Специфика модульного обучения иностранному языку
Специфика модульного обучения иностранному языку
Одним из важнейших средств развития учащихся в учебном процессе является интегративно-модульное обучение. Оно, как личностно-ориентированное обеспечивает реализацию образовательных потребностей каждого учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и переводит обучение на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности. Вместе с тем, оно активизирует творческий потенциал личности, что требует от учителя переориентации на педагогическую деятельность с использованием современных технологий.
В настоящее время выполнен ряд исследований (И. Я. Зимняя, В. А. Сластёнин, И. С. Якиманская), в которых рассматривается проблема использования возможностей модульного обучения для стимуляции познавательной деятельности учащихся.
Исходя из разнообразных определений модуля, можно дать следующее определение: Модуль-это курс или его автономная часть, имеющие необходимое программное и учебно-методическое обеспечение, достаточное для построения различных образовательных траекторий в его рамках, легко соединяющийся с другими модульными курсами, при необходимости способный видоизменяться по содержанию/форме/объёму за счёт исходной гибкости внутренней структуры [8].
Модульное обучение - такая организация процесса учения, при которой обучающийся работает с учебной программой, включающей следующие модули: мотивационно-стимулирующий, целевой, информационный, операционный, модуль проверки знаний, рефлексивный модуль.
Е. С. Маркова применительно к специфике иностранного языка предлагает выделять модули смешанного типа, а именно, познавательно- операционные, построенные на следующих принципах:
- интегративно-предметного подхода;
- сознательной ограниченности предъявляемого учителем учебного материала;
- направленного поиска дополнительной (уточняющей) литературы;
- избирательности и самостоятельности;
- взаимообогащения (за счёт сочетания разнообразных организационных форм учебного процесса);
- переноса знаний, умений и навыков на решение новых нестандартных задач.
Особый акцент в этой связи несёт на себе совершенствование рефлексивного и критического мышления как личностного качества учителя, которое во многом обусловливает развитие креативных способностей. Актуальность приобретает решение проблемы, связанной с усилением мотивационной и совершенствованием операциональной готовности педагога [5] эффективно осуществлять языковое образование в различных видах учебных заведений в условиях современной образовательной парадигмы.
Однако, следует несколько пересмотреть «наполнение» модулей (А. В. Овчинникова). Пересмотр, прежде всего касается усиления соотнесённости содержания каждого модуля с типом образовательного учреждения при учёте уровней владения иностранным языком его выпускниками, а также обязательного учёта уровня владения иностранным языком и методической подготовки учителя, что лежит в основе его личной, профессиональной потребности в повышении культуры. Учителя иностранного языка, работающие в школах с углубленным изучением этого предмета, наряду с преподавателями лингвистических гимназий, призваны и имеют возможность осуществлять широкое общекультурное развитие обучающихся, сопровождаемое формированием их интеллекта средствами предмета, а не только обеспечивать заданный федеральным стандартом уровень обученности.
Дифференциация фактически срастается с индивидуализацией и становится системообразующим фактором в выборе собственной образовательной траектории учителя.
Поскольку методическое мышление специалиста в области иноязычного образования рассматривается как его важная профессиональная составляющая (Н. Е. Кузовлева) имеющая в своей основе интеграцию методики, психологии, педагогики с включением знаний из области информационной культуры и владения современными образовательными технологиями, то правомерно предположить, что развитие методического мышления может стать одним из основных объектов научения в современной системе образования и содержать в себе не только обучающий, но и исследовательский аспекты [4].
Безусловно, такой взгляд на современную подготовку специалиста в области иноязычного образования, учителя иностранного языка, не может не сопровождаться усилением такого личностного качества, как креативность. Именно такая позиция в отношении подготовки специалиста ИЯ может оказать существенное влияние на характер организации и содержание профессиональной подготовки.
Список используемой литературы:
1. Батышев Я. Блочно-модульное обучение. - М., 2007. - 258с.
2. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. / гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Советская энциклопедия, 2001. Т. 1. - 1991. -863с.
3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: Каро,2009.-367с.
4. Кузовлева Н. Е. Модульная программа обучения английскому языку //Современные технологии обучения в высшей школе: Материалы конференции – Хабаровск, 2012.-С. 225-226
5. Маркова Е. С. Современные образовательные технологии. М., 2015 г.
6. Сидорова, В.В. Психолого-педагогические аспекты современных технологий обучения/ В.В. Сидорова //Инновации в образовании.-2014.-№7.-С.78-87.
7. Советова, Е.В.Эффективные образовательные технологии/Е.В. Советова.-Ростов н/Д.:Феникс,2015.-285с.
8. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. М., 2013 - С.61-66.