Формирование духовно и интеллектуально развитой личности в процессе урока в начальных классах
"Формирование духовно и интеллектуально развитой личности в процессе урока в начальных классах"
Корейво Надежда Александровна,
учитель начальных классов
"Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народомокажется напрасным, а сами мы станем предателямии изменниками великого русского дела, если не сделаемдолжных выводов из горького опыта, доставшегосянам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать,и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань,чистую жизнь и благие дела!"
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей псевдонаукой “валеология”, идеями “безопасного секса” и “планирования семьи”; отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Наши педагоги, изучая все лучшее, что было наработано до революции и после, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, которой обладает православие, интеллектуально развитую личность.
Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.
Переступив порог школы, первоклассники сразу встретились с игрой. На уроке знаний ребята путешествовали через весь земной шар на веселом поезде, встретились с островами школьных предметов, вернулись в родной Прокопьевск увидели его красивые дома и улицы, попрощались с детским садиком и вошли в светлую, просторную школу.
Родная наша школа начинает новую жизнь — творческую, интересную, плодотворную.
Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.
Содержательность и осознанность нравственного "образа — Я" у второклассников — четвероклассников в их высказываниях-самоопределениях ("хороший — не очень хороший") существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначимыми. Школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками (это значение школьной жизни было отмечено всего 6% выпускников: "быть доброй, дорожить дружбой", "нельзя обижать маленьких"). Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев — 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо обладает боевым искусством. Этот человек сметает всех, кто встает на его пути". Только у 14% детей образа их будущей жизни к связи с овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: "Я хочу быть банкнотом (имеется в виду банкир — прим. автора), потому что банкист богатый и хорошая работа".
В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру. В оценках окружающего у 1,2% младших школьников проявляются их религиозные воззрения. Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству ("хочу уехать жить в Германию"), а представления детей по мере их взросления о "должном" русском человеке не становятся определеннее, приобретают критически-циничный оттенок: "Быть русским — значит мусорить как все русские". В причислении себя детьми к русскому народу не последнее место занимают и внешние признаки: цвет кожи, волос.
1. Привлечение Библии к нравственному воспитанию детей
Методика формирования нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся на основе начального курса родной словесности направлена на создание у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о складывании через верования народа содержания его нравственного идеала и развитие ценностного отношения к нему как к духовному наследию.
1. Значение ознакомления младших школьников с предысторией православия состоит в раскрытии для них в древних верованиях, основанных на тотемизме, фетишизме, анимизме, истоков народного нравственного духа, проявляющегося:
в "нежном сочувствии к природе", в "дружестве к животным и предметам". (Ф.И.Буслаев);
в почитании рода ("дедины", "отчины") и лада ("дабы его помощью брак добрый и любовный был" — Ипатьевская летопись) как следствии их языческого обожествления;
в проявлении веры в "волшебную" силу слова как следствие неразделения "вещи" и "имени", "имени" и "свойства".
Наши рекомендации направляются на расширение мифологического аспекта анализа фольклора и созданных по их мотивам произведений (выявление символики образов, в том числе Ивана-дурака как образа "скрытого ума" и мудрости Василисы Премудрой как доброумия), на выявление обрядового характера календарного и семейно-бытового фольклора, на раскрытие различных проявлении магического отношения к слову (в наименованиях, этикетных формулах, словесных ритуалах.) и в том числе табуистической обусловленности иносказательной речи в загадках, считалках с подключением этимологических и ономастических справок.
