Выступление на методическом объединении по теме Воспитание нравственности, этического сознания воспитанников спецшколы на уроках и во внеурочное время
Выступление на МО по теме:
«Воспитание нравственности, этического сознания подростков на уроках и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС»
.
Современное развитие общества с его высокотехнологической индустриализацией привело к актуальной потребности в осмыслении реалий становления человека «нашего времени», в определении новых стратегических направлений и перспектив в плане обучения и нравственного воспитания подростков.
Так, одним из ведущих направлений ФГОС является духовно-нравственное развитие, становление гражданской идентичности (зрелости) обучающихся. Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Личность как развивающаяся система взаимоотношений человека с собой, с другим, с окружающим миром отражена через требования ФГОС к результатам учебно-воспитательной деятельности в виде такого социального заказа как портрет выпускника основной школы:
он (выпускник школы) любит свой край и своё Отечество, знает русский и родной язык;
осознает и принимает ценности человеческой жизни…
умеет учиться…
он (выпускник) социально активный, уважающий закон и правопорядок…
умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
выполняющий правила здорового образа жизни и другое (в свете требований ФГОС здесь отражены личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами)
Итак, это заказ общества, это веление времени… В своей школе сталкиваемся с целым рядом факторов, способных оказать негативное влияние на качество обучения и воспитания, таких как
низкий уровень или полное отсутствие учебной мотивации;
разновозрастная среда;
сменность контингента обучающихся в течение учебного года (время пребывания в школе 1- 2года)
необходимость подготовки к ГВЭ за короткий промежуток времени.
Да…педагогически запущены, да… труднообучаемы и трудновоспитуемы, но требования к результатам те же.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на ступени основного общего образования и наши воспитанники должны научиться не только решать познавательные задачи, но и включаться в практическое приложение своего познавательного опыта; не только осваивать роль ученика, но и осмысливать свою «Я – концепцию»; не только вступать в отношения с товарищами по классу и с учителями, но и обогащать свой опыт социального взаимодействия; не только жить в настоящем, но и определять характер своей деятельности в будущем.
Важно заметить, что по новому Стандарту организация занятий по направлениям развития личности во внеурочной деятельности станет неотъемлемой частью образовательного процесса. Важно также знать при организации воспитательной работы, что Программа воспитания (и социализации) обучающихся на ступени основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества (таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и т. д.)
Для преодоления педагогической запущенности воспитанников педагог обязан изучить этот социальный заказ и, не умаляя значения традиционной школы, вооружить себя современными методами учебно-воспитательной деятельности, чтобы решать общие цели и задачи перевоспитания (или привития нравственно-этического сознания). И в этом, бесспорно, нам помогут интерактивные технологии.
Прислушаемся к словам нашего современника, философа, Георгия Петровича Щедровицкого:
«Человеческая социальная деятельность
должна рассматриваться
не как атрибут отдельного человека,
но как исходная универсальная целостность…
Не отдельные индивиды тогда создают и производят
деятельность, а наоборот, она сама «захватывает» их
и заставляет «вести» себя определенным образом…»
Откуда же берётся это наше «Я»? Считается, что «Я» - результат того, человек выделяет себя из окружающей среды. Начинает понимать, что он, именно он совершает действия и поступки и, следовательно, несёт за них ответственность. Что он вчера и он сегодня – это один и тот же человек, что его прошлое и будущее неразрывно связаны между собой. Чтобы осознать своё «Я», каждому приходится сопоставлять себя с кем-то другим. Так, наши воспитанники (подростки «группы риска») учатся осознавать себя. Это
работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия, деловая игра, урок-тренинг и др. (перечислено то, что уже нашло применение на наших уроках и во внеурочной деятельности )– но в большей степени скажу о диалоговом общении.
Так, воспитание нравственных качеств на уроках русского языка путем использования текста – это не дань моде, это необходимость… Обладая огромной силой воздействия, тексты, художественные, публицистические, способствуют формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивают высокие гражданские чувства… Общество нуждается в людях воспитанных, думающих, с развитым мышлением. Рассмотрим использование метода диалогового общения на материале текстов публицистической направленности ( мы готовимся к ГВЭ)
Дидактический материал должен обращать внимание учащихся на современные достижения, на новые открытия в науке и технике, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества.Так, девятиклассникам на занятиях курса по выбору «Теория и практика написания изложений и сочинений» предлагается для обсуждения текст Юрия Визбора "Зачем мы ходим в горы?" Ребята, не задумываясь, говорят о том, чем привлекают горы, чем они опасны, какие чувства возникают у человека при мысли о походе в горы, почему, испытывая холод, голод, зной, люди всё равно стремятся покорить вершины?
