Конспект урока окружающего мира 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: Озеро Байкал.
Название урока
Озеро Байкал.
Класс Учебник, программа
3 учебник «Окружающий мир», Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 частях
Тип Форма
Изучение нового материала практикум
Технология урока:
Технология критического мышления через чтение и письмо
Цели изучения темы:
познакомить детей с особенностями озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия
Задачи урока:
раскрыть значение озера Байкал как уникального природного явления не только России, но и мира; инициировать интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, к его экологическим проблемам
Предметные результаты: знать местонахождение озера Байкал, показывать его на карте, уметь перечислять особенности озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, кратко пересказывать прочитанное, сравнивать и группировать предметы, наблюдать и самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре и в группе.
Личностные УУД: принимать учебные цели, проявлять желание учиться, внимательно и бережно относиться к природе.
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать своё рабочее место, определять цель учебной деятельности, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, умение отличать верно выполненное задание от неверного.
Применяемые формы работы
Работа в группах, в парах, индивидуально.
Оборудование урока
Видеоклип» Озеро Байкал, капельки из бумаги, набор слов для магнитной доски , стакан с водой, бумага для фильтрования воды, гранит, презентация «Озеро Байкал», мультимедийный проектор, компьютер, экран.
План урока Время
1. Мотивация к учебной деятельности
2мин
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Приём « Соотнеси картинку с правильным названием»
2мин
3. Стадия « Вызов». Приём «Знаю, хочу узнать, узнал» 3мин
4. Стадия « Осмысление» Приём « Инсерт»
Работа в группах
Работа в рабочих тетрадях 10мин
13 мин
5 мин
5. Стадия « Рефлексия». Приём « Синквейн» 10 мин
Ход урока Пункт плана №1. Мотивация к учебной деятельности
Работа учителя Работа учащихся УУД
Настрой на урок.
Повторяют девиз урока:
Мы умеем думать,
Мы умеем рассуждать.
Всё, что нужно для работы,
То и будем выполнять. Личностные: Создание ситуации успеха, доверия, желание узнать новое.
Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность.
Пункт плана №2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Приём « Соотнеси картинку с правильным названием»
Работа учителя Работа учащихся УУД
На рабочем листе напишите числа, соответствующие названию объекта Московского Кремля. ( Спасская башня, Успенский собор, Грановитая палата, Большой Кремлёвский дворец») Слайд 1,2 На рабочих листах указывают числа, соответствующие названию объекта Московского Кремля.
Самопроверка. ( Если всё правильно , поставьте в рабочих листах оценку «5». 1ошибка- оценка «4»
2 ошибки – оценка «3»
Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)
Пункт плана № 3. Стадия « Вызов». Приём «Знаю, хочу узнать, узнал».
Работа учителя Работа учащихся УУД
- Что означает этот знак?
Слайд 3
-Московский Кремль относится к Всемирному культурному наследию.
- Как вы думаете, с чем будет связана тема урока, если у вас на партах лодки с рыбками, капельки, изображение водоёма? Может вам поможет этот знак.
- Этот водоём тоже относится к Всемирному только природному наследию.
На доске зашифрована тема урока (О...о Б....л ) Слайд 4 - Знак Всемирного наследия
Высказывают своё мнение о теме урока.
Тема урока: «Озеро Байкал» Познавательные:
Развивать операции мышления.
Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения
Приём «Знаю, хочу узнать, узнал».
- Что вы знаете про это озеро?
- Что хотели бы узнать?
- Познакомимся со словами: Голомянка, эпишура.
За правильный ответ каждый раз вы берёте себе капельку воды, сделанную из бумаги.
Если наберёте 5 капелек и более за активность получите оценку «5».
На рабочих листах вы оцените свою работу за домашнее задание, за работу в группе, за работу в тетради, за активность на уроке. Заполняют таблицу: Что знал, хочу узнать, узнал.
Регулятивные:
Уметь формулировать цель и учебные задачи рока.
Пункт плана №4 Стадия « Осмысление». Приём « Инсерт»
Работа учителя Работа учащихся УУД
-Отметьте на карте город Москва звёздочкой.
-Найдите озеро Байкал, отметьте жемчужиной. Оно находится в далёкой Сибири нашей страны.
- Почему отметили жемчужиной?
- Посмотрите на карте, какова его форма? Похоже озеро на жемчужину? Слайд 5,6
Озёра люди называют жемчужиной родного края. В них можно купаться, ловить рыбу, они дают жизнь многим животным, растениям, да и людям.
- Какие озёра Костромской области вы знаете?
Слайд 7
-А об озере Байкал знают во всём мире. Находят на карте город Москва и озеро Байкал.
Высказывают своё мнение о форме озера
Байкал и почему его отметили на карте жемчужиной.
