Выпускная квалификационная работа по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема:
«Использование здоровьесберегающих технологий
в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
Выполнила:
Селиванова Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов
МОАУ «СОШ № 35 г. Орска»
Руководитель:
Гринченко Ирина Анатольевна,
– ст. преподаватель кафедры дидактики
и частных методик
Оренбург, 2013
Содержание
Описание опыта.. 4
Наименование опыта.. 4
Условия возникновения проблемы, становления опыта.. 4
Актуальность и перспективность опыта 5
Теоретическая база опыта .. 6
Новизна опыта . 8
Ведущая педагогическая ид.. 9
Технология опыта 10
Технологии оптимальной организации учебного процесса и
физической активности школьников.. 17
Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. Соблюдение санитарных норм 21
Диагностика физического развития учащихся по Фридману Л.М. 23
Организация рационального питания.. 23
Формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся и их
родителей: беседы, классные часы, игры, родительские собрания
и прочее 23
Адекватность методов, методик обучения и воспитания: физкультминутки, подвижные перемены . 23
Формирование системы спортивно-оздоровительной работы 23
Совместная работа всех заинтересованных служб... 23
Результативность 24
Вывод.. 32
Заключение. 34
Адресная направленность.. 34
Трудоёмкость.. 34
Список литературы... 36
Приложение 38
Приложение 1. Сценарий классного родительского собрания
"Здоровье детей в наших руках"... 38
Приложение 2. Классный час «Здоровье – бесценное богатство»... 42
Приложение 3. Конспект занятия "Если хочешь быть здоров".... 46
Приложение 4. Роль физкультминуток на уроке... 50
Приложение 5. Внеклассное мероприятие "Папа, мама, я –
спортивная семья" ... 53
Описание опыта
Наименование опыта
«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
Условия возникновения проблемы, становления опыта
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приёмы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем, плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
1. Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Проблема опыта
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.
Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Актуальность и перспективность опыта
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибается тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
По данным Министерства образования России, среди причин влияющих на здоровье школьников 21% составляют факторы внутришкольной среды. Это уровень освещенности в школе значительно занижен; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неоправданно завышенный объем учебных программ, учебников резко увеличивает число больных учеников. К этому же ведет несоответствие мебели гигиеническим требованиям, загрязнение воздуха в школьных помещениях.
Для формирования здорового образа жизни учащихся необходимы знания в области здоровья, умения создавать оптимальное внешне-средовые условия в школе и дома.
Теоретическая база опыта
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения.
Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”. Состояние здоровья зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Понятно, что выработка такого отношения – важнейшее условие оздоровления общества. И начинать его необходимо со школы, поскольку именно она – единственный институт, через который проходит все население страны, и учебно-воспитательный процесс – единственный систематизированный процесс возможного формирования полезного поведения. Вот почему роль школы в сохранении и укреплении здоровья не может не стать ведущей. Анализ этой проблемы в практике работы школы показал, что в школе недостаточно осознается необходимость использования здоровьесберегающих технологий образования и формирования правильной системы ценностей, мотивов и установок, ориентации учащихся на здоровый образ жизни, недостаточна интеграция медико-биологического, психологического и социально-педагогического знания, ориентированного на духовно-нравственное становление ребёнка. Реализация задач формирования здоровой личности учащегося и всей системы учебно-воспитательной работы невозможна без тесного сотрудничества всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов, коллектива образовательного учреждения в целом.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся возможно при следующих условиях:
создание необходимой материально-пространственной среды: помещений для занятий по оздоровлению учащихся, в том числе тренажерных и спортивных залов, комнаты психологической разгрузки, игровых комнат, физкультурно-оздоровительной площадки, медицинского кабинета и т.п.;
обеспечение образовательного процесса на основе оптимальных педагогических технологий, учебных программ и методик, прошедших психолого-педагогическую и медицинскую экспертизы и соответствующих основному принципу педагогики здоровья – «не навреди»;
проведение мониторинга, направленного на изучение состояния здоровья субъектов педагогического процесса и адаптации учащихся, оценка качества воспитательно-оздоровительной работы в ОУ;
создание педагогического банка данных по формированию здорового образа жизни учащихся, связи с другими образовательными учреждениями, специализирующимися в области здоровья учащихся и педагогов;
обеспечение ОУ специалистами, занимающимися проблемами здоровья учащихся, особенно медицинскими работниками;
подготовленность школьных работников, родителей по вопросам сохранения, укрепления здоровья, формирования потребности у учащихся здорового образа и стиля жизни, информационная обеспеченность данного направления в системе «ученик – учитель – родитель».
Новизна опыта
Понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Следует заметить, что традиционные подходы к решению проблемы имеют два варианта: создание условий для воспитания здорового ребенка и тактика оздоровления в школьных, домашних условиях, т.е. в любом случае является активным взрослый по отношению к здоровью ребенка. Поэтому очень важно предоставить ребенку возможность широко практиковать самостоятельные действия, в том числе и для сохранения своего собственного здоровья.
Ведущая педагогическая идея
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Опыт основан:
Законы Российской Федерации «Об образовании»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ»; рекомендации Института возрастной физиологии РАО, НИИ педиатрии РАО; исследования современных ученых: Л. Б. Дыхан, Г. К. Зайцева, В.Ф.Базарного, Н.Н Куинджи, Н.Е. Шурковой; воззрения педагогов-практиков; собственный опыт практической работы с учащимися.
Технология опыта
Цель работы: профилактика, коррекция и сохранение здоровья учащихся; формирование устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни.
Задачи работы:
1.Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.
2.Создания системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.
3.Создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
4.Формировать у учащихся осознанный выбор здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
1. Укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье.
2. Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
3. Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха учащихся.
4. Улучшение санитарно-гигиенических условий в классе.
5. Повышение уровня лечебной и профилактической работы.
6. Изменение восприятия проблемы педагогами, обучение их методам работы, сохраняющим здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе.