Кто-то делится впечатлениями, кто-то просто предполагает, а кто-то осторожно, несмело говорит… "Я бы тоже хотел отправиться в такой поход".
Эта интересная тема найдёт своё продолжение на классном часе «Лучше гор только горы…», где подростки будут рассуждать о том, что горы не терпят одиночек, приведут примеры выдающихся спортивных подвигов, совершенных альпинистами-одиночками. Увлечённые темой, дети сами добывают факты. Сражение одиночек с природой в альпинистском варианте найдёт сравнение с видом футбольного матча, где одинокий вратарь сражается с целой командой противника. И в счастливом случае матч окончится нулевой ничьей… Разговор эмоциональный, интересный, он обязательно выходит за рамки основной темы. Приходят в ходе беседы другие ассоциации, которые можно будет связать этой метафоричной фразой «Лучше гор только горы», чтобы ответить каждому на вопрос:
Зачем ходят в горы? Здесь важен опыт, который человек один с самим собой обретает для себя в этой школе истины: оценка, которую он получает своей силе и своей слабости, и возможность судить о себе...»
В диалоговом общении дети под руководством учителя выявляют проблему, говорят об её актуальности, жизнеспособности, о том, как характеризует автора выбор данной проблемы (говорят об авторе, как о человеке активной жизненной позиции, небезразличном наблюдателе, глубоком знатоке человеческой души, гражданине). Встреча с интересными авторами – всегда событие. Это очень важно , когда в событиях принимают участие референтные, значимые для подростков люди. Движение «вслед за кумиром» - верный способ понять своё предназначение в жизни, поверить в себя, раскрыть в дальнейшем свой творческий потенциал. А конструктивное диалогическое общение способно осуществлять перестройку личности - из неуверенной в себе, коммуникативно-ограниченной - в здоровую, наделенную новыми чертами, позволяющими ей стать коммуникабельной, стрессоустойчивой, социально активной, что особо актуально для современного общества.Уникален и текст автора, Леонида Жуховицкого об обострившихся межнациональных отношениях, вот его начало:
Говорят, что у всякой наглости есть предел. Это очень хорошая поговорка, даже мудрая. Но, к сожалению, не жизненная.
Практикой не подтверждается. Любой россиянин знает, что у наглости предела нет.
Вот недавний конкретный пример.
Не где-нибудь в дремучем захолустье, а прямо в столице нашей родины, средь бела дня, в пяти шагах от выхода из метро два молодых здоровых боевика избили Героя России. Швырнули на землю, вываляли в грязи и даже пытались запихнуть в стоящую поблизости машину. Герой России, человек далеко не молодой и не слишком здоровый, еле спасся. А из людей, стоявших вокруг, на помощь ему не пришел никто(далее говорится, что боевики были в милицейской форме, а Героем России оказался человек по имени Магомет Толбоев (лицо кавказской национальности)
Эта история заинтересует подростков, после уроков на переменах слышишь продолжение обсуждений. Обсуждают – значит, прониклись, поставили себя на место героя, что-то поняли, ведь среди обсуждающих проблему есть ребята других национальностей. В конце диалога на уроке прозвучат слова Д. С. Лихачёва:Надо быть патриотом, а не националистом. Нет
необходимости ненавидеть каждую чужую семью,
потому что любишь свою. Нет необходимости
ненавидеть другие народы, потому что ты патриот.
Между патриотизмом и национализмом глубокоеразличие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
В этом выводе то главное, сущностное, над чем нам предстоит работать: формирование морали — осознанной подростками необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, развитие нравственного самосознания личности (совести), осуществление нравственного самоконтроля, требование от себя выполнения моральных норм, умения давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
и здесь же осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.
