Статья Социальное партнерство как фактор социализации личности обучающихся


Маркович Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ № 8 г. Красновишерска Пермского края,
Почетный работник общего образования
Яборова Анна Владимировна, заместитель директора,
учитель английского языка высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ № 8 г. Красновишерска Пермского края
Социальное партнерство как фактор социализации
личности обучающихсяМАОУ СОШ № 8 – самое большое по количеству обучающихся образовательное учреждение г. Красновишерска Пермского края (около 1000 учащихся). Его становление и развитие находится в непосредственной взаимосвязи с социально-экономической составляющей города. Закрытие двух градообразующих предприятий («ВЦБК», ЗАО «УралАлмаз»), а также других организаций, низкое качество обеспечения проживающих на территории города людей квалифицированной медицинской помощью, отрицательная динамика численности населения – реалии сегодняшнего социума. Однако, несмотря на возникающие трудности и принимая во внимание тот факт, что социальное партнерство является одним из действенных механизмов социализации обучающихся, школа выстроила такую систему взаимодействия с различными социальными группами, которая приводит к позитивным эффектам в отношении субъектов образовательного пространства.
В качестве показательного примера можно привести результативное сотрудничество с ГКУ «Красновишерское лесничество». В союзе с этим учреждением (на основании договора) создано школьное лесничество «Зеленое перо», которое занимается вопросами экологического образования. Для решения поставленных задач используются разные формы деятельности: экологическое просвещение населения (создание группы «Зеленое перо» в социальной сети Вконтакте, публикация статей в районной газете «Красная Вишера», установка аншлагов экологического содержания, выпуск и распространение экологической продукции и т.д.), совместные акции («Посади дерево», «Спаси жизнь ежику» (сбор отработанных батареек), «Спаси дерево» (сбор макулатуры)), теоретические и практические занятия («зеленые уроки» с мастером леса Д.С. Бородиным, работа в лесу), подготовка к участию в конкурсах. Систематическая работа в этом направлении приносит свои результаты. Три года подряд нашему экологическому объединению присуждается звание «Лучшее школьное лесничество Пермского края», мы занимаем лидирующие позиции в краевых конкурсах «Моё зеленое лето», «Чистая вода» в номинации «Природоохранная акция». Кроме того, благодаря результативному участию в этих конкурсах, учащиеся школы стали обладателями ряда премий и наград (1 человек - лауреат премии по поддержке талантливой молодежи, установленной указом Президента РФ, 1 - стипендиат губернаторской премии, 5 - обладатели знака «Гордость Пермского края», 3 – победители районного конкурса среди способной и талантливой молодежи).
Основополагающие документы в области современного образования ориентируют педагогов на активное привлечение семьи как одного из самых важных институтов воспитания и социализации ребенка. Поэтому процесс социального партнерства выглядел бы неубедительно без участия такого субъекта образовательного пространства как родители учащихся.
Наряду с традиционными формами взаимодействия ОУ и семьи в МАОУ СОШ № 8 практикуются и новые способы привлечения родителей к взаимовыгодному сотрудничеству. Так, ежегодный конкурс родительских комитетов, который проводится в нашей школе в течение многих лет, не только не растерял своей популярности, но и становится все более востребованным среди родительских коллективов. На сегодняшний день классные коллективы могут проявить себя в трех номинациях: «Родительское собрание», «Родительский комитет – деловой партнер школы» и «Моя классная семья» (в формате игры КВН). За последние родители, классные руководители и дети организовали и провели 24 мероприятия, среди которых «Ученик года», «Творческая ночь», «Последний звонок», «Масленица», курс по выбору «Создай себя» (основы визажа), Малые олимпийские игры, праздник весны для учителей, презентация школьной столовой и т.д.Стоит отметить неоценимый вклад родителей в инновационную деятельность нашей образовательной организации. В январе 2016 года школе присвоен почетный статус «Центр инновационного опыта Университетского округа Пермского государственного гуманитарно-педагогического института». В соответствии с планом работы школы в статусе ЦИО родители наших учащихся внесли свой вклад во все мероприятия, требующие их участия. Так, наши родители попробовали свои силы в интеллектуальной игре «дебаты» по темам: «Инновации школе нужны», «Сегодня ребенку нужен репетитор», «Советское кино лучше», «Родители должны вмешиваться в жизнь детей», «Первая смена удобнее второй», «Герои фильма «Деточки» - преступники».
