Технологическая карта по русскому языку Собственные и нарицательные имена существительные
Технологическая карта урока
Ф.И. О. педагога: Поташина Инна Юрьевна
Предмет: русский язык
УМК: начальная школа XXI века
Класс: 3-б
Дата проведения: 26 февраля 2015 года
Тип урока: урок когнитивного типа
Вид урока: аналитический
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные
Цели деятельности педагога: - способствовать развитию умения распознавать существительные в речи, различать собственные и нарицательные существительные, ввести эти термины в языковую практику;
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся объяснять понятия собственные и нарицательные имена существительные
Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу в познавательную; прогнозирование - предвосхищать результат; оценка - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
Познавательные: общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; предметные - различать собственные и нарицательные существительные, способствовать обогащению словарного запаса обучающихся.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; управление коммуникацией - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные: самоопределение - проявляют готовность и способность к саморазвитию; воспитывают вежливость, внимательность, аккуратность.
смыслообразование - осознают значение учебной деятельности.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс под редакцией С.И.Иванова; интерактивная доска ;презентация по теме урока
Технологическая карта урока
Этапы урока и его цель Результаты (предметные,
УУД) Содержание деятельности (взаимодействия) Комментарий
Деятельность педагога Деятельность обуч-ся I. Организационный момент
Личностные: самоопределение - проявляют готовность и способность к саморазвитию; смыслообразование - осознают значение учебной деятельности.
1. Приветствие гостей
2. Настрой обуч-ся на урок. Мотивация на учёбу
3.Определение своего настроения
- Нарисуйте на полях смайлик своего настроения в начале урока, а потом в конце урока вновь определим своё настроение Приветствуют гостей
-Мы- умные!
Мы- дружные!
Мы – внимательные!
Мы - старательные!
Всё у нас получится! Появляется слайд на интерактивной доске № 1
II. Целеполагание и планирование
Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу в познавательную; прогнозирование - предвосхищать результат; оценка - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
-Ребята, мы сегодня будем работать по плану.У нас будут определённые остановки.
1 ост. « Улыбка» (Улыбнись соседу и в путь)
III. Этап проблематизации
Регулятивные: оценка - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
1.Активизация знаний
2 остановка – «Каллиграфия»
-Так что же это за слово такое?
- Запишем элементы букв и соединений
- Запишем предложение, где встречаются данные буквы. Какие буквы пропущены. Почему? В какой части речи?
3 ост. «Имя Существительное»
- Что это такое имя сущ-е?
Калос – красивый,
Графо - пишу
Наш .арик поймал воздушный .арик.
Буквы Ш и ш. В сущ-х
(Отвечают и записывают)
Часть речи. Им. сущ. Отвечают на вопросы кто? что? Например: кто? слон и т. д. Появляется слайд на интерактивной доске № 2
Появляется слайд на интерактивной доске № 3
IV. Этап концептуализации
Познавательные: общеучебные ориентироваться в разнообразии способов решения задач; предметные- знать понятия им.сущ., моделировать, то есть выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки антонимов с целью решения конкретных задач, способствовать обогащению словарного запаса обучающихся.
Личностные: самоопределение - проявляют готовность и способность к саморазвитию
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; управление коммуникацией - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь 4 ост. «Собственное»
- Какие бывают им. сущ.?
- У вас было домашнее задание с. 65 № 5
- Назовите имена собственные
- Сколько было ошибок?
- Некоторые собственные им. сущ. Пишутся в кавычках.Какие?
Как могут называть другие им. сущ.?
5 ост. «Нарицательное»
Какие им. сущ . называются нарицательными?
6ост. « Отдыхайкино»
7 ост. Закрепляйкино»
- Сделаем вывод: какие им. сущ. Называются собственными, а какие нарицательными?
8 ост«Упражняйкино»
Учебник с. 66 № 1 (1 абзац)
- Выпишите им. сущ., определите, что это или кто это. Собственные
Миша, Володя
2
Нарицательные
Физкульт.
минутка. Проводит ученик
Существительные , называющие неединичные предметы, являются нарицательными.
Такие предметы, которые единичны, неповторимы – называются
собственные.
Русь, Россия – страна, Чайковский – композитор, Пушкин, Есенин, Некрасов – поэт.
Появляется слайд на интерактивной доске № 4,
№ 5
Слайд № 10
Слайд № 6, №7, № 8
Слайд № 9
V.Дом. задание Личностные: самоопределение - проявляют готовность и способность к саморазвитию
9 ост. «Домашкино»
1 группа – сочинить рассказ до 10 предложений с им собственными
2 группа с. 66 № 1 (2-ой абзац списать, подчеркнуть собств. им. сущ.) VI. Физкульт.
минутка для глаз Личностные: проявляют готовность к физическому развитию Физкульт.
минутка для глаз Глаза следят за движущими кругами Слайд № 11, 12, 13
VII. Этап проблематизации
Регулятивные: оценка - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения Работа в группах по 4 человека.
- Один человек называет нарицательное им. сущ., а другие подбирают им. сущ. собственное Обучающиеся выполняют работу
Кот – Васька и т. д. VIII. Рефлексия
Регулятивные: оценка - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
- Какое задание было самым интересным?
- Какое задание было самым трудным?
Ост. 10 «Настроейкино» Рисуют смайлик IX. Итог урока
Регулятивные: оценка - определять качество и уровень усвоения.
Чему мы сегодня учились на уроке?
Продолжите предложение
-Я узнал:
-Я научился:
-Молодцы, дети, хорошо работали.
- Давайте вернёмся к нашему девизу урока, а всё ли у нас получилось?
-Мы- умные!
Мы- дружные!
Мы – внимательные!
Мы - старательные!
Всё у нас получится! Обучающиеся отвечают на вопросы