Интегрированный урок по познанию мира «Когда ты дома один», Русская сказка «Гуси-лебеди»

Интегрированный урок по познанию мира, ОБЖ, грамоте. 1 класс
Тема урока: "Когда ты дома один" ( « Познание мира», ОБЖ )
Русская сказка « Гуси-лебеди» ( «Грамота»)
Цели:
Научить детей правилам безопасного поведения в квартире в отсутствии взрослых.
Познакомить с русской народной сказкой « Гуси-лебеди»
Задачи:
1.способствовать расширению знаний у детей о волшебных сказках, о волшебных существах, о волшебных предметах; учить находить выход из трудной ситуации, не бояться быть находчивым и решительным;
2.содействовать формированию у детей навыков работы с текстом;
3.учить заботиться о других людях в трудных жизненных ситуациях, воспитывать повышенную внимательность, бдительность к источникам опасности в доме;
Тип урока: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.
Оборудование: аудиозапись , карточки с телефонами 101,102,103, схема сказки, картинки с изображениями гусей-лебедей.
Ход урока
1 Орг. момент
2 Объявление темы и целей урока.
3 Знакомство с темой "Когда ты дома один"
3 ученика читают стихотворение
Если мамы дома нет, то не стану я скучать,
Есть на свете много дел, нужно только их начать.
Уберу я наши книги, вытру пыль на полках,
Ничего, что высоко, справлюсь с этим ловко.

Помою грязную посуду, и пол помыть я не забуду.
Пылесосом уберу, пыли не оставлю,
А затем я на плите чайничек поставлю.
Испеку сама пирог, поглажу бабушке платок.

Я хожу кругом, гляжу, я порядок навожу!
Только что-то вдруг случилось, вниз я с полки повалилась,
Разбила вазу и тарелку, споткнулась о свою скамейку,
Забыла выключить утюг, всё задымилось вдруг вокруг!
Мне стало страшно! Вот беда! Я не послушна, как всегда!
Учитель:
Ребята, бывают ситуации, когда вы остаётесь дома одни, вы должны знать, как вести себя, чтобы не случилось беды. Ребята, а вы знаете, как вести себя, чтобы не было пожара, чтобы не было беды?
1 ученик
Нельзя палец или гвоздик
Вдруг в розетку нам совать –
Электричество опасно –
Это каждый должен знать!
2 ученик
Деревянные сестрички
В коробочке - это спички.
Вы запомните, друзья,
Спички детям брать нельзя.
3 ученик
Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно «ноль – один набрать
И быстрей пожарных звать!
4 ученик
Если слаб огонь, скорей
Ты водой его залей.
Но не вздумай воду лить
Туда, где электричество!
Телевизор и утюг, миксер и розетку
Обходите стороной, маленькие детки!
5 ученик
Если же большой огонь,
Дымом всё объято,
Выбегать из дома вон
Надо всем ребятам
И на помощь поскорей
Ты зови, зови людей.
6 ученик
Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Всё ли выключил, проверь.
7 ученик
Быть нельзя с огнём вблизи,
Там, где краски, газ, бензин,
Ведь о них нам не напрасно
Говорят: «Огнеопасно!»
8 ученик
Пусть помнит каждый гражданин:
Пожарный номер – «сто – один!»
А чтоб не случилась в твоём доме беда,
Советы взрослых слушай всегда!

Учитель:
Опасности могут нас подстерегать не только из-за неправильного обращения с огнём, спичками, электроприборами и воспламеняющимися предметами.
Беда может случиться и по другой причине. Существует много опасных предметов.
Назовите:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).
Сейчас мы проведём игру, которая называется «Подбери картинку».
Один знак обозначает «Нельзя брать!», а другой – «Осторожно пользоваться!». Задача: выбрать картинки из лежащих на столе и распределить их в две группы ( Газовая плита, пила, электрическая розетка, иголка, ножницы, топор, утюг, печка, спички, бытовая химия, таблетки)

Ну, а если случилась беда, в тот же миг по телефону нужно набрать номер «Скорой помощи» - «103».
Ребята, а вы могли бы объяснить, почему «скорая помощь» называется «скорой»?
Ребятаё когда вы остаетесь дома одни никогда не открывайте дверь незнакомым людям! Запомните правила, как вести себя, если ты дома один, а в дверь постучали:
никогда не открывай дверь, не узнав, кто за ней находится;
никогда не говори незнакомым, что родителей нет дома;
не поддавайся ни на какие уговоры открыть дверь.

Если дома ребёнок один:
он не тронет опасных предметов,
он никого не пустит в дом, ни при каких уговорах,
в случае необходимости сможет позвонить по телефону.

Если дома появился сильный дым,
Набери по телефону - (101).
Если вдруг в квартиру ломится чужой,
Говорит плохие, страшные слова,
Угрожает и стучится в дверь ногой,
Ты в милицию звони быстрей(102).
Если вдруг ты дома сильно захворал,
Простудился или ногу поломал,
В тот же миг по телефону набери
Этот номер «скорой помощи»(103).