Называют озёра Костромской области. ( Чухломское, Галичское) Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
Работа в группах
-Выполните №1 и №2 стр. 64.
Раскроем тайны Байкала.
Группа филологов
- Тайга имени ( Батюшка, море, священное, болото)
Группа математиков
- Тайна чисел ( 636, 1642, 605, 300)
Группа с названием
« самое»
- Тайны со словом « САМОЕ» ( глубокое, древнее, уникальное, молодое)
Группа географов
-Тайна названий (Ангара, Листвянка, Спасская, Байкальский)
Учащиеся не могут выполнить задания, так как недостаточно знаний.
Ученики находят лишнее слово. Доказывают свой выбор примерами из текста учебника.
Слайд 9
Слайд10
Слайд11, 12,13
Познавательные: Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач. Коммуникативные:
Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.
Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
Физкультминутка Слайд14
Закройте глаза, представьте, что вы находитесь на берегу Байкала. Светит солнце, потянемся к солнышку. Нам тепло, жарко. Решили искупаться. Заходим в воду. Идём осторожно по камешкам. Ой, не наступите на рыбку. Откройте глаза. СКОЛЬКО их много и все разные.
Группа зоологов
-Тайны животных ( омуль, нерпа, хариус, карась)
Сообщения учащихся
Омуль. Эта рыба размером до 50 сантиметров, вес – до 5 килограмм.Живет омуль до 25 лет. Из 100 икринок омуля выживает одна рыба. Сколько выживет омуля, зависит от чистоты воды в Байкале.
Слайд 17
Хариус - хищная рыба. Хариусы могут достигать веса до 2,5-3,0кг. Визитная карточка хариуса - его большой, похожий на флаг, спинной плавник, "расшитый" узором из пятен или полос.
Слайд 18
Нерпа - единственное млекопитающее в озере Байкал.
Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Под водой может находиться 20 – 25 минут. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды.
Байкальская нерпа занесена в Красную книгу России.
Слайд 19Голомянка. Живет только в озере Байкал, на 30-40% состоит из жира, который используется в лечебных целях.
бледно-розового цвета
Эксперимент
- Сейчас мы погрузимся в воды Байкала. Сейчас мы проведём с вами небольшой эксперимент.
-На столе стакан с прозрачной водой, на стенке наклеены рыбки. Учитель просвечивает фонариком.
-Представим, что это солнечный луч.
Вода просвечена солнцем и оттого совсем прозрачна. Мы можем видеть обитателей озера.
- И вдруг что – то случилось!
Я добавляю в банку грязную воду. Вода в банке стала мутной, это может испортить воду
-Что произойдёт с растениями и животными?
Слайд 22
Существуют рачки- ЭПИШУРА.
Наблюдают за экспериментом и высказывают своё мнение об экологии водоёмов.
Сообщение ученика:
Эпишура – это такой вид маленьких рачков
Самое главное, он успевает в течение года не менее десяти раз пропустить через себя всю байкальскую воду, фильтруя ее и очищая от всех органических примесей, причем ему абсолютно без разницы природа загрязнения, лишь бы оно не оказалось губительной для него самого.
Коммуникативные:
Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения.
Работа с учебником
Читаем в учебнике (стр. 102, 3 абзац)
- Экологические проблемы создают не только промышленные предприятия, но и отдельные люди.
- У вас в городе тоже есть водоём. Как он называется?
-Что мы с вами можем сделать для спасения водоёмов?
Слайд 23 Приём « Инсерт»
V - уже знал
- - думал иначе
+ - новое
? - не понял
Познавательные: Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач.
Просмотр видеоролика
Я принесла на урок камень. Как он называется?
- Какая взаимосвязь гранита и озера Байкал?
Эндемик- животное, которое обитает только в определённой местности
Слайд 24 ГРАНИТ.
Просмотр видеоклипа.
-ОЗЕРО Байкал окружено горами, которые, в основном, состоят из гранита и дно у этого озера тоже покрыто гранитом. Познавательные: Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач.
Пункт плана №5 Стадия « Рефлексия» Приём: «Синквейн»
Работа учителя Работа учащихся УУД
Итог урока.
Слайд 25
–Если вы заработали больше отметок «5», поместите рыбку в озеро.
- Если вы заработали больше отметок «4», поместите рыбку ближе к берегу.
-Что узнали про озеро Байкал?
-Захотелось побывать на этом озере?
Слайд 26
Домашнее задание:
Выполнить задание №2 в рабочей тетради на стр.64, №3 по желанию
Ответить на вопросы в учебнике
на стр. 103
Приём : «Синквейн»
( устно)
1 строка – одно имя существительное
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – предложение
5 строка – имя существительное - синоним
Заполняют таблицу «Я узнал» Регулятивные:
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку
Литература
Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 частях. « Просвещение», 2016г.
Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 частях. « Просвещение», 2016г.