Основные направления работы:
Создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства позволяет практически реализовать основные принципы в практической деятельности по следующим направлениям:- создание охранительного педагогического режима обучения, организация здорового образа жизни;
- систематический анализ здоровья детей с целью последующей медико-психолого - педагогической коррекции;
- профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний;
- решение оздоровительных задач средствами физической культуры;
- ориентация инновационной деятельности в классе на важнейший критерий эффективности учебного процесса – улучшение физического и психического здоровья детей;
- разработка педагогических технологий, методик, отбор учебного материала, способствующего сохранению здоровья детей;
- изучение передового педагогического, медицинского, социального опыта по оздоровлению подрастающего поколения.
Каждое из перечисленных направлений включает: психологическое сопровождение; взаимодействие с родителями.
Таблица 1
Принципы здоровьесберегающих технологий,
применяемых в учебно - воспитательном процессе начальной школы
№
Принцип
Содержание принципа
Форма реализации
1
2
3
4
1
Создание образовательной среды.
Обеспечивает снятие всех стрессо- образующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
2-3 физминутки на уроках, диагностика психолога.
Продолжение таблицы 1
1
2
3
4
2
Творческий характер образовательного процесса.
Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
Игровые моменты, кружки разной направленности, интегрированные уроки.
3
Обеспечение мотивации образовательной деятельности.
Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
У первоклассника первые две недели три урока по 35 минут, четвертый урок – игровой или экскурсия.
4
Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций.
Переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
Разработка тематического планирования и воспитательной работы с учетом возможностей класса.
Продолжение таблицы 1
1
2
3
4
5
Учет системного строения высших психических функций.
При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящую в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
Разработка системного тестирования и анкетирования психических функций.
6
Принцип целостности.
Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение «по единицам», а не по элементам.
Разработка системного комплекса в учебном процессе на уроках и мероприятия.
7
Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.
Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
Психологическая помощь учителя при адаптации ребенка на разных этапах обучения и воспитания.
8
Рациональная организация двигательной активности.
Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.
Наблюдение за посадкой на уроках, питание, игровые моменты на уроках и переменах.
Продолжение таблицы 1
1
2
3
4
9
Обеспечение адекватного восстановления сил.
Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.
Прогулки на свежем воздухе, подвижные игры.
10
Обеспечение прочного запоминания.
Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
Упражнения и задания для развития разных типов памяти на уроках и дома.
11
Комплексная система закаливания детей.
Здоровье ребёнка отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования.
Медосмотр, спортивные секции, спортивные соревнования.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Таблица 2
Критерии здоровьесбережения на уроках
Критерии здоровьесбережения
Характеристика
1
2
Обстановка и гигиенические условия в классе.
Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.
Количество видов учебной деятельности. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности.
Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.
Количество видов преподавания. Чередование видов преподавания.
Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа.
Наличие и место методов, способствующих активизации.
Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).
Продолжение таблицы 2
1
2
Место и длительность применения ТСО.
Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.
Поза учащегося, чередование позы.
Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления.
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Психологический климат на уроке.
Взаимоотношения на уроке: учитель ученик (комфорт-напряжение, сотрудничество-авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик-ученик (сотрудничество-соперничество, дружелюбие-враждебность, активность-пассивность, заинтересованность-безразличие).
Эмоциональные разрядки на уроке.
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.
Продолжение таблицы 2
1
2
Момент наступления утомления и снижения учебной активности.
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности.
1. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить основные правила оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1. Правильная организация урока.
Во-первых, это учёт всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является: 1) показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
2) проявлением и тренировкой познавательной активности;
3) показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов, служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности. Организация урока должна обязательно включать три этапа:-1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);-2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы;-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия.
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индиивидуальности функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями.
Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга: - левополушарные люди при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;- правополушарные люди доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;- равнополушарные люди у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: -аудиальноевосприятие; -визуальное восприятие; -кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
График 1
Работоспособность в течение учебной недели (1-5 классы)
График 2
Работоспособность в течение рабочего дня (1-5 классы)
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности. При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице№3.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута 80%; 25-35-я минута 60-40%; 35-40-я минута 10%.
Таблица 3
Распределение интенсивности умственной деятельности
Часть урока
Время
Нагрузка
Деятельность
1 этап
Врабатывание
5 мин.
Относительно невелика
Репродуктивная, переходящая в продуктивную.
Повторение.
2 этап
Максимальная работоспособность
20 – 25 мин.
Максимальное снижение
на 15 мин.
Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.
3 этап
Конечный порыв
10 – 15 мин.
Небольшое повышение работоспо-собности
Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Утомление возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.
Вывод: у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма - десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя её изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.
2.Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. Соблюдение санитарных норм.
Учебный кабинет является основным местом проведения уроков и других учебных занятий с учащимися. Оборудование, оформление, санитарно- гигиеническое состояние в прямой степени влияют на качество и эффективность изучения предмета, повышение уровня образовательного процесса. Целенаправленная, систематическая работа по оснащению кабинета, созданию в нем благоприятных условий для учебной деятельности учеников и учителя, является прямой обязанностью заведующего кабинетом и учителей, работающих в нём.
В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная,
но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.
Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие ближе к доске, большие дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Учебные помещения должны иметь естественное освещение. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.
В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания.
Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками. Светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.
Цвет доски должен быть либо зелёным, либо коричневым, т.к. эти цвета рекомендованы психологами для более продуктивной работы учащихся на уроках.
По СанПиНам недопустимы цветы на подоконниках, так как это вредит зрению учащихся и мешает проветриванию кабинета. Цветы находятся на
полу (высота цветка не должна превышать 60-68 см), на полках или подвешиваются в кашпо на стены по периметру кабинета.
3. Диагностика физического развития учащихся по Фридману Л.М.
(см. в «Результативность»)
4. Организация рационального питания.