Игра «Помоги сказочным героям»
Заранее подготовленные ученики читают отрывки из сказки. Дети показывают карточку с номером телефона, который должны набрать сказочные персонажи. Выигрывает ребёнок, который быстрее всех поднимет карточку.

А рядом бегемотики
Схватились за животики,
У них, у бегемотиков,
Животики болят. (103)

Я кровожадный, я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей.
И мне не надо ни мармелада.
Ни шоколада, а только маленьких,
(Да, очень маленьких!) детей! (102)

Бом – бом! Бом – бом!
Загорелся кошкин дом! (101)

Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку. (102)

Вы, козлятушки, вы, ребятушки, отворите, отоприте,
Ваша мать пришла, молока принесла. (102)

Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол. (101)

Учитель:
Ребята, с вами ничего не случится, если вы будете слушать маму и папу.

На Земле жизнь светла и прекрасна,
Все мы дети природы родной.
Но немало явлений опасных
Угрожают нам с вами бедой.
Пред бедой не теряйся, будь смелым,
Подави страх невольный в душе,
Чтобы грамотно браться за дело,
Юный друг, изучай ОБЖ!
(Ю.Форостенко)

4 Знакомство с русской сказкой « Гуси-лебеди»
Учитель:
Ребята , с героями каких сказок случились неприятности из-за того, что они открыли дверь чужому или ушли из дома без разрешения старших?
Ответы детей: «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Бармалей», «Гуси – лебеди», «О мёртвой царевне и семи богатырях»
Подготовительный этап.
Учитель:
Сегодня мы продолжим знакомство с одним из видов народной сказки - с волшебной сказкой. Прочитайте название сказки.( Гуси-лебеди.) Кто из вас слышал эту сказку раньше?
Эта сказка про гусей –лебедей.
Что же это за птицы гуси-лебеди? Посмотрите на красочные изображения гуся и лебедя и попытайтесь соединить их и представить, как могли бы выглядеть волшебные гуси-лебеди.

- Нравятся ли вам эти птицы?
а) Словарная работа.
Кликала – громко кричала
Причитывала – плакала, приговаривая
Устьице – отверстие в печке, через которое кладут в неё дрова, ставят чугун
Молочная речка –кисельные берега в сказке появилась не случайно. Не все знают, что название кисель пошло именно от исконно русского деревенского блюда – овсяного киселя. Готовили его из овсяной крупы, а остывший кисель, который превращался в плотную массу, ели с молоком. Эта еда испокон века считалась лакомством, отсюда в сказках «молочные реки и кисельные берега». Такой кисель очень сытный, вкус его своеобразный, слегка кисловатый.
б) Знакомство с содержанием сказки (слушание аудиозаписи).
в) Проверка первичного восприятия.
- Понравилась вам сказка?
-Назовите главных героев сказки.
г) Чтение сказки цепочкой
д) Работа над содержанием. Оставление схемы к сказке.
-В начале сказки случилась беда. Но для того, чтобы это отметить, уточним, где происходили события?
-В тексте ,что-нибудь говориться об этом?
-Но мы можем догадаться ? (В доме. В деревне.)
-Почему в доме произошла беда? Девочка нарушила запрет и в доме случилась беда. (учитель отмечает на схеме домик)
-Отметим стрелкой путь девочки из дома.
- Куда попадает девочка? (В волшебный лес. В избушку к бабе яге)
-Отметим на схеме избушку.
В волшебных сказках два мира: свой мир и иной ,чужой для героя, мир. В своем мире живут реальные герои ,а иной мир–волшебный населен фантастическими существами и заполнен волшебными предметами.
- Какой мир «свой» мир для девочки ? ( Там, где дом девочки.)
Если есть два мира ,должна быть и граница между ними.
-Что в нашей сказке может быть границей? В нашей сказке граница-это лес. Отметим на схеме.
-Кто встречается на пути у девочки?
Печка, яблонька, молочная река. В сказках часто встречается число три. И в этой сказке три волшебных предмета.
- Кто помог девочке?
- Мышка волшебный помощник. А она бескорыстно помогает?
-Значит волшебные помощники помогают только за какую-нибудь услугу.
Прочитаем окончание сказки.
Кто помог девочке вернуться домой?
Посмотрим на нашу схему.
Вспомним основные признаки волшебной сказки








свой мир граница иной мир

герой
искатель волшебные помощники герои-вредители

запрет





беда путь героя в иной мир


путь героя обратно



Изменилась ли девочка к концу пути?
С какими словами обращается девочка к печке ,яблоньке и речке в начале и в конце пути.
Кого в этой сказке можно назвать героем –вредителем?
5 Актуализация знаний.
- Что же девочка испытала и поняла?
- О чем же эта сказка?
- Когда все откликаются на беду?
- - Мы сказали, что эта сказка «волшебная». Назовите волшебные предметы, злые волшебные существа, где скрываются эти злые волшебные существа.

6 Итог урока. Домашнее задание.
- Дочитать сказку до конца.















13PAGE 15


13PAGE 14615







15