План работы по самообразованиюРазвитие речи у детей старшего дошкольного возраста


План работы по самообразованию «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста»
На 2015-2016 уч.годНадежда АлександроваПлан самообразования «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста»
План работы по самообразованию
Воспитатель: Александрова Надежда Михайловна группы № 7 «Радуга»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №382 г.Казани.
СЕНТЯБРЬ
Тема: «До свидания, лето, здравствуй детский сад!» 
Цель. Развивать умение детей составлять короткий рассказ вместе с воспитателем. Программное содержание. Развивать речь, умение рассказывать связно. Словарь и грамматика: формировать умение правильно называть предметы, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе; звуковая культура речи: закрепить правильное (а).
- Тема «Игрушки» 
Цель. Развивать умение составлять совместно с воспитателем рассказ об игрушках.. Программное содержание. Формировать элементы связной речи, рассказывание. Обогащать знания, словарь. Развивать уровень связности высказывания, умение строить предложения. Развивать умение детей составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке. З. К. Р: закреплять правильного произношение звуков, к г,х (кь, гь, хь). Развивать умение произносить слова громко и тихо, быстро и медленно. Развивать умение правильно называть игрушки, их качества (цвет, величину).
ОКТЯБРЬ

-Тема. «Мой любимый город».
Цель. Развивать речь. Воспитывать любовь к своему городу.. Программное содержание. Развивать умение отвечать на вопросы, Вовлечь детей в беседу. Развивать синтаксическую сторону речи грамматический строй языка и связную речь. Обогащение словаря в процессе расширения знаний и представлений о своем городе.
-Тема: «Любуемся красотой осени».
Цель. Развивать связную речь, умению составлять описательные рассказы о явлениях природы по своим личным впечатлениям. Программное содержание. Способствовать развитию связной речи, умению составлять связный описательный рассказ о явлениях природы. З К. Р: закрепление произношения звуков (а, и, ц, н, нь); словарь и грамматика: активизация глаголов и прилагательных в речи детей. Развивать речь,  умение замечать красоту осенней природы.
НОЯБРЬ
-Тема: «Что растет на грядке».
Цель. Развивать умение детей вместе с воспитателем пересказывать сказку «Пых». Программное содержание. Развивать умение пересказывать сказку «Пых» вместе с воспитателем, приучать детей принимать участие в общей беседе, слушать, не перебивая своего сверстника. Закреплять в активном словаре названия овощей. Закрепить правильное произношение звуков (ж, з, ,ш, х). Воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием.
- Тема. «Опустел скворечник, улетели птицы.» Цель. Развивать речевые способности. Программное содержание. Развивать диалогическую речь, Воспитывать интерес, любовь к природе.
ДЕКАБРЬ
Тема. «Наш дом родной».
Цель. Развивать речь, память.. Программное содержание. Формировать у детей представление об элементарной структуре высказываний описательного и повествовательного типа. Воспитывать гражданские чувства, любовь к родному краю, дому. Упражнять детей в составлении рассказа. Обогащение словарного запаса детей. Формировать навыки образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. З. К. Р. Звук – (у).
-Тема: «Рассказы о своей семье»
 Цель. Развивать связную речь.. Программное содержание. Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы взрослого; активизировать прилагательные, глаголы; формировать четкую артикуляцию звуков родного языка. Развивать диалогическую речь, умение рассказывать о своей семье. Уточнить состав семьи. Воспитывать уважительное отношение к семье З. К Р. – звук - (-и).
- Тема: «Морозушко – Мороз».
Цель. Создать у детей атмосферу праздничного настроения.. Программное содержание. Развивать у детей мышление, фантазию, творческое воображение, умение составлять рассказ. Уточнить и закрепить знания о Новогоднем празднике. Развивать качественный словарь. Развивать все стороны речи, навыки разговорной речи.
ЯНВАРЬ
-Тема: «Вырастала елка»
 Цель. Продолжать развивать речь детей.. Программное содержание. Развивать умение составлять описательный рассказ; упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже, активизировать в речи детей прилагательные
-Тема: «Зимние забавы (Зимние виды спорта).
Цель. Знакомить детей с временем года –«Зима». Программное содержание. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения. Развивать грамматический строй речи умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка. Расширить представлений об окружающем мире явлениях действительности
-Тема «Зимушка – зима».
Цель. Развивать связную речь.
. «По дороге к Азбуке». Программное содержание. развивать умение детей составлять короткие описательные рассказы по описанию явлений природы; подбирать глаголы, обозначающие действие; активизировать произношение звука (у) изолированно. Закрепить знания детей о времени года – зима.
ФЕВРАЛЬ
- Тема: «Как нам транспорт помогает».
Цель. Повысить уровень речевого развития детей. Программное содержание. Расширять и обогащать активный словарь по данной теме. Развивать умение строить разные типы предложений – простые и сложные,и элементарному умению соединять их в связное высказывание. Закрепить правильное использование пространственных предлогов. Воспитывать звуковую культуру речи. Развивать диалогическую речь. З. К. Р. – звук-(о).
