Применение ИКТ в процессе преподавания изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности
Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности
Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н.Толстой
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Одна из ведущих задач урока изобразительного искусства – это творческое развитие личности ребёнка, и особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. А как при отсутствии иллюстративной поддержки, музыкального и литературного сопровождения, на каждом уроке дать возможность творить?
Еще К.Д. Ушинский говорил: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно».
Перед учителем периодически возникает проблема:
Как сделать уроки изобразительного искусства более эмоциональными?
Как раскрепостить детей, высвободить их творческую энергию?
Острая проблема иллюстративной поддержки уроков существовала всегда и, естественно, назрела необходимость поиска новых средств обучения. Современные информационно - образовательные технологии, на мой взгляд, именно то, что призвано помочь учителю изобразительного искусства в его деятельности.
Цель, которую я ставлю перед собой:
повышение интереса, развитие творческих способностей учащихся на основе использования компьютерных технологий в системе уроков изобразительного искусства.
Использование ИКТ позволяет решить задачи:
Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
Формирование духовно-нравственной, культурно-образованной личности современного школьника.
Научение своих воспитанников самостоятельно ориентироваться в безграничном информационном поле.
В 5 – 7 классах использование ИКТ направленно на:
развитие критичности и самостоятельности мышления,
развитие логического мышления,
тренировку памяти,
формирование навыков вариативного мышления,
развитие эвристического мышления,
развитие ассоциативного, образного мышления,
обучение приемам и методам фантазирования.
На уроках изобразительного искусства мною используются такие ИКТ, как:
Мультимедиапроектор и экран
Презентация Power Point
Обучающие интерактивные игры
Internet Explorer
Кинофрагменты учебных фильмов
Мультимедийные учебные пособия
Тематическая подборка слайдов
Привычную школьную доску заменяет огромный экран и мультимедиапроектор. На этом экране «происходит» с помощью видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие по времени и пространстве». Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия: «текст звук видео цвет».
Презентация играет огромную роль в подаче информации, т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации. Ее можно использовать на любом уроке, любому учителю - предметнику. Презентация – это особая мультимедийная форма представления информации. В слайд можно вставить: текст, диаграмму, таблицу, рисунок, звук и т.д. Мною разработано, примерно, 60% уроков для 1-7 классов с использованием ИКТ - сопровождения, база материалов регулярно пополняется.
Созданный мною блок презентаций в программе Power Point по теме «Связь времен в народном искусстве» позволяет сохранить наглядный смысл, связь с фольклором, с народными корнями искусства, раскрыть присущий детству наивно – декоративный язык изображения и образность, игровую атмосферу, связанную, непосредственно, с народными формами и декоративными функциями искусства в современной жизни. Данный акцент на традиции и промыслы несет в себе историческую связь прошлого и настоящего. Наглядные материалы в презентации позволяют освоить каждую роспись в отдельности, требования к обработке материала, методы нанесения мазков, работу кисти, смешение красок, распознание определенных сочетаний цветов, характерных для каждой народной росписи.
По теме «Древние корни народного искусства», помимо подготовленных презентаций, к каждому уроку использую и фрагменты мультипликационного фильма «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Аленький цветочек», что помогает в увлекательной игровой форме научить каждого пятиклассника видеть в элементах мультипликации что–то необычное, что доставляет мне и моим воспитанникам большое удовольствие и позволяет создать на уроке сказочную игровую ситуацию.
В 6, 7 классе особый настрой и атмосферу сотрудничества помогают создать различные мультимедийные учебные пособия. Это и различные электронные художественные энциклопедии, и учебные фильмы из серии «Учимся рисовать» и др. Я рекомендовала бы их использовать, при изучении следующих тем:
Рисунок в плакате (7 кл.),
Учимся рисовать человека с натуры (наброски) (7 кл.),
Портрет в графике (6 кл.),
Натюрморт в графике (6 кл.),
Черное и белое – основа языка графики. (6 кл.).
Использование обучающих интерактивных игр позволяет мне погрузить детей в мир познания связи искусства с жизнью, развивать их творческие способности.
Как-то на уроке заметила ученика, сидевшего нахмурившись, абсолютно не готового к работе, диалогу и сотрудничеству. Тогда попробовала посадить за свой рабочий компьютер. Открыла программу «Paint», и предложила нарисовать ему задуманное. Сейчас я уже ввела в практику, после объяснения темы предлагать одному ребенку поработать за компьютером и передать свои впечатления не на альбомном листе, а в программе «Paint». Выполняя задания в данной программе, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, а так же получают дополнительные навыки работы на компьютере.
Работая с учащимися по формированию и развитию их творческих способностей и художественной культуры, привлекаю их для подготовки к урокам сообщений, докладов, рефератов и творческих работ по искусству. При выполнении заданий учащиеся пользуются как средствами Internet Explorer, так и энциклопедиями, учебными пособиями на CD-ROM, которые имеются в наличии в домашних коллекциях самих учащихся. Такой вид деятельности позволяет формировать способности учащихся к самостоятельному поиску необходимой информации, развивать умения не только найти, но правильно работать с такой информацией. А для того, чтобы работа учащихся была продуктивной и планомерной я даю рекомендации по поиску и обработке информации по таким темам, как:
Художник - выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени (7 кл.),
Творчество В.И.Сурикова (7 кл.),
Праздничные народные гулянья (5 кл.),
Человек и декор одежды (5 кл.),
Музеи мира (6 кл.),
Вглядываясь в человека. Жанр портрета (6 кл.).
Большую помощь в работе оказывает использование компьютерной поддержки при работе в технологии педагогических мастерских на этапе «индукции». Здесь с помощью видеоряда, музыки или видеосюжета можно оказать необходимое психологическое воздействие на учащихся, пробуждение эмоциональных или эстетических чувств, которые впоследствии помогут глубже осмыслить сущность урока.
Использование мною ИКТ – сопровождения происходит на различных этапах урока: оно служит великолепным подспорьем при изучении нового материала, особенно на уроках в 5-7 классах; в качестве «индуктора» на этапе подведения к теме, например, в 4 классе («Готика в средневековой Западной Европе»), на этапе повторения и закрепления материала, например, в качестве теста (6 класс, тема «Жанры и виды искусства»), при демонстрации этапов работы над картиной, а также для подготовки домашних заданий, когда учащиеся самостоятельно готовят презентации или доклады.
Дети погружаются в виртуальный мир творчества и становятся непосредственными его участниками.
Хочется отметить, что учащиеся уже не представляют уроки без использования компьютерных технологий и возможностей новых электронных продуктов, которые способствуют раскрытию творческих способностей учащихся, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, повышению уровня сформированности информационной культуры учеников, а также приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. Таким образом, легко увидеть «звездочек»: творчески одаренных, неординарных детей. Ведь я вижу, каждая работа неповторима, уникальна и ребенок, выполняя ее, вкладывает свою душу, свое видение мира, свою фантазию. Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает в дальнейшем реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.
Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя прекрасный мир искусства, который живет рядом с человеком на протяжении всей истории его существования.
15