Эссе Я и мой педагогический опыт
Учитель – три слога.Не так уж и много,А сколько умений вмещает оно!Уменье мечтать!Уменье дерзать!Уменье работе себя отдавать!Уменье учить!Уменье творить!Уменье детей беззаветно любить!Учитель – три слога.Но как это много!
Учитель – это особая миссия, особый склад души и ума, это - ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством, творческим потенциалом.
У каждого человека есть мечта, к которой он стремится. Иногда для этого нужно сделать несколько шагов, а иногда идти к ней всю жизнь. Профессия учителя – моя мечта с детства. Именно в детстве я увидела, как ведёт уроки моя мама. Она посвятила этой профессии 20 лет.
Мама открыла мне, что совместное творчество учителя и ученика, открывает нам новые горизонты, даёт возможность самореализоваться.
И в выборе профессии я не ошиблась.
Но время не стоит на месте, и век высоких технологий, расширения информационного пространства формирует новый тип мышления, предъявляет новые требования к личности. Соответственно меняется и учебно-воспитательный процесс. Современному ученику уже недостаточно и неинтересно, когда единственными источниками информации в школе являются учитель и учебник.
Для решения этой проблемы наряду с классической постановкой урока и с традиционными методами ·наглядным, словесным,· практическим, использую различные интерактивные методы с точки зрения формирования универсальных учебных действий. Например, метод проектов, игра, коллективно-творческие действия (КТД), информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
Метод проектов на своих занятиях, я сделала одним из ключевых, так как затрагивает абсолютно все виды деятельности, включая и меж предметные связи, начиная с биологии и истории, заканчивая математикой и черчением.
В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Этот метод может применяться как:
индивидуальный
парный,
групповой.
Проектная деятельность предполагает создание макетов, моделей, подготовку докладов, рефератов и плакатов.
В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские, коммуникативные, организационно-управленческие, умения и навыки работы в команде.
Коллективно-творческая деятельность (КТД) на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных задач: здесь важно умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением партнёра, ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий.
Дети учатся слушать и слышать других, критически анализировать и оценивать свою и чужую точки зрения, аргументировать своё мнение, признавать свои ошибки или доказывать свою правоту.
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) дают много возможностей для творчества учителя и учащихся. В основном использую мультимедиа в качестве презентаций, ознакомление с новой темой, и в качестве освещения проектов выполненных учащимися.
Переход России к рыночным отношениям потребовал от современной школы большой работы по подготовке и воспитанию делового человека – личности с развитым культурно-нравственным, творческим началом и экономическим мышлением. Поэтому считаю ,что развитие способностей учеников к предпринимательской деятельности является одной из самых важных проблем учебно - воспитательного процесса. Очень удачным и результативным на мой взгляд было проведение игры « Я – предприниматель », в которой участвовали не только ребята старших классов, но и другие участники образовательного процесса.
Помимо урочной деятельности, я веду и кружковую, которая разделяется с учётом предрасположенностей и предпочтений учеников.
Кружок « Умелые руки» построен на более сложной и точной деятельности требующей аккуратности внимания и расчётов, и в его рамках происходит реализация проектов связанных с созданием изделий для украшения интерьера, различных детских моделей связанных крючком, поделок в технике квиллинг, поделок из природного материала, моделей вышивки.
В рамках внеурочной деятельности в 5-х классах ребята имеют возможность научиться создавать мягкие игрушки, поделки из ниток и бумаги, аппликации из природного материала.
Проводимая работа в данном направлении дает положительные результаты.
Дети выполняют проекты на темы « Женская одежда», «Здоровое питание», «Уютный дом», а также выстраивают бизнес планы «Кафе мороженное» « Мастерская по ремонту одежды» и другие. Изделия часто выставляются на выставке в школе , а лучшие – на районной выставке декоративно – прикладного творчества. Учащиеся принимают активное участие в олимпиадах и конкурсах, таких как « Рождественский перезвон», «Зелёная планета», « Многообразие вековых традиций».
Сегодня, опираясь на свой пятилетний опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, быть посредником между ребёнком и духовными ценностями, любить свою профессию.
А завтра снова в школу. И так всегда И снова будут силы продолжать путешествие не только в мир творчества и различных проектов, но и в мир человеческих взаимоотношений, мир Любви и Добра, счастья, мир детства. Это и есть моя мечта, к которой я иду, стараясь оставить след в сердцах своих воспитанников, научив их жить и быть достойными гражданами нашей Родины.
15