Конспект урока Несклоняемые и разносклоняемые имена существительные

________
Тема: «Несклоняемые и разносклоняемые имена существительные»
Цель урока: расширить представления учащихся о склонении существительных: познакомить учащихся с особенностями разносклоняемых и несклоняемых существительных.
Задачи: предметные: познакомить с разносклоняемыми и несклоняемыми именами существительными, учить правильному употреблению несклоняемых имен существительных в своей речи;
метапредметные: развивать связную речь, логическое мышление, способствовать развитию интереса к познанию нового, развитию литературной речи и каллиграфического навыка; обратить внимание на причину выделения особых групп существительных;
личностные: прививать интерес к русской словесности и желание грамотно говорить и писать, развивать умение контролировать свою речь.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания
Показывают работы.

Проверка усвоения материал прошлого урока

Фронтальный опрос:
- Ребята, какую часть речи изучаем ?(Имя существительное.)
-Что такое имя существительное?(Имя существительное-это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? )
-Какие грамматические признаки имени существительного знаете? (Собственное или нарицательное, одушевленное и неодушевленное, род, тип склонения, число, падеж.)
-Сегодня на уроке мы узнаем новую группу слов этой части речи.
А сейчас словарная работа. (Работа в тетрадях)
Словарь: инфекция, дубликат, пальто, издательство, жюри.
-Назовите лишнее слово (инфекция). Почему? (Инфекция-существительное, 1-го склонения, ж.р., так как окончание -я.
-А остальные слова какого склонения? (2-го) Почему? (м.р. с нулевым окончанием, и ср.р. с окончанием –о ).
-Что такое склонение имён существительных? (Изменение формы слова, изменение по падежам, изменение окончаний).
-Что такое окончание? (Окончание-это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении).
Отвечают (по желанию)








Пишут под диктовку

Мотивация УД.

Когда-то давным-давно, несколько веков назад, появилось в степи жестокое племя жуаньжуанов. Они захватывали в плен молодых воинов и обращали их в рабов. А для того чтобы было легче держать пленных в повиновении, их жестокими пытками доводили до полной потери памяти: превращали в манкуртов – рабов, не помнящих своего прошлого. Самые близкие люди не стремились спасти их, ибо это значило вернуть себе только чучело прежнего человека. Манкурт не понимал, что он человек. Он был абсолютно покорен, выполнял самую тяжелую и грязную работу, требующую тупого терпения.

Но мать одного молодого манкурта решила отыскать его и вернуть, каким бы он ни был. Ведь мать – это всегда мать, она все равно любила сына и была готова ради него на все. Манкурт пас в степи стадо верблюдов. Мать пыталась разбудить его память, называя его по имени, напоминая об отце и о себе. Но манкурт оставался равнодушным. В конце концов по приказу своих повелителей сын убил мать выстрелом из лука. Но и мертвая, она взывала к его памяти. Ее белый платок превратился в птицу и полетел к нему с криком: “Вспомни, чей ты? Чей ты? Как твое имя? Твой отец Доненбай! Доненбай!”

Эту легенду рассказал писатель Чингиз Айтматов в романе “И дольше века длится день”.
Какая главная мысль в этой легенде?
Только имея память, человек становится человеком.


Слушают, анализируют, осмысливают.





Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.
Оформление тетради.

Работа над темой.

Просклоняйте слова: зима, лето, осень, время
В чём возникла трудность?
Работа с учебником § 31, стр. 120-122
Задание: прослушайте тест и выпишите разносклоняемые слова:
Как упомнить все слова? Разболелась голова!
Есть история про племя.  Лишь весной наступит время,  Племя мирно сеет семя,  Хоть пахать и сеять – бремя.
Но вожак их – ногу в стремя, Прилепив перо на темя, Над собою поднял знамя, Раздувает распри пламя


У коровы полно вымя.  Папуаске нужно имя  Для сынишки сочинить  И корову подоить.
Призывает всех опять Не работать – воевать. Но не хочет племя вновь Проливать напрасно кровь.

Всем милее мирный путь Сказку нашу не забудь!