100% охват учащихся класса горячим питанием, все ребята питаются платно. Меню разнообразно, в него включены соки, овощи, фрукты. Два раза в учебном году проводится запланированная витаминизация детей.
5. Формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся и их родителей: беседы, классные часы, игры, родительские собрания и прочее.
(см. Приложение 1, 2, 3)
6. Адекватность методов, методик обучения и воспитания: физкультминутки, подвижные перемены и т.д.
(см. Приложение 4)
7. Формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
(см. Приложение 5, 6 – спортивные мероприятия, грамоты)
8. Совместная работа всех заинтересованных служб.
Для карты физического развития учащихся (по Фридману Л.М.) медицинским работником школы предоставляются сведения по пунктам 1-2, 3-4.
(см. карту физического развития в «Результативность»)
Результативность
Организация учебной деятельности в рамках образовательной программы “Начальная школа XXI века” с учетом здоровьесберегающих технологий не наносит ущерба здоровью учащихся. Вместе с тем, основной задачей остается такая организация учебной деятельности, при которой снимается проблема перегрузки учащихся. Необходимым становится определение комплекса мер направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья учащихся. На первый план выступает реализация оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий, таких как витаминизация блюд школьных столовых, оптимизация расписания занятий, проведение упражнений во время учебного процесса, направленных на коррекцию зрения и осанки, организация индивидуального и группового консультирования родителей по вопросам профилактики заболеваемости детей.
Нами было проведено исследование физического развития учащихся 2 класса (2012-2013 уч. год). В процессе диагностики отслеживались показатели роста и развития детей.
Имя учащегося
Виктор Б.
Рост в см
124 см
Вес в кг
23.100
Зрение
Норма
Слух
Норма
Речь
Норма
Осанка
Норма
Равновесие
4 балла
Сила
15 отжимов
Быстрота
4 балла
Ловкость
4 балла
Гибкость
4 балла
Общая оценка здоровья
Гр. здор. I
Карта физического развития учащихся 2 «В» класса
Имя учащегося
Вячеслав А.
Рост в см
132 см
Вес в кг
24.800
Зрение
Норма
Слух
Норма
Речь
Норма
Осанка
Норма
Равновесие
5 баллов
Сила
20 отжимов
Быстрота
5 баллов
Ловкость
5 баллов
Гибкость
4 балла
Общая оценка здоровья
Гр. здор. I
Имя учащегося
Матвей Б.
Рост в см
122 см
Вес в кг
25.800
Зрение
Норма
Слух
Норма
Речь
Дислалия (л, л', р, р')
Осанка
Норма
Равновесие
4 балла
Сила
15 отжимов
Быстрота
4 балла
Ловкость
2 балла
Гибкость
5 баллов
Общая оценка здоровья
Гр. здор. II
Имя учащегося
Артур Б.
Рост в см
130 cм
Вес в кг
34.700
Зрение
Норма
Слух
Норма
Речь
Дислалия (р)
Осанка
Норма
Равновесие
5 баллов
Сила
4 отжима
Быстрота
3 балла
Ловкость
4 балла
Гибкость
3 балла
Общая оценка здоровья
Гр. здор. II
Имя учащегося
Анастасия В.
Рост в см
123 см
Вес в кг
22.400
Зрение
Норма
Слух
Норма
Речь
Норма
Осанка
Норма
Равновесие
4 балла
Сила
10 отжимов
Быстрота
4 балла
Ловкость
4 балла
Гибкость
4 балла
Общая оценка здоровья
Гр. здор. II
Имя учащегося
Максим В.
Рост в см
134 см
Вес в кг
40.500
Зрение
Норма
Слух
Норма
Речь
Норма
Осанка
Норма
Равновесие
4 балла
Сила
15 отжимов
Быстрота
5 баллов
Ловкость
5 баллов
Гибкость
2 балла
Общая оценка здоровья
Гр. здор. II
Имя учащегося
Михаил К.
Рост в см
123 см
Вес в кг
23.700
Зрение
Норма
Слух
Норма
Речь
Норма
Осанка
Норма
Равновесие
5 баллов
Сила
15 отжимов
Быстрота
5 баллов
Ловкость
5 баллов
Гибкость
4 балла
Общая оценка здоровья
Гр. здор. I
Имя учащегося
Егор К.
Рост в см
125 см
Вес в кг
26.700
Зрение
Норма
Слух
Норма
Речь
Дислалия (л, р, р')
Осанка
Норма
Равновесие
5 баллов
Сила
20 отжимов
Быстрота
5 баллов
Ловкость
5 баллов
Гибкость
5 баллов
Общая оценка здоровья
Гр. здор. II
Имя учащегося
Михаил О.
Рост в см
125 см
Вес в кг
24 кг
Зрение
Норма
Слух
Норма
Речь
Сложная дислалия
Осанка
Норма
Равновесие
4 балла
Сила
30 отжимов
Быстрота
5 баллов
Ловкость
2 балла
Гибкость
5 баллов
Общая оценка здоровья
Гр. здор. II
Имя учащегося
Валерий М.
Рост в см
123 см
Вес в кг
29.700
Зрение
Норма
Слух
Норма
Речь
Норма
Осанка
Норма
Равновесие
5 баллов
Сила
15 отжимов
Быстрота
5 баллов
Ловкость
5 баллов
Гибкость
3 балла
Общая оценка здоровья
Гр. здор. II
Имя учащегося
Манижа Р.
Рост в см
132 см
Вес в кг
26.200
Зрение
Норма
Слух
Норма
Речь
Норма
Осанка
Норма
Равновесие
3 балла
Сила
11 отжимов
Быстрота
4 балла
Ловкость
5 баллов
Гибкость
4 балла
Общая оценка здоровья
Гр. здор. II
Имя учащегося
Вадим С.
