Уровень социализации личности дошкольника


Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, формирование привычки-навыков к здоровому образу жизни – вот первостепенные задачи школы.
Работа в этом направлении началась с анализа диагностических данных деятельности детей 5,5 – 6 лет. По разделу «Физическое воспитание» была выявлена необходимость особого подхода к физкультурно-оздоровительным вопросам образования: показатели здоровья детей требовали принятия эффективных мер по улучшению их здоровья, многие дети нуждались в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем.
Определив приоритетной физкультурно-оздоровительную работу, анализируя основную Программу обучения и воспитания детей, мы подобрали специальные физкультурно-оздоровительные программы, методики и инновационные здоровьесберегающие технологии, адаптированные к возрастным особенностям детей.
В нашей школе с 2008 г. функционирует группа кратковременного пребывания – предшкольный класс. Воспитанием и обучением детей дошкольного возраста 5,5-6 лет я занимаюсь с 2009 года по программе «Предшкольная пора», под редакцией Н.В. Виноградовой.
Разрабатывая направления деятельности, придерживаюсь следующих принципов:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;
формирование целостной картины мира, познавательных интересов, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, расширение кругозора ребенка, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение), содействие интеллектуальному развитию ребенка;
содействие появлению у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации учения, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, содействие художественному эстетическому развитию детей.
Для создания условий комфортного пребывания ребенка в школе, для его полноценного развития, сохранения и укрепления здоровья и культуры здорового образа жизни, в школе внедряются здоровьесберегающие технологии, разрабатываются программы по здоровьесбережению.
Комплекты УМК помогают реализовать здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.
В расписании уроков предшкольного класса помимо основных предметов в рамках игрового часа предусмотрены уроки физкультуры и музыки. На уроках музыки формируются навыки хорового пения. Хоровое пение благотворно сказывается на физическом состоянии поющих. Оно развивает дыхательную систему, следовательно, укрепляет здоровье.
Кабинет предшкольного класса разделён на учебную и игровую зоны. На коврике ребята могут играть с конструктом, полежать. У нас много настольных игр, пазлов, мозаик, которые очень интересны детям.
Каждый день у нас начинается с утренней зарядки. Соблюдая температурный режим, в хорошую погоду зарядка проводится на свежем воздухе, что положительно сказывается на психологическом настрое детей. На начальном этапе упражнения показываются мною, позже детьми, но под моим контролем.
Между занятиями на переменках проводится обязательное проветривание кабинета по графику. На занятиях используются физминутки, электронные физминутки для глаз и динамические паузы как естественный элемент урока. Они обусловлены физиологическими потребностями в двигательной активности детей, помогают снять
статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. Ребятам по душе гимнастика для глаз – специальные упражнения для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия напряжения глаз. На уроках «Учимся русскому языку» и « Учимся думать» обязательно проводится «пальчиковая» гимнастика для расслабления мышц кистей и развития мелкой моторики рук. Выполняются упражнения, которые проводятся параллельно с двигательно - речевыми упражнениями – считалочками. Такие «минутки» заряжают энергией и повышают интерес к предмету.
В процесс обучения включены ежедневные прогулки и игры на свежем воздухе, наблюдения, беседы. Они дают возможность разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.
В целях профилактики простудных заболеваний пользуемся аромамедальонами с чесноком, в классе проводим ароматерапию. В осенне- зимний период в рацион питания включаем чеснок, лук, выращиваемый детьми на подоконнике. По всем вопросам консультируемся с медработниками.
На уроках также использую элементы оздоровительной дыхательной гимнастики по методу А. Сметанкина для выработки правильного типа (релаксационно – диафрагмального) дыхания. Метод БОС - это дыхание, дарящее здоровье. Именно этот метод раскрыл его тайну — тайну гармонии работы дыхания и сердца, которую люди пытались разгадать тысячи лет. Это дыхание доступно каждому человеку и каждый с его помощью может защитить себя от вредных последствий стресса и психоэмоционального перенапряжения.