- Тема: «Армия России».
Цель. Воспитывать уважение к защитникам Родины Программное содержание. Развивать коммуникативные навыки, познавательные процессы(концентрации внимания, объем памяти, и др). Развивать диалогическую и связную речь. Обогащать словарь. Воспитывать любовь к своей Родине
- Тема. «Каждый мальчик хочет быть солдатом».
Цель. Воспитывать желание быть похожими на Защитников Отечества. Программное содержание. Продолжать расширить знания о Российской Армии. Развивать все стороны речи, познавательные способности, любознательность. Развивать умение строить предложения.
МАРТ
-Тема. «Нет милее дружка, чем родная матушка» 
Цель. Развивать умение составлять короткий рассказ. Программное содержание. Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы воспитателя, умение составлять с помощью воспитателя короткий рассказ. Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, обогащать словарь. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, речевой слух.(ч) и (м).
- Тема. «Мамы есть у всех» 
Цель. воспитывать любовь к матери. Программное содержание. Развивать речь. Продолжать обогащать словарь, развивать умение подбирать прилагательные и глаголы. Продолжать формировать звуковую культуру речи. Закрепить правильное произношение звуков (м и мь).
АПРЕЛЬ
- Тема. «Каша масленая, ложка крашеная».
Цель. Дать элементарные знания о декоративно – прикладном искусстве. Программное содержание. Приобщать детей к искусству нашего народа, умение любоваться ее красотой. Развивать речь, умение описывать предметы декоративно – прикладного искусства. З. К. Р. – звук- (э).
- Тема. «Звонко капают капели».
Цель. Развивать связную речь. Программное содержание. Развивать умение отвечать на вопросы. Подбирать к словам определения понимать смысл загадок и находить отгадку Закрепить звукопроизношение звуков (з и зь). Развивать диалогическую форму речи.
- Тема. Ознакомление с малыми фольклорными формами.
Цель. способствовать открытию мира словесного искусства, развивать речь, память. (ритмического склада речи.)  «Развитие речи» Программное содержание. Знакомить детей со значением и содержанием потешек - закличек. Развивать умение выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку» Солнышко – ведрышко»; помочь запомнить поговорку«Вода с гор потекла – весну принесла»; упражнять в в использовании считалок в подвижной игре; упражнять в отгадывании загадок. Пробуждать интерес к природе, первым весенним признакам З. К. Р. - слова с (я, ю, е,е)
МАЙ
-Тема. «Слева – лето, Справа – лето, До чего прекрасно это!»
 Цель. Продолжать знакомить детей со сменой времен года Программное содержание. Продолжать знакомить детей с природой. Развивать умение наблюдать, переживать, чувствовать, высказываться .Развивать умение составлять небольшой рассказ совместно с воспитателем. Отвечать на вопросы с предложениями, описывать природу. , коммуникативные навыки. З. К. Р. (звук- ц).
-Тема. Составление короткого рассказа по картинке «Летний день» совместно с воспитателем
Цель. Развивать связную речь. Программное содержание. Развивать умение правильно называть изображенное на картинке, рассказывать. Развивать связную устную речь. Обогащать активный и пассивный словарь, развивать грамматический строй речи. Обогащать речь детей прилагательными и глаголами. Закреплять правильное произношение звуков (с и сь)
-Тема. «Вот и ягода поспела».
Цель. Развивать диалогическую речь.
Программное содержание. Обогащать словарь. Развивать связную речь,развивать умение рассказывать по серии картинок. Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих. Формировать мотивацию учения и интереса к самому процессу обучения. Развивать речевые способности. З. К. Р. – звуки – (с, ц).
План работы по самообразованию
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста»подготовительной группы
на 2016-2017 уч.год.
Надежда АлександроваПлан работы по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
План работы по самообразованию
Воспитатель: Александрова Надежда Михайловна группы № 7 «Радуга»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №382 г.Казани.
Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста 
Цель, задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; -составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
- развитие свободного общения со взрослыми;
Сроки Тема Содержание работы Практические выходы
(памятки, консультации, доклады, открытый просмотр, и т. д.)
Сентябрь
Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Памятки для родителей по обучению связной речи.
Октябрь
 Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Пересказ рассказов
«Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова;
«Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;
Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Консультация для родителей на тему:
«Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?».
Ноябрь
 Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.
Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «непослушный Ваня». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
Декабрь
Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
(О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей.
Информация для родителей в папке - передвижке:
«Читаем детям сказки»
Январь
 Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.
Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»
Февраль
 Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.
Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Март 
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Заюшкина избушка», «Колобок». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
Показ сказки «Заюшкина избушка» детям младшей группы.
Апрель 
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».
Конкурс чтецов.
Май
Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок».Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказки; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. ООД для родителей.
Список использованной литературы:
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями: Автореф. дис….канд. психол. наук. М., 1986.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. –СПб.:речь; М.:Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М.: ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.