Проект программы по лечебной физической культуре для 1-4 классов
Рабочая программа по лечебной физкультуре
для 1-4 классов
Программно-методические материалы:
Учебник: Физкультура 1,2,3,4 классы
Под редакцией Г.В. Бондаренкова, Н.И. Коваленко, А.Ю. Уточкин.
Издательство <Учитель 2010 год>
Учебник: Лечебная физкультура для детей
Под редакцией Г.И. МейксонаИздательство Медицинской литературы М.2010 год
Учитель: Шабунина Е.Э.
Пояснительная записка
Учебная программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы 1–4 классов является примерной (подготовлена группой авторов под ред. А. П. Матвеева. М.: Дрофа, 2010) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе, и на его преподавание отводится 102 часа в год. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной и подготовительной медицинской группе, занимаются в специально созданных группах и по особому расписанию.
Для прохождения программы в процессе обучения можно использовать следующие учебники:
Уровень программы Программа Тип классов Кол-во часов
в неделю Учебники
Базовый Примерная
(под ред. А. П. Матвеева) 1-4 3 Физическая культура. 1–4 классы / под ред. Г. И. Мейксона. – М.: Просвещение, 2009.
Мой друг физкультура. 1–4 классы / под ред. В. И. Ляха. – М.: Просвещение, 2009
В программе СМГ под ред. А. П. Матвеева программный материал делится на три части: основы знаний о физической культуре, способы деятельности и физическое совершенствование. Программа выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Структурированность учебного материала представлена в соответствии с основными компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности: «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент), «Способы деятельности» (операционный компонент), «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент), которые позволяют использовать в учебном процессе разнообразные формы обучения, содействующие развитию самостоятельности и творчества. Логикой изложения содержания каждого из разделов программы определяется этапность его освоения школьниками («от общего к частному» и «от частного к конкретному»), перевод осваиваемых знаний в практические умения и навыки.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание подготовленности учащихся. Оценивание предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. Предложены требования к уровню их непосредственной подготовки по предмету «Физическая культура». Данные требования согласуются с требованиями Государственного стандарта и дают основания для соответствующей аттестации учащихся спе-циальной медицинской группы по предмету «Физическая культура». В программе представлены требования по каждой возрастной группе, но если тот или иной учащийся по медицинским показателям не может выполнить их в текущем году, то эти требования (или часть их) переносятся на следующий учебный год. Вместе с тем при итоговой аттестации учащиеся СМГ должны выполнить не менее 70 % требований программы.
Распределение учебного времени для прохождения программного материала по физической культуре, 1–4 классы
№ п/п Вид программного материала Количество часов (уроков)
Класс
1 2 3 4 1 Основы знаний о физической культуре 3 3 3 3 2 Способы деятельности 3 3 3 3 3 Физическое совершенствование 62 62 62 62 3.1 Оздоровительная и корригирующая гимнастика 22 22 22 22 3.2 Физическая подготовленность 40 40 40 40 Итого 102 102 102 102 З а д а ч и ф и з и ч е с к о г о в о с п и т а н и я учащихся 1–4 классов в СМГ направлены на:
– укрепление здоровья, повышение функциональных и адаптивных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма, развитие физических качеств, лежащих в основе общей физической подготовленности;
– обучение физическим упражнениям из современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих систем физического воспитания, формирование индивидуального телосложения, правильной осанки и рационального дыхания, умений организовывать самостоятельные занятия физической культурой с оздоровительной направленностью;
– повышение культуры движений, обогащение двигательного опыта упражнениями базовых видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика, кроссовая подготовка, спортивные игры);
– освоение комплекса знаний о физической культуре, ее истории и формах организации, связи с культурой здоровья; воспитание волевых, нравственных и этических качеств личности.
