Конспект урока русского языка по теме Знаки препинания в простом и сложном предложении урок закрепления и обобщения


Технологическая карта урока
Тема: «Знаки препинания простом предложении, осложненном однородными членами и в сложном предложении»
Класс: 4
Предмет: русский язык
УМК: «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина)
Учитель: Валиёва Светлана Борисовна, высшая квалификационная категория.
Тип урока: урок закрепления и обобщения.
Планируемые результаты
Предметные: ставить знаки препинания в простых предложениях, осложнённых однородными членами и между частями сложного предложения, выделять главные члены предложения,
Метапредметные:
- Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуации неудачи, создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач,
-Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль.
- Познавательные: овладевать базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения.
-Личностные:
формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на сдержанности и доброжелательности.
Цель урока:  систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся по теме “Простые и сложные предложения”
Задачи урока: Образовательные: 
овладевать исследовательскими навыками при работе с языковым материалом; углублять теоретические знания в ходе практического решения вопросов; 
Воспитательные: 
развивать самостоятельность в использовании сведений теоретического характера; прививать любовь к родному языку. 
активизировать познавательный интерес к русскому языку; 
Развивающие: развивать умения и навыки анализа языковых единиц; 
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Педагогические технологии: уровневой дифференциации, деятельностного метода обучения, ИКТ-технологии.
Средства обучения:  нетбуки, электронная тетрадь для 4-го класса по русскому языку, презентация, тетрадь на печатной основе (Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина), карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока:
I. Мотивация (самоопределение к деятельности)
Наш сегодняшний урок
Всем ребятам будет впрок.
Будем грамотно писать,
Запятые расставлять.
- Как вы думаете, ребята, почему именно эти слова я взяла эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку? (Мы будем закреплять умение правильно расставлять запятые в предложениях)
II Актуализация знаний
- Прочитайте стихотворение.
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Пёсик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
«Вот что значит запятая!»
Что вас так развеселило в стихотворении? Почему так произошло? Как можете объяснить слова воробья? Попробуйте расставить знаки препинания правильно (Работа в группах с последующей проверкой по эталону и самооценкой выполнения задания.)
Как вы думаете, О ЧЕМ пойдет речь на уроке? (О том, как важно правильно ставить знаки препинания в предложении, ведь от этого зависит смысл предложения)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.( Постановка знаков препинания в предложениях)
- Какие задачи поставите перед собой на урок? (Закрепить умение различать простые и сложные предложения, потренироваться ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях)
Тема урока: простые и сложные предложения (систематизация знаний)
Задачи: продолжим учиться отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами;
Вспомним постановку знаков препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но.
Вспомним постановку знаков препинания в простых предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но.
-Давайте обратимся к слайду и уточним тему и задачи урока.
Приём «Корзина идей»
- Вспомните всё, что вы уже знаете о предложении (фронтальная работа)
- Важно уметь отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений. Рассмотрите схемы
Схемы каких предложений представлены в синей рамке и красной? Посовещайтесь и запишите, обосновав свой ответ. Обменяйтесь с другой командой и проверьте по эталону.

Схемы сложных предложений Схемы простых предложений с однородными членами
(т.к. 2 грамматическ.основы) (т.к. 1 грамматич. Основа)- Результат выполнения задания заносится в карточку самооценки.
Пробное учебное действие с фиксацией индивидуального затруднения.
Обучающиеся выполняют дифференцированные по уровню сложности задания на нетбуках (работа в парах)
1-й уровень:

2-й уровень:

3-й уровень:

Результаты выполнения пробного учебного действия выводятся на экраны нетбуков:

Либо:

- В чем заключается затруднение ребят, выполнявших задание № 26 электронной тетради? (1-й уровень) (мы пока еще испытываем трудности в выделении грамматической основы)
- - В чем заключается затруднение ребят, выполнявших задание № 27 электронной тетради? (2-й уровень) (нам трудно различить простые и сложные предложения)
- - В чем заключается затруднение ребят, выполнявших задание № 28 электронной тетради? (3-й уровень) (мы неправильно определили количество грамматических основ в предложениях)
III Построение проекта коррекции выявленных затруднений.- Что такое грамматическая основа предложения? Чем чаще всего бывают выражены подлежащее и сказуемое?
- Как отличить простое предложение от сложного? (По количеству грамматических основ)
- Какие знаки препинания могут стоять в простом предложении с однородными членами без союзов? А перед союзами А, НО? (запятая всегда ставится перед союзами а, но)
- Какие знаки препинания могут стоять в простом предложении с однородными членами перед союзом И? (Если союз И одиночный, то запятая не ставится перед ним, а если повторяющийся, то перед первым союзом И запятая не ставится, а перед последующими – ставится)
- Давайте попробуем вместе составить алгоритм рассуждения, чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания в сложных предложениях. (фронтальная работа с последующей проверкой на слайде презентации)
Алгоритм рассуждения, чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания:
1.Найти и подчеркнуть главные члены предложения (основу предложения).
2.Посчитать, сколько основ в предложении.
3.Если основ две и больше – предложение сложное.
4.Найти границы частей сложного предложения.
Если союзов нет, поставить между частями сложного предложения запятую.
5.Выделить союзы, если они есть.
6.Поставить запятую между частями сложного предложения перед союзом.
7.Проверить написанное.
IV Реализация построенного проекта (Работа в парах; индивидуальная работа)
Обучающиеся, допустившие ошибки в выполнении заданий электронной тетради, повторно выполняют эти задания. Если результат снова отрицательный, учитель оказывает им необходимую помощь. (Работа в парах)
Обучающиеся, не допустившие ошибок в выполнении заданий электронной тетради, выполняют самостоятельную работу по карточкам (Индивидуальная работа)Прочитайте предложения. Вставьте, если нужно, пропущенные знаки препинания. Перепишите предложения в тетрадь.
Мы приехали в село Песчаное и поселились в маленьком домике. Светило солнце весело щебетали птички летали бабочки. Нарезали мы хлеба намазали его вареньем и пошли на речку. Мы опасались дождя но тучи быстро рассеялись. Клевер ромашки васильки наполняли воздух чудесным ароматом.
- Результат выполнения задания заносится в карточку самооценки.
V Обобщение затруднений во внешней речи. (Фронтальная работа)
- Объясните постановку знаков препинания.
(- В первом предложении грамматическая основа МЫ ПРИЕХАЛИ И ПОСЕЛИЛИСЬ. Основа одна, значит, предложение простое, осложненное однородными сказуемыми. Они соединены одиночным союзом И, поэтому запятая не ставится.
- Во втором предложении 3 грамматических основы: СВЕТИЛО СОЛНЦЕ, ЩЕБЕТАЛИ ПТИЧКИ, ЛЕТАЛИ БАБОЧКИ. Значит, предложение сложное. Союзов нет, поэтому между частями сложного предложения ставим запятые. И т.д.)VI Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону. (Индивидуальная работа)
Тетрадь на печатной основе (Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина)
1 вариант - стр. 50, упр. 78 (Указать номера простых предложений с однородными сказуемыми из упр. 77. Ответ проверить в конце рабочей тетради.)2 вариант – стр. 51, упр. 80 (Указать номера строчек, в которых даны сложные предложения. Ответ проверить в конце рабочей тетради.)- Результат выполнения задания заносится в карточку самооценки.
VI Включение в систему знаний и повторение. (Индивидуальная, групповая работа работа)
А). Приём «Верю-не верю» (Индивидуальная работа с последующей самопроверкой по эталону)
- Ставим «+», если согласны с утверждением, и «–«, если не согласны.
1. В простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном - несколько;
2. Союзы И, А, НО могут использоваться ТОЛЬКО в простых предложениях с однородными членами.
3. Перед союзами А, НО всегда ставится запятая.
4. Перед союзом И всегда ставится запятая.
- Результат выполнения задания заносится в карточку самооценки.
Б) Задание для каждой группы: продолжить предложенные предложения так, чтобы одно получилось простое, а второе – сложное.
1-я группа:
Ветер срывал листья с деревьев и…
Ветер срывал листья с деревьев, и …
2-я группа:
Солнце выглянуло из-за туч и…
Солнце выглянуло из-за туч, и ..
3-я группа:
Прилетели птицы и …
Прилетели птицы, и …
4-я группа:
Треснула ветка осины и ..
Треснула ветка осины, и …
Взаимопроверка групп (обмен листками, выделение грамматической основы, обоснование правильности или ошибочности выполнения задания.)
- Результат выполнения задания заносится в карточку самооценки.
VII Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Проанализируйте карточку самооценки. Какую ОТМЕТКУ вы могли бы поставить себе за урок? (Отметка выставляется как с учетом мнения ученика, так и с учётом обоснования учителя)
Домашнее задание:
По желанию - на выбор упр. № 31 или № 34 из электронной тетради.


Обязательное для всех домашнее задание – тетрадь на печатной основе, стр. 50, упр. 79.
-Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам этот урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс?
- Достигли мы цели урока? Смогли выполнить поставленные задачи?
-Какие открытия были нами сделаны?
-Что было для вас трудным? Почему?
-Что бы вы ещё хотели узнать?
Продолжите фразу:
На уроке я работал __________________
Своей работой на уроке я _______________
Материал урока мне был ______________
Моё настроение _________________