Программа факультативного курса по биологии Молекулярная биология (9класс)


Программа факультативного курса « Молекулярная биология»
Разработана учителем химии и биологии Пшелуцкой Т.В.
МБОУ СОШ № 6 им.А.И. Гордиенко, г.Нягань , ХМАО-ЮграПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса разработана для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки.
Цель курса – углубить знания учащихся о молекулярных основах жизни., об особенностях строения и функциях биополимеров в клетке, их роли в образовании клеточных структур, в процессах жизнедеятельности, делении клеток, в формировании и передаче наследственных признаков. Курс рассчитан на 17 часов. Данный курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности, а также носит практико-ориентированный характер.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
1.Введение.
Молекулярная биология – комплексная наука о физико-химических особенностях макромолекул и связанных с ними процессов в клетке. Связь молекулярной биологии с другими науками (биохимией, генетикой и др.)
2. Белки-биополимеры. Массы и размеры молекул. Аминокислоты-мономеры белковых молекул. Особенности их строения, амфотерные свойства. Качественные реакции на белки. Лабораторная работа: Денатурация белков спиртом, солями тяжелых металлов. Цветные реакции на белки ( биуретовая, ксантопротеиновая)
3.Функции белков. Белки - ферменты. Лабораторная работа: Действие каталазы на перекись водорода.
4.Нуклеиновые кислоты. Строение мономера - нуклеотида. Строение ДНК и РНК .Их роль в реализации наследственной информации.
5. Код ДНК, его триплетность, специфичность, универсальность, непрерывность и вырожденность, однонаправленность и способность мутировать. РНК..6 Синтез белка – путь реализации наследственной информации, его протекание в цитоплазме и ЭПС. Многоступенчатость синтеза белков, участие информационных молекул, ферментных систем и АТФ.
7. Решение цитологических задач по теме синтеза белков.
8. Решение цитологических задач по теме « Нуклеиновые кислоты»,
« Синтез белков».
9.Деление клетки как способ передачи наследственной информации. Способы деления клетки. Митоз - часть жизненного цикла клетки. Стадии митоза. Интерфаза - подготовительный этап к делению .Профаза, метафаза, анафаза, телофаза.. Значение митоза.
10. Мейоз - редукционное и эквационное деление. Профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Особенности протекания фаз при мейозе. Значение мейоза.
11. Генетика - наука о наследственности и изменчивости. Законы Менделя. Генетическая символика.
12. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления, кроссинговер.
13. Сцепленное наследование генов и групповое их функционирование -общая генетическая закономерность. Отклонения в группах сцепления генов в результате кроссинговера.
14. Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач.
15. Наследование аномальных признаков сцепленных с полом: дальтонизма, гемофилии, резус-фактора и др. Решение задач.
16.Генная инженерия. Применение генной инженерии в селекции и медицине. Успехи генной инженерии.
17. Обобщение по курсу. Итоговое занятие. Решение различных задач.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
Основные открытия в области цитологии, генетики, биохимии, молекулярной биологии, биотехнологии.
Строение макромолекул белка, имеющих характер информационных биополимеров.
Виды РНК – транспортной, информационной, строение этих молекул и функции в клетке.
Особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров.
Особенности синтеза белков.
Основные термины и законы генетики.
Учащиеся должны уметь:
Выявлять, раскрывать, использовать связи строения и функции веществ в клетке.
Сформировать умение схематично изображать процесс удвоения ДНК.
Описывать этапы биосинтеза белка.
Решать задачи по молекулярной биологии, генетике, СТЭ разного уровня сложности.
Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности.
 
Учебно – тематическое планирование

п/п Наименование темы курса Всего В том числе Формы
лекции практич. семинары I Введение. Что изучает молекулярная биология 1час. + 2. Белки. Их строение, уровни организации..1 час + + 3. Функции белков. Белки-ферменты. 1час + 4.. Нуклеиновые кислоты. Строение ДНК и РНК. 1 час + 5. Генетический код ,его свойства. 1 час + 6.. Синтез белка. Трансляция, транскрипция. 1 час + 7. Решение цитологических задач. 1 час 8. Решение цитологических задач. 1 час 9. Деление клетки. Митоз. 1 час + + 10. Деление клетки. Мейоз. 1 час + + 11. Генетика-наука о наследственности и изменчивости. 1 час + 12. Хромосомная теория наследственности. 1 час + 13. Сцепленное наследование. 1 час + 14. Генетика пола. 1 час + 15. Наследование аномальных признаков, сцепленных с полом. + 16. Генная инженерия. Ее перспективы. 1 час + 17. Обобщение по курсу. 1 час + + . Список использованной литературы:
Багоцкий С.В. «Крутые» задачи по генетике» (журнал «Биология для школьников» №4 – 2005)
Гуляев Г.В. « Задачник по генетике» (М.«Колос», 1980)
Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» (Киров, пед. инст., 1995)
«Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» (г. Волгоград, изд. «Учитель», 1995)
Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982)
«Краткий сборник генетических задач» (Ижевск, 1993)
Курилова Т.В., Туманова Р.Н., Соболевская Т.М. Методические рекомендации для проведения школьных вариантов опытов по теме "Нуклеиновые кислоты".- Челябинск, 1991.
Методические рекомендации для учителей биологии и химии по изучению темы «Ферменты»/ Сост. Никонова Н.Ф., Туманова Р.Н. – Челябинск, 1992.

Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по общей генетике (Пермь, мед. инст. 1986)
Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии (Москва, 1981г.)
Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» (Изд. МГУ, 1985)
Программы . Факультативные курсы. М., «Просвещение», 1990г.
Сборник задач по биологии (учебно-методическое пособие для поступающих в мед. инст.) Киров, 1998
Соколовская Б. Х « Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981)
Филиппович Ю.Б., Севастьянова Г.А., Щеголева Л.И. Упражнения и задачи по биологической химии. - М.: Просвещение, 1986.
Фридман М.В. «Задачи по генетике на школьной олимпиаде МГУ» (журнал «Биология для школьников» №2 – 2003)
Щеглов Н. И. «Сборник задач и упражнений по генетике» (МП «Экоинвест», 1991)