Тематический план
№ Вид упражнений, требования программы, ОМСООП .Тема урока Формы контроля Оснащённость урока Дата
1 Основы ТБ и профилактики травматизма Вводный инструктаж. Фронтальный опрос Инструкция по ТБ 2-3 Определение ЧСС. СУ на формирование осанки Определение ЧСС за 15 сек. Ходьба. Эстафеты. Индивидуальный, групповой. Секундомер, мячи, скакалки. 5-6 ЧСС, ДУ, ДУН Измерение ЧСС, метание мяча, ОРУ. Индивидуальный, групповой. Мячи, секундомер, гимнастические палки. 7-9 СУ, ДУН Строевые упражнения, Реже шаг, чаще шаг, метание с места. Индивидуальный, групповой. Секундомер, мячи, скакалки. 10-12 СУ, ДУН, Строевые упражнения, Реже шаг, чаще шаг, метание с места, из-за спины, из-за плеча. Индивидуальный, групповой. Мячи, секундомер, гимнастические палки. 13-15 СУ,ДУН,ДУ Ходьба с изменением скорости, бег 30-50м. Прыжок. Индивидуальный, групповой. Секундомер, мячи, скакалки. 16-20 ДУН, оценка физических качеств. ОФК Медленный бег. Эстафеты. Челночный бег. Игры. Индивидуальный, групповой. Мячи, секундомер, гимнастические палки. 21-25 ДУН, ДУ Медленный бег. Дыхательные упражнения. Упражнения на равновесие. Индивидуальный, групповой. Секундомер, мячи, скакалки. 26-30 ОФК, ДУ Ходьба с изменение скорости. Полоса препятствий. Дыхательные упражнения. Эстафеты Индивидуальный, групповой. Мячи, секундомер, гимнастические палки. 31-34 ОРУ, ДУН, ДУ ОРУ в движении, дыхательные упражнения. Перестроения. Ведение мяча. Индивидуальный, групповой. Секундомер, мячи, скакалки. 35-38 ОРУ, ДУН, ДУ ОРУ в движении, дыхательные упражнения. Перестроения. Ведение мяча. Индивидуальный, групповой. Мячи, секундомер, гимнастические палки. 39-42 ОРУ, ДУН ОРУ в движении, перестроения в шеренги. Ловля и передача мяча. Ведение мяча. Индивидуальный, групповой. Секундомер, мячи, скакалки. 43-47 ОРУ, ДУН ОРУ в движении, перестроения в шеренги. Ловля и передача мяча. Ведение мяча. Индивидуальный, групповой. Мячи, секундомер, гимнастические палки. 48-52 ОРУ, ДУН Ходьба с выполнением ОРУ, дыхательные упражнения, медленный бег. Индивидуальный, групповой. Секундомер, мячи, скакалки. 53 Основы техники безопасности Повторный инструктаж. Индивидуальный, групповой. Мячи, секундомер, гимнастические палки. 54-58 ОРУ, ДУН ОРУ в движении, перестроения в шеренги. Ловля и передача мяча. Ведение мяча. Индивидуальный, групповой. Секундомер, мячи, скакалки. 59-62 ОРУ, ДУН Строевые упражнения, медленный бег с изменением направления, передача мяча. Индивидуальный, групповой. Мячи, секундомер, гимнастические палки. 63-67 ОРУ, ДУН Строевые упражнения, медленный бег с изменением направления, передача мяча. ОРУ. Индивидуальный, групповой. Секундомер, мячи, скакалки. 68-70 ОРУ, ДУН Ходьба с выполнением ОРУ, дыхательные упражнения, медленный бег. Игры. Индивидуальный, групповой. Мячи, секундомер, гимнастические палки. 71-74 ОРУ, ДУН Строевые упражнения, медленный бег с изменением направления, передача мяча. Игры. Индивидуальный, групповой. Секундомер, мячи, скакалки. 75-78 ОРУ, ДУН Строевые упражнения, медленный бег с изменением направления, передача мяча. ОРУ. Индивидуальный, групповой. Мячи, секундомер, гимнастические палки. 79-82 ОРУ, ДУН Ходьба с выполнением ОРУ, дыхательные упражнения, медленный бег. Игры Индивидуальный, групповой. Секундомер, мячи, скакалки. 83-85 ОРУ, ДУН Строевые упражнения, медленный бег с изменением направления, передача мяча. ОРУ. Игры. Подача мяча. Индивидуальный, групповой. Мячи, секундомер, гимнастические палки. 86-88 ОФК ОРУ, ДУН Ходьба с ускорением. Бег правым и левым боком, упражнения с набивным мячом. Индивидуальный, групповой. Секундомер, мячи, скакалки. 89-92 ОФК ОРУ, ДУН Ходьба с ускорением. Бег правым и левым боком, упражнения с набивным мячом. Эстафеты. Индивидуальный, групповой. Мячи, секундомер, гимнастические палки. 93-96 ОФК ОРУ, ДУН Ходьба с ускорением. Бег правым и левым боком, упражнения с набивным мячом. Игры, эстафеты. Индивидуальный, групповой. Секундомер, мячи, скакалки. 97-99 ОФК ОРУ, ДУН Ходьба с ускорением. Бег правым и левым боком, упражнения с набивным мячом. Игры. Индивидуальный, групповой. Мячи, секундомер, гимнастические палки. 100-102 ОЗ, ДУН Проведение учащимися комплекса ОРУ. Закаливание. Игры. Индивидуальный, групповой. Секундомер, мячи, скакалки.