Методическая разработка по противопожарной тематике Огонь дуг и огонь враг.


Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Станция юных техников г. Ртищево Саратовской области.
Методическая разработка занятия
по противопожарной безопасности.
Тема:
«Огонь друг и огонь враг»
Руководитель объединения
НТМ «ЮМИК»
Педагог дополнительного образования:
Шишкова Елена Владимировна.
Ртищево
Огонь друг и огонь враг.
Форма проведения: занятие - конкурс.
Цель: показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную; познакомить с историей развития пожарного дела в России, развивать интерес к профессии пожарного; проверить знания воспитанников по правилам пожарной безопасности; учить правилам поведения во время пожара; побуждать к творчеству.
Оформление: помещение оформлено датами летописи становления пожарного дела в России (приложение 1).
Оборудование: для просмотра слайдов используется компьютер.
Материалы: альбомные листы, маркеры, фломастеры; карточки для задания 4 (приложение 2); памятки для всех воспитанников.
План:
Презентация журнала «Огонь друг и огонь враг».
Интерактивная беседа. (Демонстрация слайдов).
Тест - викторина. Становление пожарного дела в России.
Творческое задание.
Знаки пожарной безопасности и эвакуационные знаки.
Действия во время пожара.
Правила поведения во время пожара.
Подведение итогов.
Ход мероприятия.
Огонь – тепло и свет, вечная жизнь. И, огонь – разрушительность, гибельность, пепелища. Полагают, что приручение огня, умение добывать его и пользоваться им ознаменовало начало первой научно-технической революции. С древнейших времен человек покланялся огню. Огненные стрелы молний, с грохотом, ударявшие с черного грозового неба, кроваво-красные потоки раскаленной лавы, извергавшиеся из недр земли, еще больше укрепляли его веру в божественное происхождение огня. Недаром столько сказаний и легенд, мифов и преданий связано с историей овладения огнем. Среди них грузинский народный эпос о похитителе огня у богов Амирани, ставшем через тысячу лет Греческим Прометеем.
Ребята, а как вы думаете, от чего возник первый пожар? (Ответы детей).
Вряд ли мы узнаем об этом. Это могла быть и молния, ударившая в дерево. Или раскаленный камень, выброшенный из кратера вулкана. Известно лишь то, что человек не был повинен в этом. Тогда он страшился огня, боялся приблизиться к обжигающему пламени, прятался и укрывался в пещерах. Но, когда человек завладел огнем, подавляющее большинство пожаров стало делом его рук. Долго человек не мог обуздать красного зверя. Но человек понял, что огонь боится воды.
Как вы думаете, почему человек начал строить свои жилища вблизи рек и озер? (Ответы детей).
От разгулявшейся огненной стихии человек мог спрятаться в воде, научился заливать небольшие пожары.
Со временем огонь стал все более полно служить людям.
Как огонь служит людям? (Просмотр слайдов).
Назовите, пожалуйста, профессии, в которых активно используется огонь и сферы применения огня. (Ответы детей)
Варианты ответов: повар, пекарь, сварщик, кузнец, кочегар, стеклодув, оператор котельной, сталевар, двигатели внутреннего сгорания, теплоэлектростанции, обжиг керамических изделий, изготовление строй материалов, плавка металла и т.д.Огонь освещал и согревал жилище, варил пищу, помогал создавать новые материалы. Выполнял все новые и новые обязанности, которые придумывали ему люди.
«Умение добывать огонь, - отметил Фридрих Энгельс, - впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства».
Широко используя огонь и пользуясь с его помощью многими благами, люди адаптируются к нему и не думают о его опасной стороне. Не следует забывать о том, что несоизмеримость скрытой и видимой опасности огня слишком велика. Думать, что пожары были страшны только в прошлом – это заблуждение. В результате ложных представлений, рождается беспечное потребительское отношение к огню, вызывающее причины подавляющего большинства пожаров.
Но есть люди, которые посвятили свою жизнь профессиональной борьбе с пожарами, они всегда приходят на помощь, когда огненная беда нарушает привычное течение жизни.
Каждый час на планете происходит семьсот пожаров и загораний. За год их бывает более пяти миллионов. Убытки от пожаров можно сравнить с потерями малых войн двадцатого века. Из десяти пожаров девять происходит по вине человека, каждый пятый пожар из-за детской шалости с огнем. Наши пожарные постоянно ведут с ними бой. (Текст сопровождается просмотром слайдов).
Авария на чернобыльской АЭС в 1986 году показала, что работники пожарной охраны с честью выдержали серьезный экзамен на зрелость, отвели беду от сотни тысяч людей, проявив при этом героизм и мужество. (Фотография чернобыльской АЭС)
История становления пожарного дела в России уходит вглубь времен.
Обратите внимание на Летопись становления пожарного дела в России.
Тест - викторина.
Пользуясь информацией, которой оформлен зал, вам не составит труда ответить на вопросы викторины.
