Отчет по исследовательской теме Развитие творческих и нравственных качеств личности, как средство воспитания учащихся в соответствии с их желаниями и возможностями


Исследовательская работа школы (2011-2016 год).
ЦЕЛЬ: Формировать целостную, совершенную личность в ее гуманистическом аспекте; обеспечить рост и совершенствование нравственных качеств учащихся в соответствии с их желаниями и возможностями.
ЗАДАЧИ: 1) Развивать устойчивые нравственные и творческие качества;
2) Организовывать во внеклассной работе различные виды деятельности, ориентированные на зону ближнего развития учащихся;
3) Применять диференцированный подход к каждому учащемуся, максимально учитывать его психологические особенности, возможности и интересы;
4) Содействовать формированию основы индивидуального стиля внеклассной деятельности;
5) Вызывать у учащихся положительные эмоции и мотивацию;
6) Усовершенствовать понимание учащимися таких ценностей, как «Семья», «Школа», «Родина», «Природа», «Уважение», «Дружба»;
7) Формировать у учащихся гражданско-патриотическое сознание.
Принципы организации воспитательного процесса:
Принцип природообразности: воспитание в школе строить в соответствии с потребностями ребенка, его возраста, пола, особенностей психики и физиологии, обеспечить целостность и последовательность воспитательного процесса для формирования личности.
Принцип гуманистической направленности: обеспечить доверительные отношения между учителями и учениками, проявлять любовь и уважение к детям, обучение и воспитание строить в соответствии с потребностями общества в данный момент, создавать ситуацию успеха, находить возможность стимулирования ребенка за активную самостоятельную деятельность.
Принцип личностно-ориентированного обучения и воспитания: ненавязчиво осуществлять воспитательный процесс, избегать сопротивление со стороны обучающихся, давать возможность ребенку сознательно формировать свою личность, и право на самостоятельный выбор поведения в различных ситуациях.ПРИОРИТЕТНЫЕ ПОДХОДЫ:
Личностный
ДеятельностныйМотивационный
Системный
Рефлексивный
Компетентносный
ПЛАН РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕМОЙ
2011-2012
Подбор литературы по теме.
Составление плана работы над темой.
Стартовое анкетирование на предмет выявления нравственных и творческих качеств.
Стимулирование активности каждого ученика с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей.
2012-2013
Систематизация материала по проблемной теме.
Современный поиск нравственных образов культуры и выработка на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.
Организация относительно высокого уровня трудности совместной и индивидуальной деятельности учащихся.
Анализ разнообразных методик проведения занятий по формированию у учащихся нравственных качеств.
2013-2014
Работа в тесном контакте с родителями учащихся по данной теме.
Разработка накопительного материала по данной теме.
Организация обратной связи с учащимися с целью проверки достижения поставленной цели.
2014-2015
Подготовка учащихся к трем ролям реальной жизни: гражданина, работника, семьянина.
Проведение и разработка занятий, кл.часов, бесед и т.д по формированию у учащихся нравственных и творческих качеств.
Итоговое анкетирование с целью анализа изменений нравственных и творческих качеств.
2015-2016
Оформление презентации по теме.
Творческий отчет по проблемной теме на педсовете.
Анализ результатов работы над проблемной темой (Что получилось? Что нет?).Ожидаемые результаты:
Нравственный (ценностный) потенциал
Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «Семья», «Школа», «Учитель», «Родина», «Природа», «Дружба со сверстниками», «Уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и простые поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах.
Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществлении индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.
Познавательный потенциал
Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основы индивидуального стиля воспитательной деятельности.
Коммуникативный потенциал
Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками, как-то: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность навыков саморегуляции.
Эстетический потенциал
Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к произведениям искусства.
«….Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая, как можно меньше зла и как можно больше добра; и из всех искусств – главнейшее есть искусство уметь избегать зла и творить добро….».
Л.Н. Толстой
Проблема нравственного развития детей приобретает актуальность, в связи со сложившейся ситуацией, в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью морального деградации.
Ребенок не рождается ни злым, ни добрым, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он воспитывается, от направленности и содержания самого воспитания.
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, условия общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Нравственность – это система внутренних правел человека, в основе которых гуманистические ценности, определяющих его поведение и отношение к себе и другим людям. Система внутренних правил человека формируется под влиянием многих факторов: семейных, личного опыта, школьного воспитания, общественных отношений и др.
Но все-таки главных среди них два – воздействие семьи и школы!
Провести анализ семейного воспитания, не реально, т.к в каждой семье свои традиции и правила поведения, не всегда совпадающие с общепринятыми. А вот нравственное воспитание в школе мы отследить можем.
Нравственные качества личности:
Созидательная направленность личности воспитывается в процессе развития у учащихся мотивации к познавательной творческой деятельности.
Личная и общественная полезность деятельности – деятельность должна приносить личную и общественную пользу, только тогда она нравственна.
Видение вариативности достижения цели – нравственная личность должна не только видеть многообразие вариантов достижения поставленной цели, но и уметь их использовать.
Выполнение личных обязательств – нравственная личность отличается прежде всего тем, что обещает выполнимое и выполняет обещанное.
