Рабочая программа по технологии УМК Школа 2100 3 класс
Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 654 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла «Хореография»
Кировского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
________________
«26» августа 2014 года
СОГЛАСОВАНА
зам. директора по УВР
_____________________
«___» _________ 2014 года
УТВЕРЖДЕНА
директор ГБОУ СОШ № 654
______________________
«___» _________ 2014 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
начальных классов
по технологии
класс: 3
учитель: Морозова Елена Алексеевна
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и составлена на основе программы «Технология» Куревиной Е.А., Лутцевой О.А. Программа обеспечена учебником «Технология. Прекрасное рядом с тобой» 3 класс, авторы – Куревина Е.А., Лутцева О.А. М.: «Баласс».
В авторскую программу изменения не внесены.
Цели и задачи,
решаемые при реализации рабочей программы.
Целью курса технологии является саморазвитие и развитие личности ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность на основе системно - деятельностного подхода, через воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям ФГОС.
Задачи предмета технологии:
формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно преобразующей деятельности человека;
общее ознакомление с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в образах;
формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, творческой самореализации, интереса к предметно преобразующей, художественно конструкторской деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции;
формирование умения в составлении плана действий и применении его для решения учебных задач; умения прогнозировать будущий результат при различных условиях выполнения действия, умения контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;
овладение первоначальными умениями поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, в библиотеке.
Нормативные правовые документы
на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа учебного предмета «Технология» разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 декабря 2009г.);
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (2012 г) в соответствии с требованиями ФГОС НОО и программы «Школа 2100».
3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (приказ МОиН РФ №2885 от 27.12.2011, зарегистрирован Минюст России № 23290 от 21 февраля 2012г)
4.Авторская программа общеобразовательного предмета «Технология» под редакцией.
Куревиной Е.А., Лутцевой О.А.
Место и роль учебного курса
«Технология» в учебном плане.
Согласно базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется «Технология» в начальной школе выделяется 128 час, по 34 часа в 1, 2-х, 3-х и 4-х классах.
Количество учебных часов
В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ № 654 рабочая программа для 3 класса рассчитана на 34 часа; 1 час в неделю.
Технология обучения
На уроках технологии реализуется принцип: от деятельности под руководством учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Содержание предмета технологии предполагает взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство.
Виды и форма контроля.
№ п/п
Форма контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Всего
Текущий
1.
Устный опрос
2.
Мини-тесты
3.
Самостоятельная работа
4.
Диагностические тесты
Тематический
Проверочная работа
1
1
2
Итоговый
1
Диагностическая работа
1
1
2
Учебно-тематический план
четверть
Название темы
Колич. часов
Контрольные, проверочные
1 четверть
Раздел 1. Вспомни, подумай, обсуди.
1
Раздел2. Учимся работать циркулем
1
Раздел 3.От замысла к изделию.
2
Раздел 4. Отражение жизни в изделиях мастеров
4
2 четверть
Раздел 5.Фантазия в изделиях мастеров.
2
Раздел 6.Время в изделиях мастеров.
3
Раздел 7. Готовимся к Новому году.
2
1
3 четверть
Раздел 8. Готовим подарки.
3
Раздел 9. О чем могут рассказать игрушки
7
4 четверть
Раздел 10. Средние века
4
Раздел 11. Делаем книгу на компьютере
4
Резервный урок
1
34 ч.
Содержание программы (34ч)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6 ч.).
Традиции и творчество мастеров. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника.
Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).
Знание традиций декоративно-прикладного искусства народов России, мира, в том числе своего края.
Природа как источник творческих идей мастера и художника. Профессии мастеров прикладного творчества.
Элементы проектной деятельности (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы.
Самообслуживание – пришивание пуговиц, пользование бытовыми приборами.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (14 ч.)
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки. Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа. Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).
Вырезывание отверстий в деталях.
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы колющими и режущими инструментами.
Соединение деталей строчкой косого и её вариантами (крестик, ёлочка).
3. Конструирование (10ч.)
Изготовление и конструирование объёмных и плоских изделий. Технологические понятия: эскиз, развёртка, линии, инструкционная карта.
