ДОКЛАД на тему: «Обучение детей с недостатками слуха познанию организма и здоровья человека на уроках «Окружающий мир».
ГБС(К)ОУ «Бугульминская специальная (коррекционная) школа-интернат I, II вида»
ДОКЛАД
на тему: «Обучение детей с недостатками слуха познанию организма и здоровья человека на уроках «Окружающий мир» в 1 классе
Подготовила:
учитель нач. классов
Митрофанова Мариана Исламовна
Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость.
К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистики бьют тревогу. Многие причины – от нас не зависящие и изменить что-либо не в наших силах.
Но есть одна, на мой взгляд, очень важная возможность– это формирование у детей младшего школьного возраста потребности в сохранении и укреплении своего здоровья. Большую помощь в формировании этой задачи оказывает предмет «Ознакомление с окружающим миром»
Курс «Окружающий мир» является интегративным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе. Предусматривает знакомство детей с окружающим миром в условиях их наглядно-практической и предметно-практической деятельности, в процессе развития речевого общения, формирования общеучебных умений.
Основные цели образовательного процесса, реализующие данный курс:
создание условий для разностороннего развития личности ребенка;
последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
формирование пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;
выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром.
При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:
развитие познавательной активности;
ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;
освоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;
воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле;
формирование у них навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
формирование осознанного отношения к своему здоровью, здоровью других людей и потребности к здоровому образу жизни.
Формы и методы ознакомления детей с окружающим разнообразны:
*экскурсии
*прогулки
*сюжетно-ролевые игры
*работа на пришкольном участке
*посещение предприятий, выставок
*просмотр фильмов, презентаций к уроку
*подготовка к праздникам
Так как я работаю в первом классе, то свои уроки по ознакомлению детей с окружающим миром я провожу большей частью в форме игр (дидактических, ролевых) и в форме небольших драматизаций.
В программе представлено довольно много тем по познанию организма человека и его здоровья. В первом классе предлагается познакомить обучающихся с частями тела человека, сравнить их с частями тела животных, изучить жизненные потребности (в еде, в одежде). Кроме того обсуждаются вопросы о соблюдении чистоты тела, закалка, соблюдение режима дня и предупреждение частых заболеваний.
Первая тема, с которой начинается знакомство детей со своим организмом – это тема «Части тела», предусмотренная к изучению во второй четверти.
Неосознанное же знакомство ребят с частями тела началось с первых дней учебы, во время проведения физминуток. Ребята пришли в первый класс с беднейшим словарным запасом. А таких слов как рука, голова, туловище в их активном словаре не было и вовсе. Поэтому во время физминуток, я проговаривала слова, а дети выполняли движения. Мы хлопали, топали, моргали, поворачивались, сжимали пальчики. Ребятам очень нравятся музыкальные физминутки, которые я часто использую во время уроков.
Постепенно мы стали вводить в речь отдельные слова (руки, ноги), затем говорили о функциях частей тела (руки пишут, ручки лепят, ноги идут, ножки бегут).
Поэтому к теме «Части тела человека», которую мы изучали на окружающем мире, мы подошли уже с небольшим знанием отдельных слов и выражений. На первом уроке мы с ребятами перечисляли и исследовали строение человека и находили у каждого из них общие черты. У каждого 2 ноги, 2 руки, голова, 2 уха и т.д. С целью закрепления материала, мы проводили игру, в которой помощником для запоминания и закрепления слов служила модель человека – кукла. Из разрезных частей мы собирали куклу, соотносили части фигуры с табличками, неоднократно проговаривали каждую прикреплённую деталь.
Во внеурочное время воспитатель закрепляла с ребятами названия частей тела во время настольных и дидактических игр. Мы проводили игру «Определи часть тела соседа на ощупь». С закрытыми глазами ребята старались определить, а потом называли (Руслан устно, Раиль с помощью табличек, Данис с моей помощью или с помощью ребят) ту или иную часть тела.
Говоря о голове, выделяли лицевую часть. Я объясняла детям, что на лице отражается всё, что мы чувствуем: когда нам хорошо, мы улыбаемся, улыбаются наши губы, блестят глаза; когда мы грустим – уголки губ опускаются, из глаз катятся слёзы. Органичным добавлением на этих уроках являются игры и задания на развитие мелких мышц лица и мимики. Это демонстрация и распознавание общего выражения на лице различных эмоциональных состояний, передача через мимику, жест и позу внутреннего состояния (настроения).
Используя компьютерные технологии и картинки, я показывала ребятам весёлые и грустные лица. Ребята старались передать эмоции самостоятельно. При этом в речь вводились прилагательные и глаголы (весёлый, грустный, улыбается, грустит).
С Русланом мы выучили стихотворение с элементами логоритмики.