Рост в см
130 см
Вес в кг
34.300
Зрение
Норма
Слух
Норма
Речь
Норма
Осанка
Норма
Равновесие
3 балла
Сила
15 отжимов
Быстрота
4 балла
Ловкость
4 балла
Гибкость
2 балла
Общая оценка здоровья
Гр. здор. I
Имя учащегося
Алина С.
Рост в см
134 см
Вес в кг
28.500
Зрение
Норма
Слух
Норма
Речь
Норма
Осанка
Норма
Равновесие
3 балла
Сила
10 отжимов
Быстрота
5 баллов
Ловкость
5 баллов
Гибкость
5 баллов
Общая оценка здоровья
Гр. здор. II
Имя учащегося
Анатолий С.
Рост в см
127 см
Вес в кг
25.700
Зрение
Норма
Слух
Норма
Речь
Норма
Осанка
Норма
Равновесие
5 баллов
Сила
20 отжимов
Быстрота
5 баллов
Ловкость
5 баллов
Гибкость
5 баллов
Общая оценка здоровья
Гр. здор. II
Имя учащегося
Александр С.
Рост в см
130 см
Вес в кг
27.500
Зрение
Норма
Слух
Норма
Речь
Норма
Осанка
Норма
Равновесие
5 баллов
Сила
15 отжимов
Быстрота
5 баллов
Ловкость
5 баллов
Гибкость
5 баллов
Общая оценка здоровья
Гр. здор. II
Имя учащегося
Владислав С.
Рост в см
124 см
Вес в кг
21.500
Зрение
Норма
Слух
Норма
Речь
Норма
Осанка
Норма
Равновесие
4 балла
Сила
15 отжимов
Быстрота
4 балла
Ловкость
5 баллов
Гибкость
5 баллов
Общая оценка здоровья
Гр. здор. II
Имя учащегося
Екатерина Т.
Рост в см
115 см
Вес в кг
19.500
Зрение
Норма
Слух
Норма
Речь
Норма
Осанка
Норма
Равновесие
5 баллов
Сила
20 отжимов
Быстрота
5 баллов
Ловкость
4 балла
Гибкость
5 баллов
Общая оценка здоровья
Гр. здор. II
Имя учащегося
Александр Ф.
Рост в см
131 см
Вес в кг
25.500
Зрение
Отклонение
Слух
Норма
Речь
Норма
Осанка
Норма
Равновесие
2 балла
Сила
30 отжимов
Быстрота
5 баллов
Ловкость
5 баллов
Гибкость
4 балла
Общая оценка здоровья
Гр. здор. II
Имя учащегося
Анна Ф.
Рост в см
135 см
Вес в кг
28.800
Зрение
Отклонение
Слух
Норма
Речь
Дисламия (л)
Осанка
Норма
Равновесие
5 баллов
Сила
2 отжима
Быстрота
4 балла
Ловкость
4 балла
Гибкость
5 баллов
Общая оценка здоровья
Гр. здор. II
Имя учащегося
Ибрагим Х.
Рост в см
129 см
Вес в кг
31.700
Зрение
Норма
Слух
Норма
Речь
Норма
Осанка
Норма
Равновесие
4 балла
Сила
10 отжимов
Быстрота
4 балла
Ловкость
5 баллов
Гибкость
5 баллов
Общая оценка здоровья
Гр. здор. II
1. Рост, вес, зрение, слух, речь, осанка – устанавливаются врачом.
2. Равновесие.
Учащемуся предлагается выполнить следующие четыре задания:
- Сдвинуть пятки и носки вместе, руки вытянуть вперёд, пальцы развести. Простоять с закрытыми глазами 30 секунд, не качаясь и не теряя равновесия.
- Поставить стопы ног на одной линии (пятка одной ноги касается носка другой), руки вытянуть вперёд. Простоять 30 секунд.
- Стоя на левой ноге, приложить пятку правой ноги к коленной чашечке левой ноги, руки вытянуть вперёд, пальцы развести. Простоять 30 секунд.
Задание выполняется дважды: до и после физической нагрузки. Результат оценивается по пятибалльной шкале: если поза удерживается менее 5 сек. – 1 балл, 5-10 сек. – 2 балла, 11-15 сек. – 3 балла, 16-20 сек. – 4 балла, 21-30 сек. – 5 баллов.
Указанные нормы оценок ориентировочные. Они зависят от возраста и пола школьников, от состояния здоровья и других условий. При низких оценках ученику рекомендуется тренировка под руководством учителя физкультуры.
3. Сила.
- Исходное положение – упор лёжа на полу. Выполнить максимально возможное число отжимов от пола. Средний показатель для юношей – 15
отжимов. В карте отмечается число отжимов.
4. Быстрота.
- Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Быстро присесть и вытянуть руки вперёд. Затем встать, приподняться на носки, руки опустить.
- Исходное положение – стоя, ноги врозь, правая рука вверху, левая – внизу. Быстро менять положение рук.
Среднее значение для юношей за 1 мин. – 6-7 приседаний, 16-17 смен рук. Оценивается по пятибалльной шкале.
5. Ловкость.
- Взять два небольших мяча (камешка) и подбрасывать и ловить один за другим сначала левой, а затем правой рукой.
Среднее значение для юношей без потери мяча – 45-50 сек. Левой рукой и 75-90 сек. Правой рукой. Оценивается по пятибалльной шкале.
6. Гибкость.
- Исходное положение – стоя прямо, ноги вместе. Если ученик смог коснуться пола ладонями, то у него хорошая гибкость.
Оценивается по пятибалльной шкале. Если оценка ниже 3, то необходима тренировка.
Проведённая работа позволяет увидеть, что у учащихся 2 «В» класса нет значительных отклонений от нормы развития детей данного возраста. Те ребята, у которых наблюдаются нарушения зрения и речи, стоят на учёте у специалистов, где им оказывается помощь. Все остальные показатели, указанные в карте, будут корректироваться и развиваться при помощи здоровьесберегающих технологий.