Связь назначения изделия и его конструктивными особенностями: формы, способы соединения, соединительные материалы. Изготовление развёрток и конструирование из объёмных геометрических форм (пирамида, конус, призма)
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям. Рицовка.
4. Использование информационных технологий (4ч.)
Современный информационный мир. ПК и его назначение в разных сферах деятельности. Правила пользования компьютером без вреда для здоровья. Работа с доступной информацией из разных источников. Создание изделий с помощью компьютера.
Требования к предметным и метапредметным результатам в соответствии с ФГОС общего образования определенного года (ступени) обучения.
Курс «Технология» направлен на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
оценивать технологические и эстетические свойства рукотворных предметов с точки зрения собственных ощущений; соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, выбирать способ реализации предложенного или собственного замысла;
описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера;
уважительно относиться к результатам труда мастеров;
принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним.
Метапредметные результаты
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
уметь в диалоге с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
под контролем учителя искать пути для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
осуществлять текущий контроль выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы одноклассников.
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения после обсуждения.
средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Предметные результаты:
3 класс
- Знать виды и свойства изучаемых материалов.
- Знать способы получения объёмных форм на основе развёрток.
- Выполнять разметку по чертежу с помощью линейки, угольника, циркуля.
- Уметь пользоваться шаблонами, трафаретами.
- Уметь классифицировать материалы, инструменты, приспособления.
- С помощью учителя находить доступные конструкторско-технологические решения.
- Реализовывать с помощью и под контролем учителя творческий замысел.
Перечень учебно - методического обеспечения
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рабочие программы 3 класс по Образовательной системе «Школа 2100». Пособие для учителя, Москва, «Баласс», 2012
Е.А. Лутцева Технология // Методические рекомендации для учителя – 3 класс; - М.: БАЛЛАС – 2012.
Савинов Е.С. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Изд. 4-е, перераб. – М.: Просвещение, 2012
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Куревина Е.А., Лутцева О.А. Технология // Прекрасное рядом с тобой - учебник 3 класс; – М.: Баласс,- 2012;
«Дневник школьника», 3-й класс;
«Я открываю знания» - пособие из серии «Как мы учимся» (авторы E.JI. Мельникова, И.В. Кузнецова);
«Учусь оценивать себя» - пособие из серии «Как мы учимся» (авторы Д.Д. Данилов, И.В. Кузнецова, Е.В. Сизова);
«Всё узнаю, всё смогу» - пособие из серии «Как мы учимся (авторы А.В. Горячев, Н.И. Иглина);
«Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы. 3-4-й классы (авторы Р.Н. Бунеев и др.);
«Летняя тетрадь будущего четвероклассника»(авторы Р.Н. Бунеев и др.).
Цифровые образовательные ресурсы:
Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ http://fsu.edu.ru/p1.html
Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике http://www.rost.ru
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" http://www.ict.edu.ru
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования http://ndce.edu.ru
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области http://www.rostobr.ru
Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области http://www.rostobrnadzor.ru
Учительская газета http://www.ug.ru
Газета "Первое сентября" http://ps.1september.ru
Газета "Начальная школа" http://nsc.1september.ru
Журнал "Вестник образования России" http://www.vestniknews.ru
Школьная пресса: информационный портал http://portal.lgo.ru
Издательство «Баласс» www.school2100.ru
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» www.lbz.ru
Издательский центр "Владос" www.vlados.ru
Издательский центр "Мой учебник" www.my-tbook.ru
Издательство Московского государственного университета w.msu.ru/depts/MSUPubl2005
Педагогический университет «Первое сентября» (взаимодействует с факультетом педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова и Московским институтом открытого образования) http://edu.1september.ru/courses/distance/?info=2
Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования http://roipkpro.ru/index.php/do-progr
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет - ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
№ в теме
Тип и вид урока
Содержание учебной деятельности
Раздел 1. Вспомни, подумай, обсуди.
1 четверть (9 ч.)
Всё начинается с замысла. Изготавливаем самолет- истребитель (конструирование)
1
ВУ
Под руководством учителя;
-коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
Раздел 2. Учимся работать циркулем
Учимся работать циркулем (разметка чертежным инструментом)
1
ОНЗ
-ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем, выдвигать возможные способы их решения.
