Статья на тему ФУНКЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ


ФУНКЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры – это ее полезность. У каждого вида игры своя полезность, свое назначение. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры, которые могут быть реализованы в ходе урока английского языка, а так же во внеучебной деятельности.
Развлекательная функция – это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес. Она связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. обеспечивает стабилизацию личности, реализацию уровней ее притязаний. В условиях иноязычного учебного общения данная функция игры способствует снятию языкового барьера, ученик начинает меньше бояться сделать ошибку в речи, высказывается на иностранном языке более свободно.
Коммуникативная функция. Эта функция открывается с новой стороны, если игра применена в процессе обучения английскому языку. Она служит формированию иноязычной коммуникативной компетенции, что является основной целью обучения.
Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Коммуникативная игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт, на основании которого язык усваивается более осмысленно [1, с.31].
Диагностическая функция. В данном случае внимание направлено не на выявление отклонений в поведении ученика, здесь учитель нацелен на определение уровня владения учеников английским языком. Также каждый ученик имеет возможность для самопознания в процессе игры. Он может осознать как свои личностные качества, так и свой уровень английского.
Игротерапевтическая функция. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, общении с окружающими, учении. Поэтому игровой материал при проведении игр на английском языке должен содержать в себе небольшое количество незнакомой учащимся лексики или несколько еще неизученных грамматических конструкций, которые бы задействовали языковые компенсаторные умения учащихся.
Функция самореализации. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели.
Функция межнациональной коммуникации. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, обще человечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтных ситуаций, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. Таким образом, данная функция заключается в усвоении единых для всех людей социокультурных ценностей, формировании толерантности. Так же данная функция способствует усвоению разнообразной информации о странах изучаемого языка.
Функция социализации. Игра – сильнейшее средство социализации человека, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющий функционировать в качестве полноправного члена коллектива. При применении игры на уроках английского языка или во внеучебной деятельности, данная функция способствует ознакомлению учащихся с системой духовных ценностей и норм поведения в странах изучаемого языка, что способствует, во-первых, расширению общего кругозора учащихся, а, во-вторых, снижает возможность совершения грубых ошибок в общении с представителями англоязычной культуры.
Эстетическая функция заключается в наслаждении, которое испытывается от игры [2, с. 144].
Технология игровых методов обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в мире и в жизни, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты [3, с.63].
Рассмотрев основные функции и особенности игровой деятельности, следует констатировать, что игра - это эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения иностранному языку. Использование различных игр на уроке даёт хорошие результаты, повышает интерес к уроку.
Список использованной литературы
Борисов, Е. А. Влияние ролевой, коммуникативной игры на обучение английскому языку / Е. А. Борисов // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 29–31.
Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. – Челябинск : Два комсомольца, 2011. – С. 140–146.
Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин. – М. : Просвещение, 1984. – 112 с.
© Рузавкина А. Н., 2017