Мой педагогический опыт работы
Обобщение педагогического опыта
педагога-психолога
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №30»
Зазулиной Юлии Александровны
Развитие одаренных учащихся 3-4-х классов по авторской программе «Юный гений»
204724085090
Саранск 2015
Актуальность и перспективность опыта
Сегодня проблема обучения и развития одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Среди целей и задач образовательной политики общества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. В этих условиях наблюдается возрастающий интерес отечественной науки и практики к различным видам работы с одаренными детьми.
Тема данного педагогического опыта является актуальной, поскольку существенная роль в выявлении и развитии одаренности учащихся отводится специалистам психологической службы образовательного учреждения. Взаимодействуя со всем педагогическим коллективом, они призваны обеспечить необходимые условия для умственного и личностного развития, укрепления и охраны психического здоровья детей, оказания психологической помощи одаренным детям в профессиональном и личностном самоопределении, адаптации к жизни в обществе.
Значимость нашей работы с детьми, имеющими признаки одаренности, заключается в создании благоприятных условий для развития интеллектуальных и личностных способностей учащихся, а также в оказании помощи учителям во взаимодействии с данной категорией детей.
В рамках проведения развивающей работы с детьми нами разработана программа для учащихся 3-4-х классов «Юный гений».
Целью нашей работы является выявление и разностороннее развитие учащихся 3-4-х классов, имеющих признаки одаренности.
Достижение данной цели реализуется посредством решения следующих задач:
изучение индивидуальных особенностей развития одарённых и высоко мотивированных учащихся;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
помощь в решении личностных проблем и проблем социализации;
предупреждение изоляции одаренных детей в классном коллективе; обучение конструктивным формам общения со сверстниками и взрослыми;
развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
охрана и укрепление физического и психологического здоровья, профилактика возникновения неврозов и дезадаптационных форм поведения.
Теоретическая база опыта.
При разработке теоретических основ программы в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:
Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.
Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.
Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности.
Технология опыта.
Развивающие занятия ведутся с учетом возрастных особенностей детей. Программа «Юный гений» состоит из двух частей: для учащихся 3-х классов (34 часа) и 4-х классов (34 часа), реализуется в рамках внеурочной деятельности учащихся. Работа проводится в группах по 10-12 человек
На установочном этапе программы проводится выявление учащихся с признаками одаренности, формируются учебные группы. При этом учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Используются также результаты групповых тестирований, анализ школьной успеваемости и мониторинг развития универсальных учебных действий. Это позволяет очертить круг детей, с которыми будут вестись развивающие занятия по программе.
Далее организуется изучение интересов и склонностей этих учащихся, а также особенностей их интеллектуального и личностного развития. Полученные данные предоставляют возможность строить занятия в соответствии с интересами и уровнем развития детей.
Главными направлениями по работе с одаренными детьми является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей.
В основе нашей работы лежит компетентностный и личностный подход. На занятиях широко применяются игровые технологии, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, эвристические технологии, арт-технологии.
Содержание программы формировалось в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут.
Параллельно с развивающей деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.
Содержание развивающей программы для 3-х классов «Юный гений»
№ п/пТематические разделы Содержание
1 Диагностические занятия Изучение основных интересов и склонностей одаренных детей. Диагностика уровня их умственного и коммуникативного развития. Изучение уровня воспитанности и самостоятельности учащихся. Итоговая диагностика уровня развития познавательных процессов и личностных качеств по результатам проведенного курса.
2 Самопознание и общение Развитие навыков самоанализа и самоконтроля, формирование адекватной самооценки. Развитие эмоциональной сферы учащихся и способностей свободного выступления на публике.
Формирование сплоченной рабочей группы, развитие у детей навыков бесконфликтного общения, а также обучение способам конструктивного взаимодействия с людьми.
3 Здоровье Расширение знаний и представлений учащихся об устройстве человеческого организма, о здоровом образе жизни. Воспитание бережного отношения к своему и чужому здоровью. Подготовка и защита проектов о здоровом образе жизни.
4 Интеллект Развитие наглядно-образного, вербально-логического, творческого мышления. Овладение способами решения разных видов задач. Решение ребусов, головоломок, друдлов, загадок. Обучение процессу самостоятельного составления загадок.
Актуализация знаний по русскому языку в процессе решения речевых задач. Поиск речевых ошибок, групповое составление текстов, игры со словами, словотворчество, шарады, анаграммы. Развитие артикуляционного аппарата.
Расширение кругозора и представлений учащихся об окружающем мире.
5 Увлекательные эксперименты и творчество Демонстрация интересных научных экспериментов и опытов, формирование представлений о понятиях «физический» и «химический» опыт/эксперимент. Участие детей в проведении опытов и экспериментов.
Овладение различными нестандартными способами рисования: кляксы, брызги, ватными палочками, рисование свечой, бумагой по бумаге, групповые рисунки. Развитие творческих способностей с помощью моделирования из пластилина и соленого теста. Знакомство с техниками «квиллинг», «скрапбукинг», расширение представлений о работе в технике «оригами».
Содержание развивающей программы для 4-х классов «Юный гений»
№ п/пТематические разделы Содержание
1 Диагностические занятия Стартовая и итоговая диагностика уровня умственного развития учащихся. Изучение особенностей темперамента и характера детей. Диагностика их эмоциональных состояний.
