Конспект урока по обществознанию на тему: СВОБОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (10 класс)

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ ур.37-38
«СВОБОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»
Кеше эшч‰нлегенд‰ ирек. “Шуннан ирек” яки “шуныS ™чен ирек”

ЦЕЛЬ УРОКА:
Ознакомление уч-ся с различными смыслами и аспектами понятия «свобода».
Анализ некоторых философских, социально-политических, морально-этических проблем (свобода и необходимость, свобода и произвол), имеющих не только обобщённо-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этой проблемы.
ПЛАН:
Вступление. Актуализация темы. Чувствуете ли вы себя свободными людьми? Что необходимо для того, чтобы быть свободным человеком?
Свобода – важнейшая ценность.
Содержание понятия «свобода» на различных исторических этапах.
Словарная работа: определение понятия «свобода».
Политический, экономический, социальный и духовный аспекты свободы.
Философский спор о содержании свободы.
Свобода и ответственность. Пределы свободы.
Итоги урока.

1 вопрос.
Прежде, чем мы озвучим тему урока, обратимся к письму известного русского философа Павла Флоренского, арестованного органами НКВД в 1933г. Ваша задача – выразить суть этого письма одним словом.

(Текст письма через проектор высвечивается на экран).
«Друг мой! Как упоительна мысль о ней. Здесь же она и вовсе обретает особую, гораздо большую ценность! Впрочем, нужно отметить, что сравнима она лишь с ценою самой жизни Как долго мы грезили о ней. И не о такой жизни мечтали мы для своих детей. Иной раз представляю, как может всё измениться вдруг, как все стороны нашего бытия обретут состояние гармонии и душевного спокойствия Тогда мы будем пить её, вожделенную, большими глотками и будем творить и ценить каждую мысль, в новых условиях рождённую. Велико счастье тех, кто ею обладает.»
О чём пишет автор письма? Выделите суть этого письма одним словом. (СВОБОДА)
Итак, основным понятием сегодняшнего урока будет понятие «свобода». Мы рассмотрим его в рамках темы «Свобода в деятельности человека». Чтобы выяснить, насколько значима для всех нас эта тема, ответим на несколько вопросов.
(Работа идёт по 4 группам):
???
Чувствуете ли вы себя свободными людьми? Если «ДА», то в чём проявляется эта свобода? Если «НЕТ», то что мешает вашей свободе?
Какие условия необходимы, чтобы человек был свободен? На этот вопрос мы ответим и в конце урока, составим своеобразный «рецепт свободы». Сделаем это на основе полученных на уроке знаний.
Приведите несколько афоризмов на тему свободы.
А вот как определяли своё отношение к свободе великие люди:
«Свободен тот, кто может не лгать» - А.Камю
«Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чём не знать нужды» - Б. Паскаль
«Делать то, что доставляет удовольствие, - вот что значит быть свободным» - Вольтер
«Свобода – возможность делать ради своего счастья то, что не вредит счастью других членов общества» - Гольбах.
??? С чем вы не согласны?
Итак, слово «Свобода» для вас понятно, значение свободы никем не оспаривается. Для чего же мы изучаем эту тему? Каждый человек вкладывает в понятие свободы свой собственный смысл, часто очень субъективный. Часто считают, что понятие свободы не предполагает никаких ограничений. Это ненаучный взгляд. Научный же анализ предполагает рассматривать свободу в контексте социальной и исторической действительности, объективной характеристики её пределов, познавательных возможностей. Именно эту задачу мы и должны выполнить на сегодняшнем уроке.

2 вопрос.
Свобода является важнейшей ценностью не только современной цивилизации. На протяжении многовековой истории человечества свобода являлась настолько значимой, что тысячи и тысячи людей, не раздумывая, отдавали за неё свои жизни.
(Фрагмент из кинофильма «Отважное сердце»)