Это глазки, чтобы видеть
Это носик, чтоб дышать
Это ушки, чтобы слышать
Это ножки, чтоб бежать
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать
Следующий урок был посвящён выяснению вопроса, в чем же мы особенные, иначе говоря, мы оценивали индивидуальные различия ребят. На этом уроке наряду с устными и наглядными методами, я использовала практические методы обучения, наблюдения, практические задания. Первое, что мы сделали – измерили рост всех детей. У дверного косяка мы сделали отметки, приклеили клейкие ленточки с именами детей. По этим ленточкам мы определили, кто в классе самый высокий, кто низкий. Я объяснила детям, что не все одинаково быстро растут. И взрослые тоже бывают разные. Для этого пригласили на урок учителей и измерили их рост. Ребята наглядно убедились в правоте моих слов. Так как дети ещё не были знакомы с такими понятиями как высокий и низкий, то этот урок дал хорошую возможность ввести в речь новые слова, т.е. обогатить словарный запас. Затем мы определили цвет волос детей. Ребята по таблице цветов выбрали тот цвет, который, по их мнению, похож на цвет их волос. На небольших листах бумаги мы нарисовали лицо и изобразили свои волосы. Потом мы отвечали на вопрос: «Какого цвета твои глаза?» Дети внимательно, иногда по несколько раз подходили к зеркалу, желая рассмотреть цвет глаз. Мы определяли, какой рукой каждый из них пишет. Ребята на бумагах очертили свои кисти, даже помогали друг другу. Оказалось, что в классе три человека пишут левой рукой, два – правой. Для мальчишек это было очень интересно, даже захватывающе. Они очень удивились, такому различию. И Руслан спросил, а почему мальчики пишут правой рукой?
Мы сделали вывод, что все мы разные и отличаемся друг от друга. Во время таких уроков детям приходится много исследовать, наблюдать, находить и по мере возможности, с помощью учителя обсуждать свои особенности.
Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. И одна из целей уроков по окружающему миру является воспитание у детей здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью. Из чего же складывается здоровье ребенка. Прежде всего - это правильное питание, физкультура, закаливание и профилактика заболеваний.
У детей моего класса очень плохой аппетит. Причины могут быть разные. Это и заболевания и индивидуальные особенности детей. Возможно, родители не организовали правильную систему питания в раннем детстве. Поэтому темы уроков, посвященные питанию, нам очень важны с нескольких точек зрения.
Во-первых, пища - это единственная видимая часть окружающего мира, которую человек ежедневно делает "частью себя". Поэтому культура приготовления пищи и её поглощение составляет неотъемлемую часть культуры человечества вообще и конкретного человека в частности.
Во-вторых, питание, как я уже сказала, тесно связано со здоровьем. Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения различных заболеваний.
Одна из тем предложенная программой первого класса называется «Что мы едим». Этой теме было посвящено несколько уроков. Сначала мы знакомились с названием различных продуктов и блюд. Чтобы узнать, что дети любят больше всего, я предложила им нарисовать на бумаге, чтобы они хотели видеть на завтрак в школьной столовой, т.е. мы составляли меню школьного завтрака в рисунках.
Затем я предложила ребятам небольшое стихотворение.
Ежедневно непременно
С аппетитом нужно есть:
Рыбу, сыр и простоквашу,
Фрукты, овощи и кашу.
Мы его несколько раз прочитали, на уроке была проведена словарная работа, в последствие закрепленная воспитателем во внеурочное время. Мы выбрали из стихотворения названия всех продуктов, и я объяснила ребятам, что еда бывает полезная и неполезная. Мы провели игру, которая так и называлась «Полезное – неполезное». Из большого количества картинок, предложенных мною, мальчишки выбирали в один столбик полезные на их взгляд продукты и неполезные (вот что у нас получилось)Ещё одна игра, которую я предложила детям с целью привития правильного питания «Разбери крупу по тарелочкам». Я смешала разные виды круп и каждому дала задание: ты выбираешь гречневую крупу, ты рисовую и т.д. Ребята с азартом окунулись в эту затею, и время пролетело быстро и незаметно. Таким образом, мы закрепили названия круп и название каш, поработали над развитием мелкой моторики и зарядились хорошим настроением.
Деятельность педагога в направлении укрепления здоровья учащихся не сводится только к урокам Окружающий мир. Учитель обязан гигиенически правильно организовать весь педагогический процесс это своевременная смена статического напряжения при письме и чтении физкультпауза, активный отдых на переменах, отдых для глаз. Смена различных видов учебной деятельности школьников, её активизация, умелое использование наглядных средств обучения с учетом требований гигиены все это способствует положительным эмоциям учащихся. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни. Опираясь на свои знания в области психологии, медицины, гигиены, я осуществляю индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, имея необходимые гигиенические знания, стараюсь быть основным “воспитателем здоровья” учащихся.
На прогулках и экскурсиях обращаю внимание детей на свежий воздух, учу правильно дышать. Объясняю мальчишкам, как полезно делать утреннюю зарядку, заниматься спортом, кататься на коньках, лыжах, чтобы быть красивым и сильным. Чтобы не быть голословной, мы пригласили в класс ребят из 5 класса, победителей соревнований по греко-римской борьбе. Мы рассмотрели их медали, грамоты. Отвечая на мои вопросы, ребята рассказали малышам, что каждое утро делают зарядку, кушают творог, пьют молоко. Через эту встречу, я хотела, чтобы первоклашки поняли значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью.
Только научив детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным примером утверждая привлекательность здорового образа жизни, мы, взрослые, сможем надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Бугульминская специальная (коррекционная) школа-интернат I, II вида
ДОКЛАД
на тему: «Обучение детей с недостатками слуха познанию организма и здоровья человека на уроках «Окружающий мир».
Подготовила:
учитель нач. классов
Митрофанова Мариана Исламовна
15