2 Человек и мир Развитие кругозора учащихся. Расширение их представлений об окружающем мире: об особенностях жителей других стран, о поведении, о правилах этикета. Знакомство учащихся с внутренним миром человека. Развитие представлений о человеческом характере и типах темперамента. Исследование детьми собственного темперамента.
3 Здоровье Расширение знаний и представлений учащихся о здоровом сне, о потребности человеческого организма в правильном распределении отдыха и нагрузки Воспитание бережного отношения к здоровью. Подготовка и защита проектов о здоровом образе жизни. Изучение особенностей памяти и внимания человека. Овладения способами управления своим организмом в стрессовых ситуациях с помощью техник релаксации и самомассажа.
4 Интеллект Развитие наглядно-образного, вербально-логического, творческого мышления. Овладение способами решения разных видов задач. Решение ребусов, головоломок, друдлов, загадок. Обучение процессу самостоятельного составления загадок.
Актуализация знаний по русскому языку в процессе решения речевых задач. Поиск речевых ошибок, групповое составление текстов, игры со словами, словотворчество, шарады, анаграммы. Развитие артикуляционного аппарата.
Расширение кругозора и представлений учащихся об окружающем мире.
5 Творчество Развитие творческих способностей с помощью овладения новыми приемами рисования: выдувание краски, рисование на стекле. Моделирование из холодного фарфора, приготовленного самостоятельно в классе; изготовление поделок в технике скрап-букинг и поделок из природного материала. Развитие речи и актерского мастерства при коллективном составлении и постановке сказочных историй, рисовании комиксов.
Психолого-педагогическая работа с одаренными детьми в рамках данной программы обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников развиваются интеллектуальные и творческие способности, стрессоустойчивость, навыки саморегуляции и конструктивного общения в коллективе.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и психоэмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается любознательность и интерес к познавательной деятельности.
Предметными результатами занятий по программе курса являются:
- овладение практическими умениями и навыками применения получаемых в школе знаний по предметам;
- расширение кругозора, углубление знаний по интересующим учеников направлениям.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения задач поискового и творческого характера, приобретение учебно-познавательной компетентности;
- приобретение опыта решения нестандартных задач, требующих разносторонних знаний;
- приобретение опыта конструктивного общения в группе сверстников, развитие коммуникативной и социально-этической компетентностей.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование познавательных потребностей, ценностей;
- развитие артистизма и художественного вкуса;
- развитие потребностей в самостоятельной деятельности по поиску и практическому применению знаний;
- формирование у учащихся адекватного отношения к себе, своим сверстникам и окружающему обществу в целом;
- развитие компетентного отношения к собственному здоровью (в том числе и к психологическому).
Работа по развивающей программе «Юный гений» ведется нами с 2013 года. В процессе реализации работы, мы столкнулись с проблемой, связанной в первую очередь с отбором учащихся при формировании групп. Возникшая трудность объясняется тем, что у учащихся имеет место большой разброс интересов и способностей. Одни дети, являясь интеллектуально одаренными, одновременно с этим испытывают сильную эмоциональную скованность и низкий уровень развития креативного мышления. При этом другие, одаренные художественным вкусом, фантазией, поэтически даром, имеют средние показатели умственного развития. В этом заключается сложность и интересность нашей работы: найти подход к каждому, помочь раскрыть свои таланты не только отличнику, но и среднему ученику, обладающему скрытым потенциалом. Философия нашей работы заключается в том, что каждого человека следует воспринимать как учителя, у которого можно чему-то поучиться. И что каждый человек может не только научиться чему-то сам, но и научить других. А также важным в работе является формирование у детей безоценочного отношения к людям, к принятию окружающих такими, как есть.
Оценка результативности работы по данной программе в прошлом 2013-2014 учебном году была положительной и осуществлялась по нескольким критериям: итоговая диагностика познавательной и личностной сферы учащихся, отзывы учителей и самих учеников, участие детей в школьных и муниципальных конкурсах, творческие работы детей.
В дальнейшем планируется расширение и углубление работы по данной программе, поскольку развитие одаренных детей является актуальной задачей современности.
Список использованных источников
Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников / Н.С. Лейтес. – М. : Мысль, 2000. – 154 с.
Матюшкин, А. М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики / А. М. Матюшкин. – М. : Школа-Пресс, 1993. – 128 с.
Одаренные дети / под ред. Бурменской Г. В., Слуцкого В.М. – М. : Прогресс, 1991. – 221 с.
Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для студ. высших и средних пед. учеб. заведений / под ред. Лейтеса Н. С. – Изд. 2-е, перераб. и доп. М. : ACADEMA, 2000. – 332 с.
Ридецкая, О. Г. Психология одаренности: учебно-практическое пособие / О. Г. Ридецкая. – М. : Изд. центр ЕАОИ, 2010. – 374 с.
Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя / А. В. Хуторской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
Штерн, В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / под ред. В. А. Лукова : пер. с нем. А. П. Болтунова. – СПб : Союз, 1997. – 128 с.
Щербо, Н. П. Исследование творческой одарённости с помощью тестов П. Торренса у младших школьников / Н. П. Щербо // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 34.