Кроме того, родительские собрания проводятся в форме ток-шоу («Экзамен: как сдать? Вот в чем вопрос!», «Телевидение: за и против»), семинаров-практикумов («Воспитание юного исследователя»), совместных с детьми заседаний («Педагогика понимания, педагогика воспитания», «И в кино, и в жизни: подростковая жестокость», «Волшебный мир кино», «Чтение – вот лучшее учение») и т.д.В практику работы школы активно внедряются школьные конкурсы, инициированные общешкольным родительским комитетом. Так, силами родителей при поддержке администрации и педагогического коллектива проведены 3 масштабных конкурса: 2014 год – «Пасхалинка», 2015 год - «В ожидании птиц», 2016 год – «Сам себе режиссер».
Только с положительной стороны зарекомендовала себя такая форма организации взаимодействия как мамин (2015 год) и папин (2016 г.) мастер-классы. Родители щедро делятся с учащимися накопленным опытом и имеющимися навыками в различных областях деятельности: кулинария, физическая культура, парикмахерское искусство, основы маникюра, косметология, основы военной службы, медицина, современные танцевальные направления, премудрости «мужской работы» и т.п. Кроме того, родители являются помощниками школы при проведении мероприятий в рамках проектной задачи для учащихся 3-6 классов.
Говоря о результатах социального партнерства с родителями как наиважнейшими субъектами образовательного пространства, целесообразно привести в качестве примера величину индекса удовлетворенности родителей укладом жизни в ОУ. В 2014/15 уч. г. он составлял 74 %, в 2015/16 уч. г. – 77 %, что свидетельствует о признании организации жизнедеятельности школы эффективной, результативной и успешной (показатель равный 70% и выше соответствует высокому уровню).
Среди многолетних партнеров нашего ОУ особое место занимает АНО «Редакция газеты «Красная Вишера». В основе сотрудничества с этой организацией – детская инициатива. 9 лет назад ученики школы вышли с предложением провести фестиваль юных журналистов для детей района. Именно этот момент можно считать точкой отчета нашей совместной деятельности. К сегодняшнему дню определен ряд эффективных форм работы: фестиваль юных журналистов, проведение совместных мероприятий, публикации в районной газете «Красная Вишера». Работа в данном направлении приносит весомые результаты. Так, в 2016 году фестиваль юных журналистов прошел уже в восьмой раз. Он не только не потерял своей актуальности, но и расширил свои географические границы (к участникам из Красновишерского района присоединились и учащиеся образовательных учреждений Верхнекамья). Главный редактор и журналисты газеты оказывают профессиональную поддержку организаторам фестиваля: проводят мастер-классы и практические семинары («Информационный пакет: коротко о главном», «Путеводитель глазами очевидца», «Создание и продвижение блогов», «Дизайн газеты», «Жанры школьной газеты» и т.д.), конкурсы («Фотокросс», «Лучшая школьная газета», «Творческая работа»), дебаты и деловые игры («Красновишерск. Я вернусь!?.», «Все зависит от нас самих», «Социальные сети – это полезно»), являются членами жюри и спонсорами мероприятий. Следует также отметить, что фестиваль «богат на партнеров»: в его работе ежегодно принимают участие представители органов власти (глава района, его заместители, депутаты Земского собрания Красновишерского муниципального района и городской Думы, Молодежный Парламент администрации района), специалисты администрации района и департамента муниципальных учреждений, бывшие выпускники, работники СМИ из краевого центра.
Одним из показателей результативности работы в данном направлении является количество публикаций учащихся и педагогов школы в районной газете за последние три года: 40 разножанровых статей были представлены вниманию читателей, а в 2016 году юные журналисты оформили в газете 3 выпуска страницы «Мы – молодые!».
Приведенные в данной статье примеры – далеко не весь опыт, которым может поделиться педагогический коллектив школы. Мы также ищем возможности для привлечения социальных партнеров, обладающих ресурсами в области организации смешанной модели внеурочной деятельности. Так, на протяжении многих лет школа сотрудничает с МБУК "Районный Дом культуры", МАОУ ДО "Центр дополнительного образования им. Б.Б. Протасова", МБУ "Центр организации досуга». Кроме того, усилия школы и социальных партнеров (родителей, представителей учебных заведений, промышленных предприятий и организаций Пермского края) в сфере профориентации обучающихся имеют следующие результаты: 68 % выпускников 11-ых классов поступают в ВУЗы страны, 30 % - в учреждения СПО (данные за последние три года).
Таким образом, общая заинтересованность в образовании субъектов социального партнерства и ориентация совместной деятельности на социализацию личности создают благоприятные условия для адаптации личности к социальной среде: учащиеся нашей школы не только усваивают готовый социальный опыт, но и вырабатывают собственный, определяются с личными ценностными ориентирами и взглядами, позволяющими им успешно социализироваться в обществе.