Свобода, необходимость и ответственность в человеческой деятельности


Человек. Общество. Право» 10 класс
Тема: Свобода, необходимость и ответственность в человеческой деятельности
Цели: Ознакомить учащихся с понятием «ценности», познакомиться с содержанием жизненных ценностей. Выявить проблему выбора ценностей, а также их значение. Продолжить работу по развитию умений и навыков работы в парах, умения излагать свои мысли, анализировать информацию и делать выводы. Развитие критического мышления посредством решения проблемного вопроса. Формирование общественного сознания, выработке активной гражданской позиции.
Метод: словесный, частично-поисковый, проблемный, наглядный.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент
Психологический настрой
Опрос домашнего задания
Сочинение
«Лови ошибку» (раздаточный материал)
Изучение нового материала
К вечным ценностям пыль времени не пристаёт... 
План
Ценности в жизни человека, понятие о ценностях
Проблема выбора ценностей, ценности и жизненные ориентиры
Жизнь человека как ценность
Учитель: У каждого человека своя система жизненных ценностей, свои приоритеты. Ценности, безусловно, есть у каждого. Но, по большей части, люди не осознают свои ценности. А это стоит непременно сделать для того, чтобы, как говорится, облегчить себе жизнь. Ведь, принимая любое решение от самого незначительного до судьбоносного, следует обратиться к системе своих ценностей и тогда, вполне вероятно, можно будет избежать мучительных сомнений и переживаний. «Ребята, а что же такое ценности? Как вы понимаете это слово?». Создание кластера.
Учитель: Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Предметы материальной и духовной культуры.
Виды ценностей:
Профессиональные ценности – связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т.д.
Интеллектуальные – это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т.п.Физические – спорт, красота и гигиена тела, здоровье.
Духовные -  вера в Бога, душевная  гармония, личностное развитие и самосовершенствование.
Эмоциональные -  открытость в общении, принятие людей такими какие они есть.
Этические – честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.Эстетические – стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т.п.Материальные – деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т.п.
Культурные – искусство во всех своих проявлениях.
Патриотические – любовь к родине, к стране, традициям и т.д.
Проблемный вопрос: что же на самом деле для человека является главной ценностью?
Жизненные ценности человека – основа жизненных выборов разной степени важности.
Истинные ценности - это те качества, стремление к которым никогда не иссякает в людях, которые делают счастливым не отдельно взятого человека, а всех, кто его окружает. Это доброта, мудрость, истина, красота, любовь к людям и природе. В то же время существуют мнимые ценности, те, которых сейчас может быть очень много, а через минуту от них не останется и следа. Это деньги, власть, плотские чувства.
Задание: Рассмотрите таблицу ценностей. Какие из них являются приоритетными для вас? Почему? Записать в тетрадь в порядке убывания. (раздаточный материал)
Активная деятельная жизнь
Здоровье
Интересная работа
Красота природы и искусства
Любовь
Материально-обеспеченная жизнь
Наличие хороших и верных друзей
Уверенность в себе
Религия
Свобода
Счастливая семейная жизнь
Творчество
Патриотизм
Труд
Задание: «Сортировка». Нужно рассортировать по содержанию сфер жизни в соответствии с названиями.
Задание: самостоятельно изучить материал на стр.62-64. Выяснить, каким образом человек выбирает ценности в жизни.
Обсуждение.
Закрепление:
1. Что является по-настоящему ценным для Вас?
2. К чему Вам надо стремиться, чтобы этого достичь?
Притча.  В одном собрании заспорили, что на свете для человека хуже всего. Кто говорил — болезни, кто говорил— смерть, кто говорил— бедность...   Много всякого было сказано. Спросили и Ходжу Насреддина:
— А ты  что думаешь? — Плохо, когда не сбывается то, чего хочешь, — ответил Насреддин. — Но куда хуже, когда сбывается то, чего не хочешь, — подумав, добавил он. Пусть в вашей жизни сбывается только то, чего вы хотите и желаете и пусть ваши желания опираются на истинные, а не мнимые ценности.
Домашнее задание: §6; сочинение на тему: «Что я ценю в жизни?».

Карточки к упражнению «Сортировка».
Карточки с названием ценностей.
1.ДУША 2.ТЕЛО 3.ОТНОШЕНИЯ 4.ХОЗЯЙСТВО
5.СЕМЬЯ 6.УЧЕБА И РАБОТА 7.ХОББИ Карточки с содержанием жизненных ценностей.
1 2 3 4
ЛЮБОВЬ К БОГУ
ГАРМОНИЯ ДУШИ И ПСИХИКИ
ВНУТРЕННЕЕ РАЗВИТИЕ
ПОБЕДЫ И ПОРАЖЕНИЯ ДУХА
ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ ЗДОРОВЬЕ
СПОРТ
КРАСОТА И ГИГИЕНА ТЕЛА ДРУЖБА
ОБЩЕНИЕ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТАТУС
УВАЖЕНИЕ
ПРИЗНАНИЕ ДЕНЬГИ
ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ
ЛИЧНОЕ ИМУЩЕСТВО
ФИНАНСОВЫЕ НАКОПЛЕНИЯ
5 6 7 ЛЮБОВЬ
ДЕТИ
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
ЖИЗНЬ С РОДИТЕЛЯМИ
СВОЯ СОБСТВЕННАЯ БУДУЩАЯ СЕМЬЯ КАРЬЕРА
ЗНАНИЯ
ЭРУДИЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УЧЕБА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И РОСТ УВЛЕЧЕНИЯ
РАЗЛЕЧЕНИЯ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ОТДЫХ