2. Главное значение педагогического привлечения Библии к нравственному воспитанию детей видится нами в следующем:
в приращении понятия "человек" в детском сознании нравственными смыслами духу, души (на сегодняшний день представления младших школьников о человеке ограничиваются его пониманием как биологического существа: "у человека есть кровь, мышцы") и возвышении нравственных норм до "обожения" человека;
в раскрытии учащимся ветхозаветных "строгих" заповедей, христианских "заповедей блаженства" в качестве сердцевины общечеловеческой нравственности и вместе с тем духа русского народа (не зря "крестьянин" происходит от "христианин"): благочестия, мирности, совестливости, милосердия;
в формировании у детей образа Иисуса Христа как Учителя, просветившего людей благодатным знанием, и в осознании младшими школьниками значения учения как пути к познанию блага, своему духовному преобразованию с развитием у них на этой основе нравственных мотивов учения;
в истолковании на доступном для младших школьников уровне библейского взгляда на Слово как источник и орудие творения, раскрытие христианской трактовки Слова как посредника между Богом и людьми для развития у детей ценностного отношения к "дару" слова, благоговейного отношения к "высокому" слову, несущему истину и добро ("Живи по Слову").
Возникающие на этом мути методические вопросы касаются того, как повести младших школьников (уровень религиозных представлений которых ограничивается Богом-"дедушкой", помогающим, "когда перекрестишься") от конкретных библейских сюжетов, заповедей, притч к извлечению и последовательному обобщению заключенных в них понятий, идей. Не меньшая методическая проблема состоит в нахождении верной интонации чтения Библии как "величавого памятника" (К. Чуковский) культуры, ее ключевого текста.
3. Раскрытие учащимся причин создания славянской письменности, назначения грамоты (чтобы "ясен стал язык гугнивых" — "Повесть временных лет") формирует их взгляд на владение грамотой, чтением как на путь к духовному просвещению, а знакомство со славянской азбукой стимулирует интерес к чтению на ее основе. Наши подходы к осуществлению в начальной школе элементарного церковнославянского чтения (библейских извлечений, отрывков из святоотеческого наследия) с представлением его ученикам как "ваятеля души славянской" (В. Иванов) заключаются в следующем: от предварительного обеспечения восприятия учащимися "плана содержания" на современном русском языке и чтения уставного письма "по заученному" до детских попыток самостоятельного, с применением догадки декодирования церковно-славянского текста с упрощенной транслитерацией, но сохранением букв, обозначающих специфические для старославянского языка звуки (Ь, Ъ, Ь, А).
4. Первоначальное знакомство учащихся с историей православия, его идеями (у 89% детей отсутствуют об этом всякие представления) направляется нами на то, чтобы:
показать особенности прорастания христианства в национальной почве, породившей такие нравственные содержания православного духа как праведничество, соборность, патриотизм;
проявить "добрые обычаи" (К.Д.Ушинский) в православных традициях и праздниках;
обогатить понятия Отечества, Родины смыслом нравственной общности в вере.
Средством решения указанных задач выступает возвращение в построенный нами начальный курс чтение произведений духовно-нравственной тематики: фольклора (прежде всего пословиц — таких, как "Бог правду любит", "Кто добро творит, того Бог благословит"), фрагментов древнерусской книжности (летописаний, житий, поучений, "слов"), несущих, по выражению Д.С. Лихачева, "этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный", и отечественной духовной поэзии, произведений русской классики (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев), наполненных "светлым" мироотношением.
5. В христианско-ориентированной педагогике подчеркивается, что "с пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внимание следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий" (Т.И. Петракова. Духовные основы нравственного воспитания. М.. 1997. с. 82). В этой связи мы привлекаем внимание к проблеме расхождения социально-этических понятий и духовных и "светских" смыслах и все большего размывания последних, что нравственно дезориентирует детей.
Каждый десятый из опрошенных нами выпускников начальной школы отнес к антиценностям любовь (ограничив содержание этого понятия смыслами слова, "которое говорят в барах, в ресторанах и всяких заведениях"), каждый пятый дал отрицательную опенку скромности и кротости ("кого бьют"). В этой связи мы рекомендуем проведение углубленного семантического анализа "лексического собора духовности", содержащегося в святоотеческих "беседах", наставлениях ("О зависти" святого отца Василия Великого. "О трех видах лжи" Аввы Дорофея), обеспечивающего собой "свод" нравственных понятий.