Признание и поддержка альтернативной полезной деятельности - нравственная личность должна понимать, что успех в любом деле будет достигнут только в том случае, если будет здоровая конкуренция между отдельными творцами или творческими коллективами.
Конструктивность критического анализа – критика должна стимулировать творчество, вносить в душу автора уверенность в правильности выбранного пути.
Целью нравственного воспитания личности является - Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
В Законе РК «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности, где среди важнейших названа задача духовно - нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание базируется на формировании у детей потребностей, мотивов, познания себя, достижения гармонии физического и нравственно-духовного развития, обогащения национальными и общечеловеческими ценностями, стремления к взаимопониманию и взаимосогласию, утверждения добра и человеколюбия путём самосовешенствования и самореализации личных, интеллектуально-эмоциональных убеждений детей и учащейся молодёжи.
Важность вопроса определяется ещё и тем, что известная часть современного подрастающего поколения утратила социальные ориентиры, особенно гражданские и патриотические. Данный факт находит своё выражение и в том, что ценности и опыт старшего поколения оказались невостребованными. Новому Казахстану требуются морально устойчивые, инициативные, с активной гражданской позицией молодые люди. Таким образом, одной из задач современной школы является использование эффективных средств формирования духовно-нравственных качеств личности учащихся. Одним из таких средств является краеведение. История любой страны строится в основном на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый колорит. Местные материалы играют важную роль, увязывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины. 
Привлечение краеведческого материала служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед современной школой, помогает осознанному усвоению учащимися вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны, прививает любовь к своей малой Родине, уважение к ее истории. Краеведение не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале.
В этих целях предполагается:
Воспитание духовно-нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну. Воспитание детей и учащейся молодёжи в духе солидарности, национального согласия, уважения и почитания культуры, традиций, языка других народов.
Формирование у детей и учащейся молодёжи национальной гордости, уважения к родному языку. Формирование у детей и учащейся молодёжи национальной гордости, уважения к родному языку.
Реализация лучших традиций народной педагогики и на этой основе приобщение детей и учащейся молодёжи к культуре предков и межнациональных отношений.
Начав работу в этом направлении, невольно обращаешь внимание, что у детей часто присутствуют такие качества как: злость, жестокость, самолюбие, то есть духовно-нравственные качества у многих отсутствуют. Поэтому главной целью работы в этом направлении является создание условий для приобщения учеников к духовно-нравственным ценностям.
Учитывая возрастные особенности детей, в качестве приоритетных задач выделила следующие
·        воспитывать гуманные чувства у детей;
·        формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе;
·        воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, жестокости, трусости, лености;
·        учить детей считаться с мнением и интересами других, защищать слабых, помогать товарищам;
·        воспитывать умение сопереживать успехам и неудачам товарищей;
·        закреплять умения справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.
 Для реализации  цели и задач проводится следующую работу с детьми:
·        беседы, игры
·        экскурсии и прогулки, встречи и концерты
·        акции «Милосердия», «Помоги пернатым друзьям»
·        библиотечные уроки
Ежегодно проводится неделя Языков народов Казахстана, традиционные национальные праздники: Наурыз, Рождество, Курбан-Айт, Масляница, мероприятия посвященные межнациональному единству: День единства народов Казахстана, День благодарности, беседы о толерантности.
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Поэтому необходимо уделение особого внимания развитию творческих способностей учащихся.
Творческие качества личности:
Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личность? Передаются ли творческие качества по наследству от родителей или же их можно воспитать? Учеными было выяснено, что творческая личность должна обладать следующими качествами:
Умение поставить творческую (достойную) цель и подчинить свою деятельность ее достижению – очень важен выбор в жизни цели, цель ради которой живем, должна быть творческой. Это совсем не означает, что все должны стать великими композиторами или художниками, но это означает, что каждый человек в своей жизни должен сделать хотя бы одно творческое дело, полезное не только для себя, но и для других людей. И таких творческих дел, казалось бы, незначительных, но вместе с тем очень интересных и полезных великое множество: воспитание собственных детей, конструирование мебели, создание новых сортов растений, рецептов новых блюд и т.д. Каждый человек должен творить в области своих интересов и на уровне своих возможностей. Для воспитания у учащихся умения выбрать творческую цель жизни необходимо применение на уроках и воспитательных мероприятиях материалов, в которых содержится информация о современных нерешенных проблемах науки, техники, искусства и общества. Это позволит познакомить учащихся с перспективами развития цивилизации и поможет им определиться в своем выборе.
