Интегрированный урок истории и литературы в 11 классе «СССР в 70-е годы: духовная оппозиция и контркультура. Реалии эпохи в художественном тексте»
Тема: «СССР в 70-е годы: духовная оппозиция и контркультура. Реалии эпохи в художественном тексте»
(интегрированный урок истории и литературы в 11 классе).
Цель: выявление объективной картины развития отечественной культуры в период «застоя».
Задачи:
- знать особенности, тенденции в развитии культурной жизни страны 1970-х годов, раскрыть причины формирования контркультуры в брежневское время;
- развивать познавательные интересы учащихся, их эстетические вкусы и потребности; формировать историческую память.
- формировать гражданские, патриотические качества личности, путем знакомства учащихся с образцами творчества шестидесятников (на примере творчества А. Галича).
Предварительное задание. Учащиеся получают текст стихотворения А. Галича и вопросы к нему; индивидуальное задание подготовить краткую биографию А. Галича.
Оборудование урока: Фотографии В. Высоцкого, А. Галича, Б. Окуджавы, А. Солженицына; цитаты реклам, запись песни М. Кристалинской, сборники стиховВ. Высоцкого. Презентация.
Формы работы. Слово учителя и беседа с учащимися, сообщение учащегося о жизни и творчестве А. Галича, комментированное чтение текста «Композиция номер – 27», прослушивание музыкального отрывка, ролевая игра (игра в расшибец).
Эпиграф урока:
И нас хотя расстрелы не косили,
Но жили мы, поднять не смея глаз,
Мы тоже дети страшных лет России –
Безвременье вливало водку в нас…
В. Высоцкий.
План урока.
Объяснение терминов контркультура и шестидесятники.
Истоки контркультуры советского времени.
Причины появления контркультуры в 1960-1970-е гг.
Политические взгляды шестидесятников.
А. Галич «Композиция номер 27» - реалии эпохи.
Ход урока
1. (слайд 4) Урок начинается стихотворением А. Галича «Спрашивайте, мальчики».
Термин «контркультура» условный. Речь идет о всех тех явлениях культуры, которые не вписывались в жесткие рамки, установленные властью, т.е. о культуре, не признанной государством. Часто латинское контро – вопреки прямому значению – обозначало скорее не против, а просто не за или вне.
2. (слайд 5) Духовная оппозиция возникла не на пустом месте. Процесс интеллектуального раскрепощения в советском обществе начался с приходом Н. С. Хрущева. Писатели в своих произведениях отказывались от романтизации насилия и ненависти, от лакировки и приукрашивания действительности. Возвращались к читателю ранее запрещенные произведения литературы и искусства.
3. (слайд 6) После снятия Хрущева сменился политический курс, определявший развитие страны. Новое руководство во главе с Л. Брежневым постепенно свернуло все демократические начинания. Критика культа личности Сталина пошла на убыль, сошла на нет.
В официальной печати и после 1964 г. по инерции еще появлялись правдивые произведения.
(слайд 7) До 1970 г. нравственным ориентиром в литературе был журнал «Новый мир», который возглавлял А. Твардовский. Там печатались А. Солженицын, В. Быков, Ю. Бондарев, Б. Васильев, Ч. Айтматов.
(слайд 8) Журнал «Юность» в то время публиковал немало произведений молодых авторов; в его коллегию входили прозаики Розов и Аксенов, поэт Евтушенко.
(слайд 9) В январе 1970 г. Твардовский был снят с должности главного редактора. Двумя месяцами раньше из Союза писателей СССР был исключен Солженицын.
Поэтому 1970 г. можно считать рождением контркультуры. После этой даты увидеть в печати произведения, содержащие хоть малейшую критику действительности, было уже практически невозможно. Одновременно усилиями людей искусства, писателей, музыкантов, художников создавалась контркультура.
4. (слайд 10) Каковы же были политические воззрения тех, кто создавал контркультуру? Шестидесятники принадлежали к поколению, выросшему при социализме. Большинство из них были убеждены в справедливости советской системы. Она им представлялась единственно возможной – только нужно ее чуть-чуть подправить. Целью шестидесятников была демократизация советской системы, а не ее ниспровержение.
Это были люди, горячо любившие свою родину.
5. (слайд 11) В каких же формах выражала себя контркультура?
