Рабочая программа по технологии УМК Школа 2100 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
средняя общеобразовательная школа с. Михайловка муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан
     Рассмотрено:                         Согласовано:                         Утверждаю:
на заседании ШМО             Заместитель директора           Директор школы
Протокол № ____ от           по УВР Сунгатова А.А.           Бердин А.А.
« __» ________ 2015г.         ___________________             _________________
Руководитель ШМО:          « ___» ________ 2015г.            Приказ № ____ от
________________                                                                 « __ » _______ 2015г.
    Яковлева С.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ 3 КЛАССА (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
                                                                           Разработала и реализует:
                                                                                   учитель начальных классов
                                                                                   Зугань Снежана Валерьевна,                
                                                                                   вторая квалификационная
                                                                                   категория                    	
Михайловка – 2015
Пояснительная записка
       Рабочая программа по технологии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы  под  редакцией   О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой - М.: Баласс, 2011г.  УМК «Школа 2100» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. О.А. Куревина, Е.А.Лутцева. Учебник «Технология. Прекрасное рядом с тобой» 2. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. Рабочие тетради «Технология. Прекрасное рядом с тобой» 3. О.А. Куревина. Е.А. Лутцева. Методические рекомендации к ним для 3 класса.
     Рабочая программа по технологии составлена на основе 
следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273
 Ф3 от 1 сентября 2013года;
- Закон об образовании Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года;  
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
- Федеральная служба по надзору в свете защиты прав  Постановление от 29 декабря 2010 года № 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 года № МД – 1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»
- Федеральный перечень учебников на 2015 -  2016 учебный год;
- Учебный план МБОУ СОШ с. Михайловка на 2015 – 2016 учебный год;
- Учебный календарный график МБОУ СОШ с. Михайловка на 2015 – 2016 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
      Курс  «Технология» является  составной частью Образовательной системы «Школа 2100».  Его  основные положения  согласуются  с концепцией данной модели и решают блок  задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для  практического решения учебных задач  прикладного  характера,  формированием первона- чального опыта практической преобразовательной деятельности. Курс  развивающе-обучающий по  своему  характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей  сути. В его основе лежит целостный образ  окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в  модели, воссоздание объектов по  модели в материальном виде, мысленная  трансформация объектов и  пр.), выполнение  расчётов,  вычислений,  построение форм   с  учётом основ   геометрии,  работа с  геометрическими фигурами,  телами, именованными числами.
Окружающий мир  – рассмотрение и анализ природных форм  и конструкций  как  универсального источника  инженерно-художественных идей   для мастера; природы как  источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя  материально-культурной среды   обитания,  изучение  этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов  речевой деятельности и основных типов  учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической   деятельности (описание конструкции изделия,  материалов и способов  их  обработки; повествование о ходе  действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для  создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм  и конструкций,  изготовление изделий  на   основе   законов  и   правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Целью  курса  является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через  его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре  как  продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
–  приобретение навыков самообслуживания;  овладение технологическими  приёмами  ручной обработки материалов;  усвоение правил техники безопасности;
–  использование приобретённых знаний и  умений для  творческого  решения несложных конструкторских, художественно-кон- структорских  (дизайнерских),  технологических и  организационных  задач;
–  приобретение первоначальных  навыков  совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
–  приобретение первоначальных  знаний  о  правилах создания предметной и информационной среды  и умений применять их  для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.
Методическая основа  курса – деятельностный подход, т.е.  организация максимально творческой предметной деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение  новых технологических приёмов, конструктивных  особенностей  через  специальные упражнения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
    В соответствии с Федеральным базисным учебным планом курс «Технология» изучается в 3 классе по 1 часу  в неделю. Общий  объём  учебного времени составляет 34 часа. По учебному плану МБОУ СОШ с. Михайловка распределение учебного материала соответствует авторской программе и материалу учебника.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира ( частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. 
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности ( любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. 
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. 
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. 
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. 
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма ( одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. 
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. 
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения  курса  «Технология»  в 3-м классе является формирование следующих умений:
–  оценивать жизненные ситуации (поступки, явления,  события) с точки зрения собственных ощущений (явления,  события), соотносить их  с  общепринятыми  нормами и  ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или  плохие;
–  описывать свои  чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
–  принимать  другие мнения  и  высказывания,  уважительно относиться к ним;
–  опираясь на  освоенные изобразительные  и  конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов  реализации  предложенного или  собственного замысла.
