на воспроизведение свойств, приёмов, алгоритмов и их преобразование. Выработка умений и навыков, применение их на практике. Содержа ние заданий
Обобщение и систематизация ЗУН. Игры, контролирующие, преобразующие и творческие, включающие элемент поисковой деятельности. Установление уровня овладения теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности. Распределение ролей и содержание заданий.
Характер деятельности учащихся зависит от места игры на уроке, в системе уроков. Если игра используется при объяснении нового материала, то в ней должна быть продумана практическая деятельность детей с группами предметов или рисунков. При закреплении материала нужно использовать игры, где применяются правила, алгоритмы. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. Указанная выше классификация дидактических игр не отражает всего разнообразия, но позволяет ориентироваться в обилии игр и успешно применять их на практике. Использование дидактических игр в учебном процессе способствует:-формированию уверенности в себе, заинтересованность в учении;-повышению самостоятельности;-развитию внимания, снятию напряжения, особенно при изучении нового и проверке знаний;-изменилась самооценка и взаимооценка. Я считаю, использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает фундамент для обучения дальше. По результатам диагностик ученики готовы к переходу на новую ступень. Они умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций. Как говорил К.Д.Ушинский: «Приучить ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает - делать ради удовольствия исполнить свои обязанности вы готовите ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны. Игра мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.
Приложение
Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет игровая деятельность, которая в жизни ребёнка продолжает занимать первостепенное место с первого класса.«Анаграммы».
Решите анаграммы
НИАВД - ДИВАН
СЕОТТ - ТЕСТО
СЛОТ -СТОЛ
РАКЫШ - КРЫША
ГИАР -ИГРА
КООН - ОКНО
«Вставьте пропущенную букву и число».
1 В 5 ?А 3 Д ?«Ребусы».
1очка (одиночка) 1бор (разбор)
ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад)
100Л(стол) 7Я (семья) и т.д.
«Умозаключения»
Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);
Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);
Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);
Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);
«Пятый лишний»
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д.
« Назови одним словом»
Метла, лопата… Июнь, июль …
Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д.
Игра “Найди глаголы”
Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.
На карточках записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.
Материал для игры:
В понедельник я стирала Чашки в пятницу помыла,
Пол во вторник подметала, А в субботу торт купила,
В среду я пекла калач, Всех подружек в воскресенье
Весь четверг искала мяч. Позвала на день рожденья.
Игра “Что делать? Что сделать?”
Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?
Содержание. Играют 2 команды (1 и 2 вариант). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.
Материал для игры:
Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.Игра “Какое время?”
Цель. Закрепление понятия о времени глагола, умения определять время глагола.
Содержание. Соревнуются 3 ученика. На доске записаны 3 загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголов в ней. Класс оценивает работу игроков.
Летит без крыльев и поёт, Прохожих задирает.Одним проходу не даёт,Других он подгоняет.
Длинной шеей поверчу -Груз тяжёлый подхвачу,Где прикажут – положу:Человеку послужу.
Принялась она за дело,Завизжала и запела.Ела, ела дуб, дуб,Поломала зуб, зуб.
Игра “Найди своё слово”
Цель. Повторение и закрепление знаний о частях речи.
Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Учитель диктует слова, а команда первого ряда записывает только существительные, команда второго ряда - прилагательные, команда третьего ряда - глаголы. Победителями считаются все ученики, которые правильно записали все продиктованные слова данной части речи.
Материал для игры:
Акын, горячий, жужжать, звенеть, интересный, огромный, библиотека, чувствовать, комната, газета, серебриться, прекрасный, яблоко, сверкать, обычный, животное
Все эти игры и многие другие способствуют формированию познавательных интересов на уроках литературы, русского языка, познания мира.
На уроках математики применяю при закреплении, повторении, объяснении нового материала следующие игры:
«Кто быстрее» (собрать из геометрических фигур предметы)
«Найди ошибку» (100,200,300,500,600,400,700,900,800,1000)
«Интеллектуальная разминка».
Сколько пальцев на 2 руках?
Сколько недель в месяце?
Порядковый номер пятницы в неделе?
Наименьшее двузначное число?
Какого числа последний день года?
« Продолжите числовые ряды»
1. 2 3 4 5 6 7… …
2. 9 8 7 6 5 4… …
3. 28 29 30 31 32 33 34… …
4. 3 5 7 9 11 13 … …
«Провоцирующие задачи».
На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5.
Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней? 24.
У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить? 4.
ВЫБЕРИ ПРИМЕРЫ.
Реши примеры: 2 : 4 = 6 * 2 = 12 : 4 = 5 * 5 = 63 : 9 = 14 : 2 = 9 * 2 = 10 : 2 = Выбери среди них примеры, сумма ответов которых равна 10. Запиши эти примеры в тетрадь. Например: 2 * 4 = 8 10 : 5 = 2 2 + 8 = 10
КАКОЙ РЯД ПЕРВЫЙ?