Все большее распространение получал «самиздат». Те произведения, которые было невозможно опубликовать в официальных журналах или издательствах, перепечатывались на пишущих машинках или даже переписывались от руки. Часть произведений контркультуры была опубликована на Западе – романы Гроссмана, Максимова, стихи Бродского, Коржавина. Понятно, что до широкого отечественного читателя эти произведения не доходили.
Однако в те годы в СССР произошла «магнитофонная революция»: магнитофон перестал быть предметом роскоши, а стал предметом быта. Поэты быстро оценили возможность общения с людьми через магнитофон. Они взяли в руки гитары: песня – самый демократический вид искусства. Записи быстро распространялись по стране, и противостоять этому власти были просто не в состоянии.
Закрепление изученного материала. Вопросы:
- почему появилась контркультура;
- в каких формах она проявлялась;
- угрожала ли контркультура советской власти.
6. Работа с текстом. (слайды 12-33) Перед вами – текст стихотворения А.Галича. Ваша задача – откомментировать его, разъяснить непонятные в наше время места, чтобы всякий читатель – Ваш ровестник – мог разобраться, о чем в том или ином случае идет речь.
В тексте предусмотрены сноски; там сформулированы вопросы и задания. Заменив их ответами и решениями, Вы получите то, что называется научным комментарием, который сопровождает всякую серьезную публикацию источников.
Работа эта не из легких, и Вам, возможно, придется проконсультироваться с родителями, старшими родственниками и знакомыми, а также заглянуть в справочные издания.
Александр Галич (1)
Композиция номер 27, или Троллейбусная (2) абстракция.
И.Грековой (3)
- Он не то чтобы достиг – он
подлез.
- Он им в ЦУМе (4) пылесос
и палас…(5)
- А она ему – подлец ты,
подлец!
- И как раз у них годичный
баланс…(6)
А на дворе то дождь, то снег, (7)
То дождь, то снег – то плач,
то смех.
И чей забой – того казна. (8)
А кто в любовь, а кто – в козла. (9)
«Пользуйтесь услугами
Аэрофлота,
Экономьте время» (10) и тра-ля-ля!
- В общежитии замок на двери. (11)
- В нос шибает то пивком,
то потком.
- Отвори, - она кричит, -
отвори!
- Тут его и цап-царап
на партком! (12)
А на дворе то смех, то снег,
Сперва чуть-чуть, а там и сверх!
Кому во Львов, кому в Казань,
А кто в любовь, а кто в козла!
«Покупайте к завтраку рыбные палочки,
Вкусно и питательно», (13)
и тра-ля-ля!...- Говорят уже не первый
сигнал…(14)
- Он им в чай и намешай
нембутал…(15)
- А им к празднику, давали
сига…(16)
- По-советски ж, а не как-нибудь
там! (17)
А на дворе то дождь, то снег,
И тот же смех – один на всех!
И, словно бой, гремит гроза, (18)
А кто в любовь, а кто в козла.
«Граждане, подписку на газеты
и журналы
Оформляйте вовремя!» (19) –
и тра-ля-ля!
- В общем, вышло у него
так на так!
- А она опять: подлец ты,
подлец!
- Обождите, не бросайте пятак! (20)
Ну, поставили на вид (21) –
и конец! (22)
А на дворе то смех, то снег,
Все тот же смех и тот же снег.
И не беда, что тот же снег,
А вот беда – все тот же век!
«Предъявляйте пропуск
в развернутом виде
При входе и выходе» -
и тра-ля-ля!... --------------------------------------------------------------------------------------------------
Что Вам известно об авторе? Попробуйте составить о нем краткую биографическую справку.
Почему, по-Вашему, в названии стихотворения присутствует слово троллейбусная?
Кому посвящено стихотворение? Кто такая И.Грекова? Попробуйте что-нибудь о ней разузнать?
Что за зверь такой – ЦУМ? Что Вы о нем знаете?
Что он «им» в ЦУМе сделал с пылесосом и паласом? Как Вы понимаете эту строку?
Что такое «годичный баланс» и почему он оказался «как раз»? О чем здесь идет речь?
Вся строка - скрытая цитата. Попробуй узнать, откуда она и почему она была понятна каждому читавшему (слушавшему) стихотворение.
