Рабочая программа элективного курса «Геном человека» Для учащихся 11-х профильных химико-биологических классов (КТП)


Календарно- тематическое планирование элективного курса «Геном человека»
Общее количество часов - 34
№ п/п Цель Методы обучения и формы организации познавательной деятельности Основные понятия Оборудова-ниеДомашнее задание и литерату-ра для учащихся Литература для учителя
Введение (1 час).
1 Введение Актуализировать и
систематизировать
знания учащихся курса генетики. Помочь учащимся осознать ценность изучаемой цели. Эвристический (лекция с элементами эвристической беседы) Геном человека Модель молекулы ДНК Найти дополнительную литературу о геноме человека, №2(№1, 2005, с. 10-12) № 2, № 23.
1. Структура генома человека (14 часов).
2 Что такое геном Организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний. Эвристическая беседа. Самостоятельная работа учащихся в группах. Геном, генотип, экспрессия, репликация. Таблицы «Строение ДНК», «Репликация ДНК». Реферат «История открытия ДНК». №1. № 2, № 5, № 23.
3 ДНК – молекулярная основа генома Систематизировать и углубить знания учащихся по данной теме. Эвристическая беседа, объяснительно – иллюстративный. Практическая работа № 1 «Изготовление модели ДНК». Генетика, хромосомы, ДНК, РНК, аденин, гуанин, цитозин, тимин, нуклеотиды.
Модель молекулы ДНК, таблицы «Строение ДНК», Рпликация ДНК». Изготовление модели ДНК. № 4, с 182-188, № 1. № 5, № 23, № 26.
4 Репликация ДНК. Транскрипция, трансляция. Конкретизировать знания учащихся об особенностях биосинтеза белка. Эвристическая беседа, взаимообучение. Репликоны, обратная рестриктаза, ревертаза, обратная транскриптаза, прионы.
Таблица «Биосинтез белка». № 1, № 4, зарисовать рисунок. № 5, № 23, № 26.
5 Практическая работа «Генетическая грамматика» (решение задач)
Сформировать умения учащихся схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному. Способствовать более глубокому пониманию теоретического материала.
Практическая работа № 2. Проблемный. комплементарностьКарточки для практической работы. № 3, № 16, 8,9,10,11,15,17 составить задачи. № 1, № 4, № 6, №.10,11,12,13,14,15,22,24.
6 Организация генетического материала в хромосомах человека. Цитогенетика человека. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению новых фактов и способов действий.
Эвристический. Объяснительно – иллюстративный. Цитогенетика. Таблица «Набор хромосом человека», рисунок «Хромосомы человека». Зарисовать набор хромосом человека, № 4, № 2 (№1, 2006, с.3-7). № 3, № 23, № 26.
7 Дифференцированное окрашивание хромосом. Создать условия для развития у учащихся умений анализировать познавательный объект.
Объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый. Полиморфизм, транслокация, кроссинговер, гибридизация соматических клеток Рисунок «Специфичес-кие хромосомные сегменты». Зарисовать хромосом-ные сегменты. № 2, № 23, № 26.
8 Генная инженерия Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.
Метод взаимообучения. Рекомбинантные ДНК, генная инженерия, рестриктазы, лигазы, векторы, плазмиды, трансформация. Рисунок «Схема процесса клонирования ДНК». Реферат «Генная инженерия», № 1, № 4,№2(№1,4 2004).
№ 3, № 5, № 23, № 26, №27.
9 Секвенирование. Обеспечить усвоение знаний по данной теме.
Лекция с элементами эвристической беседы.
Секвенирование. Записи в тетради. № 23.
10 Основные вехи генетики и геномики. Создать условия для развития у школьников умений структурировать информацию.
Частично – поисковый. Основные даты. Портреты ученых. Выучить основные даты. Сделать конспект. № 5, № 7, № 23, № 26.
11 Гены – основной текст генома.
Систематизировать и расширить знания учащихся по данной теме. Частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный. Генетическая пунктуация, экзоны, интроны, сплайсинг, риборегуляторы.
Рисунок «Последовательность нуклеотидов ДНК». Сделать рисунок»Последовательность нуклеотидов ДНК», № 4. № 5, № 12, № 15.
12 Генные семейства. Генные повторы. Организовать деятельность учащихся по восприятию, первичному запоминанию новых знаний. Лекция с элементами эвристической беседы. Дупликация, дивергенция, основные классы повторов: диспергированные, тандемные, обращенные. Записи в тетради. № 1. № 23.
13 Вирусы – составная часть генома человека. Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.
Метод взаимообучения. Вирусы. Таблица «Строение вируса». Реферат «Вирусы, их влияние на человека». № 1, № 4. № 2, № 5, № 23, № 26.
14 Типы нуклеотидных последовательнос-тей. Систематизировать и углубить знания по данной теме.
Лекция с элементами эвристической беседы.
Нуклеотидные последовательности, входящие в состав генома человека.
Реферат «Болезни, вызванные мутациями». № 4, № 6, № 10, 8,9,11,15,16,17,20 № 23.
15 Полиморфизм и мутации. Классификация мутаций.