Умение планировать и самоконтролировать свою деятельность – воспитание у учащихся умения работать планомерно и самоконтролировать результаты своей работы предполагает обучение их умениям определять порядок и способы выполнения заданий, находить общие способы выполнения заданий и групп заданий, планировать свою работу на уроке, в течение дня, недели, месяца, анализировать и оценивать результаты своей работы на основе предложенных критериев и создавать такие критерии самостоятельно.Высокая работоспособность – воспитание у учащихся высокой работоспособности осуществляется в процессе планомерного обучения их приемам интеллектуальной деятельности. Основными приемами познавательной деятельности являются: дополнение, изменение, самостоятельное составление конспектов, сравнение, исправление ошибок, доказательство, опровержение, выведение правил из фактологической информации, выбор информации по правилам, умения работать парами, группами, индивидуально.Умение находить и решать проблемы, составляющие основную цель – в школах для выполнения творческих заданий применяется метод «мозгового штурма». Существуют и другие методы – метод контрольных вопросов, метод фокальных (случайных) объектов, системный анализ, анализ процессов и событий, приемы решения противоречий.
Умение защитить свои убеждения – развития у учащихся способности защищать свои убеждения осуществляется путем обучения их умениям анализировать и сравнивать научную информацию, вести диалог и дискуссию, создавать логически правильную систему доказательств, планировать и проводить экспериментальную работу, находить различные варианты доказательств, проводить сравнительный анализ результатов работы, излагать результаты своих исследований в виде статей и монографий.Все эти качества являются самовоспитанными в течение жизни и никакого отношения к наследственности не имеют. Конечно нельзя отрицать того, что каждый человек получает генетические задатки к той или иной деятельности.
Одним из важнейших факторов творческого развития учащихся является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Первым важным условием развития творческих способностей ребёнка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
   Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса , который требует максимального напряжения сил. Дело  в том, что способности будут развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше.
   Третье условие   успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребёнку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом. Тогда желание, интерес ребёнка, эмоциональный подъём послужат надёжной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведёт к переутомлению, и пойдёт на пользу.
   Но предоставление ребёнку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвёртое условие успешного развития творческих способностей.
   Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая, дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребёнка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постепенно стимулировать ребёнка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Но создание благоприятных условий недостаточно для ребёнка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребёнку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что невмешательство мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность.
   Оказывается (и практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то это будет способствовать более высокому уровню развития творческих способностей учащихся – это шестое условие развития творческих способностей. Оно будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Бесталантных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности. В данном случае цель работы воспитателя – формирование и раскрытие творческой индивидуальности воспитанника. Реализация цели подразумевает решение следующих задач:
1.Создание условий для интеллектуально – нравственного, эмоционального самовыражения личности ребёнка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.
2.Обеспечивать педагогическую поддержку творческих устремлений учащихся.
3.Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе.
4.Сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.
Детский коллектив – коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают не приспособляться к жизни, а преобразуя её вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемирно развить самостоятельность и инициативу каждого ребёнка? Чтобы, когда проводятся различные мероприятия в классе, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями? Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве, в данном случае, должны быть также творческими:
- Воспитателю необходимо научиться относиться к ребятам, как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.
- Нужно уметь находить в каждом ребёнке что – то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.
- Выработать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.
- В своей работе с детьми воспитателю придерживаться принципа: «Всё, что могут делать дети сами, они должны делать самостоятельно».
   Основной формой воспитательного процесса принято считать мероприятие.
Мероприятие – организационное дело коллектива, направленное на достижение каких – либо целей. Мероприятие должно реализоваться, как самостоятельное взаимодействие классного руководителя, учителя, воспитателя с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы её организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства, приёмы. В процессе этой деятельности создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявление воздействуют на личность ребёнка.
   В педагогике нет единого подхода к квалификации форм воспитательной работы. Наиболее распространённой считается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся, массовая, групповая, индивидуальная формы. Кроме того, существует подход к определению форм воспитательной деятельности, связанный с направлениями воспитательной работы. Например: организации познавательно – развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют формы: викторина, аукцион знаний, заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный марафон, деловые игры, конкурс изобретателей и фантазёров, устный журнал.Для того, чтобы обучать детей творчеству, воспитателю – педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания. Мероприятия творческого характера – это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся.
Внеклассная работа, должна быть направлена на развитие творческих и познавательных способностей. Чтобы развивать способности детей, можно проводить мероприятия в форме игр, кругов общения, устных познавательных журналов, в формах заочного путешествия, конкурсов. В подготовке мероприятия должен принимать участие весь класс. Любая подготовка к мероприятию проводится по схеме:
- Создание творческой группы.
- Определение целей и задач.
- Ярмарка идей.- Написание сценария.
- Репетиционный период.
- Проведение мероприятия.
- Анализ мероприятия, выявление проблем и путей их решения
- Каждому нравиться своя работа, поэтому всегда каждого надо поощрить, хотя бы словесно.
   Атмосфера добра и человечности, взаимопонимания и уважительное отношение друг к другу, и взаимовыручка пронизывает такие праздники, возникает возможность сотрудничества воспитателя – педагога, учащихся.
   Результаты работы показывают, что можно добиваться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить такую цель и подчинять ей свою деятельность.
По развитию творческих качеств личности в нашей школе были проведены различные мероприятия: Шоу «Минута славы»,
Итак, целью школьного образования является воспитание нравственной и творческой личности. Оно должно осуществляться на уроках, воспитательных мероприятиях и предусматривать планомерное развитие у учащихся целых групп или комплексов умений, которые образуют нравственные и творческие качества личности.