Мой педагогический опыт преподавания смежных наук.
Обобщение педагогического опыта
учителя информатики,
математики и физики
Пущаева Андрея Анатольевича
по теме:
«Использование современных информационно-коммуникационных технологий при изучении смежных наук: информатики, математики и физики»
2014г.
Тема самообразования:
Использование современных информационно-коммуникационных технологий при изучении информатики, математики и физики.
Постановка целей и задач педагогической деятельности
Цель педагогической деятельности: развивать творческие способности обучающихся при изучении смежных наук, используя перспективные результаты передового педагогического опыта.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Выявить причины мотивации образовательного процесса каждого обучающегося;
Определить дарования и способности обучающихся, создав условия для активизации образовательного процесса, накоплению субъективного опыта, развития личности;
Создавать комфортную среду, способствующую максимальному проявлению индивидуальных особенностей, успешности каждого;
Способствовать становлению активной жизненной позиции каждого;
На основании изученных педагогических технологий, разработать систему творческого преподавания предмета в повседневной практике, добиваясь положительных результатов обучения.
Разработать методические материалы, сопутствующие успешному обучению физики и сопутствующих ей наук.
Таким образом, основной моей задачей является - принять обучающегося таким, какой он есть, положительно относиться к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала, стимулировать любые проявления к познанию. На этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для обучающегося.
Объяснительно-иллюстративные технологии – технологии при которых объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами. Установлено, что более 80 % информации человек усваивает с помощью органов зрения. Повышая активность зрительных рецепторов, преподаватель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы. Современное преподавание сочетает также интерактивные средства в виде презентаций, флеш-анимаций, учебных фильмов. В результате грамотного применения различных иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики, математики и информатики считаю целесообразным представлять учебный материал в мультимедийном, интерактивном виде. Многие творческие работы обучающихся (рисунки, проекты, мультфильмы, видеофильмы и т.д.) также служат в дальнейшем дидактическим средством при обучении.
Воспитание собственным примером считаю необходимым качеством преподавателя. Поэтому перед новым видом практической работы демонстрирую собственные работы или проекты .
Создание презентаций связываю с профессиями
Создание различных программ в средах программирования направленные на межпредметные связи.
Процесс обучения иногда строится на использовании опорных конспектов, что позволяет сэкономить время на уроке для закрепления изученного материала, углубления, опережения, для развития умений и навыков при выполнении практических и лабораторных работ. На занятиях я использую стенды, схемы, рисунки, таблицы.
Схемы и таблицы (опорные конспекты) позволяют быстрее продвигаться в обучении, систематизировать свои знания, развивать логическое мышление и речь учащихся. Примером могут служить также комментарии к практической работе .
Использование опорных конспектов на уроке позволяет сэкономить время, например, на этапах объяснения и обобщения материала и увеличить промежуток времени для закрепления, повторения изученного, на развитие навыков и умений при выполнении практических и лабораторных работ.
Цель использования таблиц и схем – оставить наглядный след при первом объяснении материала.
Опорные конспекты не заменяют учебное пособие, а дополняют его, позволяя наглядно выделить основные понятия, приемы построения алгоритмов простейших задач, помогают обучающимся в самостоятельной работе с учебными пособиями и при работе на ПК.
Опорные конспекты способствуют активному усвоению обучающимися основ информатики, развитию у них логического мышления, компьютерной грамотности и, что очень важно, побуждает интерес к другим смежным наукам.
На своих занятиях я развиваю следующие аспекты:
Обучение математической культуре (углубленные занятия по предметам математики, физики, электротехники, ознакомление с научными методами изучения природы, обучение решению количественных задач с помощью компьютера). Примером могут служить задания на решение стандартных задач в средах программирования, программирование тестирующих задач по физике или электротехнике. (Приложение)
Изучение прикладного творчества (овладение современными прикладными ремеслами-искусствами, формирование умений и навыков общей культуры труда). Пример – овладение навыков в строительстве, группу, за которой я закреплён, мне приходится координировать в профессиональной деятельности. Например проект по расчёту расходных стройматериалов при ремонте или постройке здания- сооружения(Excel).
Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности . Работа преподавателя в компьютерной технологии включает следующие функции:
Организация учебного процесса на уровне группы в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
Организация внутригрупповой активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление сетью и т.п.).Индивидуальное наблюдение за обучающимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с каждым. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
Компьютерная поддержка занятия — комплекс педагогических приёмов с использованием компьютерной техники, направленных на повышение эффективности обучения и облегчение труда педагога. Компьютерная поддержка урока - один из аспектов компьютеризации образования.
Компьютерная поддержка урока может быть использована в рамках различных учебных курсов. В частности, на уроке могут использоваться видео- и анимационные фрагменты-демонстрации физических явлений, классических опытов, технических приложений с последующим созданием обучающимися аналогичных слайдов-иллюстраций. Особую ценность в этом отношении представляет компьютерные проектные среды, позволяющие визуализировать абстрактные понятия из различных наук.
Межпредметные связи
Горизонтальные связи с другими предметами
электротехника
информатика
физика
химия
информатика
биология
математика
информатика
Спец. предметы
Вертикальные связи (в рамках предмета)
Информатика
Интернет
Информационные
технологии
Программирование
Аппаратное обеспечение
Логика, системы счисления
Моделирование
Внутрипредметные связи в учебном процессе играют немаловажную роль, способствуют достижению образовательной, развивающей и воспитательной целей обучения.