Также нами было проведено исследование в 1-ом, 2-ом, 3-ем классе, целью которого явилась оценка показателей заболеваемости обучающихся.
Таблица 4
Оценка показателей заболеваемости обучающихся
Показатели
1 класс
2 класс
3 класс
(начало года)
I группа
IIгруппа
IIIгруппа
8,3%%
85%
6,7%
13,3%
80%
6,7%
13,3%
80%
6,7%
Основная группа
Подготовительная группа
Специальная группа
66,7%
33,3%
------
73,3%
26,7%
------
73,3%
26,7%
------
Нарушение зрения
10%
10%
10%
Нарушение слуха
------
------
------
Нарушение речи
26,7%%
23,3%%
16,7%
Нарушение осанки
6,7%
6,7%
6,7%
Не болевшие дети
50,0%
66,7%
73,3%
На начальной ступени обучения отмечался высокий фоновой уровень распространенности хронических заболеваний. Стабильными на протяжении двух лет обучения оказались показатели групп, которые в значительной степени определяются общей учебной нагрузкой учащихся в урочное и неурочное время. Отрадно то, что показатели нарушения речи уменьшаются, а показатели нарушения зрения держатся на одном уровне. Число не болевших детей увеличилось. Полученные данные были использованы для оптимизации расписания уроков и занятий во внеурочное время.
Вывод
Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что ведет к повышенной заболеваемости. Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35 минут продолжительность урока, для учащихся 2-4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, динамической паузы, разучивание комплекса физических упражнений и других. Начало учебного дня в начальных классах желательно отмечать организованной зарядкой. Учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.
Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных, а при необходимости - специально сконструированных и индивидуально дозированных игр оздоровительной направленности. При правильной педагогической инструментовке такие игры способны:
- действительно поддерживать у младших школьников должный запас "адаптационной энергии" (Г. Селье);
- стимулировать процессы роста и развитие основных физических качеств младшего школьника (сила, быстрота, ловкость, выносливость);
- устранять недостатки в физическом развитии детей, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние.
Таким образом, организация учебной деятельности в рамках образовательной программы “Начальная школа XXI века” с учётом здоровьесберегающих технологий не наносит ущерба здоровью учащихся. Вместе с тем, основной задачей остаётся такая организация учебной деятельности, при которой снимается проблема перегрузки учащихся. Необходимым становится определение комплекса мер направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья учащихся. На первый план выступает реализация оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий, таких как витаминизация блюд школьных столовых, оптимизация расписания занятий, проведение упражнений во время учебного процесса, направленных на коррекцию зрения и осанки, организация индивидуального и группового консультирования родителей по вопросам профилактики заболеваемости детей.
Заключение
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Адресная направленность
Данный опыт может быть использован как учителями начальных классов, так и учителями – предметниками.
Данная методика апробируется на уроках и во внеурочное время в
начальной школе. Она проста и доступна любому учителю.
Форма распространения опыта – обобщение, открытые уроки, теоретические выступления.
Трудоёмкость
Здоровьесберегающие технологии – это система работы оздоровительного пространства – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно. Над данной проблемой я работаю 5 лет. Постоянно отслеживаю результаты.
В работе над опытом выделилось 3 этапа: I этап – изучение и осмысливание основных здоровьесберегающих условий в обучении и воспитании учащихся, сохранение и укрепление их здоровья. Здесь я изучала литературу по данному вопросу. II этап – разработка внеклассных мероприятий, бесед, разучивание подвижных игр и др., способствующих решению данного вопроса. III этап – описание опыта.
Список литературы
1. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Сергиев Посад, 1995. 122 с.
2. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 1991. 64с.
3. Голованова Н.Ф. Воспитательное пространство продлённого дня. СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. 160с.
4. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. М.: «ВАКО», 2004. 152с.
5. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие. М.: Владос, 2000. 192 с.
6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. 296 с.
7. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. 1-4 классы. М.: 2005. 84 с.
8. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. «Дрофа», 2003. 128 с.
9. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. СПб.: Акцидент, 135 с.
10. Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2002. 65 с.
11. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000. 104 с.
12. Лебедева Н. Т. Школа и здоровье учащихся. Мн., 1998. 221 с.
13. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. М.: Вентана-Граф, 2008. 112 с.
14. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 56 с.
15. Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах. М.: КНОРУС, 2006. 147 с.
16. Павлова М.А., Гришанова О.С., Гусева Е.В. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении. Учитель, 2010, 248 с.
17. Симкина П.Л. Азбука здоровья: Физкультминутки здоровьесберегающей направленности. М.: Амрита-Русь, 2006. 43 с.
18. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. 272 с.
19. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002. 62 с.
20. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. Ростов н/Дону: Феникс, 2007. 285 с.
21. Соковня И.И. Социальное взросление и здоровье школьников. М.: Просвещение. 2005. 21 с.
22. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель, 2005. 70 с.
23. Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. М., 1998. 54 с.
24. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М.: Илекса. 2001. 143 с.
25. Щуркова Н.Е. Новые педагогические технологии. М.: Новая школа, 1991. 142 с.
Приложение 1
Сценарий классного родительского собрания
"Здоровье детей в наших руках".
Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению укреплению здоровья своих детей.
Форма проведения: дискуссия.
Вопросы для обсуждения:
* Анализ состояния здоровья учащихся на данный период времени.
* Выявление факторов, влияющих на здоровье школьников.
* Определение условий и возможностей по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) учащихся в школе и дома.
Ход собрания:
1. Выступление учителя.
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение: здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических недугов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.
А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие? Официальная цифра такова: 86% детей в России имеют отклонения в состоянии здоровья.
Результаты медицинских осмотров говорят о том, что в основном ученики имеют различные нарушения состояния здоровья:
1. Год от года увеличивается количество детей со сколиозом.
2. Увеличивается количество детей, больных ожирением.
3. Увеличивается число детей с болезнями нервной системы.
4. Год от года увеличивается количество детей, имеющих отклонения в системе кровообращения.