7 * 9 = 56 : 8 = 8 * 9 = 5 * 7 = 27 : 3 = Каждый ряд учеников получает карточку, на которой записано задание – примеры на табличное умножение и деление. Примеров столько, сколько учеников в ряду. Первые ученики каждого ряда по сигналу учителя начинают работу. Решив один пример, они быстро передают карточку следующему ученику. Ряд, ученики которого быстрее решили все примеры, не сделав ошибок.
ТАБЛИЦА ДЛЯ СОСЕДА. (работа в паре)
Ученики задают по 5-6 примеров на табличное умножение и деление друг другу. После решения примеров проверяются записанные результаты. Примеры готовятся заранее на карточках. Выигрывает тот, кто решил примеры быстрее и допустил меньше ошибок.
Такие игры закрепляют знания детей, развивают логическое и конструктивное мышление, навык счета в уме.
Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.
Дидактические игры 1. Игра «Кто больше?». Используется при изучении темы в 5 классе «Растения леса» как закрепление. Цель: активизация словаря на изученную тему. Ход игры: за определённый промежуток времени записать по памяти как можно больше растений – первому и третьему ряду – лиственных деревьев, а второму и четвёртому – хвойных. По сигналу учащиеся приступают к работе. Выигрывает тот, кто больше всего напишет названий растений. 2. Игра «Эстафета», цель та же. У каждого ряда листок бумаги и карандаш. По сигналу ученики каждого ряда, начиная с последней парты, записывают на листке названия животных леса и передают листок впереди сидящему товарищу. Выигрывает тот ряд, чей листок по эстафете первым попадёт на учительский стол. Условия игры: слова не должны повторяться, ошибки можно исправлять как свои, так и товарищей по ходу. Игра используется при изучении темы «Животные леса» на уроках географии и природоведения. 3. Игра «Кто лучше знает природу?» Цель: повторение и закрепление полученных знаний на уроках географии и биологии в конце учебного года. На доске цветок «Цветик – семицветик » или «Ромашка», на лепестках записаны вопросы. Вопросы необычные. Давайте мысленно совершим увлекательное путешествие по нашей стране. Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе лучше знает природу. За правильный ответ ученик получает жетон. Вопросы самые разнообразные. 4. Игра «Слова! Слова! Слова!» Нужно взять слово из неповторяющихся букв. Например «Весна», потом под каждой буквой записать слова, которые с неё начинаются.
В Е С Н А
вода ель сосна нора астра
ветер ежевика снег невод арбуз
Выигрывает тот, кто больше напишет слов. 5. Игра «Новые слова». К этим словам нужно добавить по две буквы, чтобы получились новые слова. Например, …, РА; …, ГА; …, ДА; и т.д.Театрализованные игрыСценка «Сказка о нефтяной рыбке». (По мотивам сказки А.С. Пушкина о золотой рыбке).♥ - Действующие лица: ^ Автор, Старик, Рыбка.(Автор стоит в стороне, а старик разыгрывает действие.)● Автор: – «Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил старик в море невод. Пришёл невод.»● Старик: - (удивляясь и перечисляя вслух содержимое улова, находящегося в неводе)… «С тиною морскою, с ржавыми банками, битыми бутылками, разными пакетами и прочим мусором…»● Автор: - (грозно) «Он второй раз забросил невод. Пришёл невод…»●Старик: - (печально) … «с рваным башмаком, лысой шиной, пластиковой бутылкой…»● Автор: - (с надеждой) «В третий раз забросил он невод. Пришёл невод»● Старик: - (радостно)… «с одной рыбкой, да не простою, а с золотою!»● Автор: - «Заговорила рыбка человеческим голосом, взмолилась…»● Рыбка: - (жалобно) «Не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистою водою – отслужу я тебе за это любую службу. Не хочу сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою.Вывод: - Ребята не просто проиграли сценку, а затронули очень важный вопрос о чистоте наших морей и океанов. Почему рыбка не хотела возвращаться в море? (ответы учащихся). Подвижные игры Игра «Охотники и утки».Играющие делятся на две команды, одна из которых – охотники – становятся по кругу, а вторая – утки – входят в середину круга. У охотника мяч. По сигналу они начинают выбивать уток из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнёру по команде.Утки, бегая внутри круга, спасаются от мяча, увёртываясь и подпрыгивая. Подбитая утка покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не останется ни одной утки, после чего игроки меняются ролями. Игра «Бег раков».Эстафета проводится в параллельных или встречных колоннах. Первые номера садятся на пол, опираясь руками сзади. По сигналу они устремляются вперёд, оторвав от пола таз перебирая ногами и руками. Следующие игроки вступают в борьбу, когда финишируют их предшественники. За касание тазом пола во время передвижения снимается очко из тех десяти очков, которые каждой команде присуждаются перед началом игры. Два поощрительных очка получает команда, закончившая первой, и одно очко – пришедшая к финишу второй. И другие…