Повышению двигательной активности способствуют занятия физкультурой и игры во время игрового часа в игровом зале. Он оборудован всем необходимым инвентарем. Есть мягкие модули, гимнастические палки, массажные мячи, прыгалки, обручи, очень любимые детьми фитболы, тренажёрный комплекс «Здоровье». Для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, профилактики и лечения плоскостопия используется ребристая дорожка. Ходьба по ребристой дорожке способствует развитию тактильных ощущений, массажу стопы, для расслабления, укрепления нервной системы ребенка.
Одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.
Наш кабинет имеет конторки доктора Базарного. Конторка является самым эффективным способом профилактики нарушений позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и других заболеваний, связанных с обездвиженностью ребёнка в школе; • позволяет организовать учебный процесс на основе двигательного компонента, сообразного подвижной природе учащегося; • обеспечивает активизацию и снятие монотонности учебного процесса. Детям очень нравится учиться за ними. Они сразу ощутили их удобство.
Хотелось бы сказать о кабинете релаксации. Он оснащен видео- и аудиотехникой, мягкой мебелью, на полу имеется ковровое покрытие.
Для детей специально в дни Декады музыки, технологии, изобразительного искусства старшеклассницы шьют мягкие подушечки, игрушки, которые украшают кабинет релаксации. Ребята посещают кабинет релаксации во время игрового часа. Я стараюсь использовать упражнения с подключением воображения и представлением зрительных образов. Мы можем превратиться в орешек, спрятанный белочкой в дупле, можем стать пушистыми котятами или же отправиться мысленно в путешествие на воздушном шаре.
Упражнения и занятия, прослушивание релаксационной музыки способствуют общему оздоровлению и укреплению организма, развитию двигательных навыков, развитию
сознательного управления движениями, развитию нервной системы (быстроты реакций, координации движений и др.), развитию организованности, дисциплины; совершенствованию сенсорных представлений; развитию произвольного внимания, памяти, речи, мыслительных способностей.В школе уделяется особое внимание питьевому режиму детей. Чтобы ни родители, ни я, отвечающая за здоровье детей, пока они находятся в школе, не переживали каждый раз, не напился ли ребенок прямо из-под крана, мы используем индивидуальные бутылочки для питья, также у нас есть кулеры с чистой талой водой. Ребёнок по необходимости выпивает нужное ему количество воды.
Нельзя назвать учебно-воспитательный процесс полноценным, если в нём нет участия родителей, тем более учащихся дошкольного возраста. Для более успешной работы необходимо привлекать родителей. Во внеурочной деятельности, при подготовке и проведении внеклассных мероприятий, экскурсий родители оказывают мне неоценимую помощь в организации и сопровождении. И с большим удовольствием сами вместе с детьми участвуют в мероприятиях. Мною проводятся тематические родительские собрания, праздники, дети - активные участники всех внеклассных, школьных мероприятий. Детям очень нравится процесс подготовки к ним. Они проявляют активность, собранность, ответственность. В них рождается дух коллективизма, с радостью идут на помощь друг другу, становятся более сплочёнными.
Для родителей я собираю различные статьи по педагогике, психологии, здоровьесбережению, полезные взрослым и детям, оформляю на листах и складываю в папку передвижку. Не у всех родителей есть время, чтобы найти что-то интересное и в то же время полезное почитать. В этом случае я прихожу им на помощь. Папки родители забирают домой, знакомятся с содержанием и передают другим.
Каждому учителю, родителю нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, умело использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, и здоровьесберегающим.
В школе проходят семинары директоров, учителей, где наша школа делится опытом в этом направлении. В 2011 году я была награждена Грамотой «Победитель в номинации «Учитель здоровья» в региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России».
Хочется сказать несколько слов поддержки в адрес учителей, начинающих работу в этой области. Работа с детьми предшкольного возраста важная, интересная, требующая внимания, сил, желания. И общая благая цель - «здоровое общество» - будет достигнута только кропотливым трудом в малом: воспитание здоровой личности.