5. За последние годы резко увеличивается процент детей, страдающих аллергией.
6. Отличается тенденция роста детей, имеющих заболевание мочеполовой системы.
По данным Минздрава и Госкомэпиднадзора, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения , 35-40% - хронические заболевания.
2. Какие факторы влияют на здоровье?
а). Образ жизни (50-55%).
* Отсутствие вредных привычек (алкоголь, табакокурение, различные зависимости: наркотики, таблетки, компьютер и т.д.).
* Рациональное питание (сбалансированность жиров, углеводов, белков, витаминов); чтобы не было йододефицита надо в пищу употреблять йодированную соль. Но так как йод испаряется во время варки, лучше досаливать в конце или на столе.
* Адекватные физические нагрузки; есть понятие физическая культура, а есть спорт. Спорт – это большие физические нагрузки. Если ребенок занимается больше 8-12 часов в неделю, то иммунитет может снижаться, а девочки часто не могут рожать.
* Психологический климат (унижение, оскорбление, некорректные замечания способствуют дискомфорту).
б) Внешняя среда (20-25%).
* Экология (в Кемеровской области рождается от 5-10% здоровых детей).
* Бытовые условия. Шум, духота, синтетические материалы: пластиковые двери, окна, столы с ламинатом, линолеум, компьютеры (электромагнитное излучение) – все это выделяет ядовитые химические вещества в течение 3-х лет.
в) Наследственность (15-20%).
* Наследственные болезни: болезнь Дауна; гемофилия; все болезни, связанные с обменом веществ; рак (2 фактора: наследственность и вирус), гипертония.
г) Медицинская помощь (10-15%). Хорошая или плохая.
Вывод: наше здоровье в большей степени зависит от образа жизни.
3. Каковы мотивы формирования ЗОЖ?
В 10-14 лет у детей обычно рискованное поведение. Показ запугивающих фильмов не эффективен, так как в этом возрасте думают, что они будут жить вечно – у них нет страха смерти.
В 15-18 лет отмечается стремление к самосохранению: во-первых, многие строят карьеру жизни; во-вторых, появляется стремление нравиться – сексуальная привлекательность (мода, диета).
Итог. Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно. За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94% до 1% . Главными пороками 21 века становится: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.
4. Выступление медицинского работника:
1. Состояние здоровья учащихся класса (результаты медицинского осмотра).
2. Питание учеников в школьной столовой.
3. Анализ анкет учащихся «Как я оцениваю свое здоровье?»
4. Выступление учителя физической культуры:
- Поведение учащихся на уроке физкультуры.
- Рекомендации родителям по приобретению спортивного инвентаря для занятий спортом в домашних условиях.
- Рассказ о спортивных кружках и секциях школы.
- Рассказ о спортивных мероприятиях школы и спортивных достижениях.
5. Выступление родителей «Как организована работа в семье по здоровьесбережению» (из опыта).
6. Анализ интересных фактов.
- Минимальная норма количества шагов за день для человека – 10.000 шагов. Современный человек с натяжкой делает половину.
- В 13 лет повышение давления до 130/80 – распространенное явление.
- Если родители имеют избыточный вес, 60-80% детей имеют его тоже.
- Для того чтобы сохранить баланс двигательной активности, школьник должен ежедневно делать 23-30 тыс. шагов.
- Дети разведенных родителей чаще болеют гипертонией.
- По мнению медиков, возраст от 1 до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 до 60.
- У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20% выше. Это приводит к быстрому изнашиванию сердца. По статистике, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц.
7. Подведение итогов. Составление плана мероприятий для развития интереса у учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
Приложение 2
Классный час «Здоровье – бесценное богатство».
Ход занятия:
I. Постановка учебной задачи.
- Здравствуйте, дорогие ребята!
При встрече люди издревле желали друг другу здоровья:
«Здравствуйте, доброго здоровья!»
«Как ваше драгоценное здоровье?!»
И это не случайно. Ведь ещё в Древней Руси говорили
«Здоровья не купишь»
«Дал бы здоровья, а счастья найдёшь»
- Что значит быть здоровым ? - Жить без болезней, вести нормальную деятельность, быть живым. - Здоровье в большей степени зависит от вас самих? - Что может повлиять на состояние здоровья?
1. Образ жизни. 2.Состояние окружающей среды – природы. 3. Питание.
Древние Греки например, мало болели, но долго жили! -От чего же им так везло? -Пищу ели растительную, мяса употребляли мало, табака не знали, вино пили разбавленным, много двигались. -Но главное закалялись. В школе полдня занимались наукой, полдня физкультурой. -Почему?
II. Игра «Ромашка». На лепестках ромашки записана первая половина пословицы- продолжить
В здоровом теле (здоровый дух).
Голову держи в холоде (а ноги в тепле).
Заболел живот, держи (закрытым рот).
Быстрого и ловкого (болезнь не догонит).
Землю сушит зной, человека (болезни).
К слабому и болезнь (пристает).
Поработал (отдохни).
Любящий чистоту – (будет здоровым).
- Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы- это народная мудрость. - Так что же такое здоровье?
III. Мозговой штурм
Дети высказываются на тему: Здоровый человек- это
Вывод .
- Что же мешает быть здоровым? - Какие вредные привычки преследуют многих людей в жизни? (курение , пьянство , сквернословие.)
Но что из этих привычек повторяется ежечасно? - Курение! Но что же такое курение и табак?
КУРЕНИЕ – это употребление вещества , дающий при горении ароматический дым .
ТАБАК – травянистое растение из семейства маслёновых , с крупными листьями.