3 вопрос.
А, впрочем, всегда ли понимание свободы было таким же, как мы увидели в данном отрывке? Свобода – понятие развивающееся; на разных этапах человеческой истории существовали и разное осмысление этого понятия, и разное его воплощение. Небольшой экскурс в историю поможет нам понять, как на различных исторических этапах менялось реальное понимание и содержание понятия «свобода».
1. В первобытном обществе человек не был свободен ни в отношении природы, ни в отношении своего рода. На каждом шагу ему приходится бороться со стихийными силами, чтобы прокормиться и выжить. Его поступки и поведение регулируются традициями и обычаями рода. За несоблюдение обычаев, за нарушение табу человека изгоняют из родовой общины. Изгои погибают, т.к. в другое человеческое сообщество никого из них не принимают.
2. Рабовладельческое общество состоит из рабовладельцев, свободных земледельцев и рабов. Нетрудно понять, что каждый из этих слоёв населения обладает разной степенью свободы. Рабовладельцы в силу своего имущественного положения освобождены от физического труда, имеют возможность заниматься политикой, науками, искусством. Но если над страной нависает опасность внешнего вторжения, о свободе приходится забывать и выполнять свой долг – защищать государство. В случае поражения самые свободные и самые богатые превращаются в рабов в первую очередь.
3. Рабы – это вещи, это «говорящие орудия труда». Их можно убить, продать. Трудно представить себе более несвободных людей. И всё же они куда свободнее, чем первобытные люди, т.к. могут вести самостоятельный образ жизни, поднимают восстания, убивают своих мучителей. В отличие от первобытных людей, они понимают, что такое свобода и борются за неё.
4. Ещё большую свободу человек получает в феодальном обществе. Крестьянин имеет возможность пользоваться землёй, орудиями труда, торговать излишками продукции. У него есть семья, он распоряжается своей собственностью. При этом нельзя забывать, что сохраняется крепостная зависимость, что без разрешения феодала и без выкупа крестьянин не может покинуть деревню. Он должен оставаться там, где родился, не имея возможности перемещаться из одной местности в другую, из одного класса или сословия в другое.
5. Свобода феодала также ограничена церковью, которая угрожает инквизицией, не взирающей на сословные привилегии, королевской властью, которая вскоре становится абсолютной, военной службой, которой приходится посвящать всю жизнь.
6. С зарождением капиталистического общества человек получает новую степень свободы: он становится свободен в рамках существующих законов и правовых норм. Он полностью распоряжается собой, юридически он – собственник своего «Я». Провозглашён принцип свободного предпринимательства, отменены сословные привилегии. Одна за другой происходят буржуазные революции, на знамёнах которых написаны лозунги: «Свобода. Равенство. Собственность.»
7. И в тоже время существуют колониальные империи, плантационное рабство, малоземелье крестьян, кабальные условия труда рабочих, обогащение монополистов. Первая и вторая мировые войны – ярчайший пример того, как попирались свободы и интересы миллионов людей.
8. ХХ век – новый этап в развитии принципа свободы. На одном полюсе – фашизм, концлагеря, ГУЛАГ, коллективизация, тоталитарные государства, терроризм, заложничество. На другом – воплощение идеи социальной справедливости во многих развитых странах, Всеобщая Декларация прав человека, демократические выборы, правовое государство.
9. Сейчас наступила эпоха постиндустриального общества, в котором свободное развитие каждого является условием для развития всех. Эта эпоха должна стать новым витком в развитии идеи свободы. Как будет? – это зависит уже от нынешней молодёжи.
ВЫВОД: Мы увидели, что понятие «свобода» - понятие историческое, оно может менять своё содержание в разные исторические эпохи.

4 вопрос.
???
И всё же что-то самое существенное и главное в этом понятии сохраняется, невзирая на смену эпох. Как бы вы определили понятие «свобода», чтобы оно оказалось одинаково приемлемым для всех времён и народов? Для этого нам необходимо построить ряд ассоциаций, которые затем помогут сформулировать определение. Итак, ваши ассоциации со словом «свобода» - ? (Называют по группам, помощник учителя записывает их на доске.) Попробуйте, опираясь на ассоциации, сформулировать определение «свободы».
Давайте сверим результат нашей работы со словарём.
(Далее понятии «свобода» выводится на экран: СВОБОДА - это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.)

5 вопрос.
Понятие «свобода» меняется не только в зависимости от исторических условий, но и в зависимости от того, применительно к какой сфере жизни общества оно рассматривается. Нам известно, что общество включает в себя 4 основные сферы. Назовите их:


Постарайтесь назвать смысл понятия «свобода» применительно к той или иной сфере общества.
(Работа по 4 группам).
ПОЛИТИЧЕСКАЯ: свобода избирать правителей, свергать правителей, устанавливать законы, участвовать в выборах, в деятельности партий, свобода слова, возможность оказывать своё влияние на политическую жизнь общества.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ: свободное предпринимательство, свободные рыночные цены, право на свободный, т.е. не принудительный труд.
СОЦИАЛЬНАЯ: возможность повышать свой социальный статус, переходить из одного статуса в другой, отсутствие социальных перегородок, равенство
ДУХОВНАЯ: свобода совести, творчества, мысли, возможность пользоваться имеющимися духовными ценностями и возможность самому их создавать.