Выбирают 10 слов на –мя и слово путь

 К разносклоняемым относятся десять существительных на -мя   (бремя, время, семя, темя, пламя, стремя, знамя, племя, имя, вымя)   и слово путь.           Существительные на -мя и слово путь в   Р. Д. и П. падежах   ед. ч.   имеют окончание -и, как существительные III склонения, а в Т. падеже –   -ем (-ём), как существительные II склонения.           Особенностью этой группы существительных является наличие перед   окончанием во всех падежах, кроме   И. и В. падежей   ед. ч., суффикса -ен   (-ён), а в формах семян, стремян – суффикса -ян.                           Склонение разносклоняемых существительных
           
Единственное число
Множественное число

И.
семя время путь
семена времена пути

Р.
семени времени пути
семян времён путей

Д.
семени времени пути
семенам временам путям

В.
семя время путь
семена времена пути

Т.
семенем временем путём
семенами временами путями

П.
(о) семени (о) времени (о) пути        
(о) семенах (о) временах (о) путях

        В безударном суффиксе -ен- существительных на -мя пишется буква е.                     На знамени (знамя, на -мя).   Сколько времени?   Нет времени.
Склонение слова ДИТЯ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
дитя
·
де
·ти

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
дитя
·ти
дете
·й

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
дитя
·ти
де
·тям

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
дитя
·
дете
·й

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дитя
·тей (дитя
·тею)
детьми
·

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
дитя
·ти
де
·тях

  

Физкультминутка

Змейка.
Скрестить руки ладонями друг к другу. Сцепить пальцы в «замок». Вывернуть руки к себе. Затем взрослый говорит, каким пальцем пошевелить. Упражнение заканчивается, когда поработали все десять пальцев.
Делают разминку.




Закрепление материала.

Работа с учебником §31, стр. 122-123
Задание: посчитать все орфографические ошибки, допущенные в текте.
В чем причина неправильного употребления слов?
ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА
Мне очень захотелось посмотреть фильм. В новом пальте я кинулся на улицу и, не воспользовавшись метром, решил добраться до следующей станции, перебежав шоссу. Но в кине я так и не побывал, так как пришел отец из депа и сказал, чтобы я учил Шевченку, читал Дюму, потом играл на пианине, иначе мы не пойдем в кафу.
Объяснение учителем материала
К несклоняемым именам существительным относятся такие, которые не изменяются по падежам. Большую часть разносклоняемых существительных составляют иноязычные заимствования:
имена нарицательные мужского, женского и среднего рода, оканчивающиеся на гласные –у, – и, – е, – о и ударяемое –а: жалюзи, бюро, рагу, буржуа и т. д.;
географические наименования: Чикаго, Тбилиси, Осло; имена лиц: Хозе, Мэри и др.
существительные женского рода, оканчивающиеся на твёрдый согласный (и нарицательные и собственные): мадам, Ирэн и т. д.
Несклоняемыми существительными являются некоторые фамилии на –ово, – яго, – ых, – их: Дурново, Черных, Сухих, Дубяго и др. Фамилии на –ко: (вне зависимости от ударения) относятся к числу несклоняемых: Шевченко, Франко.
При сочетании несклоняемых существительных с другими словами формы падежа определяется или конструкцией всего предложения: В комнате стояла новое трюмо (им. падеж), или окончаниями имён прилагательных, согласуемых с несклоняемыми существительными: Он укутал шею мягким кашне (тв. п.).
Задание: из слов на карточке выбрать и записать несклоняемые имена существительные.
Метро, пальто, село, поле, кафе, какао, шоссе, филе, седло, горе, лото.
Задание: продолжите фразу:
я люблю читать книги (Марк Твен, Джек Лондон, Жюль Верн, Конан Дойль).
Коллективная работа.















Работа в парах.








Правильный ответ: Марка Твена, Джека Лондона, Жюля Верна, Конан Дойля.

Рефлексия.

1.Что изучили на уроке? 2.Понятен ли вам новый материал? 3. В чем вы не совсем разобрались? 4. Какие вопросы по теме у вас остались? 5. Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

Заключительное слово учителя:
Урок полезен, все понятно, Лишь кое-что чуть-чуть не ясно, Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться!


Домашнее задание

§31, упр. 239.
Запись в дневник.










13PAGE \* MERGEFORMAT14615




ђ Заголовок 1 ђ Заголовок 3Yђ Заголовок 515