Систематизировать и расширить знания учащихся по данной теме. Эвристический, частично – поисковый. Полимофизм, мутации, мутагенез, спонтанные, индуцированные, генные, геномные, хромосомные.
Схема «Классификация мутаций». Записи в тетради. № 4. № 5, № 7, № 23, № 26, № 27.
2. Функции генома человека. ( 14 часов ).
16 От структуры к функциям. Обеспечить усвоение знаний учащихся и способов действий по данной теме.
Лекция с элементами эвристической беседы. Функциональная геномика. Записи в тетради. № 23.
17 От гена к белку. Актуализировать знания учащихся.
Эвристический. Протеогеномика. Реферат «Влияние вредных прривычек на здоровье человека». № 3, № 23, № 26.
18 От гена и белка к лечению.
Обеспечить закрепление понятий.
Объяснительно – иллюстративный, взаимообучения.. Медицинская геномика. Плакаты «Профилакти-ка вредных привычек». № 2 (№2, 2004, с.17-23). № 3, № 23, № 26.
19 Практическая работа «Различные механизмы наследования признаков у человека». (решение генетических задач).
Способствовать более глубокому пониманию теоретического материала. Сформировать специальные умения и навыки по решению генетических задач.
Практическая работа № 3. Проблемный. Различные механизмы наследования заболеваний человека. Карточки для практической работы. Реферат «Наследственные болезни». № 4, № 6, № 3, № 9, 8,10,11,15,16,17 № 6, № 9, № 10,11,12,13,14,15,22,24
20 Наследственные болезни и их классификация Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнооб-разных ситуациях. Частично – поисковый, взаимообучения. Наследственные болезни. Иллюстрации наследственных заболеваний. Записи в тетради. № 2, № 5, № 7 , № 9, № 23, № 26.
21 Практическая работа «Составление родословных семей с распространенными наследственными заболеваниями».
Обеспечить усвоение теоретического материала. Создать условия для развития у учащихся умений анализировать, сравнивать познавательные объекты. Практическая работа №4. Исследователь-ский. Генеалогическое древо, родословная, пробанд. Карточки для практической работы. Составить родослов-ные. № 3, № 9, 8,10,11,15,16,17 № 4, № 6, № 7, № 10,11,12,13,14,15,22,24
22 Рак – проблема проблем. Помочь учащимся осознать практическую и социальную значимость темы. Частично – поисковый. Онкогеномика. Реферат «Роль наследственности и среды». № 23, № 26.
23 Гены и поведение.
Актуализировать субъективный опыт учащихся.
Эвристический. Психогеномика. Реферат «Мульти-фактори-альные болезни». № 23.
24 Геном и окружающая среда. Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях. Частично – поисковый, взаимообучения. Мультифакто-риальные болезни. Близнецовый метод. Иллюстрации мультифакто-риальных болезней. Записи в тетради. № 4, № 5, № 6, № 7, № 10. № 5, № 6, № 7, № 9, № 23. № 26, № 27.
25 Правильный диагноз – половина лечения. Помочь учащимся осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного материала.
Эвристический, проблемный. Генная диагностика, медико – генетическое консультирова-ние. Записи в тетради. № 23, № 26, № 27.
26 Генная терапия.
Систематизировать и расширить знания по данной теме. Эвристический. Генная терапия. Выучить конспект. № 23, № 26.
27 Проблема долголетия. Создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблему, предлагать пути ее решения.
Проблемный. Апоптоз. Ответить на вопросы. № 23, № 26.
28 Пути создания лекарственных средств. Обеспечить применение знаний в различных ситуациях.
Частично – поисковый, взаимообучения. Фармакогеноми-ка. Схема «Пути создания лекарствен-ных средств». Зарисовать схему. № 23, № 26.
29 Геноинформатика. Сравнительная геномика.
Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению понятий. Эвристический. Геноинформа-тика, функционирую-щий геном. Записи в тетради. № 23.
3. Происхождение и эволюция генома человека (3 часа).
30 Происхождение человека. Палеогеномика. Обеспечить усвоение знаний и способов действий по данной теме.
Лекция с элементами эвристической беседы. Палеогеномика. Таблица «Происхождение человека». Составить схему «Происхождение человека». № 5, № 16, № 23, № 26.
31 Истори с географией, записанная в нашем геноме. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению новых фактов.
Частично – поисковый, эвристический. Этногеномика. Карта «Пути и время миграции человека на земле». Зарисовать схему миграции человека на земле. № 8. № 23.
32 Генетические ландшафты. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний.
Эвристический, взаимообучения. Геногеография. Реферат «Способ-ности и возможности современ-ного человека». № 23.
4. Геном человека как объект искусственных манипуляций ( 2 часа ).
33 Искусственное вмешательство в геном человека. Этические проблемы.
Способствовать формированию ценностных ориентаций. Частично – поисковый. Самостоятельная работа в группах. Этика, декларация. «Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека». «Письмо Г.Г. Мюллера И. Сталину». Проект «Геном человека: энциклопедия, написан-ная четырьмя буквами». № 23.
34 Прогноз результатов программы «Геном человека».
Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения. Обобщить и систематизировать знания. Метод проектов Энциклопедия жизни. Проект. № 23.