6 вопрос.
Сегодня для нас имеет особое значение философское понимание слова «свобода», т.е. обобщённое, применимое ко всем сферам сразу, ко всему обществу в целом. В самом широком смысле «свобода» - значит отсутствие ограничений. Но возможно ли это? Чтобы рассмотреть этот вопрос, прослушаем учёную беседу 3-х философов, принадлежащих к разным философским направлениям.
1 ФИЛОСОФ: Я считаю, что никакой свободы в жизни человека и общества нет и не может быть. Вся наша жизнь предопределена Богом, каждое событие, происходящее с нами, - это Божий промысел. Мы ничего не делаем по своей воле, а всё – в зависимости от предвиденья Божьего. Я называю это фатализмом и считаю, что это – единственно правильный взгляд на понятие «свобода». Всё, что происходит с нами и с обществом, происходит потому, что так задумано Богом. Изменить судьбу нельзя, всё предопределено Богом.
2 ФИЛОСОФ: А я считаю, что мир развивается по определённым законам. Кем они определены – Богом или Природой - я сейчас рассматривать не буду. Я хочу сказать, что человек, не познавший эти законы, но желая быть свободным, движется по жизни, словно слепой котёнок, становится жертвой тех или иных обстоятельств. И наоборот, если человеком познаны эти законы, он будет строить свою жизнь согласно им, следовательно, он будет иметь возможность выбора. Возможность выбирать тот или иной путь – это как раз и есть свобода. Например, человек отправился в горы. Незнание природных особенностей, незнание законов гор может быть не только опасным, но и привести человека к гибели. Знание же этих законов позволит человеку сделать правильный выбор маршрута, действий, поведения и т.д., сделать своё путешествие в горах безопасным. Незнающий природные законы скажет: «Я погибаю в горах потому, что так предопределил Бог, такова моя судьба»; человек, познавший законы, не будет кивать на судьбу, а найдёт возможность спасти свою жизнь. В этом и заключается свобода. Так же у человека всегда есть возможность выбирать между добром и злом, между правдой и ложью, между законопослушанием и противоправным поведением. Главное, чтобы человеком было познана окружающая его действительность и осознана необходимость поступать так, а не иначе. В этом и заключается свобода человека.
3 ФИЛОСОФ: Как-то уж очень непоследовательно выговорите: познать законы! Следовать им! Какая уж тут свобода! Свобода заключается в том, чтобы быть независимым от законов природы и общества. Потому свободны животные и птицы, свободны люди, вырвавшиеся за пределы человеческого общества. Внутри же общества тоже можно быть свободным, но для этого необходимо презреть все ограничения и действовать согласно своим желаниям и целям. Иначе свобода не может быть достигнута. Свобода возможна лишь тогда, когда она абсолютна. Если же она ограничена какими-то условностями, то назвать это свободой нельзя.
???
БЕСЕДА ПО ВОПОСАМ:
Попробуйте продолжить мысль каждого из философов.
В чём плюсы и минусы каждой из них?
Какая позиция вам кажется наиболее правильной?
Какой позиции необходимо следовать, чтобы чувствовать себя свободным человеком?
Можно ли сделать на основе этих выступлений выводы о границах свободы?
По поводу первой позиции. Приведите примеры из книг, жизни, которые могут подтвердить правильность или неправильность этой позиции. Бывало ли в вашей жизни, что независимо от ваших усилий, с вами происходили определённые события, на исход которых вы никак не могли повлиять? Не казалось ли вам тогда, что их удачному разрешению помог никто иной, как сам Бог?
По поводу второй позиции. Как понять её сущность? Приведите примеры, когда деятельность человека подчинена законам природы или человеческого общества. Свободен ли человек в данном случае? Такое понимание свободы укладывается в формулу: «Свобода - познанная необходимость» (Гегель). Попробуйте доказать, что только следуя этой формуле, можно быть свободным.
По поводу третьей позиции. Её автор пропагандирует абсолютную свободу. Возможно ли это? Приведите примеры, когда человек может добиваться абсолютной (неограниченной) позиции. К чему это может привести? Не только вред для окружающих, но и для самого человека, уменьшению его свободы.
Итак, свобода – это возможность выбора. Нет выбора, – нет свободы. Есть выбор, человек осознанно делает его, - есть свобода. Зависит ли свобода от внешних условий? Да, но это не главное. Можно ли быть несвободным, живя в свободном обществе? Вполне, если человек несвободен внутренне. (Юноша любит девушку, принадлежащую к другой национальности. Родственники твердят, что она ему не ровня. Юноша в конце концов соглашается с ними. Свободен ли он? Что помешало его свободе? )
Тоталитарное, несвободное общество: можно ли быть свободным в нём? Можно, но это будет уже называться героизмом. История Великой Отечественной войны даёт массу примеров того, как в нечеловеческих условиях фашистских концлагерей, оккупации, плена люди сохраняли своё достоинство и свою внутреннюю свободу. Перед ними был выбор: сохранить свою жизнь, но стать предателями или честно погибнуть. Внешние обстоятельства подталкивали к первому. Но подлинно свободные люди выбирали второе. Что двигало ими? Желание следовать своим принципам и убеждениям, - вот один из важнейших мотивов, который может сделать человека свободным. Важно только, чтобы убеждения были нравственными, человечными, гуманными.
7 вопрос.
Бернард Шоу говорил: «Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся её». Но ответственность перед кем или перед чем? Кто или что спросит с нас за наши поступки и тем самым ограничит нашу свободу? Мы вплотную подошли к вопросу о пределах или границах свободы.
???
До окончания школы вы находитесь под постоянным надзором родителей, которые, естественно, ограничивают вашу свободу. Но вот школа окончена, вы поступили в вуз и уехали жить в другой населённый пункт подальше от родительских глаз. Новые друзья говорят вам: «пора почувствовать вкус настоящей свободы. Попробуй вот этот наркотик, увидишь, как это классно. Да не бойся, мама далеко и ничего не узнает, а от одного раза ничего страшного с твоим драгоценным здоровьем не случится.» Каков будет ваш выбор? Обоснуйте его. Кто более свободен: тот, кто «подсел» на наркотики, боясь показаться маленьким, или тот, кто отказался от этой свободы?
Ограничителем полной свободы здесь выступает понимание вредного, опасного воздействия наркотика на организм. Тот, кто не принимает наркотики не потому, что взрослые поругают, а потому, что осознаёт опасность даже однократного применения наркотика, тот по-настоящему свободен, хотя и ограничивает себя в предлагаемом удовольствии.
???
Приведите примеры, когда ограничителями нашей свободы будет выступать страх понести ответственность: уголовную, административную, материальную, моральную.

