Авторская программа Полезные навыки для 6-8 классов
Пояснительная записка
Программа факультатива «Полезные навыки» для учащихся 6-8 классов включает в себя три модуля: «Вышивают все», «Моделирование одежды», «Готовим с увлечением». Обучение по данным направлениям является продолжением и развитием приобретённых учащимися программных знаний предмета «Технология. Обслуживающий труд.» основной общеобразовательной школы, позволяет включить обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды. Программе присуща развивающая функция. В основе обучения учащихся используется современная деятельностная образовательная технология - проект.
Цель программы: подготовить школьников к реалиям жизни, помочь им сформировать жизненные навыки, необходимые в повседневности.
Задачи обучения:
- совершенствование практических умений и навыков ведения домашнего хозяйства;
- воспитание уважения к народным традициям и обычаям.
- развитие творческой инициативы.
Основное внимание в программе сосредоточено на знаниях, умениях, компетенциях, которые позволят обучающимся успешно адаптироваться к условиям, в которых они окажутся после завершения образования и позволят эффективно жить в условиях современного социума.
В ходе обучения в зависимости от уровня подготовки учащихся предполагается организация самостоятельной работы учащихся. Учащимся могут быть предложены различные темы для разработки проектов. Выполнение творческих проектов помогает лучше усвоить учебный материал, способствует организации совместного досуга детей и родителей, т.к. практические работы, предполагающие большую затрату времени, можно выполнить и дома. Появляются возможности для общения в кругу семьи на качественно новом уровне: формируется чувство общности, взаимоуважение и доверие, возрождение духовных ценностей и семейных традиций.
Для оценивания достигнутых результатов используются Таблица успешности освоения курса «Полезные навыки» для педагога и Дневник самооценивания «Я знаю, как это сделать» для учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
- историю возникновения рукоделия вышивки шелковыми лентами;
- технологию вышивки шелковыми лентами; правила ухода за изделиями с вышивкой;
- технику безопасности при работе на швейной машине;
- виды ручных и машинных швов и строчек;
- основы моделирования одежды;
- правила обработки изделия и различных деталей;
- правила безопасной работы при работе с кухонными инструментами, приспособлениями, оборудованием;
- правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов;
- виды и правила кулинарной обработки пищевых продуктов, условия их хранения;
- правила сервировки стола и поведения за столом.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
- уметь пользоваться специальными инструментами для вышивки лентами;
- вышивать шелковыми лентами, используя в работе технологические карты;
- выполнять эскизы и переносить их на ткань или изделие;
- оформлять вышивкой готовые изделия;
- соблюдать технику безопасности при работе на швейной машине;
- выполнять виды ручных и машинных швов и строчек;
- моделировать одежду из основы;
- выполнять обработку изделия и деталей;
- правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов;
- соблюдать правила безопасной работы при работе с кухонными инструментами, приспособлениями, оборудованием;
- владеть способами первичной и тепловой обработки продуктов;
- находить нужный рецепт кулинарного блюда, составлять технологическую карту его приготовления с учетом особенностей первичной и тепловой обработки продуктов;
- самостоятельно готовить блюда в соответствии с технологической картой или кулинарным рецептом;
- сервировать стол различного назначения: к завтраку, обеду, ужину, семейному празднику;
- владеть кулинарной этикой и правилами этикета;
- разрабатывать индивидуальные и коллективные творческие проекты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция на уровне уважительного отношения к семье, ориентации на содержательные моменты семейного уюта и принятия образца «хорошего семьянина»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Метапредметные результаты
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных современных источников информации;
- проектировать свою деятельность;
- принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач, применять знания на практике, мыслить нестандартно;
- работать в коллективе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию.
Содержание программы.
6 класс «Вышивают все»
Тема 1. История вышивки шелковыми лентами. Презентация изделий. (1 ч).
Вышивка шелковыми лентами в отделке современной одежды и элементов быта. Создание объемных композиций, для украшения одежды, аксессуаров, элементов быта. Материалы и инструменты. Правила безопасной работы.
Тема 2. Законы и правила композиции в рукоделии. Правила ухода за готовыми изделиями. (1 ч).