Что означает эта строка? Какая терминология здесь используется?
Откуда взялся «козел»? Что означает это слово в данном контексте? Восстановите глагол, который в предложении пропущен, но подразумевается?
10. Здесь уже прямая цитата. Откуда она? Почему она была широко известна? Подумайте, почему фраза про Аэрофлот вызывала улыбку?
11. Почему на двери общежития появился замок? Что означала такая ситуация еще 20 лет назад?
12. Что такое партком? Какую роль он играл в жизни советского человека? Почему этого человека на партком «цап-црап» - как кошка мышку?
13. Еще одна прямая цитата. Откуда она и почему была общеизвестна? Почему она несет иронический оттенок?
14. Кто и кому сигналил? Что означают слова «не первый сигнал» в данном контексте?
15. Что такое нембутал? Зачем его намешивать в чай? Какая ситуация видится Вам за этой строкой?
16. Кому и где «давали сига»? Почему к празднику? Кто такой сиг?
17. Что, по-Вашему, понималось под выражением «по-советски»?
18. Не кажется ли Вам это сравнение странным? Если кажется, то почему?
19. И еще одна цитата. Откуда? Почему она тоже несет иронический оттенок?
20. Кто и куда собирается бросить пятак и почему этого не следует делать?
21. Что означает «поставить на вид»? Как это происходило?
22. «…И конец». Как Вы думает, хорошо все кончилось или плохо?
АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio — отвлечение) (абстрактное), форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее понятие — как результат процесса абстрагирования: синоним «мысленного», «понятийного». Осн. типы абстракции: изолирующая абстракция (вычленяющая исследуемое явление из некоторой целостности), обобщающая абстракция (дающая обобщённую картину явления), идеализация (замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой). Понятие «абстрактное» противопоставляется «конкретному».
1. Что Вам известно об авторе? Попробуйте составить о нем краткую биографическую справку.
2. Почему, по-Вашему, в названии стихотворения присутствует слово троллейбусная?
Вопрос на сообразительность: реплики, из которых составлен текст, подслушаны в общественном транспорте.
3. Кому посвящено стихотворение? Кто такая И.Грекова? Попробуйте что-нибудь о ней разузнать?
И. Грекова (от лат. Игрек) – литературный псевдоним Елены Сергеевны Вентцель, известного математика и педагога, автора весьма популярного в советское время романа «Кафедра» и ряда других произведений. Совместно с А. Галичем И. Грекова написала пьесу «Будни и праздники». Премьера спектакля состоялась во МХАТе в 1967 г. В том же году Грекова написала предисловие к книге Галича «Сценарии – пьесы – песни» так и не увидевшей свет.
4. Что за зверь такой – ЦУМ? Что Вы о нем знаете?
ЦУМ – центральный универсальный магазин, до революции принадлежал английской фирме «Мюр и Мерилиз» и был известен под ее названием. Расположен за Малым Театром и достроен после войны в сторону Кузнецкого моста. Наряду с ГУМом был местом паломничества москвичей и иногородних. В этих магазинах каждый день «выбрасывали» что-то дефицитное.
5. Что он «им» в ЦУМе сделал с пылесосом и паласом? Как Вы понимаете эту строку?
При наличии знакомых, работающих в крупных универмагах, можно было заранее узнать, в какой день и какой товар там появится. Сотрудники таких магазинов могли «по блату» придержать нужную вещь, и тогда ее можно было приобрести без очереди. Такие услуги обменивались на другие (помочь с поступлением в институт и т.д.) или оплачивались деньгами. Возможность «достать» что-либо дефицитное (в нашем случае – пылесос и палас) свидетельствовала о высоком социальном статусе «достающего», вызывала зависть и уважение.
6. Что такое «годичный баланс» и почему он оказался «как раз»? О чем здесь идет речь?
Годовой баланс – форма финансового отчета, итоговая работа бухгалтерии в самых различных предприятиях и учреждениях. Составление этого документа сопровождается, как правило, всеобщей запаркой у участвующих в нем сотрудников, так что «как раз» здесь несет негативный смысл – как назло или не ко времени.
Терминологическая ошибка: баланс не годичный, а годовой. Дело здесь в размере стихотворения.
