Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Повторение.


Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме» Прямая речь. Знаки препинания. Повторение»
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Приветственное слово учителя:
Здравствуйте, ребята!
Встаньте прямо, расправьте плечи, подарите друг другу улыбку. Я желаю вам плодотворной работы на уроке. Чтобы урок прошел интересно, пусть девизом будут слова: «Умеешь сам - научи другого».
Давайте вместе посмотрим фрагмент из мультфильма «Ушастик», снятого по мотивам сказок детского писателя Григория Остера. Он нам поможет определить тему нашего урока.
Ответьте на вопрос: Что делают животные в этой сказке?
Если бы вам пришлось записать речь Ушастика, то в какой форме вы бы записалиеё?

У вас получились разные варианты ответов.
Причем, каждый из них правильный
Чтобы разобраться, я предлагаю вам посмотреть на знак препинания на доске( кавычки) (Учитель прикрепляет магнитами на доску указанные знаки препинания). В каких предложениях употребляется этот знак?
Значит, как же будет звучать тема нашего урока?
Откройте тетради, запишите число и тему урока:
«Знаки препинания в предложениях с прямой речью»
Это не первый урок по теме « Прямая речь». Как вы думаете, чему вы должны научиться сегодня на уроке?
Я предлагаю вам работать в группах, сотрудничая друг с другом, помогая друг другу, выполняя задания разного уровня. На каждом этапе работы вам придется оценивать себя и других. Каждому выдан лист самооценки, в который нужно только вписать фамилию. Сделайте это и отложите его в сторону Разговаривают
В форме предложений с прямой речью.
В форме диалога.
Кавычки, тире, двоеточие

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Формулируют цель урока
Ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, уметь записывать правильно предложения
Лист самооценки

Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность
2.Актуализация
знаний
3. Освоение нового знания, способа действия.
Проблема
Физкультминутка
Для работы потребуются ваши знания. Вспомните все, что вы знаете о предложениях с прямой речью .На карточке № 1 предложены вопросы. Обсудите их в группе в течение 1 минуты и и дайте ответ. А вот кто будет отвечать, выберет наш релаксатор. Вы должны поймать его от меня и если не знаете ответа , то передать другому в вашей группе. Группа отвечает на 2 вопроса. Затем мячик передает мне
1.Слова какого-либо лица, передаваемые без изменений – это _________________________.
2. Предложение с прямой речью состоит из____________ и _______________________.
3. Прямая речь выделяется с обеих сторон _______________________________.
4. Слова автора указывают на того, кому принадлежит ____________________.
5.Прямая речь пишется с _______________
6,Назовите вид общения, который сейчас происходит между нами____________________________________________________________
Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки .Каждый самостоятельно оцените свою работу.
На письме прямая речь имеет довольно сложную пунктуацию: по-разному обозначаются слова автора и чужая речь. Скажите правило постановки знаков препинания.
1.Составим предложения с прямой речью из слов и знаков препинания.
Каждая группа получает конверт с заданием. Из слов и знаков препинания нужно составить предложение и закрепить его с помощь магнитов на доске.
Итак, проверим, что получилось
Какие предложения на доске? (С прямой речью.)
Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (Кавычками.)
Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.
Как слова автора отделяются от прямой речи? (Двоеточием, тире.)
Расскажите, когда ставится двоеточие, а когда тире.
С какой трудностью вы столкнулись?
Рассмотрите примеры , сравните и дайте ответ.
Сидоров сказал: «Буду поздно».
Волк закричал: «Ну, погоди!»
Самооценка. Вы неплохо потрудились. Оцените свою работу на этом этапе урока.Заполните лист самооценки
Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре». С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
2.Давайте составим план действий, алгоритм, который поможет нам правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Какие будут шаги?
3.Обясните по алгоритму постановку знаков препинания в составленных вами предложениях.
Карточка №1
Работа в группах
1Лисичка сказала: « Я тебя съем».
2.Старший     молвил: 
 «   Что за диво!»
3.«Спасибо тебе, »- сказал доктор.
Внутри кавычек или за кавычками ставить точку, вопросительный знак и восклицательный знак?
Делаем вывод.
Точка находится (Сидоров сказал: «Буду поздно».) ____________ Восклицательный и вопросительный знаки остаются (Волк закричал: «Ну, погоди!»)_____________________Ученики совместно с учителем составляют алгоритм и фиксируют его в тетради:
1. Определить границы П и А .
2.Определить место прямой речи по отношению к словам автора( перед или после ) .
3.Выбирать знак препинания в зависимости от места прямой речи в предложении( кавычки, двоеточие или тире).
4.Охарактеризовать предложения прямой речи по цели высказывания
и эмоциональной окраске
5.Нарисовать схему.
Дети читают предложения и объясняют
Образец.
В предложении….(Лисичка сказала: « Я тебя съем». прямая речь….(Я тебя съем), слова автора….( Лисичка сказала). Прямая речь стоит после слов автора, ставится двоеточие , кавычки. Прямая речь – предложение повествовательное, поэтому в конце ставим точку.
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала.4. Первичное закрепление
Итак, ребята,нам удобнее оформить правило для постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью в виде схемы
(Учитель прикрепляет схемы на доске)
 Схематический диктант ( каждой группе даны предложения, которые нужно соотнести по схемам)
1. “А, старая знакомая, здравствуй!” - ласково проговорила Лиса.
2. “Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать”, - ответила Серая Шейка.
3. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”.
4. “Ведь вы весной вернетесь?” - спрашивала Серая Шейка.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с предложениями).
5. Самостоятельная работа
Работа в группах. Выполнение заданий разного уровня.
1 уровень(на оценку 3)
Дополните предложения с прямой речью, обращая внимание на заданные знаки препинания.
1.Маша сказала: «…».2. «…?» -спрашивали дети.
3. «…!» - крикнул Петя
4.Мама поинтересовалась: «…?»
5. « Помоги, пожалуйста,» - ….
2 уровень ( на оценку 4)
Спишите, расставляя знаки препинания. Начертите схемы получившихся предложений.
1) А Снежная королева не может ворваться сюда спросила раз девочка.
2) Пусть только попробует сказал мальчик.
3) Вдруг мальчик воскликнул Меня кольнуло прямо в сердце.
3 уровень
Решите тест
1.Найди предложение без ошибки в пунктуационном оформлении прямой речи
И заплакали блюдца: "не лучше ль вернуться?"И заплакали блюдца: "Не лучше ль вернуться?"И заплакали блюдца - "Не лучше ль вернуться?"
2.Найди предложение с ошибкой в пунктуационном оформлении прямой речи
Вот остался я один с кошками и думаю: "выкурю-ка я сначала трубочку, а уж потом рассажу этих кошек по клеткам"."Я в жизни ничего подобного не слыхала", - говорила Рыжуха."Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" - ей Мишка отвечал.
3.Укажите предложение, которое соответствует схеме "П!" - а. (Знаки препинания не расставлены)
Ученик с чувством прочитал ветер ветер ты могуч…Директор спросил что дождь перестал идти.Ах ты обжора ах ты злодей тут Ваську Повар укоряет.
4.. Какая схема неправильна? Если слова автора предваряют прямую речь, схема предложения может выглядеть так:
А: "П". А: "П?" А: "п!"
5.Найди предложение без ошибки в пунктуационном оформлении прямой речи
Федя посмотрел на облака и сказал - "Гроза будет".Мы попросили лесника: "Проводи нас, дедушка"."Ешьте яблоки" - предложил лесник.
Работают в группах
Предложения в кавычках должны быть с большой буквы.
1) «А Снежная королева не может ворваться сюда?» - спросила раз девочка.
2) «Пусть только попробует»,- сказал мальчик.
3) Вдруг мальчик воскликнул:
« Меня кольнуло прямо в сердце!»
Ответы к тесту:
1.2
2.1
3.3
4.3
5.2 Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
6.Рефлексия деятельности.
Заканчивается урок. Что нужно сделать?

Какую цель мы ставили на уроке?
Достигли её? Докажите .Что вам помогло преодолеть затруднения?
Оцените свою деятельность на уроке
Рефлексия « Лестница успеха». Ребята размещают человечков НА ДОСКЕ на определенной ступени: «ЗНАЮ», «ПОНИМАЮ», «УМЕЮ».
Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Поднимите руку, кто оценил свою работу на уроке на 5. Сдайте листы самооценки
Выставление оценок Подвести итог
(Мы поставили цель, сами составили алгоритм и сформулировали правило,
тренировались в его применении)
Групповая работа, алгоритм, учитель…
Получить домашнее
задание УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
7.Домашнее задание.
1) подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок;
2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью;
3) упражнение 241. Запись учащимися задания в дневники( слайд)