Урок по истории России в 9 классе Культура советского общества в 1960-1980 –е гг.
Урок по истории России в 9 классе
Тема: «Культура советского общества в 1960-1980 –е гг.»
Разработан
учителем истории Осиповой Н. В.
Цели урока:
- Образовательные: содействовать осмыслению учащимися идеи, что культура и духовный климат во второй половине 60-х - начале 80-х гг. отмечен ростом критических настроений в среде интеллигенции; что, несмотря на значительное влияние государства на все стороны жизни советского человека, общество развивалось не только в рамках партийных директив; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области литературы и искусства в 60-х-80-х гг; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала; проанализировать противоречивый характер «оттепели»; продолжить работу с понятийным рядом («оттепель», диссидентство, субкультура, официальная культура, социалистический реализм, «шестидесятники», авторская песня).
- Развивающие:
формировать эмоционально-ценностное отношение к памятникам культуры, расширение культурного кругозора обучающихся; развитие исследовательских умений, выделять главное и систематизировать свои знания; способствовать развитию творческих способностей учащихся; стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познания окружающего мира, человеческих ценностей.
- Воспитывающие: воспитание культуры общения, нравственных качеств, уважения к истории своей страны, добросовестного отношения к учебе и труду.
Методы и приемы:
-словесный (рассказ учителя, беседа);
-наглядный (иллюстрации);
-частично-поисковый и проблемный (работа над заданиями, работа с текстом учебника, документами).
Оборудование:
Мультимедийный проектор.
Выставка книг по теме: «Литература 60-80-х гг»
Понятия: «оттепель», диссидентство, субкультура, официальная культура, социалистический реализм, «шестидесятники», авторская песня«Нет, искусство – это все же жизнь души человеческой,
никак не идеи, не соображения
даже самого высокого нравственного порядка.»И рабочих записей В.М. Шукшина
I. Приветствие. Эмоциональный настрой.- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Посмотрите на доску. Прочитайте, пожалуйста, эпиграф.
-Как вы понимаете это высказывание?-Согласны ли вы с ним?
I I. Постановка целей, задач урока, определение темы.Обратите внимание на слайд.
-Кто изображён на нём?
- Вы уже конечно догадались, что тема нашего урока будет…(Культура советского общества 60-80-х гг)
Каковы цели нашего урока?
I I I. Актуализация знаний.Давайте вспомним, что такое Хрущевская «оттепель»? Как она отразилась на развитии культуры? Что такое диссидентство? Когда возникает данное движение? А кто приходит к власти в 1964 году на смену Хрущеву?
Период правления Брежнева часто называют периодом политического «застоя», неосталинизма.
IV. Постановка проблемного вопроса.
Можно ли культуру советского общества периода «застоя» считать застойной культурой?
V.Рассказ учителя
Об образовании. Запись в тетрадь В 1958г. - ведено обязательное 8 летнее образование, в середине 1960 - х гг десятилетнее. К середине 1980-х гг., по сравнению с 1970 г., число лиц получивших высшее образование, увеличилось в 2,5 раза, среднеспециальное – в 2,3 раза, среднее общее - в 3 раза.
Как вы думаете почему государство уделяло большое внимание образованию своих граждан? Давайте подумаем, что происходило с наукой? Какую роль сыграла «Холодная война» в развитии советской науки?
Работа с учебником. (Стр. 288)
С какими проблемами столкнулось наше общество в результате непродуманного использования научно-технических достижений? Как они проявились?
Повторная актуализация внимания детей на проблемном вопросе.
Можно ли культуру советского общества периода «застоя» считать застойной культурой?
Давайте теперь поговорим о художественной культуре. Для периода 1960-1980-х гг характерно существование официальной культуры и неофициальной. Как вы думаете в чем разница между ними?
Работа с документом (стр. 293)
Творчество Солженицына относилось к официальной культуры или неофициальной? Какими методами Андропов предлагал бороться с работами писателя? О каких издержках внутри страны и из вне говорится в документе?
Работа в группах с методикой «Логические круги» и составление кроссвордов.
Использую текст учебника ( стр 288-291) и слайд презентации
1,3 группы выбирают направления официальной культуры
2, 4 группы выбирают направления неофициальной культуры
5,6 группы составляют мини кроссворды по параграфу из 5-6 слов
А пока вы работаете послушаем одного из представителей бардовской песни.
Обучающие презентуют свои работы, взаимно проверяя друг - друга. Их презентации послужат основой для мини проекта.
Краеведческий аспект
Каких курских литераторов 60-80-х гг вы знаете? (Воробьев Константин Дмитриевич, Носов Евгений Николаевич). К какому типу культуры можно отнести их творчество?
VI. Повторная актуализация внимания детей на проблемном вопросе.
Можно ли культуру советского общества периода «застоя» считать застойной культурой?
Обучающиеся теперь уже могут сделать вывод и доказать что несмотря на то, что данный период в истории называют «эпохой застоя», культура развивается, появляются новые художественные средства выразительности, с помощью которых мастера различных направлений в искусстве изображали свое видение картины мира.
Еще раз обращается внимание обучающихся на эпиграф к уроку.
Вывод: Духовный климат конца 1960-х - начала 1980-х гг. отмечен ростом критических настроений в среде интеллигенции, которые усугублялись серьезными сбоями в работе экономических механизмов и трудностями в социальной сфере.
Весь «послеоттепельный» период развития культуры насыщен яркими событиями. Интенсивно протекала духовная жизнь, сформировалось общее культурное поле заинтересованного интеллектуального взаимодействия. Культурная жизнь сама по себе была общественным явлением, в творческой среде вырабатывались общественно значимые идеи и ценности, становившиеся достоянием самой широкой аудитории.
VII. Работа в парах (контроль усвоения темы)
Прием составления диаманты. Диаманта – это стихотворение из шести строк, которое пишется по определённым правилам.
1 существительное \ определение
2 прилагательных
2 глагола к существительному
2 глагола, противоположных предыдущим двум
2 прилагательных, противоположных предыдущим двум
1 существительное, противоположное первому.
Например: Культура 1960-1980-х ггКрикливая, амбициозная
Протестует, высмеивает
Поддерживает, оправдывает
Спокойная, ответственная
Культура 1960-1980-х гг
VIII. Домашнее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Задания:1) Параграф 36, выучить определения.
2)Написать эссе на выбранную тему: «Противоречия Культуры советского общества в 1960-1980 –х гг», «Противоречия в развитии науки 1960-1980 –х гг» - на оценку «4» и «5»; «Молоденая субкультура и ее роль в общественном сонании.» - на оценку «3»
3)Дополнительно. Найти иллюстрации по теме
IX. Выставление оценок
Заполнение листка рефлексии, несколько учеников комментируют свои записи.
X. Рефлексия.
Работа с маркировочной таблицей «Знаю, хочу узнать, узнал»
Несколько обучающихся комментируют вслух, остальные сдают.