Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ .На современном этапе внедрения федеральных государственных стандартов в рамках реализации компетентностно - ориентированных технологий в обучении педагогу необходимо определить: как же решаются поставленные им задачи на уроках истории и обществознания.
Одним из направлений педагогической работы должно стать использование работы в режиме двигательной активности. Иногда физические паузы приходится проводить не в середине, а в начале занятия, так как это помогает сосредоточить внимание обучающихся, нацелить их на работу, снять напряжение, оставшееся в них с предыдущего занятия. На каждой перемене обязательно проветривать кабинет, допустимо открывать окна в помещении и во время физминуток. Ведь обучающимся (в нашем случае имеются ввиду первокурсники – вчерашние школьники) необходим свежий воздух для улучшения их самочувствия и повышения работоспособности.
Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценирование» исторических сюжетов и поиск решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда обучающиеся двигаются, пересаживаются во время занятия. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, ведь, как правило, обучающиеся садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход занятия, так и на самочувствие обучающихся. Чтобы они чувствовали себя комфортно и раскованно, преподаватель может позволить себе и им шутить, смеяться, но естественно, не нарушая при этом дисциплины и порядка. Пожалуй, сложнее всего, в данной ситуации – это сохранение баланса между раскованностью и дисциплинированностью. Поэтому выход видится в том, чтобы обучающимся было интересно и увлекательно, чтобы работали много, но плодотворно, так, чтобы работы на дом оставалось мало, и выполнять её было бы интересно.
Каким образом, преподаватель достигает этого? Во-первых, обучающиеся по возможности сами читают новый материал, изложенный в учебнике. Во-вторых, систематизация прочитанного происходит в совместной деятельности обучающихся и педагога, когда наводящими вопросами он проверяет первичное восприятие, делая при этом записи, выстраивая схемы на доске и в тетрадях для установления причинно - следственных связей. Как правило, вскоре обучающиеся начинают говорить, спорить, доказывать свою точку зрения, поправлять других и преподавателя, когда он «допускает ошибку». Казалось бы, в кабинете должен стоять неимоверный шум, но ведь одновременно воспитывается и культура поведения по принципу: «Хочешь быть выслушанным – умей слушать других». Выстроенные в тетради логические цепи, позволяют обучающимся не сидеть долго над домашней работой, а вспомнить, закрепить изученный на занятии материал и отдыхать. Таким образом, одновременно решается, пусть и частично, проблема ненормированной продолжительности учебного дня, недели и предельного напряжения организма в течение этого времени.
Через создание спокойной и заинтересованной атмосферы, педагог пытается решить задачу сохранения комфортной эмоционально -психологической среды в коллективе. Если обучающийся спокоен и уверен в себе, если он уходит с занятия довольным, то можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, так как положительные эмоции снижают утомление, вызванное учебным процессом.
Со слабыми и больными обучающимися должна быть организована индивидуальная работа, которая предусматривает меньшую нагрузку, дополнительное разъяснение во время и после занятий.
Решение такой задачи, как передача знаний по предотвращению отдельных болезней осуществляется как на занятиях, так и во внеаудиторной деятельности. Например:
при изучении тем Древнего мира обязательно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»;
при выяснении причин вымирания американских индейцев заостряется внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека и отсутствие иммунитета у аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки, отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов;
при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья;
Пропагандируется здоровый образ жизни и на уроках истории и обществознания. Например:
- при рассмотрении тем Древнего мира акцентируется внимание обучающихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина;
- на занятиях обществознания обязательно рассматривается статья 23 УК РФ. «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения»;
- на занятиях обществознания, изучая психолого - возрастные особенности подросткового возраста, подчёркивается, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям, единственный путь, чтобы избежать эти последствия - осознанные понимание и контроль своего поведении;
- при изучении глобальных проблем человечества обучающиеся понимают, что демографическая проблема сегодня - это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений (табакокурение и употребление спиртных напитков беременными женщинами и кормящими матерями, бездумная абортизация в юности).
Древние индийцы говорили: «Мы взяли этот мир взаймы у предков, чтобы передать его последующему поколению». Именно эти слова являются эпиграфом к каждому занятию по обществознанию при изучении тем «Глобальные проблемы человечества». Именно этими словами мы пытаемся показать обучающимся необходимость воспитывать с детства бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни. Сложность данной задачи состоит в том, что каждый человек учится на собственных ошибках, и никакие «вредно», «плохо» и «нехорошо» не научат его избегать проб и ошибок. Только собственный опыт показывает, что «такое «хорошо» и что такое «плохо».
Главной задачей преподавателя должна стать необходимость обоснованно и доказательно показать обучающимся важность бережного отношения к самому себе.
Естественно, что наряду с успехами есть и трудности: такие как нигилизм обучающихся на первых курсах, сомневающихся не только в педагогах, их искренности, но и в самой жизни. Нередко из их уст звучит вопрос: «А сами вы живёте по правилам?» Обучающиеся чувствуют любую фальшь и неискренность и поэтому самая большая трудность – завоевание авторитета и уважения. Ведь без этого невозможно ни проведение диспутов и «круглых столов», ни других форм традиционных и не традиционных занятий, ни формирование стойкой жизненной позиции у них.
Перефразируя одну из пословиц, можно сказать: «Если хочешь жить интересно, будь интересным сам».