Программа элективного курса по здоровому образу жизни Моё здоровье в моих руках


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.РУДНИ
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Мое здоровье в моих руках».
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9А,Б КЛАССА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ – 9,
Педагог-психолог Валетенкова Полина Игоревна
2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
В настоящее время состояние здоровья школьников постепенно ухудшается. Будущее нашей страны за молодым поколением, которое должно обладать крепким здоровьем, чтобы занять достойное место на рынке труда. Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и физические трудности.
Как отмечают ученые: « Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяются уровнем интеллектуального и нравственного потенциала». Поэтому очень важно видеть своё единство с окружающим миром и теми запасами знаний, которые имеются. Подлинная красота человеческого тела- это физическое совершенство, интеллект, здоровье. Здоровье человека – это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Если учесть, что функциональные возможности организма человека и его устойчивость к неблагоприятным факторам среды в течение всей жизни изменяются, то можно говорить о состоянии здоровья, как о динамичном процессе, который также улучшается или ухудшается, т.е. об ослаблении или укреплении здоровья в зависимости от возраста, пола, профессиональной деятельности, среды обитания.
«Народ здоров, если здорово общество» - так по выражению академика Н.А. Амосова, подчеркивается важность главного для созидания – здоровья человека.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от факторов, определяющих его:
биологические возможности человека;
социальная среда;
природно – климатические условия.
Первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается примерно в 20-25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы и на долю недостатков и дефектов здравоохранения отводится 10%. Знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека направлено на изучение механизмов физиологической и психологической адаптации организма человека в меняющихся условиях биологической и социальной среды. Этот курс соединяет в себе элементы знаний по биологии, психологии, экологии, так как именно изучение основ физиологии, особенностей и правил коммуникативного общения, путей сохранения здоровья, экологической грамотности крайне необходимы современным молодым людям.
Основная цель элективного курса – воспитание у подростков:
Культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение).
Программа элективного курса предлагает решение следующих учебно-познавательных задач:
расширение теоретических знаний школьников в образовательной области “Мое здоровье в моих руках”;
создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.
При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.
Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций, по элективному курсу
“Влияние сотовых телефонов на организм подростков”;
“Отношение подростков школы к вредным привычкам”;
“Стресс и его воздействие на организм подростка”;
“Влияние шума на детский организм”;
“Влияние компьютеров на здоровье человека”;
“Как противостоять давлению среды”;
“Что значит быть счастливым?”;
“Наркотики, алкоголь и сигареты”; “Я в этом мире”.
Выполнив программу элективного курса “Мое здоровье в моих руках” школьники будут знать:
причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
мотивы здорового образа жизни;
отрицательное влияние вредных привычек, “болезней поведения” на организм подростка;
пути формирования здорового образа жизни.
Школьники будут уметь:
оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;
воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Тематическое планирование
Тема занятия
Количество часов
Понятие «образ жизни». Проблемы в формировании здорового образа жизни. 1
Спортивная игра «Всё в моих руках» 1
Вредные привычки и влияние их на здоровье, потомство, интеллект. 1
 “Болезни поведения” подростков.
Профилактика болезней поведения подростков.         1
Первая медицинская помощь.
Необходимость умения оказания первой медицинской помощи (курении, алкоголизме, токсикомании, наркомании и.т.д.)         1
Практическая работа: - «Составление карты здоровья». 1
Игра «Суд над сигаретой» 1
 Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения. Распространение СПИДа в области, мире.         1
Обобщение “Мое здоровье в моих руках”
Итоги исследовательских работ школьников. Представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, фильмов. 1
Всего: 9
Тематическое планирование.
Понятие «образ жизни». Проблемы в формировании здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни «за» и «против». Духовные и материальные потребности человека. Психические и физические возможности человека. Творческие задания.
Спортивная игра «Всё в моих руках».
Станционная спортивная игра на территории школы. Станция «Интеллектуальная», «Творческая», «Спортивная», «Отгадай-ка», «Измеряй-ка».
3.Вредные привычки и влияние их на здоровье, потомство, интеллект.
Вредные привычки и их последствия на здоровье. Причины появления вредных привычек у детей и подростков. Профилактические меры в борьбе с вредными привычками.
4. “Болезни поведения” подростков. Профилактика болезней поведения подростков.   
Ценностные ориентиры каждого из подростков. Рискованные ситуации, поведение и взгляды на жизнь. Последствия рискованного поведения. Составление своей собственной позиции поведения.
   5.  Первая медицинская помощь.
Необходимость умения оказания первой медицинской помощи (курении, алкоголизме, токсикомании, наркомании и.т.д.) . Употребление наркотических веществ и влияние на здоровье.    
6.   Практическая работа: - «Составление карты здоровья».
Заполнение карты здоровья. Причины человеческих недугов. Сохранение здоровья и благополучия человека.
7. Игра «Суд над сигаретой»
Вредное влияние никотина на организм человека. Профилактика курения. Факторы риска. Мотивы отказа.
8. Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения. Распространение СПИДа в области, мире.    
Возникновение проблемы ВИЧ/СПИД. Пути передачи ВИЧ- инфекции. Тренинг «Цепная реакция».
9.    Обобщение «Моё здоровье в моих руках».
Итоги исследовательских работ школьников. Представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, фильмов. 
Литература:
(для учителя)
Богарад И.В. “Больной и врач”. М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).
Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва 1961 г.
Волков Г.И. “Нервный ребенок: каприз или болезнь?” - М.: знание, 1982. – 224с. –
Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).
Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.
Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.
Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 1992 – 400с.
Литература:
(для детей)
Коростылев Н..Б. “От А до Я” изд. Медицина, 1980 год.
Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.
Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с.
Тихонова А.Е. “Здоровье человека и экология Хабаровского края”. – Хабаровск: Издательский дом “Приамурские ведомости”, 2004 – 160 с.
Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –
Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2002. – 640с.