7. Вся строка - скрытая цитата. Попробуй узнать, откуда она и почему она была понятна каждому читавшему (слушавшему) стихотворение.
Здесь и далее обыгрываются слова из популярной в 60-годы песни, которую исполняла Майя Кристалинская. Немногочисленные радиостанции транслировали ее наперебой по несколько раз в день – вплоть до оскомины у слушателей.
(ответ сопровождается песней в исполнении М. Кристалинской).
8. Что означает эта строка? Какая терминология здесь используется?
Здесь используется терминология забытой ныне дворовой азартной игры расшибец (расшибала). Бросая с определенной дистанции биток (монету или другой предмет), надо попасть в казну – общую сумму ставок, сложенную из монет играющих, и вышибить ее из кона (очерченной на земле или на асфальте зоны). Если биток ложился рядом от монет, по ней можно было им ударить. Перевернутая таким образом монета становилась собственностью бьющего. У игры было много вариантов, в том числе и пристеночка.
Забой – в данном случае – право удара.
(демонстрация элемента игры с привлечением учащегося)
9. Откуда взялся «козел»? Что означает это слово в данном контексте? Восстановите глагол, который в предложении пропущен, но подразумевается?
Козел – название игры в домино, которая ведется четырьмя участниками пара на пару. Козлами считались проигравшие. Они должны были блеять по-козлиному, иногда – под столом. «Забивали козла» старшие: как во дворе, так и на рабочих местах. Традиция эта не утрачена до сих пор, хотя и сильно сократилась вместе с дворовой жизнью вообще.
Пропущенный глагол – играть.
10. Здесь уже прямая цитата. Откуда она? Почему она была широко известна? Подумайте, почему фраза про Аэрофлот вызывала улыбку?
Здесь воспроизведена реклама «Аэрофлота», украшавшая многие дома на центральных улицах. Возможно, что мимо нее проезжает троллейбус с героями песни. Сама реклама была знаковым явлением: кроме «Аэрофлота» пользоваться было нечем, т.к. других авиакомпаний в стране не существовало.
(демонстрация на доске рекламы)
11. Почему на двери общежития появился замок? Что означала такая ситуация еще 20 лет назад?
В целях соблюдения общественной нравственности в студенческие и рабочие общежития посторонних после определенного часа не допускали, а уже находящихся в помещении – торжественно изгоняли. Иногда коменданты шли еще дальше: не пускали даже живущих в этом общежитии, вешая на дверь этот самый замок. Таким образом, опоздавший рисковал «на законных основаниях» провести ночь, в том числе и зимнюю, на улице, если не добудится вахтера или просто ему не понравился. 12. Что такое партком? Какую роль он играл в жизни советского человека? Почему этого человека на партком «цап-царап» - как кошка мышку?
Партком, т.е. партийный комитет – руководящий выборный орган первичной организации КПСС. Партком решал множество вопросов, определяя подчас судьбы сотрудников учреждений, рабочих предприятий, членов колхозов, в том числе и людей беспартийных. От парткома зависело распределение житейских благ, продвижение по службе и многое другое. Партийные комитеты смело вмешивались в личную жизнь, « давая оценку» супружеским неверностям, семейным скандалам, производственным и бытовым конфликтам. Делалось все это зачастую с увлечением, отсюда и образ кошки (цап-царап). Вызов на заседание парткома предшествовал, как правило, крупным неприятностям, которые случались у вызываемого.
13. Еще одна прямая цитата. Откуда она и почему была общеизвестна? Почему она несет иронический оттенок?
Еще одна процитированная реклама. Рыбные палочки, действительно вкусные и, возможно, даже питательные, были сначала слишком дороги, а потом, когда уровень доходов населения повысился, и их стали покупать, стремительно исчезли с прилавков магазинов. Произошло это значительно раньше, нежели их реклама была демонтирована. Красочно оформленные щиты с процитированным текстом вызывали у кого – улыбку, у кого – раздражение.
(демонстрация на доске рекламы)
14. Кто и кому сигналил? Что означают слова «не первый сигнал» в данном контексте?
