Разработка урока на тему:Разносклоняемые,несклоняемые имена существительные,6 класс.
Дата: Урок №
Тема урока: Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные
Цели: -расширить представления учащихся о склонении существительных: познакомить учащихся с особенностями разносклоняемых и несклоняемых существительных;
-обратить внимание на причину выделения особых групп существительных;
-прививать интерес к русской словесности и желание грамотно говорить и писать, развивать умение контролировать свою речь.
Модель урока
I. Ситуация успеха.
1. Выборочная проверка домашнего задания (остальные: проверка домашнего задания по контрольному листу)
2. Повторение орфограммы «Чередование о-а в корнях слов».
Распределительный диктант.
Задание:
Разделить страницу пополам. Слева — а, справа — о. Распределить слова с чередующимися гласными в корне слова, обозначить орфограммы.
Догорать, неукоснительно, заря, касание, озарение, перегореть, касаться, озаряться, прикоснуться, возрастание, росток, проложить, возрастной, излагать, Ростов, доложить, водоросли, возгорание, выросли, наращение.II. Постановка целей и задач урока
III. Актуализация опорных знаний и Объяснение нового материала
1. Слово учителя
— Сколько склонений вы знаете?
— По каким признакам существительные распределяются по склонениям?
2. Опережающая схема.
Задание 1
Записать примеры существительных 1, 2, 3 склонению.
Задание 2
Выписать в тетрадь из учебника, стр.____________ разносклоняемые существительные.
Задание 3
Просклонять на доске (образец) и в тетрадях слово имя. Выделить окончания.
3. Объяснение учителя
— Почему эти существительные называются разносклоняемыми?
Задание (учащимся даётся текст)
— Посчитать все орфографические ошибки, допущенные главным героем.
— В чем причина неправильного употребления слов?
ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА
Мне очень захотелось посмотреть фильм. В новом пальте я кинулся на улицу и, не воспользовавшись метром, решил добраться до следующей станции, перебежав шоссу Но в кине я так и не побывал, так как пришел отец из депа и сказал, чтобы я учил Шевченку, читал Дюму, потом играл на пианине, иначе мы не пойдем в кафу (9)
4. Работа с учебником:стр.____________
Знакомство с теоретическим материалом: виды слов, относящихся к несклоняемым существительным; определение рода несклоняемых существительных.
IV. Конкретизация.
1. Выборочный диктант
Задание
Выпишите только те существительные, которые не относятся ни к одному из трех склонений.
Знамена, яблоки, ученики, пути, лошади, кофе, края, метро, шоколад, яблони, пекари.2. Творческая работа
Задание
Согласуйте имена прилагательные с несклоняемыми существительными, поставьте в предложном падеже.
Красивый такси
Очаровательный мисс
Зимний пальто
Вкусный кофе
Необычный пари
V. Рефлексия:
- Почему существительные получили название несклоняемые, разносклоняемые?
(В русском языке есть имена существительные, которые изменяются по падежам, не относясь ни к какому склонению, — разносклоняемые. Есть существительные, преимущественно пришедшие из других языков, которые пока не подчиняются традиции русского языка — не склоняются).VI. Домашнее задание
Выполнить упражнение _________________
VII. «На закуску»
Продолжите фразу:
— я люблю читать книги (Марк Твен, Джек Лондон, Жюль Верн, Конан Дойль).
Правильный ответ: …Марка Твена, Джека Лондона, Жюля Верна, Конан Дойля.