Подбор цветовой гаммы. Расположение узора на изделии. Правила ухода за готовыми изделиями, выполненными в технике вышивки шелковыми лентами: стирка, влажно-тепловая обработка, сушка.
Тема 3. Подготовительные операции (2 ч).
Составление эскиза и перенос его на ткань или изделие. Способы использования в работе различных материалов и инструментов.
Тема 4. Технология вышивки шелковыми лентами (5 ч). Разновидность и техника выполнения стежков. Виды швов. Отличие вышивки шелковыми лентами от других видов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Сочетание вышивки шелковыми лентами с вышивкой бисером, крестиком и гладью.
Тема 5. Оформление вышивкой готовых изделий (5 ч). Оформление вышивкой футболок, маек, сумок, принадлежностей домашнего обихода (скатерти, прихватки и др.).
Тема 6. Выполнение творческих проектов (2 ч).
Выбор темы, определение проблемы. Описание проекта. Практическое выполнение проекта.
Тема 7. Защита творческих проектов (1 ч).
Примерное тематическое планирование
6 класс «Вышивают все»
№
Тема
Количество учебных часов
всего
теория
практика
1
История вышивки шелковыми лентами. Презентация изделий, вышитых шелковыми лентами.
1
1
2
Законы и правила композиции. Правила ухода за готовыми изделиями.
1
1
3
Подготовительные операции.
2
2
4
Технология вышивки шелковыми лентами.
5
5
5
Оформление вышивкой готовых изделий.
5
5
6
Выполнение творческих проектов.
2
2
7
Защита творческих проектов.
1
1
Итого
17
2
15
7 класс «Моделирование одежды»
Тема 1. Вводное занятие. История конструирования и моделирования (1 ч).
Из истории конструирования и моделирования. Особенности моделирования одежды для кукол. Презентация.
Тема 2. Виды ручных работ (2 ч).
Правила выполнения ручных работ. Приемы выполнения прямых строчек, соединительных строчек, строчек для обработки среза вручную, строчек для подшивания края изделия.
Тема 3. Техника выполнения машинных швов и строчек (2 ч).
Техника выполнения машинных швов: стачного, двойного, запошивочного, накладного. Технология обработки срезов. Правила безопасной работы.
Тема 4. Подготовительные работы (2 ч).
Снятие мерок, построение чертежа изделия. Принципы моделирования нового изделия из основы.
Тема 5. Белье для куклы. Моделирование ночной сорочки из основы (2 ч).
Белье для куклы: трусы, рубашка, ночная сорочка. Рекомендуемые ткани. Нормы расхода ткани на изделие. Лекала и их применение. Моделирование из основы. Раскладка лекал на ткани, обмеловка и раскрой.
Тема 6. Рабочая одежда. Фартук для куклы (2 ч).
Виды рабочей одежды, ее назначение. Фартук для куклы. Рекомендуемые ткани. Норма расхода ткани на фартук, Раскладка лекал на ткани и раскрой по готовым лекалам. Последовательность и приемы технологической обработки фартука.
Тема 7. Брюки для куклы (2 ч).
Рекомендации по выбору ткани, моделирования фасона и оформления брюк. Нормы расхода ткани. Раскладка лекал на ткани, раскрой. Последовательность и приемы технологической обработки брюк.
Тема 8. Нарядная одежда (3 ч).
Назначение нарядной одежды. Платье с отделкой для куклы. Моделирование из основы. Рекомендации по выбору ткани, фасона и оформления. Норма расхода ткани на платье. Раскрой по готовым лекалам. Последовательность и приемы технологической обработки платья.
Тема 9. Защита творческих проектов (1 ч).
Примерное тематическое планирование
7 класс «Моделирование одежды»
№
Тема
Количество учебных часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие. История конструирования и моделирования.
1
1
2
Виды ручных работ.
2
2
3
Техника выполнения машинных швов и строчек.
2
2
4
Подготовительные работы.
2
2
5
Белье для куклы. Моделирование ночной сорочки из основы.
2
2
6
Рабочая одежда. Фартук для куклы.
2
2
7
Брюки для куклы.