(Участников можно разделить на команды, и каждой команде предложить ответить на предложенные вопросы письменно. Или каждый участник может отвечать на вопросы самостоятельно, зарабатывая себе баллы. За каждый правильный ответ команда или участник получают 1 балл.)Вопросы викторины. Становление пожарного дела в России.
Создание в Москве пожарно-строительной охраны.
А)1504 г.
Б)1472 г.
В)1549 г.
Создание пожарной команды при Адмиралтействе в Санкт-Питербурге.
А)1720 г.
Б)1722 г.
В)1730 г.
В 1763 г.
А) Созданы Добровольные общества и Добровольные пожарные дружины.
Б) Создана Организация пожарных команд
В) Создана Профессиональная пожарная охрана.
В 1894 г. начал издаваться журнал «Пожарное дело». Его редактором стал
А) Тургенев
Б) Чехов
В) Некрасов
В 1902 г. Лораном был изобретен:
А) применение распыленной воды для тушения пожара.
Б) применение порошковых огнетушителей.
В) способ пенного тушения
6. Пожарные автомобили начали выпускать в России в
А) 1925 г.
Б)1933 г.
В) 1927 г.
7. Высшая Инженерно-техническая школа была создана вА) 1973 г.
Б) 1965 г.
В) 1970 г.
Творческий конкурс.
Командам (или участникам) предлагается проиллюстрировать текст.
Текст находится в конверте.
Ленту гладила Анюта и увидела подруг,
Отвлеклась на три минутки и забыла про утюг.
Этот дядя не жалеет, что в лесу окурок тлеет…
На такого дядю глядя нарисуем мы плакат.
Он в грозу нас не подводит.
В землю Молнии уводит.
Кто от молнии спасает?
Не суши белье над газом.
Все сгорит единым разом.
Возле дома и сарая разжигать костер не смей!
Может быть беда большая.
Для построек и людей.
С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур.
Если сделан из бумаги самодельный абажур.
Чтоб огонь не стал твоим врагом, будь осторожен с утюгом.
Костер вы бросили в лесу и вот несчастье на носу.
Когда без присмотра оставлена печь – один уголек целый дом может сжечь.
Знаки пожарной безопасности и эвакуационные знаки.
Так называется этот конкурс.
В этом задании вам нужно разделить знаки на пожарной безопасности и эвакуационные, объяснить назначение этих знаков.
(Участникам раздаются карточки, на которых изображены знаки, дети должны объяснить, что означает знак и где используется. Один – знак пожарной безопасности, другой эвакуационный. Приложение 2).

№ п/пЗнаки пожарной безопасности Эвакуационные знаки
1. Пожарный кран – использовать в местах нахождения комплекта пожарного крана с пожарным рукавом и стволом. Направляющая стрелка – используется для указания движения.
2. Телефон – использовать в местах нахождения телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану. Направление к эвакуационному выходу направо – использовать на стенах помещения для указания направления движения к эвакуационному выходу.
3. Пожарная лестница – использовать в местах расположения пожарной лестницы. Направление к эвакуационному выходу налево – использовать на стенах помещения для указания направления движения к эвакуационному выходу.
4. Место размещения нескольких средств противопожарной защиты – использовать в местах одновременного нахождения (размещения) нескольких средств противопожарной защиты. Направление к эвакуационному выходу по лестнице вниз – использовать на лестничных площадках и стенах, прилегающих к лестничному маршу.
5. Направляющая стрелка – использовать только вместе с другими знаками противопожарной безопасности для указания направления движения к месту нахождения (размещения) средств противопожарной защиты. Выход здесь – использовать над дверями эвакуационных выходов, открывающихся с правой стороны на стенах помещения вместе с направляющей стрелкой.
6. Огнетушитель – использовать в местах размещения огнетушителя. Направление к эвакуационному выходу по лестнице вверх – использовать на лестничных площадках и стенах, прилегающих к лестничному маршу.
7. Звуковой оповещатель пожарной тревоги – использовать в местах нахождения систем пожарного оповещения. Для доступа вскрыть здесь – использовать на дверях, стенах помещений и в других местах, где для доступа в помещении или выхода необходимо вскрыть определенную конструкцию.
8. Кнопка включения установок (систем) пожарной автоматики – использовать в местах ручного пуска установок пожарной сигнализации и (или) систем противодымной защиты. В местах подачи сигнала пожарной тревоги. Открыть движением от себя - использовать на дверях помещений для указания направления открывания дверей.
9. Пожарный водоисточник – использовать в местах нахождения пожарного водоема или пирса для пожарных машин. Открыть движением на себя – использовать на дверях помещений для указания направления открывания детей.
Правила поведения во время пожара.
Что делать если загорелась квартира? Ответ: Позвонить 01, вывести детей и пожилых, тушить пожар своими средствами.