Например Задача№5 по физике.
Имеется разветвление, состоящее из четырёх параллельно включенных резисторов с сопротивлениями соответственно: R1=10 Ом; R2=5 Ом; R3=4 Ом; R4=8 Ом. Ток I, втекающий в точку разветвления равен 20 А. Определить токи, протекающие в каждой ветви.
Дано: Решение:
92011552070R1=10 Ом
R2=5 Ом I1 R1
R3=4 Ом
R4=8 Ом I2 R2
I=20 А I
I3 R3
I1-?I2-? I4 R4
I3-?I4-? Вычислим эквивалентное сопротивление параллельно
включенных резисторов :
Rэквив =1/(1/R1+1/R2+1/R3+1/R4)=1/(1/10+1/5+1/4+1/8)=1,48 Ом
Определим падение напряжения на Rэквив , создаваемое протекающим током: U=Rэквив *I=1,48*20=29,6 В.
Вычислим токи в каждой ветви в соответствии с законом Ома:
I1=U/R1=29,6/10=2,96 A;
I2=U/R2=29,6/5=5,92 A;
I3=U/R3=29,6/4=7,4 A;
I4=U/R4=29,6/8=3,7 A.
Проверим правильность расчётов, используя первый закон Кирхгофа:
∑I=0=I-(I1+I2+I3+I4)=20-(2,96+5,92+7,4+3,7)=0,06 A.
Таким образом, сумма токов в узле с достаточной точностью равна нулю, т.е. задача решена верно.
Ответ: Токи в ветвях соответственно равны: 2,96 А; 5,92 А; 7,4 А; 3,7 А.
Та же задача на языке программирования Pascal:
Program Z5;
Var r1,r2,r3,r4,i: integer; r0,u,i1,i2,i3,i4, i0:real;
Begin
Writeln (‘введите данные сопротивлений через запятую r1,r2,r3,r4’);
Readln(r1,r2,r3,r4);
Writeln (‘введите силу тока, i=’);
Readln(i);
r0:=1/(1/r1+1/r2+1/r3+1/r4);
u:=r0*i;
i1:=u/r1;
i2:=u/r2;
i3:=u/r3;
i4:=u/r4;
Writeln (‘i1=’, i1:3:3,’i2=’, i2:3:3, ‘i3=’, i3:3:3, ‘i4=’, i4:3:3);
Readln Writeln (‘Проверка по 1-му закону Кирхгофа’);
i0:=i0-(i1+i2+i3+i4);
Writeln (‘i0=’, i0:1:3);
ReadlnEnd.
А вот та же самая задача по информатике в электронных таблицах.
A B C D E F
Задача №5 по электротехнике.
2 Дано Решение: 3 R1= 10 Rэквив=1/(1/B3+1/B4+1/B5+1/B6)
4 R2= 5 U= 81661024130=D3/B7
5 R3= 4 I1= =D4/B3
6 R4= 8 I2= =D4/B4
7 I= 20 I3= =D4/B5
8 Найти: I4= =D4/B6
9 I1-? 10 I2-? Проверка по 1-му закону Кирхгофа. 11 I3-? =B7-(D5+D6+D7+D8) 12 I4-? Все эти, и многие другие задачи мы рассматриваем в рамках программного материала. Мне приходится подбирать материал таким образом, чтобы он пересекался с подобными темами в других науках.
Затем мы проводим конференцию по решению какой-либо проблемы. Для этого хорошо разбить всю группу на подгруппы, по 5-6 человек в группе. Каждая группа выбирает решение данной задачи удобным для неё методом. Но при этом у каждого участника свой вариант задания, и задание считается выполненным, если решены все варианты. Конференция проходит обязательно в компьютерном классе. И как показывает практика, учащиеся, которые пишут программу на компьютере быстрее приходят к цели, чем те которые решают в тетрадях. Можно дать дополнительное задание, построить диаграмму изменения сопротивления от входной силы тока. Это уже получается проект, который учащиеся защищают. Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе мы не просто рассказываем, её, как и всякое настоящее исследование, защищаем публично, с привлечением авторов других проектов, зрителей. В ходе защиты ребята учатся излагать добытую информацию, сталкиваться с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Я делю проекты на обучающие и творческие. Первые проходят в рамках уроков, как зачетная работа по теме. Лучшие результаты таких проектов храню в электронном виде, как примеры выполнения. "Творческие" - более продолжительные, работа над ними может длиться не один год, по мере роста ученика. Стараюсь темы таких проектов согласовывать с интересами учащихся и своими личными так, чтобы потом можно было использовать их результаты на уроках. Ученикам - интересно, а для меня - экономия времени.
Вывод
Результаты работы над методической темой показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение обучающихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.
Я обратил внимание на то, что, работая над развитием творческой активности студентов, появляется устойчивый интерес к творчеству, который способствует пониманию предмета информатики, как вспомогательной науки, которая обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства обучающихся.
Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на занятиях: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в техникуме, так и на областном уровне.
Устойчивые положительные результаты будут получены в том случае, когда преподаватель совершенствует инновационные приемы, обеспечивающие высокий уровень сформированности, познавательной компетентности обучающихся.