РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ПО ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ 4 КЛАССА УМК ШКОЛА 2100
ПРОГРАММА
«ТЕХНОЛОГИЯ»
4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе авторской программы «Технология» О. А. Куревиной и Е.А.Лутцевой, опубликованная в сборнике «Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы», М, Баласс,2013 г.
Выбор программы обусловлен миссией, целями и задачами гимназии, а также необходимостью соблюдения преемственности между третьим и четвёртым классами начальной школы. Программа отражает основные содержательно-методические линии непрерывного курса «Технология»: предметно-практическая деятельность, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
Приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(34 часа – 1 ч в неделю)
1. Жизнь и деятельность человека. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание. (7ч).
Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода).
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми приборами.
2. Источники информации. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (6 ч).
Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом.
Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон, эластик, капрон). Их происхождение.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами.
3. В мастерской творца (13ч)
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям.
4.Давным – давно (5ч)
Классицизм. Эпоха Античности. Романтизм и мировое искусство. Реализм, модерн, конструктивизм.
5.В поисках совершенства (3ч)
Современный дизайн. Театр – коллективный вид деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4 классе является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
– описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
–преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;
уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), находить и выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;
уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании целостного образа в единстве формы и содержания.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков технологии
(1час в неделю-34часа)
№
Тема урока
Виды деятельности
УУД
Дата
(план)
Дата
(факт)
1
1
Жизнь и деятельность человека (7ч)
Вспомни. Одежда и мода. Проектирование.
Иметь представление о роли и месте человека в окружающем мире, о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения, о разнообразных предметах рукотворного мира разных времён. Иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, дисгармония. Иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях.
Регулятивные УУД
- волевая саморегуляция как способность к волевому усилию;
Познавательные УУД
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
- развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Коммуникативные УУД
- умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками;
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос;
- формирование умения договариваться, находить общее решение.
4.09
2
2
Прикладное искусство. Архитектура.
11.09
3
3
Мода и моделирование. Изготовление куклы.
Понимать значимость организации рабочего места и соблюдения правил безопасности, проявление познавательного интереса к творчеству, опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
18.09
4
4
Мода и моделирование. Изготовление одежды для куклы.
25.09
5
5
Книга в жизни человека.
Простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия.
Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом.
Конструирование и моделирование изделий из бум аги по заданных декоративно-художественным условиям.
Знакомство с различными видами конструкций, разнообразием материалов, используемых в различных конструкциях. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями.
2.10
6
6
Книга в жизни человека. Ремонт книги.
16.10
7
7
Книга в жизни человека. Создаём свою книгу.
23.10
8
1
Источники информации (6ч)
Фотография. Изготовление фоторамки.
Регулятивные УУД
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
- умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;
- умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном.
Познавательные УУД
- развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;
- умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий.
Коммуникативные УУД
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
30.10
9
2
Коллективная работа. Фотоколлаж.
6.11
10
3
Компьютер – помощник человека.
13.11
11
4
Дизайн. Изготовление календаря.
27.11
12
5
Реальный и фантастический мир. Конструкция с подвижными деталями.
4.12
13
6
Фантазируем и творим. Конструкция с подвижными деталями.
11.12
14
1
В мастерской творца (13ч)
Образ – название. Аппликация.
Иметь представления о профессиях типа «человек – художественный образ».
Применять знания о свойствах пластилина (твёрдость, размягчаемость под воздействием тепла, пластичность).
Совершенствовать умения размечать пластилин на глаз.
Совершенствовать приёмы обработки пластилина (раскатывание, вытягивание, размазывание).
Регулятивные УУД
- умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные УУД
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- формирование осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Коммуникативные УУД
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- формирование умения договариваться, находить общее решение.
18.12
15
2
Образ произведения в искусстве. Макет «Автомобиль будущего».
25.12
16
3
От простой конструкции к сложной. Объёмная фигура «Декоративный шар».
15.01
17
4
Композиция в прикладном искусстве Изготовление панно.
22.01
18
5
Объёмная композиция.
Иметь представление понятии «ритм» в работах мастеров. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
29.01
19
6
Пропорции. Аппликация.
5.02
20
7
Ритм. Декоративно - прикладное искусство.
12.02
21
8
Перспектива.
19.02
22
9
Воздушная перспектива.
4.03
23
10
Материал и фактура.
Углублять свои знания о различных материалах и фактурах, о дизайне.
11.03
24
11
Материал и фактура. Обрабатываем металл.
Осуществлять практический поиск и открытие новогознания и умения; анализироватьи читать графические изображения (рисунки);
-воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда;
-планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;
18.03
25
12
Материал и фактура.
Вышивание.
Регулятивные УУД
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
- умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;
- умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном.
Познавательные УУД
- развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;
- умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий.
Коммуникативные УУД
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
25.03
26
13
Материал и фактура. Бумагопластика.
Владеют приёмом резания бумаги с помощью ножниц, технологией изготовления аппликации методом торцевания на хрупкой поверхности (яйце), поддерживают порядок на рабочем столе.
1.04
27
1
Давным – давно (5ч)
Классицизм. Эпоха Античности. Макет «Город».
Владеют приёмом резания бумаги с помощью ножниц, технологией изготовления панно. Поддерживают порядок на рабочем месте. Выполняют аппликацию используя рисунок.
8.04
28
2
Романтизм и мировое искусство. Изготовление модели фигуры человека.
22.04
29
3
Реализм, модерн, конструктивизм. Рамка в стиле модерн.
29.04
30
4
Изготавливаем рамку для фотографий в стиле модерн.
6.05
31
5
Конструктивизм. Работа с конструктором.
13.05
32
1
В поисках совершенства (3ч)
Современный дизайн.
Воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
– отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
– планировать предстоящую доступную практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями.
Регулятивные УУД
- умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные УУД
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- формирование осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Коммуникативные УУД
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- формирование умения договариваться, находить общее решение.
20.05
33
2
Театр – коллективный вид деятельности.
27.05
34
3
Театр - синтетический вид искусства.
25.05
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Обучение обеспечивается учебниками и пособиями УМК ОС «Школа 2100» издательства «Баласс»: Программа «Технология» (1-4 кл.). О.А.Куревина, Е.А.Лутцева /Сборник «Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Книга 2.» - М.: Баласс, 2012/Технология: Прекрасное рядом с тобой. Учебник. 4 класс. Куревина О.А., Лутцева Е.А. - М.: Баласс, 2013
Технология. Методические рекомендации для учителя. 3-4 классы. Лутцева Е.А. - М.: Баласс, 2012
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915
13 PAGE 14415
nђЗаголовок 1nђЗаголовок 2nђЗаголовок 3nђЗаголовок 4nђЗаголовок 5nђЗаголовок 6nђЗаголовок 7nђЗаголовок 8nђЗаголовок 915