Программа факультативного курса по биологии 8 класс Красота и здоровье
Программа факультативного курса
по биологии 8 класс
"Красота и здоровье"
Автор: Краженовская Т.И.
учитель биологии
Какинской ОШ Гагинского района
Пояснительная записка
Самое драгоценное у человека - это здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы. Здоровье нельзя купить, ни за какие деньги, но сформировать его и сохранить на долгие годы может каждый, если раз и навсегда выберет здоровый образ жизни.
Подростковый возраст – прекрасная пора взросления. В этом возрасте в организме человека происходят заметные изменения, а кроме этого начинает формироваться свой образ жизни. Очень важно «правильно повзрослеть»: не приобрести вредных привычек, а главное - научиться управлять своим здоровьем. Ведь от этого во многом будет зависеть дальнейшая жизнь молодого человека – то, каким он вырастет, чем сможет заниматься, какая будет семья и многое другое. Для того, чтобы управлять своим организмом, необходимо, прежде всего, знать его: как он устроен, как работает, что и почему для него полезно, а что вредно.
Факультативный курс «Красота и здоровье», рассчитанный на 34 часа, поможет учащимся заботиться о своем здоровье, соблюдать правила личной гигиены, правильно организовать свой труд и отдых. Программа курса содержит как теоретические сведения по анатомии человека, медицине, экологии, так и практические рекомендации, советы, комплексы гимнастических упражнений и процедур по уходу за кожей, волосами, ногтями, глазами, зубами. Отдельная тема посвящена влиянию вредных привычек на здоровье подростка, так как школьный возраст – период приобщения многих детей к табаку, алкоголю, наркотикам. Особое внимание в программе курса уделяется здоровому питанию.
Курс рассчитан на учащихся 8 класса. Изучение курса поможет подросткам справиться с проблемами роста и стать здоровыми, красивыми, уверенными в себе молодыми людьми.
Цель курса:
формирование мотивации здорового образа жизни, индивидуального способа физического самосовершенствования, психосаморегуляции и полового поведения; обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья.
Задачи: научить учащихся:
заботиться о своем здоровье,
соблюдать правила личной гигиены,
правильно организовать свой труд и отдых
Содержание курса:
Тема 1. Гигиена на каждый день (3 часа)
Тема 2. Наш друг – движение (1 час)
Тема 3. Значение правильного питания (3 часа)
Тема 4. Искусство отдыхать (2 часа)
Тема 5. Никотин, алкоголь и наркотики – грозные враги красоты (3 часа)
Тема 6. Влияние агрессивных факторов окружающей среды на кожу (2 часа)
Тема 7. Уход за волосами (2 часа)
Тема 8. Уход за кожей лица (2 часа)
Тема 9. Дефекты кожи (2 часа)
Тема 10. Уход за глазами (1час)
Тема 11. Уход за губами и зубами (1час)
Тема 12. Уход за носом, ушами, шеей и подбородком (2часа)
Тема 13. Уход за руками (1 час)
Тема 14. Уход за ногами (1час)
Тема 15. Королевская осанка (1 час)
Тема 16. Тайны внутри нас (2часа)
Тема 17. Мода и здоровье (2 часа)
Тема 18. Из истории медицины, или как люди научились лечиться (2 часа)
Тематическое планирование
( 34 часа )
№
занятия
Тема и содержание занятия
Форма
занятия
Дата проведения
Тема 1. Гигиена на каждый день (3 часа)
1.
Организация быта. Гигиена и экология жилища.
Беседа
2.
Ежедневный уход за своим телом. Ванны. Растирание и их воздействие на кожу. Баня.
Беседа
3.
Гимнастика и ее оздоровительное значение. Комплекс упражнений «Утро», «Ясная голова», «Пищеварение». Закаливание. Обтирание.
Практикум
Тема 2. Наш друг – движение (1 час)
4.
Что такое гиподинамия. Лучшее средство от болезней – это движение. Стадион в квартире. Физкультаптечка. Программа действий.
Беседа - практикум
Тема 3. Значение правильного питания (3 часа)
5.
Законы питания. Значение белков, жиров, углеводов в питании подростков. Роль витаминов, минеральных веществ в питании, связь их с состоянием здоровья.
Беседа
6.
Как сохранить целебные свойства пищи. Режим и культура питания. Диета.
Беседа
7.
«Азбука питания» (основные правила). Калорийность продуктов питания. Анализ примерного дневного рациона питания. Маркировка продуктов питания.
Тема 4. Искусство отдыхать (2 часа)
Практикум
8.
Что такое утомление и как его предупредить. Ежедневный отдых. Сон – одно из лучших косметических средств. Отдых в праздничные дни и во время каникул.
Беседа
9.
Способы релаксации. Комплекс упражнений для релаксации.
Практикум
Тема 5. Никотин, алкоголь и наркотики – грозные враги красоты (3 часа)
10.
Почему люди курят. Из истории табака Ядовитый дым. Как действует никотин на организм. Курение или здоровье. Как бросить курить.
Беседа – диспут
11.
«Похититель рассудка». Немного истории. Почему люди пьют. С чего начинается пьянство. Стадии и формы опьянения и алкоголизма. Алкоголь и развивающийся организм. Смертоносный «союз» алкоголя и табака.
Беседа – диспут
12.
Из истории наркотиков. Почему люди одурманивают себя. О вреде наркотиков для организма человека. Сумей сказать «Нет!». Преимущества трезвого, здорового образа жизни.
Беседа - диспут
Тема 6. Влияние агрессивных факторов окружающей среды на кожу (2 часа)
13.
Пыль. Солнечная радиация. Смолы, растворители, лекарства, кислоты.
Конференция
14.