Средством достижения этих  результатов служат учебный мате- риал и  задания учебника, нацеленные на  2-ю  линию развития – умение определять своё  отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3м классе является  формирование следующих универсальных  учебных действий.
Регулятивные УУД:
–  самостоятельно  формулировать  цель   урока после   предвари- тельного обсуждения;
– уметь  с помощью учителя анализировать предложенное задание,  отделять известное и неизвестное;
– уметь  совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
–  под  контролем учителя  выполнять  пробные поисковые действия (упражнения) для   выявления  оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под  контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
–  осуществлять  текущий  в  точности выполнения  технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации 	шаблонов,	чертёжных 	инструментов)	итоговый контроль общего  качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные  доработки.
Средством  формирования   этих    действий  служит   соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в  учебнике (текст, иллюстрация,  схема, чертёж, инструкционная карта),  энциклопедиях,  справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и  обсуждений материалов  учебника,  выполнения  пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать	факты 	и 	явления; 	определять	причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе  обобщения полученных знаний;
–  преобразовывать информацию: представлять  информацию в виде  текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования  этих  действий служат учебный мате- риал и  задания учебника, нацеленные на  1-ю  линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.
Коммуникативные УУД:
–  донести свою  позицию до  других:  оформлять свои  мысли в устной и письменной речи  с учётом своих  учебных и жизненных речевых ситуаций;
–  донести свою  позицию до  других: высказывать  свою  точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
–  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть  готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии  проблемного диалога  (побуждающий  и  подводящий диалог);
–  уметь   сотрудничать, выполняя  различные роли   в  группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования  этих   действий служит  организация работы в малых группах.
Предметными результатами изучения  курса  «Технология»  в 3-м классе является формирование следующих умений:
знать виды  изучаемых материалов, их свойства; способ получения  объёмных форм  – на основе  развёртки;
уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско-технологические задачи, проблемы;
уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на  чертёж  по линейке, угольнику, циркулю;
под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.
Содержание тем учебного предмета
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6  ч.).
Традиции  и   творчество  мастеров  при   создании  предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека –  труд как способ самовыражения человека-художника.
Гармония предметов и  окружающей среды  (соответствие пред- мета  (изделия) обстановке).
Знание и уважение традиций строительства, декоративно- прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.
Природа как источник творческих идей  мастера и художника. Профессии мастеров прикладного творчества.
Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложен- ного  замысла, поиск доступных средств выразительности,  выпол- нение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изде- лия, подарки малышам и  взрослым, пожилым,  ветеранам (соци- альный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль  качества   выполненной  работы  (соответствие
результата работы художественному замыслу).
Самообслуживание – пришивание пуговиц.
2. Технология ручной обработки  материалов. Элементы  графи- ческой грамоты (14 ч.).
Некоторые виды  искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех  и  др.), их  получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.
Разметка развёрток с опорой на  их  простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая).  Преобразование развёрток неслож- ных  форм  (достраивание элементов).
Вырезывание отверстий на деталях.
Выбор  способа  соединения и соединительного материала в зави- симости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помо- щью  канцелярского  ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей  косой  строчкой  и  её  вариантами  (крестик, ёлочка).
3. Конструирование (10 ч.).
Полезность, прочность и эстетичность как общие  требования к различным конструкциям.  Связь назначения изделия и  его  кон- структивных особенностей: формы, способов  соединения, соедини- тельных материалов. Изготовление и  конструирование из  объём- ных  геометрических фигур (пирамида, конус, призма).
Конструирование и моделирование изделий из разных материа- лов по заданным конструкторско-технологическим и художествен- ным  условиям. Рицовка.
4. Использование информационных технологий (4  ч.).
Современный информационный мир. Работа с доступной инфор- мацией (книги, музеи, беседы  (мастер-классы) с мастерами). Персональный компьютер (ПК)  и его использование в разных сфе- рах  жизнедеятельности человека. Устройства компьютера для ввода,  вывода  и  обработки  информации.  Поиск  информации  в
Интернете*,  просмотр информации  на  DVD.  Создание  проектов
домов  и дизайн интерьера (при  двух  часах в неделю).
Технологические понятия:  эскиз развёртки, развёртка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура).
13PAGE  15
13PAGE  14815
15