Страшное это было слово – сигнал. Могло оно означать чью-то жалобу, но чаще всего было синонимом доноса. Сигнализировали в самые различные организации – от ЦК КПСС до ЖЭКа (жилищно-эксплуатационная контора). Сигналы служили основой для «принятия мер». Чем больше было сигналов, тем неотвратимее становилось разбирательство, т.к. не обращать внимания на них было уже опасно: «сигнализировали», как правило, в несколько инстанций, и «наверху» могли «не понять» бездействия тех или иных лиц по поводу обращения к ним граждан. Часто сигналами называли распространяемые сплетни и получаемые анонимки, поднимая их до уровня непосредственной угрозы обществу.
15. Что такое нембутал? Зачем его намешивать в чай? Какая ситуация видится Вам за этой строкой?
Нембутал, или этаминал натрия, - сильнейшее снотворное средство, использовавшееся также наркоманами. Подмешать нембутал в чай кому-либо можно было в основном с какими-то темными целями.
16. Кому и где «давали сига»? Почему к празднику? Кто такой сиг?
Сиг – достаточно ценная, хотя и не первоклассная рыба семейства лососевых. Слово «давали» часто употреблялось вместо «продавали», т.к. в условиях всеобщего дефицита купить что-либо нужное было такой удачей, что о потраченных деньгах уже и не вспоминалось. В данном случае речь, скорее всего, идет о так называемых праздничных заказах, которые распространялись на предприятиях и в учреждениях к праздникам: Новому году, международному женскому дню, Первому мая, дню Победы и – иногда – к некоторым другим. Качество заказов определялось статусом организации и заказополучателей.
17. Что, по-Вашему, понималось под выражением «по-советски»?
Слово по-советски было синонимом слова по-нашему и носило положительный характер, хотя не всегда применялось по отношению к хорошим поступкам. По-советски можно было отказаться от премии в пользу голодающего Вьетнама, выступить на собрании с разоблачительным заявлением, потребовать уравнять всех сотрудников отдела в заработной плате.
18. Не кажется ли Вам это сравнение странным? Если кажется, то почему?
Здесь мы имеем дело с иронически перевернутым штампом. В литературой традиции принято сравнивать антропогенные процессы с природными явлениями («Ропот толпы, как шум прибоя»). Для советской реальности были характерны и широко распространены сравнения из военного лексикона: «битва за урожай», «сражение за план». «прорыв в космос» и т.д. Такая система доводится здесь до абсурда: гроза начинает звучать как бой, а не наоборот.
19. И еще одна цитата. Откуда? Почему она тоже несет иронический оттенок?
Цитата из рекламы и снова ирония. В «самой читающей стране мира» существовал дефицит хорошей и вообще читаемой литературы. Подписка на многие приличные или просто интересные журналы, а также некоторые газеты, была дефицитом. Подписаться можно было по блату, на работе, в школе с «нагрузкой». Просто «вовремя оформить подписку» на желаемые издания было привилегией.
(демонстрация на доске рекламы)
20. Кто и куда собирается бросить пятак и почему этого не следует делать?
До конца шестидесятых годов в московском наземном транспорте существовала система оплаты проезда «на доверии». Мелочь за билет нужно было опускать в прорезь стеклянного колпака, прикрывавшего кассу – с тем, чтобы окружающие могли видеть, сколько именно человек заплатил. Затем отрывалось оплаченное количество билетов. Тот, кто не имел мелкой монеты, мог бросить, например, 10 копеек вместо пятака и попросить следующего пассажира не бросать пятак, а отдать его уже заплатившему за два билета.
(демонстрация 5 копеечной монеты и автобусных билетов советской эпохи)
21. Что означает «поставить на вид»? Как это происходило?
«Поставить на вид» - форма взыскания, применявшаяся как на производстве, так и в партийных и общественных организациях наряду с выговорами. В данном случае речь идет, как можно понять, о решении парткома.
22.«…И конец». Как Вы думает, хорошо все кончилось или плохо?
Для человека которому «поставили на вид», все закончилось совсем неплохо. Такого рода предупреждения выражались в устной форме.
Дополнительное задание.
Рассмотрите те части строф, которые состоят из различных реплик и решите, связаны ли они между собой или представляют механическое соединение обрывков разных разговоров.
Завершим мы урок словами писателя-сатирика Аркадия Бухова; его расстреляли в 1937 году. Так вот, он говорил: «Каждый смеется, как может. Особенно, когда ему хочется плакать».