Доклад Использование современных информационных технологий на уроках русского языка и литературы


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Доклад
на педагогическую конференцию
«Калейдоскоп педагогических идей»
Тема: «Использование современных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы».
Подготовила:
преподаватель
русского языка
и литературы
Калужная Ксения
Геннадьевна
г. Уссурийск, 2014 г.
Содержание.
Вступление.
Основная часть.
Заключение.
Список использованной литературы и интернет-источников.

Вступление.
Век новых технологий диктует свои правила. Сфера образования – не исключение. Сейчас активное распространение получают компьютерные технологии, которые позволяют оптимизировать, индивидуализировать и модернизировать процесс обучения. Увеличивается темп работы; появляется возможность организовать различные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний; развиваются навыки исследовательской деятельности; повышается мотивация обучающихся к обучению; формируются коммуникативные умения; развивается познавательный интерес обучающихся; поддерживается их интерес на протяжении всего занятия. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа. Обучающимся нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.

Основная часть.
Интернет — незаменимый источник для актуализации материалов учебников, поиска дополнительной информации, инструмент, позволяющий значительно сэкономить время и средства при разработке уроков.
Благодаря Интернету открывается уникальная возможность совершать виртуальные экскурсии по памятным местам поэтов и писателей, например: побывать в Государственном музее-заповеднике С. А. Есенина, на родине М. Ю. Лермонтова в Тарханах, совершить путешествие по пушкинским местам или побывать в Третьяковской галерее.
Не всегда можно найти аудиозапись с голосами поэтов и писателей, такую возможность открывает перед нами Интернет. Для этого в ресурсах Интернета есть некоммерческий проект — Золотой стихофон. Его цель — популяризация искусства художественного чтения и литературы. Материалы сайта могут быть хорошим пособием для уроков словесности и развития речи в образовательных учреждениях.
Для проведения уроков русского языка используются готовые электронные образовательные ресурсы, которые дают возможность не только наглядно объяснить материал урока, но и получить обратную связь.
Обучающиеся, используя книги, журналы, методические указания, материалы из сети Интернет, участвуют в создании электронных версий материалов урока. Такое знакомство и дальнейшее активное использование уникальных возможностей Интернета позволяет сделать процесс обучения более увлекательным, разнообразным, учитывающим интересы, потребности
и компетенцию индивидуума, а контроль работы учащихся — более эффективным и оперативным.
Изучение познавательных интересов обучающихся показывает, что в большинстве случаев русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки среди ребят. Причины этого заключаются в высокой сложности изучения: большое количество исключений из правил в русском языке, большой объем произведений по литературе. Повышать мотивацию
необходимо за счет создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения. Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от преподавателя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и обучающимся, и преподавателю. Основной целью использования сети Интернет является повышение эффективности урока. Творчески работающий преподаватель всегда имеет возможность использовать компьютерные технологии на своих уроках.
Можно назвать несколько видов работ с применением ИКТ:
1. Работа со схемами. При подготовке к уроку составляю презентацию со схемами, но только их основы, которые учащиеся заполняют с помощью интерактивной доски. Одну и ту же презентацию можно использовать несколько раз: при объяснении нового материала, при закреплении и для контроля знаний.
2. Работа с текстами. С помощью презентаций очень удобно проверять различные виды орфографических работ. Для этого на одном слайде появляется текст с пропущенными буквами или с допущенными ошибками. После выполнения работы обучающиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга по следующему слайду, где другим цветом выделены вставленные или исправленные орфограммы. Учащиеся сразу выставляют оценки по критериям, данным на третьем слайде. Данный вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают оценку за знания.
3.Для оперативного контроля знаний можно использовать диски «Репетитор по русскому языку от Кирилла и Мефодия», интерактивные тренажеры и тесты по различным темам программы. Одной из разновидностей контроля знаний обучающихся по предметам является тестирование с помощью электронной системы Mimio Vote, то есть ИК-пультов (системы оперативного контроля знаний), что позволяют моментально проверить знания каждого обучающегося, оценить их и определить пробелы в знаниях для последующей индивидуальной работы. С тестами можно работать и индивидуально с одним преподавательским компьютером. После установки такой программы каждый обучающийся вносит свое имя и пароль. Программа запоминает его результаты, и каждый обучающийся отрабатывает свои пробелы в знаниях.
4. Заочная экскурсия в памятные места. Использование презентаций по биографии писателей и поэтов в начале изучения их творчества, иллюстрирующих события и факты жизни и творческой судьбы авторов, помогают ярче, выразительнее, нагляднее изучить и проследить путь становления как личности и как творческого человека русских писателей и поэтов 19-20 века.
5. Использование аудиокниг при изучении художественных текстов. Незаменимым источником, из которого обучающиеся сейчас могут познакомиться с текстом художественного произведения, стали аудиокниги, то есть аудиозаписи шедевров русской и мировой литературы в творческом исполнении артистов, а иногда самих авторов. Использование аудиофрагментов на уроках литературы в значительной степени облегчает задачу знакомства обучающихся с содержанием произведения и его героями, что помогает решить проблему снижения интереса современной молодежи к чтению. При прослушивании фрагментов уместно поставить серию вопросов по содержанию и характеристике персонажей для того, чтобы обучающиеся смогли удерживать концентрацию внимания и найти правильные ответы на вопросы.
6. Демонстрация фрагментов художественных фильмов или телеспектаклей-экранизаций литературных произведений. При изучении текста художественного произведения как один из этапов урока можно включить сравнительный анализ отрывка из произведения и этого же по сюжету отрывка из экранизации. Обучающиеся отвечают на вопросы, удалось ли режиссеру фильма и актерам воплотить авторский замысел, какие моменты наиболее удачны или, наоборот, с чем не справились актеры фильма или театральной постановки.
7. Презентации обучающихся. В качестве творческого задания в на разных этапах из-учения творчества поэта или писателя можно сильным ребятам дать задание составить презентацию, например, по биографии, по анализу художественного произведения, по этапам творческого пути с применением интернет-источников, найденных обучающимися самостоятельно.Это далеко не весь перечень современных информационных средств и технологий, которые в данный момент можно успешно использовать на уроках для активизации мыслительной и познавательной деятельности обучающихся, для повышения интереса к изучения предмета. Каждый преподаватель должен творчески подходить к тем возможностям, которые сегодня ему предлагает сеть Интернет и компьютерные и технические возможности образовательного учреждения, в котором он работает, и его рабочего кабинета.
Заключение.
Таким образом, систематическое использование ИКТ на разных этапах урока и по различным направлениям являются эффективным средством активизации учебной деятельности обучающихся, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков, развитие умственной деятельности. Словом, ИКТ заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания.
Список используемой литературы и интернет источников:
Уроки русского языка с применением информационных технологий. 10-11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. /Авт.-сост.: Л.Н. Алжибаева, А.М. Гращенкова. – М.: Планета, 2013.
Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Изучение сквозных тем в процессе преподавания литературы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. /Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова. – М.: Планета, 2013 г.
www.
www.www.