Минеральные удобрения, пестициды, гербициды. Профилактика и гигиена.
Конференция
Тема 7. Уход за волосами (2 часа)
15-16.
Ежедневный уход за волосами. Мытье и сушка волос. Сухие волосы. Жирные волосы. Перхоть. Выпадение волос. Изменение цвета волос. Анализ собственного поведения касательно ухода за волосами.
Беседа-практикум
Тема 8. Уход за кожей лица (2 часа)
17.
Нормальная кожа. Сухая кожа. Жирная кожа. Способы определения типа кожи.
Беседа-практикум
18.
Декоративная и лечебная косметика. Массаж лица.
Беседа-практикум
Тема 9. Дефекты кожи (2 часа)
19.
Угри. Веснушки. Бородавки. Морщины. Профилактика и гигиена.
Беседа
20.
Лекарственные травы и фрукты, используемые для ухода за кожей.
Конференция
Тема 10. Уход за глазами (1час)
21.
Как заботиться о своих глазах. Раздражение глаз. Гимнастика для глаз. Уход за бровями и ресницами. Анализ собственного поведения, связанного с уходом за глазами.
Практикум
Тема 11. Уход за губами и зубами (1час)
22.
Красота губ. Уход за полостью рта. Повреждение слизистой губ и полости рта. Правила ухода за зубами и анализ собственного поведения, касающегося их соблюдения.
Беседа
Тема 12. Уход за носом, ушами, шеей и подбородком (2часа)
23.
Гигиена носовой полости. Профилактика воспалений слизистой носа. Дыхательная гимнастика. Комплекс упражнений «Без бронхита».
Беседа
24.
Гигиена ушей. Разминка ушной раковины. Комплекс упражнений для шеи и подбородка. Анализ собственного поведения, связанного с уходом за ушами, подбородком, шеей и носом.
Практикум
Тема 13. Уход за руками (1 час)
25.
Основные правила ухода за руками. Защита рук во время работы. Предупреждение обморожений. Уход за ногтями. Гимнастика для рук.
Беседа-практикум
Тема 14. Уход за ногами (1час)
26.
Потливость ног. Варикозное расширение вен. Обморожение ног. Плоскостопие, потертости, мозоли. Профилактика болезней. Гимнастика для ног.
Беседа-практикум
Тема 15. Королевская осанка (1 час)
27.
Что такое осанка. Как правильно сидеть, ходить, стоять, лежать, носить тяжести.
Беседа - практикум
Тема 16. Тайны внутри нас (2часа)
28.
Физиологические процессы, происходящие в организме мальчика (девочки) в период полового созревания. Строение органов мужской (женской) репродуктивной системы. Выбор для девочек подходящих средств гигиены для обеспечения комфортности и защиты. Что такое контрацепция.
Беседа
29.
«Чума века» - СПИД.
Беседа
Тема 17. Мода и здоровье (2 часа)
30-31
Давняя война. Как рождается мода. «Модные» болезни.
Беседа - диспут
Тема 18. Из истории медицины, или как люди научились лечиться (2 часа)
32.
Когда на свете не было врачей. Первым лекарством было слово. Музыка лечит. Аромо – и арттерапия. Биография знакомых вещей (история происхождения мыла, зубной щетки, градусника и др.).
Конференция
33.
Необыкновенные возможности человека.
Беседа - диспут
34.
Итоговое занятие.
Беседа
Критерии оценивания
Учащиеся должны
называть:
- признаки физического, психологического и социального здоровья человека;
- критерии положительного состояния здоровья;
- факторы, влияющие на состояние здоровья человека;
характеризовать:
- физиологические процессы, лежащие в основе функционирования систем органов;
- роль факторов, влияющих на состояние здоровья человека;
обосновывать:
- влияние умственного и физического труда, стресса, магнитных и электромагнитных полей, факторов окружающей среды на состояние организма;
- профилактические приёмы сохранения здоровья человека;
- необходимость соблюдения правил личной гигиены;
проводить наблюдения:
за состоянием своего организма;
применять знания для:
- обоснования здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты.
В ходе реализации данного учебного курса у подростков должна укрепиться мотивация здорового образа жизни, должна сформироваться потребность гигиенического поведения.
Учащиеся овладеют:
способами ухода за глазами, кожей, зубами, волосами;
приемами закаливания и релаксации;
приемами анализа своего поведения и умением составлять собственную программу по уходу за своим организмом.
Литература для учителя и учащихся.
1. Абдулина А.С. Жизнь без лекарств. – Красноярск, 1985 г.
2. Дацковский Б.М. Растения и косметика. – Пермь, 1990 г.
3. Заготова С.Н. Валеология. Справочник школьника - Донецк, 1998 г.
4. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. – СП б.: Акцидент, 1998 г.
5. Зайцев Г.К. Школьная валеология. – СП б.: Акцидент, 2001 г.
6. Зинец И.И. Здоровье и питание. - Пермь, 1991 г.
7. Кудашева В.А. Чудесная диета, или как стать стройными. – М.: Просвещение, 1991
8. Коростелев Н.Б. От Я до Я. Детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987 г.
9. Мередит С. Детская сексология. Школьный иллюстрированный справочник. – М.: Росмэн, 1996 г.
10. Профилактика наркомании и токсикомании среди школьников. – Пермь, 1998 г.
11. Татарникова Л.Г. Валеология подростка. – СП б.: Петроградский и К., 1996 г.
12.Чайковский А.М., Шенкман С.Б. Искусство быть здоровым. – М.: Физкультура и спорт, 1987 г.
13. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М.: Просвещение, 1986 г.
14. Ярошевская Б. Труд и красота. – М.: Профиздат, 1986 г.
15