Далее… Практика показывает, что урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную функцию урока, оставляет в памяти учащихся более глубокий след, а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее, а значит – прочнее.К уроку "Виды сложных предложений" в 9 классах был подобран материал на тему "Руки трудовые". Вот начало урока:
Встречается сутулый человек, и думаешь:В труде он прожил век.А, может, стал таким не оттого:Поклоны спину сгорбили его?Кто в том виной: подхалимаж иль труд?Взгляни на руки: руки не соврут.(М.Сазонов)
Задана проблема А далее дан текст о труде для комплексного его анализа – в ходе комплексного анализа текста при диалоговом общении эта проблема разрешается… Затем работа группах над мини-высказываниями «Руки труженика –это…»
И вот и некоторые результаты сотворчества…Руки в труде – прекрасные руки: они у людей, не знающих покоя, добрых и щедрых…Всё под силу рабочим рукам: дом построить, хлеба вырастить, космос освоить, недруга сокрушить…Руки труженика – характеристика его нравственной силы, неустанного стремления вперёд. Золотыми народ называет руки искусных: сталевара и скульптора, агронома и исследователя, строителя и воспитателя…
Итоговым завершением урока могут стать слова Н. А. Некрасова о труде и нерадивости.
Кто хочет сделаться глупцом,Тому мы предлагаем:Пускай пренебрежёт трудомИ жизнь начнёт лентяем.Когда придёт упадок сил,Хандра наступит злая,Верь: ни единый пёс не вылТоскливее лентяя.(Н.А. Некрасов)
Подростки осмысливают, проговаривают, обсуждают друг с другом свои переживания, эмоции, ощущения, мысли (материал для них актуален, кто-то утратил интерес к учению именно из-за своей лени, нерадивости). В ходе таких бесед исподволь задаются векторы новых жизненных установок, закладываются основы других ценностей ( трудолюбие, оптимизм, вера в свои возможности), и в этом непринуждённом диалоговом общении, возможно, происходит процесс восстановления того ценного, положительного, что есть в характере подростков, но было заглушено неблагоприятными жизненными обстоятельствами.
Тематический подбор текстов к урокам русского языка – процесс длительный, требующий постоянного поиска, но творческий. Разные классы, разные дети… Мы вместе учимся, открывая для себя что-то новое. Главное – вступить в диалог, ведь именно через него происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и учителя.Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –Не худшая все-таки участь.Мне кажется, я их чему-то учу,А это они меня учат.
Так уж устроен человек, что при всей своей индивидуальности и самодостаточности он не может быть свободен от влияния той среды, в которой живет, работает, творит. Так или иначе, замечает он это или нет, он является отражением действительности, которая его окружает. Что говорить о наших подростках, они, как губка, впитывают как хорошее, так и плохое.
Мы говорим о духовности, нравственно-этическом сознании личности. Духовность в широком смысле (философское толкование) есть нематериальность, бесплотность; это одухотворенность; наполненность духом творчества, творящим духом, верой.
В узком смысле мы видим духовность как тягу людей к вершинам культуры и совершенствованию своих творческих способностей.
Духовность детей (в контексте спецшколы) – сдержанность духа, гармонизация личностных качеств, уравновешивание общественного и личностного.
Смеем утверждать, духовность детей, воспитывающихся в школе закрытого типа, может прийти скорее извне. Это свойство личности взращивается, воспитывается, привносится. Так, личный пример педагога, его духовное начало может посеять зерно духовности или стать пусть малой, но уже составляющей частью личности воспитанника. Получается духовный склад нашего воспитанника – это составляющие Я + ТЫ.
Мы не можем уберечь детей от невзгод, лишений, поместив их «под стеклянный купол». Но мы можем и заботимся о том, чтобы у подростков родился образ теплого очага, доброй вселенной в школе, в своем доме, в крае, где он родился и вырос. И пусть на первоначальном этапе этот образ будет частью воображения ребенка… Воля и сила личности, четко направленные ориентиры в будущем, возможно, воплотят этот виртуальный образ в жизнь.
Основу каждого учебного и внеурочного занятия составляет диалог учителя и ученика, писателя и читателя, всё строится на диалоге, цель которого не просто дать учащимся знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог на основе хорошо подобранного материала (в нашем случае тексты публицистического характера – ещё раз вспомним о ГВЭ - является такой формой мышления, которая учит делать выбор, работать с ценностями.Еще К. Д. Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», - писал он.
Обучение (вновь обращаюсь к СТАНДАРТУ) — только один из компонентов личностного развития. Новая российская школа должна стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника (и мы в этом деле стараемся, как можем, быть в ногу со временем).