Раздел 3. От замысла к изделию.
Изготавливаем волшебный кристалл (проектирование, конструирование)
1
ОНЗ
Самостоятельно:
-выполнять простейшие исследования; наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы, их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов,
Изготавливаем волшебный кристалл (проектирование, конструирование)
2
РУ
С помощью учителя:
создавать мысленный образ объекта с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда;
Раздел 4. Отражение жизни в изделиях мастеров.
Народные промыслы. Изготавливаем панно (проектировании конструирование, технологии обработки)
1
ОНЗ
-отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий:
Народные промыслы. Изготавливаем панно (проектировании конструирование, технологии обработки)
2
РУ
воплощать мысленный образ в материале, с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения
Делаем открытку («Белочка » (конструирование, технологии обработки
3
РУ
отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий:
Делаем открытку («Белочка » (конструирование, технологии обработки
4
РУ
обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке;
2 четверть 7 часов
Раздел 5. Фантазия в изделиях мастеров.
Лепим из теста (проектирование, конструирование построение развёрток)
1
ОНЗ
проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно- художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления;
Лепим из теста (проектирование, конструирование построение развёрток)
2
РУ
Раздел 6. Время в изделиях мастеров.
Изучаем технику безопасности.
1
ОНЗ
С помощью учителя:
создавать мысленный образ объекта с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда;
Конструируем и моделируем, Строим объёмные геометрические фигуры (проектирование, конструирование конструирование, построение развёрток)
2
ОНЗ
Конструируем и моделируем, Строим объёмные геометрические фигуры (проектирование, конструирование конструирование, построение развёрток)
3
ОНЗ
Раздел 7. Готовимся к Новому году.
Дед Мороз (проектирование, конструирование, технологии обработки)
1
ОНЗ
отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий:
обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности
Ёлочные игрушки (проектирование, конструирование технологии обработки)
Проверь себя (относится к перечисленным выше темам)
2
УК
3 четверть 10 часов
Раздел 8. Готовим подарки.
Открытки к 23 февраля (проектирование, конструирование, технологии обработки)
1
РУ
Букет к 8 Марта (проектирование, конструирование, технологии обработки)
2
РУ
Букет к 8 Марта (проектирование, конструирование, технологии обработки)
3
ОУ
Раздел 9. О чем могут рассказать игрушки.
Делаем игрушки (проектирование, конструирование, технологий обработки)
1
РУ
участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места, в общей деятельности);
Делаем игрушки (проектирование, конструирование, технологий обработки)
2
РУ
Выполняем панно (проектирование, конструирование, технологии обработки)
3
ОНЗ
Изготавливаем кукольный театр (проектирование, конструирование, технологии обработки)
4
РУ
Изготавливаем кукольный театр (проектирование, конструирование, технологии обработки)
5
РУ
Учимся вышивать крестом (технологии обработки)
6
ОНЗ
Учимся вышивать крестом (технологии обработки)
7
РУ
4 четверть 9 часов
Раздел 10. Средние века
Тканные изделия (проектирование, конструирование, технологии обработки
1
ОНЗ
С помощью учителя учимся планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи:
осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
Средневековые технологии, Изготавливаем макет мельницы (проектирование , конструирование, технологии обработки)
2
РУ
Моделируем из бумаги замок (проектирование, конструирование)
3
РУ
Создаём витраж (проектирование., конструирование, технологии обработки)
Проверь себя (относится к перечисленным выше темам)
4
УК
обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности
Раздел 11. Делаем книгу на компьютере
Текстовые редакторы. Сохраняем документ. (информационные технологии, конструирование)
1
ОНЗ
наблюдать на экране компьютера мир образов, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера;
Открываем сохраненный текст. Готовим брошюру. (информационные технологии, конструирование
2
ОНЗ
исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предложенные материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий;
Добавляем текст. Оформляем текст. (информационные технологии, конструирование
3
ОНЗ
проектировать информационный продукт; создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, использовать необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды;
Печатаем брошюру (информационные технологии, конструирование
4
ИУ
Резервный урок
15