Чтения, конференции, круглые столы проходят, это отрадный факт. Он свидетельствует о том, что сейчас явно рождается интерес и понимается необходимость возвращения духовно-нравственного воспитания. Это происходит не только на уровне Церкви, богословов, отдельных лиц, а на самом высоком уровне. Многим известно, наверно, что наш Президент, когда был в отпуске осенью и посещал северные обители, говорил, что трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни. Очевидно, что это не просто дань моде или очередная кампания. К этой теме нас уже вынуждают обращаться обстоятельства. Хотя сейчас есть целый ряд, несомненно положительных, тенденций, в среднем положение по России не может не тревожить.
Скажем, журнал “Русский Дом” опубликовал прогнозы ученых, один из которых предрекает то же самое через 30 лет.
В чем же дело? Этот вопрос многих волнует, и мы ищем пути выхода из кризиса. Можно приводить множество причин — социальных, исторических, экономических, но есть одна фундаментальная причина, из-за которой возникли эти негативные последствия по всем направлениям жизни.
Поясню эту причину на примере. В свое время у нас на приходе один наркоман по моей просьбе записал свою исповедь, с его разрешения мы ее потом опубликовали в газете. Он рассказывает, как он начал употреблять наркотики. Учился в десятом классе, жизнь была совершенно серой и неинтересной. “Пытался покончить жизнь самоубийством, как и мои одноклассники”. Когда среди этой серой жизни представилась ему возможность попробовать наркотик, то это произошло совершенно спокойно, безболезненно для совести. Раз жизнь не дорога, почему бы этого не сделать? Слава Богу, он уже давно православный человек и от своего порока избавился, но это очень хорошо характеризует то состояние души, которое может быть у человека, когда он духовно пал.
Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно. Очевидно, что состояние души, которое обходится молчанием в наших образовательных учреждениях, — одна из тех фундаментальных задач, которые стоят перед всеми нами. Это не просто задача, например, повышения качества гуманитарного образования, когда нужно ввести какие-то духовно-нравственные дисциплины, а это та задача, которая стоит сейчас в самой основе нашей жизни. Если мы ее не решим, можем просто потерять и детей наших, и Россию. Как это делать?
Несколько слов хочу сказать о том, что же такое духовно-нравственное состояние человека. Есть разные понимания. Атеисты считают духовным человека, если тот начитан, соблюдает внешние рамки приличия, моральные нормы. Христианство дает очень простое определение: есть Дух Божий, благодать Святого Духа, та, которая преображает человека качественно. Он становится способен любить врага, ему дается необычайная радость бытия. Есть вещи, для светского человека совершенно непонятные. Например, старец Никон Беляев, один из последних старцев Оптиной пустыни, пережил расцвет обители, ее разорение, последние дни доживал в лагере среди шпаны уголовной, болея тяжелой формой туберкулеза. Что может человек в таком положении в таком месте писать в своем письме? Он пишет: “Радости моей нет предела. Я понял, что такое: Царствие Божие внутри вас есть”. Это состояние духовного человека, когда душа восходит на высоты Духа, любовь неизреченная и радость неизреченная присутствуют в человеке независимо оттого, где он находится, в каких условиях. Так вот, когда идет речь о духовно-нравственном воспитании детей, мы говорим о том, чтобы у детей была вот такая душа. Не то чтобы они изучили какие-то предметы, получили знания в области, скажем, архитектуры храмов или истории Православия, а чтобы у человека была душа здоровая. В таком состоянии можно обучать и всему остальному.
2. Духовно-нравственное состояние души человека
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в “сказочном мире”, умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.
Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Очень много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Будем искать.
Одной из наших находок был обобщающий урок в 3-м классе на свободную тему “Десять заповедей”. Дети припомнили все, что читали об этом за три года: из полузабытых рассказов учебной книги и внеклассного чтения у них вновь возникли образы друзей детства. Учащиеся готовились к нему в течение недели, и общий разговор убедил их, что десять заповедей можно разделить на три условные группы. Почему о десяти заповедях можно сказать, что они составляют “костяк” нравственности христианина, его конституцию?
Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Примеры доброты и милосердия мы видели во время трагических событий в нашей стране и радовались тому, как много в мире хороших людей. Ученики начальной школы постоянно поддерживают связь с жителями Дома ветеранов, который расположен в микрорайоне (изготовление поздравительных открыток, встречи, концерты).
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
3. Воспитательная работа по нравственному воспитанию
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.
Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми.
Пытаемся возродить классный народный театр, руководителем которого является Гренц Л.В., над этим работают учителя и музыканты.
В школе проводятся свои праздники:
сентябрь (День знаний);
октябрь (Посвящение в ученики-первоклассники);
ноябрь (Дни духовности и культуры);
декабрь (Крещенские чтения);
январь (Рождество Христово);
февраль (Неделя патриотической песни);
март (Неделя малышей);
апрель (Пасха);
май (День славянской письменности).
Хочется поделиться опытом проведения классного часа. Его тема — “Мир человеческих отношений”. Форму его проведения переняли у телевизионного клуба знатоков “Что? Где? Когда?”. Наш классный час проходил в форме викторины и назывался “Можно — нельзя?”.
На классной доске помещен рисунок с изображением совы — символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета — символа детской радости, счастья.
Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята. В конвертах содержатся задания такого типа:
Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги — ребята весело смеются.
Что вы можете сказать о таких мальчиках?
В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит.
Как должна была поступить Оля?
После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, я беру листочек, с ответом, который прикреплен к сове, и читаю “мнение” СОВЫ.
В одном из конвертов было сразу три вопроса — это означало блицтурнир. В другом конверте была команда — провести музыкальную паузу, которую мы с удовольствием провели, танцуя вальс (мальчики приглашали девочек).
А в конце нашей викторины была прочитана (я бы назвала ее нравственной проповедью) статья Л. Н. Толстого “Беседы с детьми по нравственным вопросам”.
Этот классный час я проводила с выпускниками начальной школы, ребятами 4-го класса. Такая форма проведения разнообразила наши традиционные классные часы и вызывала активность даже у пассивных ребят.
Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы “Папа, мама и я – дружная семья”.
Интересно проходят предметные недели с подведением итогов: а это и концерты, и олимпиады, и научно-практические конференции и выпечка пирогов.
Незаметно идет работа по хореографии. Но начинается праздник, и мы видим радостные лица, красивые, плавные движения.
Тем, кто любит бегать, прыгать наш спортзал поможет мигом. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Большую работу проводит с нашими учениками учитель физкультуры. Все занятия проводятся в первой половине дня с чередованием учебных предметов.
4. Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности
Как учителя, мы не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, мы обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.
Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?
Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я — мой город”), значения Кемеровской области в истории и культуре России (“Я — мой город, мой край, мое Отечество”). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.
Для чего же изучается свой край в начальной школе? Остановимся на этом более подробно. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.
Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “природоведение”. Здесь, на мой взгляд, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир... Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираю разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий и т.п.
5. Работа с родителями
Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий.
Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. Для этого надо создавать свои учебные заведения, делать все, чтобы помогать людям и в первую очередь детям воцерковляться, приходить к Богу, чтобы утвердиться на единственно верном фундаменте.
Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви.
Благочестивая мать и жена, любящая, нежная, твердая и терпеливая в жизненных невзгодах, опора семье и Отечеству – это и идеал русской женщины и наша история, это боль, тревога и забота наших дней. Как воспитать девочку такой? Конечно, это немыслимо без восстановления исторической памяти, возрождения русской национальной традиции.
В конце каждого учебного года учителя подводят итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложили детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, а те ребята, которые пришли вновь, написали: “Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.
Все эти годы мы наблюдали, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту и вожатых. Детские коллективы живут согласно урокам хороших манер.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.