Табак родом из Америки. Первыми европейцами попробовавшими его в 1492 г., были матросы знаменитой флотилии Христофора Колумба. В числе подарков жители острова Гуанахани, который Колумб назвал Сан- Сальвадор, поднесли сушеные на солнце листья растения «петум». Сами они курили эти листья, свернутые в трубочку. Жители Кубы, куда Колумб высадился 27 октября 1492 г., называли траву для курения «сигаро». И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей, как это делали островитяне, могли лишь черти, многие матросы, да и сам адмирал, втянулись в это занятие. В Англии, в эпоху Елизаветы 1, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. В России, во времена царствования Михаила Федоровича Романова, уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по ступням, во второй раз- обрезанием носа и ушей. После сильнейшего пожара в Москве в 1634 г., причиной которого, как стало известно, было курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.
Торговля табаком и курение были разрешены в России в царствование Петра I, который стал сам заядлым курильщиком после посещения Голландии.
Вопросы.
Почему табак был завезён в Европу? Дым табака, считался отпугивающим злых духов (лечебной травой). В 1543 году в одной учебной книге сказано «Табак вызывает сон, избавляет от усталости, успокаивает боль». В Италии табак считался «забавой дьявола» (5 монахов покуривших были заживо замурованы в стены монастыря).
Почему же табак выращивают до наших лет, и продают сигареты? (Доходная статья для торговцев именно они распространили по свету табак)
Почему людям покурившим однажды очень трудно отказаться от сигареты? Никотин- наркотическое вещество, вызывающее зависимость от табака. Нико Жан- 1560 год- первый завёз табак во Францию.
Вместе с папиросой сгорает и курящий.
Приложение 3
Конспект занятия "Если хочешь быть здоров".
Программное содержание:
Способствовать формированию у ребенка потребности быть здоровым.
Выяснить сформированность навыков гигиенического поведения.
Закрепить представления о значении физкультуры и спорта в укреплении здоровья человека.
Развивать диалогическую речь - самостоятельно, грамматически правильно и полно отвечать на вопросы.
Упражнять в словообразовании существительных, обозначающих виды спорта.
Материал:
Шапочка гигиены, мяч, листы бумаги для зарисовки схем, простой карандаш, картинки с изображением спортсменов и спортивных сооружений, картинки с изображением средств гигиены.
Ход занятия:
Дорогие дети. Мы попали с вами в страну “здоровичков”. Где мы будем веселиться и многому учиться: как здоровыми быть? Зачем руки надо мыть? Витамины принимать и про спорт не забывать. Вы готовы? А утром вы умывались? (Выходит гигиена)
Добрый день. Я - чистота!С вами быть хочу всегда.Я пришла вас научитьКак здоровье сохранить.Много грязи вокруг насИ она в недобрый часПринесет нам вред, болезни.Но я дам совет полезныйМой совет совсем не сложный -С грязью будьте осторожней.
Мы сейчас проверим, знают ли дети, что необходимо иметь, чтобы быть чистыми и здоровыми? ...зубная паста, расческа, мыло и т.д.
(Дети отвечают стоя в кругу, передавая мяч друг другу).
Теперь мы убедились, что вы знаете, что нужно, чтобы оставаться чистыми и здоровыми. А знаете ли вы, какими средствами гигиены можете пользоваться вся ваша семья?
(Мыло, шампунь, зубная паста.)
А можешь пользоваться только ты? (Расческа, зубная щетка, полотенце, мочалка.) Скажите мне, сколько раз в день вы должны мыть руки? (Каждый раз после уборки в комнате, после туалета, после прогулки, после общения с животными, после работы в огороде, после поездки в транспорте, после игры, перед едой.)
“Каждый раз перед едой Нужно руки мыть водой!Чтобы быть здоровым, сильным Мой лицо и руки с мылом.
А что будет, если не вымыть руки? (попадут микробы, инфекция, глисты)
Дети, а гигиена это только чистые руки? (Нет)
А что еще? (чистка зубов, прическа, чистая и опрятная одежда, стриженые ногти, чистые носы.)
Давайте проверим чистые ли у нас носы.
Игра “Поиграем носиком”.
(Игра укрепляет и закаляет весь дыхательный тракт.)
а) “носик гуляет” - вдох и выдох через нос
б) “носик балуется” - на вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами на крылья носа.
в) “носик поет песенку” - на выдохе ребенок постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет “ба-бо-бу”
г) “погреем носик” - растирание переносицы указательными пальцами вверх и обратно.
А быть чистым, это значит быть здоровым? (Нет)
А что еще нужно, чтобы быть здоровым? (Заниматься спортом)
А какие виды спорта вы знаете? (Дети перечисляют)
Давайте с вами превратимся в спортсменов.
Игра-имитация “ Мы спортсмены”.
(Предлагается название спортсмена, а дети имитируют движения спортсмена.)
“В путь дорогу собирайсяЗа здоровьем отправляйся.”
Спортсменами мы с вами побывали, а теперь давайте поможем спортсменам найти свои спортивные сооружения, комплексы и другие места, где они тренируются.
Дидактическая игра “ Кому что нужно?”
(Подобрать картинки спортсменов к спортивным сооружениям.)
Вот молодцы, и с этим заданием вы справились. А какими вы хотите вырасти? Что нужно, чтобы вырасти сильными, крепкими, здоровыми?
“Для того чтоб все запомнить, Нужно схему нам заполнить. Чтоб красиво рисовать, Надо пальчики размять”.
(Пальчиковая гимнастика под музыку.)
Зарисовка схемы здоровья.
Итог: проговаривание пословиц о здоровье.
“Здоров будешь - всего добудешь”.
“В здоровом теле - здоровый дух”.
“Здоровому, все здорово”.
“Здоровье всему голова”.
“Здоровье дороже денег”.
Приложение 4
Роль физкультминуток на уроке.
Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели).
Продолжительность – 2-3 минуты.
Основные требования при составлении комплекса
физкультминуток.
1) Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение.
2) Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.
3) Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели.
4) Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д.
5) Во время контрольных и некоторых практических уроках (труд, физкультура, ритмика и др.) физкультминутку не проводят.
Физкультминутки лучше всего систематизировать:
1. Оздоровительно- гигиенические.
