Классный час «Моя семья – чудесное место для жизни»
Классный час «Моя семья – чудесное место для жизни»
Мангилева Наталья Ивановна,
Учитель математики, классный руководитель 5г класса
МБОУ СОШ №49
Цель: определить место семьи для каждого из ребят в жизни, показать связь каждой семьи с окружающим миром, подчеркнуть ее значимость для общества, воспитывать уважение к семье, развивать творческие способности ребят.Форма классного часа: творческая мастерскаяМетоды: беседа, коллективно-творческая деятельность, групповая работа
Подготовительный этап:
- сочинение на тему «Моя семья – чудесное место для жизни».-Рисунки учащихся на тему «Мой фамильный герб».-Сбор материала для выставки «Интересы моей семьи».-Оформление выставочного стенда.
План-классного часа
Этапы кл. часа Деятельность классного руководителя Деятельность учащихся Формирование УУД
Организационный момент Приветствие класса Приветствие учителя Актуализация внимания; создание благоприятной обстановки в классе.
Слово учителя Нашу встречу мне хочется начать с притчи:«Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию. А в это же самое время буря не пощадила и их домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».Чтец:
В семейном кругу мы с вами растем.Основа основ - родительский дом.В семейном кругу - все корни твои,И в мир ты выходишь из семьи.В семейном кругу мы жизнь создаем,Основа основ - родительский дом.У каждого из нас есть своя семья, свой дом и где бы мы ни были, мы всегда помним о нем; он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди. Слушают кл. руководителя Настрой учащихся на серьезный разговор о родном доме, о ценностях семьи.
Представление рисунков. Беседа с учащимися. Ребята! Разговор о семье мы начали с вами на одном из прошлых кл. часов, когда говорили о символах России, и вы рисовали тогда символы своих семей. Обратимся еще раз к вашим работам, которые представлены на выставке «Мой фамильный герб».Вопрос ученику:Какой из гербов тебе понравился?(Все гербы замечательные, ребята постарались.Молодцы!)Вопрос классу:Кто сможет объяснить нам этот герб? (показать один из рисунков.Вопрос классу: правильно ли мы разгадали семейный герб семьи…Вопросы классу:Может ли наше дерево расти?/нет, нужны корни./Что составляет корни семьи?/Мама, папа, бабушка …, т.е. наши предки/Задание классу: нарисуйте корни у своего дерева и подпишите на них имена предков.Это «моя родословная». Нельзя быть «Иванами, не помнящими родства, теряя связь с прошлыми поколениями. Ребята отвечают на вопросы кл. руководителяОтвечают на вопросыВыполняют задание учителя Значимость семьи в контексте России.
Блиц-опрос Вопросы классу:Сколько у вас бабушек? Часто ли вы с ними видитесь?Что больше всего вам в них нравится?Что бы вам хотелось делать так же, как старшие?Вывод: мы перенимаем опыт, традиции у старших, усваиваем навыки.Вопрос классу:Что же такое семья?(Семья состоит из людей, которые являются родственниками и живут вместе.семьи разных людей отличаются друг от друга. в течение жизни состав семьи может меняться). Отвечают на вопросы Воспитание уважения у старшему поколению
Работа со словарной статьей Послушайте, какое определение понятия «семья» дает нам энциклопедический словарь.Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Расширение кругозора учащихся; развитие культуры речи; формирование научных, энциклопедических знаний
Проблемно-поисковая беседа Вопрос классу:Что еще, кроме родственных связей, объединяет людей в семье?/Наша семья - это те люди, которые наиболее близки, с которыми мы поддерживаем связи в течение всей нашей жизни, не дает этой связи прерваться любовь./Учитель приклеивает листочек со словом «любовь» к дереву.Вопрос классу:Чему учатся дети в семье, где папа и мама любят друг друга./Дети тоже учатся любить, прощать, быть добросовестными, справедливыми, родители любят детей, а дети родителей./К сожалению, многие дети не получают такой любви и заботы родителей. В детский дом редко приходят мамы и папы.Дети в этом доме
Все чувствуют острее,Смеются чуть потише,Взрослеют чуть быстрее!Порою всю жизнь ждут эти дети родителей. Ждут и верят в то, что вспомнят о них мамы и папы и заберут их из детского дома.но такое случается крайне редко. Поэтому мы должны дорожить тем, что с нами рядом наши родители./Объявить благодарность ребятам, принявшим активное участие в акции милосердия «Рука в руке»/ Отвечают на вопросыДети рисуютаналогичный листок в тетради. Активизация познавательной деятельности учащихся. Формирование нравственных ориентиров во взаимоотношении между людьми (любовь, милосердие, взаимопонимание, искренность, эмпатия, толерантность).
Работа в группах Я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека.Задание: нарисуйте 5 листочков и укажите на них те качества, которые необходимы для общения с близкими.Вопрос классу:Какое из этих качеств самое важное?/Все одинаково важны/Учитель приклеивает свои «листочки» на «дерево». Творческая работа в четверках.Представитель каждой группы по окончании работы зачитывает название качества; другие группы дорисовывают себе листочки, если такого качества у них не написано развивать умение работать в группах, слушать друг друга. Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей.
Саморефлексия Вопрос ученику:Какое из этих качеств у тебя развито больше всех?Какое качество тебе нужно развивать?Вопрос классу:Могут ли на нашем дереве вырасти плоды?Это задание сложнее, мы его выполним вместе. Самоанализ, обдумывание проблемы, поиск решения. Дать возможность погрузиться в мир своего Я; задуматься о себе самом.
Рефлексия. Результат В тетрадях продолжите, пожалуйста, предложение:Для меня семья - это…Если есть желающие озвучить свои записи, то прослушать их и дать небольшой комментарий. Дети рисуют в тетрадях аналогичные «плоды»Дети рисуют «плод» с названием «уверенность, поддержка окружающих».Рисуют «плод» с названием «забота об окружающих тебя людях»Рисуют «плод» с названием «уважение окружающих» Получение обратной связи через работу в тетрадях для классных часов о результативности поставленных задач
Перспектива На следующем классном часе мы поговорим о роли родителей в семье, об обязанностях сына и дочери. А называться он будет: «Как сделать родителей счастливыми?» Самоанализ:
Данное мероприятие, на мой взгляд, прошло успешно. Поставленные задачи были решены. Классный час ценен в воспитательном значении, т.к. способствовал формированию сплочённого коллектива, развитию творческого мышления. Было занимательно и интересно. В обсуждении с удовольствием участвовали все, у каждого ученика была возможность высказаться.Царила атмосфера доброжелательности, уважения, доверия.
Дети остались довольны.
Но на будущее можно сделать такой классный час совместно с родителями, для того, чтобы детям было интереснее и родители провели совместную работу с детьми.