Тема: Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Для национальных щкол
Учитель – Баратова Гулистан Инипахуновна
План урока
КЛАСС: 6 ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК ДАТА: ПРОВЕРИЛ:
ТЕМА № 14: Однокоренные слова и формы одного и того же слова
ЗАДАЧИ: Формирование способов деятельности и умение выделять на письме однокоренные слова и формы одного и того же слова. Развивать умение распознавать однокоренные слова. Развивать логическое мышление, внимание, память, навыки самостоятельной работы. Обогащение словарного запаса учащихся, расширение их кругозора. Повышение культуры речи учащихся, воспитание любви к слову, привитие интереса учащихся к предмету.
ПОВТОРЕНИЕ: Состав слова
МТО: Учебник «Русская речь» 6 класс, презентация – 14 «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»,
приложение – карточки
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:
№ Этапы урока: Содержание урока: Деят-ть учащихся: Диф-цияуч-ся: Ресурсы, доп. мат.
1 Организационный момент: Приветствие учителя с учениками Деление на 3 группы с помощью слов: форма, окончание, корень 2 Мотивация к учебной деятельности: 1.Сгруппируйте слова.
На доске написаны однокоренные слова к словам: гора и горит.
2.Секреты дядюшки Корнея: найдите лишние слова. Объясните свой выбор.
Белка, беленький, белить;
Водяной, вода, водить;
Лист, лиса, лисёнок;
Лось, лоскут, лосёнок;
Горный, горка, городок;
Пёс, песочный и песок.
Где слова родные, однокоренные? 1.Уч-ся распределяют слова в 2 столбика
2.Уч-ся находят лишние слова, выписывают однокоренные слова и объясняют свой выбор Работа по карточкам Раздаточный материал
Слайд -2-3
3 Постановка проблемного вопроса: Беседа: А как называется общая часть записанных вами слов? Что такое корень? Как называются слова, у которых общий корень? Отвечают на вопросы, приводят примеры Озвучивают задачи урока.
4 Введение в тему урока: Исследование: 1.Ученикам предлагается 2 столбика слов
1 столбик: 2 столбик:
береза березаберезонька к березе
березовый березу
подберезовик березы
- Как вы думаете, почему именно так разделены слова на группы?
2.Вывод: Что можно сказать о словах каждой группы?
3.Сформулируйте тему урока: Однокоренные слова. Какой вывод вы сделали, выполнив это задание? Какие слова мы будем называть однокоренными? А какие - формами слов? Выполняют задание, вспоминают правило о корне, отвечают на вопросы и делают вывод о форме слова и однокоренных словах
Слайды
№4
5 Групповая работа: Групповая работа по учебнику – чтение текста упр.171
Составление вопросов к тексту – 1 группа
Составление плана – 2 группа
Озаглавить текст, определить основную мысль – 3 гр.
К выделенным словам подобрать однокоренные слова Работа в группах: пересказ, составление плана, вопросов и подбор родственных слов из текста Учебник
6 Работа с учебником: Работа по учебнику: стр.82 упр. 172 выписать однокоренные слова, выделяя графически корень и окончание Индивидуальная работа Учебник
7 Практическая работа: Открытый тест:
В каком ряду все слова однокоренные?
1. кошачий, котёнок, котлета
2. город, пригород, горевать
3. оконце, окно, подоконник
В каком ряду формы одного слова?
1. домашний, домик, домовой
266700 2. ученик, ученика, ученику
3. столовая, столик, стол
Выделите форму слова крикнул:
26670-3175 1. крикнули
2. закричал
3. крикун Уч-ся рассматривают каждый пункт ответа, анализируют и находят правильный ответ Слайды-5-6
8 Итог урока: 1.Закончите фразу: Что я узнал на уроке?
-Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям?
2.Оценивание Устные ответы учащихся Дневники
9 Информация о д/з: 1.Стр. 82, упр. 172 списать, вставляя пропущенные буквы, подбирая к выделенным словам однокоренные слова
2.Повторить правила о морфемикеЗапись задания в дневниках Составить кроссворд по теме Дневники