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками».
На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.
2. Танцевальные.
Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
3. Физкультурно-спортивные.
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
4. Подражательные.
Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
5. Двигательно-речевые.
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.
Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения.
Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
Первое упражнение. На раз – поднять глаза вверх, на два – смотреть прямо, на три – потупить взор книзу, на четыре – смотреть прямо,8 раз.
Второе упражнение. На раз – смотреть на переносицу, на два – прямо.
Повторить 8 раз.
Третье упражнение. На раз - смотреть влево, на два – прямо, на три –
смотреть вправо, на четыре – перед собой. Повторить 8 раз.
Четвёртое упражнение. Круговые обороты глазами – 4 раза влево, четыре вправо.
Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз. После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях. Сложить пальцы в кулак, мизинец положить на точку внутреннего угла глаза.
Сделать девять главных движений по часовой стрелке и девять против неё.
Провести мизинцем по кромке глазной впадине снизу к внешнему углу глаза и сверху к внутреннему. Эти движения выполнять по три раза.
Сделать три аналогичных движений в противоположную сторону – три раза.
Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу. 9 раз.
После массажа растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками.
Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин). Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, а и взрослым. Если так делать систематически, то ощутим быстрый результат.
Для всех учителей физкультминутка должна стать обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика.
Приложение 5
Внеклассное мероприятие "Папа, мама, я – спортивная семья".
Цель: пропаганда здорового образа жизни и активного отдыха.
Задачи:
- приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом детей совместно с родителями;
- демонстрация достижений участников;
- содействовать пропаганде физической культуры.
Рекомендации:
1. Заранее ознакомить участников мероприятия с условиями проведения праздника.
2. Дать рекомендации по подготовке домашнего задания.
3. Проинструктировать о правилах техники безопасности при проведении праздника.
4. При формировании команд учитывать возраст участников.
5. Оформить красочное внешнее оформление зала.
6. Заблаговременно подготовить инвентарь, оборудование, аудио и видео аппаратуру.
7. Познакомить судейскую бригаду с правилами судейства, правильным выполнением тех или иных конкурсов.
Деятельность участников:
1. Дети и их родители совместно выполняют задания и конкурсы, стараясь сделать их как можно лучше, быстрее и дружнее.
2. Дети, родители, классный руководитель готовят домашние задание: название, девиз, эмблему команды.
3. Из болельщиков выбирается по одному представителю от каждого класса в судейскую бригаду.
Программа праздника:
Дети читают стихи.
“Дружба нам всего важней!
Побеждая,
Мы пройдем повсюду с ней!
В спорте другу помогая,
Сам становишься сильней!”
“Вмecтe весело танцуем,
Вместе весело поем.
Вместе мышцы укрепляем,
Потому не устаем”.
“К битвам спортивным
Все мы готовы.
Каждый уверен в силе своей.
И побеждает на финише снова
Дружба, сплоченность команды моей”.
“Кто смотрит привычно уныло и хмуро,
Пусть примет наш добрый совет:
Получше, надежней дружить с физкультурой,
В ней юности вечной секрет!”
Ведущий: "Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Здравствуйте, дорогие ребята! Милости просим, дорогие болельщики и гости! Сегодня здесь, в зале нашей школы собрались две дружные команды, а также многочисленные болельщики команд и наши гости! Здравствуйте! Собрались мы здесь, чтобы помериться в силе и ловкости, скорости и выносливости. Но это не главное в нашей сегодняшней встрече. Мы собрались, чтобы поближе познакомиться и крепче подружиться, посмотреть, что умеют наши дети и могут наши родители.
Предлагаю познакомиться с нашими командами.
Представление команд (1 конкурс).
Ведущий: наше жюри (представление жюри).
Ведущий: А давайте по приветствуем друг друга, станцуем танец, который так и называется “ПРИВЕТСТВИЕ”.
Ведущий: Сегодня наши соревнования будут посвящены зимним видам спорта и зимним забавам.
2 конкурс “ Сложи фразу” (каждый участник берёт по одной букве, добегает до отметки, оставляя там букву, капитан складывает нужную фразу) (Быстрее, выше сильнее !)
3 конкурс “Шайбу, шайбу” (при помощи хоккейной клюшки провести мяч до стойки и обратно).
4 конкурс “Песенный” (Командам дается текст песни и предлагается исполнить по одному куплету Конкурс проводится на лучшее исполнение песни, оценивается 5 очками. Музыка на мотив песни “ Я люблю тебя жизнь!”
1. Физкультуру и спорт
Любим всею душой безгранично,
Спорт нам радость дает,
С ним здоровье у нас на отлично!
Чтобы в тонусе быть,
Утром не забываем зарядку,
Чтобы тело развить,
Тренируемся по распорядку.
2. Резвость ног, крепость рук
Сердца доброго стук
Силой полнит любые движения.
Силу воли свою
Закаляем спортивным терпением,
В школьной жизни, в быту
Помогает нам спорт, без сомнения.
5 конкурс игра “ Снежки” (задача каждой команды перебросить на сторону соперника через сетку как можно больше снежков (мягкий мяч), (время ограничено).
6 конкурс “Снежный ком” (прыжки на большом мяче до стойки и обратно).
7 конкурс “Интеллектуальный” (назвать зимние виды спорта).
8 конкурс “ Лыжные гонки”.
Подведение итогов. (Дети читают стихи)
Соревновались все на славу,
Победители по праву.
Похвал достойны и награды,
И мы призы вручить вам рады.
Благодарим вас за участье
Вот сувениры вам на счастье!
(Награждение победителей)
Всем спасибо за вниманье,
За задор, за звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: До свидания,
До счастливых, новых встреч...
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
БђЗаголовок 1БђЗаголовок 2БђЗаголовок 3БђЗаголовок 4БђЗаголовок 5БђЗаголовок 6БђЗаголовок 7БђЗаголовок 8БђЗаголовок 915