Конспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Технологическая карта урока
Предмет русский язык
Класс 5
Тема
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Тип урока
Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

Предметные:
развивать умение формулировать определение понятий;
вводить понятие предложения с прямой речью;
формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;
ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;
развивать умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.

Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.


Основные понятия
Прямая речь, кавычки, слова автора

Решаемые проблемы
Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью?

Деятельностный компонент урока
Уметь:
- находить прямую речь в предложении;
- расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;


Формы обучения
Индивидуальная, фронтальная, групповая.


Методы обучения
По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.
По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.


Приемы обучения
Фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока
Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование
ЭОР: презентация, компьютер, проектор.
Бумажные: карточки с заданиями, учебник.






Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1 этап Организационный момент

Цель: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы учебной деятельности.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Сергеевна. Сегодня я у вас в гостях. Надеюсь, что сегодняшний урок пройдёт с пользой и интересов. А для этого давайте выведем формулу успеха.
Чтобы быть успешным на уроке нужно:
СТАРАНИЕ+ВЗАИМОПОНИМАНИЕ+СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ=УСПЕХ. [Приложение 1. Презентация. Слпйд1 ] Надеюсь, эта формула станет для нас залогом успешной работы.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.



Положительно относятся к учению, желают совершенствовать имеющиеся знания и умения

2 этап Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности
А пришла я к вам не с пустыми руками. Я принесла вам книгу «В стране невыученных уроков».
Ребята, а вы хотели бы оказаться в стране Невыученных уроков? Почему?
Давайте вместе с вами отправимся в страну ВЫУЧЕННЫХ уроков [слайд 2]
Как вы думаете, как мы должны учиться в этой стране?

Герой этой книги – Витя Перестукин сказал: «Да я ненавижу все эти учебники, пропали бы они все пропадом!»
В чем особенность построения данного предложения?
Как вы думаете, о чем пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?

Формулирование темы урока.  
-Какова же тема нашего урока? (Тема нашего сегодняшнего урока «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью»)   [слайд 3]          

Чему нам предстоит научиться?
                           
- Какова же цель нашей работы на уроке? (Научиться применять знаки препинания при прямой речи).

Чтобы реализовать поставленные цели, давайте вчитаемся в каждое слово темы. Все ли для нас здесь знакомо?
Знаки препинания мы знаем? Назовите их. Слово речь нам знакомо?
Ребята, какие знаки препинания вы знаете? (Учитель показывает знаки препинания детям) [Приложение 2].
Какие знаки мы ставим в конце предложения (Учитель прикрепляет таблички со знаками препинания на доску).
Какие знаки препинания мы используем для выделения прямой речи? (Учитель прикрепляет таблички со знаками препинания на доску).
Комментируют высказывания; объясняют постановку знаков препинания в предложениях.
Называют тему урока.
Записывают дату и тему в тетради.





Целеполагание, планирование учебной деятельности, саморегуляция. Формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации.
Умение оформлять свои мысли в устной речи.




4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: создать проект-памятку.

Памятка (на доске и каждому обучающемуся) [слайд 5. Приложение 3].
П а
П а
П а
А П
А П
А П
Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (А и П).
На схеме прямую речь можно изобразить двумя способами: 1. А и П. 2) и
Кавычки ,,”(письменно) и «»(печатно)
Слушают объяснение учителя, по мере возможности дополняют.
Систематизировать и анализировать учебный материал.

4 этап Реализация проекта

Цель: активизировать теоретические знания
Перед вами карточка-заготовка, которая в ходе урока с помощью наших совместных усилий превратиться в памятку, которая будет моим подарком вам.
К ней вы можете обратиться, чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Орфографическая разминка[слайд 5].
Прмая речь

Прямо сущ. ж.р. 3 скл.

Дословно, точно
Что такое прямая речь?
(Прямая речь – высказывание какого – либо лица, передаваемое дословно).
С какой буквы пишется прямая речь? (с большой).
Какими знаками выделяется прямая речь (кавычки).
На каком месте по отношению к словам автора может стоять прямая речь? (перед и после)
Какой знак препинания мы ставим перед\после слов автора (двоеточие, тире).
Ребята, предложение с прямой речью состоит из двух частей. Это сложное, бессоюзное предложение.
Мы с вами знаем, что простые предложения в составе сложных на письме обычно разделяются запятой.
(Все знаки постепенно вносим в памятку)
Какие предложения по цели высказывания? (Повест., победит., вопрос.).
По интонации?
Если предложение по цели высказывания повест. – мы ставим запятую, так как в середине предложения не ставим точку.
Если предложения по цели высказывания побудительное ставим знак восклицания.
Вопросительное – знак вопроса.
ТРИ ЗНАКА !!!
Итак: мы составили нашу памятку.

Оформляют схему на листе. Записывают схемы в тетрадь; схемы проецируются на экране (презентация).
Ученики совместно с учителем составляют алгоритм и фиксируют его в тетради:
Определить границы ПР и СА
Определить, сколько предложений включает ПР
Охарактеризовать предложения ПР по цели высказывания и эмоциональной окраске
Сделать вывод, нарисовать схемы
Развивать умение формулировать определение понятий;
Развивать умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.

















5 этап Физкультминутка

Цель: релаксация
1) - Давайте разомнём спинку, для этого обнимем спинку стульчику с одной стороны и с другой стороны.
2) Теперь глазами нарисуйте первую букву своего имени.
3) Теперь встаньте и попробуйте изобразить то, что я говорю.
Ветер тихо клён качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз – наклон и два – наклон,
Зашумел листвою клён.
Выполняют упражнения


6 этап Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону

Цель: обучение расстановки знаков препинания при прямой речи
Ребята, я предлагаю вам обсудить задание по постановке знаков препинания при прямой речи [Приложение 4].
1 вариант
2 вариант
(Лист с заданиями). [слайд 6,7,8,9].
Ответы детей.
Выполняют упражнение на листе в паре.
Анализируют, сопоставляют и обобщают.









Формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;
Ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;
Совершенствовать орфографические умения.


7 этап Закрепление материала

Цель: рефлексия учебного материала
Сейчас я предлагаю вам поиграть (4 человека).
Игра называется: «Кто быстрей» (составить предложение с прямой речью «Живая схема». При этом после составления предложения, прокомментировать).
Нина спросила папу: «Мы будем собирать все грибы?»
Женя воскликнул: «Как же много сегодня грибов в лесу!»
«В лесу сегодня будет много грибов, »- отметил дедушка.
«Как думаешь, много сегодня грибов будет в лесу?» - спросил мальчик.
[Приложение 5].


Составляют предложения. Проверяют упражнение Проводится анализ и исправление ошибок.

Формировать умение работать с предложениями, содержащими прямую речь;
Ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;
Развивать умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
Совершенствовать орфографические умения.


8. Включение в систему знаний и повторения
Цель: активизация и тренировка знаний.
Восстановление текста[слайд 10,11]
Прямая речь –это слова ________ , передаваемые без изменения. 
В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________. 
Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы. 

Вписывают ответы.
Формирование умения определения понятия «Прямая речь»

9 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.
Сегодня, ребята, мы с вами осуществили путешествие в страну Выученных уроков
Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.
- В чём испытывали трудности?
- Что помогло нам их преодолеть?
(Словесное оценивание учащихся за их работу)
Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.
Устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и операционных, аналитических умений. Приобретают мотивацию к процессу образования. Оценивают свою работу.

10 этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: постановка домашнего задания
1) выучить правила
2)подобрать 5 предложений с прямой речью из рассказа Лии Гераскиной «В стране выученных уроков».

Записывают задание.



15