2
2
8
Нарядная одежда.
3
3
9
Защита творческих проектов.
1
1
Итого
17
1
16
8 класс «Готовим с увлечением»
Тема 1. Вводное. Презентация «Каждую крошку - в ладошку» (1 ч).
Значение хлеба как одного из основных продуктов питания. Блюда из черствого хлеба и с использованием хлеба в сочетании с другими продуктами.
Тема 2. Виды бутербродов. Бутербродные массы и пасты (2 ч).
Виды бутербродов: открытые (простые и сложные), закрытые (сандвичи, двух-, трехслойные, комбинированные), закусочные (канапе, тартинки, тосты). Использование бутербродной массы и пасты для приготовления бутербродов. Практическое приготовление бутербродной массы из плавленого сыра и бутербродной пасты из творога, фруктов и яиц.
Тема 3. Виды гренок. Способы приготовления (2 ч).
Практическое приготовление: гренки под соусом, гренки панированные с плавленым сыром, гренки запеченые с помидорами.
Тема 4. Блюда из хлеба и овощей (2 ч).
Практическое приготовление: котлеты сухарные с зеленью, котлеты из кабачков и картофеля.
Тема 5. Фарши из хлеба (2 ч).
Практическое приготовление: фарш хлебный с зеленым луком и яйцом для фаршировки помидоров, фарш хлебный с сельдью для фаршировки булочек и батонов.
Тема 6. Сладкие блюда из черствого хлеба (2 ч).
Практическое приготовление: тертый хлеб с яблоками и изюмом, цукаты из ржаного хлеба.
Тема 7. Горячие десертные блюда (2 ч).
Практическое приготовление: суфле из хлеба с орехами, суфле яичное с сухарями.
Тема 8. Полезные советы (1 ч).
Использование черствого хлеба для изготовления вкусных блюд. Способы освежения хлеба.
Тема 9. Подготовка и защита творческого проекта (3 ч).
Примерное тематическое планирование
8 класс «Готовим с увлечением»
№
Тема
Количество учебных часов
всего
теория
практика
1
Вводное. Презентация «Каждую крошку - в ладошку».
1
1
2
Виды бутербродов. Бутербродные массы и пасты.
2
2
3
Виды гренок. Способы приготовления.
2
2
4
Блюда из хлеба и овощей.
2
2
5
Фарши из хлеба.
2
2
6
Сладкие блюда из черствого хлеба.
2
2
7
Горячие десертные блюда.
2
2
8
Полезные советы.
1
1
9
Подготовка и защита творческого проекта.
3
3
Итого
17
2
15
Литература и другие источники информации
Фомина Юлия. Модная квартира. М.: Эксмо, 2006.
Диана Лэмп.Цветочные фантазии. ЗАО Издательская группа «Контэнт», 2007.
Вышивка лентами / Пер. с англ. – М.: Издательство “Ниола – Пресс”, 2008.
Еременко Т. И. Иголка – волшебница. М.: Просвещение, 1988.
Зентграф К. Подушки. Валики. Пуфы. М: ЗАО “Издательская группа “Контэнт”, 2005.
Чернова А.Г., Чернова Е.В. Искусство вышивки лентами. Ростов/Д: Феникс,2007.
Кокс Э. Вышивка шелковыми ленточками. М.: Изд-во “Кристина – Новый век”, 2006.
Научно-методические журналы «Школа и производство»
М.: Издательство «Школьная пресса», 2000-2011.
Герасимов В.А. Шитье и основы моделирования. бнинск: ЭТЦ «Реал. И», 1993.
Грекулова А.Л. Энциклопедия домашнего хозяйства. М.: Советская энциклопедия, 1979.
Покровский А.А. Книга о вкусной и здоровой пище. М.: Пищевая промышленность, 1978.
Соловых З.Х., СоловыхА.В. Каждую крошку в ладошку. Минск: Полымя, 1990.
Под общей редакцией Голодяева Ю.А. Поиск. Экспертиза. Выбор. Пенза ????? 2005.
Ковалев Н.И. Технология приготовления пищи. М.: Пищевая промышленность, 2001.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15