Те ограничители, о которых мы говорили до сих пор, являются внешними. Но существуют и внутренние ограничители свободы, такие как долг, совесть, стыд (помогите продолжить список). Именно внутренние ограничители являются наиболее важными.
У известного современного писателя Чингиза Айтматова есть прекрасный рассказ «Шестеро и седьмой», в котором описывается один из эпизодов гражданской войны в России. Чекисту Сандро дано задание: проникнуть в отряд Гурама Джохадзе, горца, не признавшего советскую власть и борющегося против неё, и уничтожить Гурама. Чекисту удаётся завоевать полное доверие членов отряда: он делит с ними, уже обречёнными , хлеб и соль, поёт песни у костра, а затем, улучив момент, укладывает из маузера главаря и всех остальных. Приказ исполнен. Что же делает дальше бесстрашный чекист? «Сандро ещё раз молча обошёл шестерых, сражённых наповал, и, отойдя чуть в сторону, приставил дуло маузера к виску. Ещё раз выстрел прозвучал в горах коротким эхом. Теперь он был седьмым, отпевшим свои песни»
???
Применяя такие понятия, как долг, необходимость, выбор, совесть, выскажите свою оценку его поступка.

вопрос.
Подводя итоги уроку, хочу напомнить вам, то в начале урока была поставлена задача: на основе полученных на уроке знаний составить своеобразный «рецепт свободы».
Итак, чтобы быть свободным, нужно: (Учитель называет только выделенное слово, остальное продолжают ученики)
Познать законы развития природы и общества.
Уметь делать правильный выбор.
Понимать, что выбор предполагает ответственность.
Иметь внутренние убеждения, совесть, чувство долга.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115












ОРЛ ОРисунок 1C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\ОРЛ О.bmp15