Классный час Поговорим о дружбе и друзьях
Классный час.
«Поговорим о дружбе и друзьях».
Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе.
Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг.
Задачи: 1) формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам. 2) формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу. 3) развивать умения учащихся вести рассуждения; формирование умений аргументировать свою точку зрения;
Ход классного часа.
I. Организационный момент.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.
(Звучит песня «Если с другом вышел в путь»)
– О чем будем говорить? (Ответы детей)
- Конечно же, мы поговорим о друзьях, о дружбе и товариществе.
Ведь, правда, если с другом вышел в путь, то любой путь будет легче и веселее. Как вы думаете, а можно человеческую жизнь сравнить с дорогой?
(Размышления ребят)
- Действительно, человеческая жизнь – это дорога, которая складывается из минут, часов, дней, месяцев, лет. Давайте представим, что мы сегодня пройдем кусочек этого пути всего за 40 минут.
Скажите, если мы представим жизнь в виде дороги, можем мы пройти её без друзей? Конечно же, нет!
У каждого народа есть легенды, пословицы и поговорки о дружбе.
II. Игра «Закончи пословицу или поговорку»
- Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:
Старый друг (лучше новых двух).
Нет друга – ищи, . /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей , /а имей сто друзей/.
Один за всех /и все за одного/.
Человек без друзей, /что дерево без корней/.
Дружба – как стекло /разобьешь – не сложишь/.
Недруг поддакивает, а /друг спорит/.
Друга ищи, а ./найдешь – береги./Дерево живет корнями, ....../ а человек – друзьями./
Друзья познаются /в беде/.
Дружба дружбой, .. /а служба службой/.
III. Рассказы детей о дружбе и о друзьях
1. - Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”?
(Маша Еремеева читает свой рассказ «Что такое дружба»)
2. - Расскажите, есть ли у вас настоящий, верный друг? Как вы дружите? (Ребята читают рассказы о своем друге.)
3. Рассказ учителя.
- Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говорится, “от обратного”. Понятие противоположное дружбе – эгоизм.
Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие.
– У Агнии Барто есть прекрасное стихотворение “Требуется друг”
Все живут, не тужат,А со мной не дружат.Предлагаю Ильиной:“Ты дружи со мной одной!”.Есть разряд у ИльинойИ девчонок свита.Подружусь я с Ильиной –Стану знаменита.Все пятерки до однойУ Светловой Нади.Я прошу “Дружи со мной!
Подружись хоть на день!Будешь ты меня спасать –Дашь контрольную списать.А девчонка на дыбыГоворит: “Молчала бы!”Не вставать же на колениУговаривать подругНапишу я объявление:“Срочно требуется друг!”
Вывод: - Почему с этой девочкой никто не хотел дружить? (Ответы детей)
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
- Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.
- Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
IV. Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
V. Выводы:
– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? /Ответы детей.
- Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений.
Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.
Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
- Как вы думаете, у человека может быть много друзей?
(Размышления ребят)
- Друзей у человека много не бывает.
Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг – это
дорогое, личное, близкое. Настоящий друг умеет поддержать в
трудную минуту, умеет прощать.
- Я хочу прочесть вам стихотворение С. Погорелова
Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слёзы проглотил!
Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил!
Но больше дружбы не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом – ты, матросом – я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперек
Ах, Колька, Колька что ж ты это?
Такую дружбу не сберег!
Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька – так несмело
Вошёл с поникшей головой:
Прости уж! Сердишься? За дело!
Беда, горячий я такой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: « Ну что ж!
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты придёшь!»
- Да, настоящая дружба никогда не порвется из-за пустяка. Как вы думаете, у ребят из этого стихотворения, настоящая дружба?
(Размышления детей)
- А теперь я хочу прочесть
рассказ В. Осеевой «До первого дождя».
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли укрыть одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Вопросы:
- Почему учительница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?
- Почему покраснела Маша за Таню?
Выводы: - Дружбу надо беречь, надо уметь дружить, настоящая дружба всегда бескорыстна .А то ведь как бывает. Сегодня дружу с Сашей, он дал мне диск с интересной игрой, а завтра – с Машей, она дала мне списать домашнее задание по математике, а через день-другой уже с ними не дружу, потому что мне нужно что-то взять у Марины. Как вы думаете, настоящая ли это дружба?
(Размышления ребят).
VI. Игра 1. “Давайте говорить друг другу комплименты”.
Учащиеся выбирают себе пару, идут навстречу друг другу. Шаг вперед делает тот, кто сказал комплимент, похвалил за что-то. Выигрывает та пара, которая быстрее прошла свой путь.
VI I. Стихотворение Андрея Дементьева «Друг познается». (Читают 2 ученика)
Друг познается в удачеТак же порой, как в беде.Если он душу не прячет,Чувства не держит в узде.Друг познается в удаче,Если удача твояДруга не радует, значит,Друг твой лукав, как змея.Или же горькая завистьРазум затмила его.И, на успех твой позарясь, Он не простит ничего.Он не простит, но иначеСкажет об этом тебе.Друг познается в удачеБольше порой, чем в беде.
Выводы: -Настоящая дружба познается не только в беде, но и в радости. Способность к дружбе, умение дружить, выбор друга, сохранение дружбы – важнейшие качества человека.
VI I I. – Давайте же вырастим цветок дружбы !Какими качествами должен обладать настоящий друг? (Ребята получают лепестки и пишут по одному качеству, без которого дружба состояться не может. Затем лепестки прикрепляют к доске)
IХ.- А теперь утвердим “Законы дружбы”: (можно зачитать законы дружбы В.А. Сухомлинского) :
- Не оставляй друга в беде. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту - значит нравственно готовить себя к предательству.
- Дружба - это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
- Дружба - это вера в человека и требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.
- Быть требовательным в дружбе - значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
- Умей сделать так, чтобы вас с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
Законы дружбы нашего класса:
1. Один за всех и все за одного.
2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
3. Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.
4. Не ябедничай, лучше сам поправь.
5. Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
6. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
---Существует много законов о дружбе. Но эти – основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.
Исполняется песня "Настоящий друг" (сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева).
Вот подходит к концу наш путь длиною всего-то 40 минут. Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполняться добротой, взаимоуважением, бескорыстием. А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент.
Пусть у вас будут самые верные друзья, самая крепкая дружба и самый замечательный класс!
Ученик 1. Если есть друзья на свете –Все прекрасно, все цветет.Даже самый сильный ветер,Даже буря не согнет.
Ученик 2. Мы и в дождь, и в снег, и в стужуБудем весело шагать.При любой погоде дружим –Дружбы этой не порвать.
Ученик 3. И любой из нас ответит,Скажут все, кто юн и смел:Мы с тобой живем на светеДля хороших, славных дел.
Ученик 4. Дружба – главное чудо всегда.Сто открытий – для всех настоящие.И любая беда не беда,Если рядом друзья настоящие.
Ученик5. Так давайте, давайте дружить,Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.Если дружбой всегда дорожить,То любое желанье исполнится.
Ученик 6. Кто в дружбу верит горячо,Кто рядом чувствует плечо,Тот никогда не упадет,В любой беде не пропадет,Ученик 7.А если и споткнется вдруг,То встать ему поможет друг!Всегда в беде надежный другЕму протянет руку.
Песня «Ты да я»
Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.