Классный час «О дружбе и друзьях». 3 класс.
Классный час «О дружбе и друзьях». 3 класс.
Цели: помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, и кто-то, кого они придумали сами.
Учебные материалы. Выставка рисунков «В стране Дружбы»; книжная выставка по теме; видеокассета с фильмом «Приключения Электроника» и мультфильмом «Варежка»; аудиокассеты; цветные карандаши; повязка для глаз; песочные часы; индивидуальный раздаточный материал с правилами вежливости; текст сказки «Вежливый кролик».ХОД ЗАНЯТИЯ
Занятие начинается с песни «Дорога добра» (сл.Ю.Энтина, муз. М.Минкова):Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра?
Идти за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Учитель. Сегодня наш разговор посвящен дружбе и друзьям. Что мы называем дружбой? Кого считаем друзьями?
Выслушиваются ответы детей.
- Что помогает, а что мешает дружбе?
Дети. Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.
Учитель. Вспомните пословицы, поговорки, песни, сказки о дружбе.
Дети отвечают.
- Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены произведения, для кого-то знакомые в большей степени, для кого-то – в меньшей. В свободное время вы можете прочитать любую из этих книг. А сейчас посмотрим, насколько полон багаж ваших знаний по теме «О дружбе и друзьях».
Учитель проводит викторину.
Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили… Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)
Когда Лев Толстой написал басню «Два товарища», в ней были слова: «Ну что, - говорит, - Медведь тебе на ухо говорил?» Как вы думаете, что ответил товарищ? (Плохи те люди, которые в опасности от своих друзей убегают.)
Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.)
Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство - малиновое варенье.)У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.)
- Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Чи-
тая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев.
А теперь посмотрим выставку ваших рисунков, которую вы готовили к этому занятию, «путешествуя» по стране Дружбы. Какой вы увидели страну Дружбы? Каких жителей повстречали? Какие чувства испытывали в момент творчества?
Ученики делятся впечатлениями, подходя к своей работе.
На доске - рисунки животных, героев сказок, выполненные детьми.
- Посмотрите на иллюстрации и порассуждайте, связав понятия дружба, друзья и изображения на иллюстрациях.
Какое надежное и емкое слово – дружба! Друзьями могут быть не только сверстники, любимые игрушки, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов, вымышленные персонажи. Мне приятно заметить, что путешествовали вы с радостью. Ваши творческие работы и рассказы смогли передать и нам это приятное чувство.
Подготовленная ученица читает стихотворение «Что такое Дружба?»:
Что такое Дружба?
Спросила я у птицы.
-Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
Что такое Дружба?-
-Это когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
- Дружба - что такое?
Это что-то огромное,
Радостное и большое!
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
-Ребята, а что для вас было важным в подготовке к занятию?
Дети. Уместить как можно больше своих друзей на воздушном шаре.
- Мне очень радостно рисовать.
- С кем-то еще познакомиться.
Учитель. Возьмите листы бумаги и нарисуйте посредине страницы ромашку так, чтобы по бокам, сверху и снизу осталось место для записей. Серединка ромашки – это вы. Напишите в ней свое имя. А лепестки – это ваши друзья. Нарисуйте их или напишите имена, а потом раскрасьте каждый лепесток в свой цвет. Например, друзья-взрослые – розовым цветом, друзья-животные - желтым и т.д. – на ваш вкус.
Задание выполняется под песню «Улыбка».
- В самой нижней части страницы подпишем: «Вот как много у меня друзей! Я счастливый человек!»
Друзей у нас может быть много, а может, и нет, но каждый занимает определенное место в нашей жизни. Поговорим об этом и от лепестков проведем линии для подписей.
У кого из вас друзья – взрослые? Почему вам нравится иметь взрослого друга? Чему он может вас научить? Могут ли мама, бабушка, учитель быть друзьями?
Вывод для записи после ответов детей: взрослый опытнее, он помощник, советчик.
- Дружба начинается в семье. Семья – начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем. Недаром пословица гласит: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».
Для чего дружить ровесникам?
Дети отвечают.
Вывод: у сверстников общие интересы, учеба, игра, коллективное дело.
- Есть ли у вас друзья-животные? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками? Что самое хорошее в дружбе с животными?
Дети отвечают.
Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.
- Зачем нужны воображаемые друзья? Кто бы это мог быть?
Дети. Неживые предметы, игрушки, герои мультфильмов, вымышленные персонажи.
Учитель. Давайте посмотрим мультфильм еще об одном воображаемом друге.
Демонстрация мультфильма «Варежка» (Союзмультфильм, 1967 г., автор сценария Ж.Витензон. Текст сказки см.в приложении).
- Какая главная мысль этого произведения? Почему так важно иметь воображаемого друга? Сделайте вывод.
Вывод: такой друг развеет тоску, одиночество, научит фантазировать.
- Дружбы не может быть без очень важного элемента. Вы сами о нем догадаетесь, собрав из разрозненных слов эпиграф к нашему классному часу.
Дети собирают фразу: Чтобы радость миру дарить, нужно добрым и вежливым быть!
- Ребята, читая эту фразу, скажите: о чем мы сегодня уже рассуждали?
Дети. О чувствах радости, о дружбе, доброте, заботе, взаимопонимании.
Учитель. Очень важно обратить внимание на вежливость. Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. Вы считаете себя таковыми или только этому учитесь? До XVI века вежа означало знаток – тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения ко всему. А как называют человека, который лишен этих знаний?
Дети. Невежда.
Учитель. Я вам раздала листочки с правилами, характеризующими вежливого человека. Давайте их прочитаем и определим: мы уже вежливы или только учимся?
Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
- Вы правы, дорогие мои дети! Мы пока учимся быть
вежливыми, добрыми, милосердными, учимся дружить. Пока вы будете приклеивать правила в тетрадь, а я прочту вам стихотворение:
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятсяВсе земные труды.
Может, вырастишь дерево
На земле Кулунды?
Может, построишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Иль согреешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасешь ты кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
- Запомните последние строки этого стихотворения! В жизни вас ожидает много славных дел, но прежде всего я желаю вам вырасти добрыми, смелыми, отзывчивыми и вежливыми людьми. Ведь вежливость может помочь и даже уберечь от опасности. В подтверждение своих слов я предлагаю вам прослушать мексиканскую сказку «Вежливый Кролик».
Жил-был Кролик. Он был очень воспитанный, вежливый. Однажды он шел из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, надвинулись тучи, закрывая солнце, полил дождь. На пути была огромная пещера. Кролик решил там переждать дождь. Но он не знал, что в пещере жила старая змея. Она редко выползала из пещеры, потому что не любила солнце, свет, зелень, красоту вокруг. Кролик не вошел сразу в пещеру. Он вежливо спросил:
- Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать дождь?
Услышав голос Кролика, змея, от радости забыв об осторожности, ответила:
- Заходи Кролик!
Узнав голос змеи, Кролик испугался, но не подал вида. Он вежливо сказал:
- Простите, я не знал, что здесь занято кто-то живет. Всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить.
Он со всех ног бросился бежать домой.
Змея, разозлившись, с ужасом зашипела:
- Ох, уж эти мне вежливые кролики!
- Понравилась ли вам сказка? А вас когда-нибудь выручала вежливость? Вы сегодня активно работали, плодотворно трудились. Что нового и полезного вы узнали? Что означают слова дружба, друг, дружить в вашем понимании? Какие качества помогают в дружбе, а какие мешают? Почему важно иметь разных друзей?
Классный час заканчивается под песню А.Пугачевой «Сто друзей». Дети становятся в круг, поют и танцуют.