Что делать, если загорелся телевизор? Ответ: Отключить от сети, а затем тушить водой через вентиляционные отверстия и стенки. Стоять нужно сбоку. Или набросить плотное одеяло, чтобы огонь не перебрался на шторы. А потом бежать за водой.
Какие средства могут помочь вам в загоревшейся квартире, если нет огнетушителя? Ответ: Плотная мокрая ткань, вода.
Почему во время пожара нельзя открывать окна? Ответ: С притоком кислорода огонь вспыхивает сильнее.
Что опаснее при пожаре огонь или дым? Ответ: Дым. От дыма можно задохнуться и потерять сознание.
Как нужно дышать в задымленной квартире или помещении? Ответ: Через мокрую тряпку и покинуть квартиру (помещение), если не удается обнаружить источник дыма.
Как нужно передвигаться по задымленным коридорам? Ответ: На четвереньках или ползком. Внизу меньше дыма.
Действия во время пожара.
В этом задании необходимо расставить порядок действий во время пожара.
(Детям раздаются карточки, на которых предлагается порядок действий во время пожара. Время на выполнения задания 1 мин. После выполнения задания участники комментируют свой вариант. Ведущий, выслушав все комментарии, озвучивает правильный вариант ответа).Задание: Расставьте порядок действий во время пожара.
Начать тушить пожар самостоятельно.
Предупредить всех о пожаре.
Позвонить 01.
Организовать помощь по эвакуации людей.
Правильный ответ:
Позвонить 01.
Предупредить всех о пожаре.
Организовать помощь по эвакуации людей.
Начать тушить пожар самостоятельно.
Запомните, пожалуйста, этот порядок действий во время пожара.
А теперь, разделимся на команды. Я предлагаю вам ситуацию.
Вы идете по улице и увидели, что горит жилой дом. Ваши действия?
Вы увидели, что горит какой-то склад. Ваши действия?
Вот телефон, можете звонить.
Подведение итогов.
Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер 01.
Чтоб в ваш дом не пришла беда, будьте с огнем осторожны всегда.
Каждый участник получает Памятку.
Памятка.
Если вы увидели пожар, то необходимо сообщить по телефону 01 следующую информацию.
Адрес.
Объект (квартира, склад, школа и т.д.)
Что конкретно горит (если это квартира или школа).
Номер дома (адрес). С какой стороны лучше подъехать к объекту.
Номер подъезда.
Номер квартиры.
Этаж. Сколько всего этажей в здании.
Есть ли опасность для людей.
Фамилия.
Телефон.
Приложение 1.
История становления пожарного дела в России.
1472 – Первые летописные упоминания о нормативных актах в области пожарной безопасности на Руси.
1504 – Создание в Москве пожарно-строительной охраны.
1549 – Указ Царя Ивана 4 о мерах пожарной безопасности и обязательных первичных средствах пожаротушения в каждом доме.
1550 – Возложение обязанностей пожарной охраны на стрелецкое войско.
1624 – В Москве организована первая специализированная пожарная команда.
1702 – Распоряжение Петра 1 о выполнении армейскими частями обязанностей пожарных в случае необходимости.
1722 – Создание пожарной команды при Адмиралтействе в Санкт-Питербурге.
1741 – Организация пожарных команд для охраны Зимнего дворца и летних резиденций в Царском селе.
1763 – Начало создания профессиональной пожарной охраны.
1818 – Образование Тифлиской пожарной охраны.
1832 – Издание «Строительного устава», содержащего много пожарных норм и правил и специального «Пожарного устава».
1843 – Положено начало созданию общественных (вольных) пожарных команд при городских самоуправлениях.
1853 – Утверждение «Нормальной табели составу пожарной части в городах», упорядочившей организационную структуру Российской пожарной охраны.
1861 – Появление первых добровольных обществ и добровольных пожарных дружин.
1870 – Создание пожарной охраны на крупных промышленных предприятиях.
1892 – Открытие первой пожарно-технической выставки в Петербурге.
1893 – Образование Российского пожарного общества.
1894 – Начало издания журнала «Пожарное дело». Его редактором стал Александр Павлович Чехов.
1897 – Учреждение школы брандмейстеров.
1897 – Начало работы передвижной пожарной выставки при Техническом комитете Российского пожарного общества.
1900 – Опыты И.А. Вермишева по применению распыленной воды для тушения пожаров.
1902 – Изобретение способа пенного тушения А. Г. Лораном.
1904 – разработка и выпуск первого пенного ручного огнетушителя.
1904 – Первый пожарный автомобиль в пожарной охране Питербурга.
1918 – Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем» и создание Пожарного Совета.
1925 – Начало выпуска пожарных автомобилей.
1927 – Создание государственного пожарного надзора.
1941 – Первые военные пожары. Первый ночной налет фашистских самолетов на Москву.
1942 – Пожарная охрана Ленинграда награждена орденом Ленина.
1973 – Создана Высшая инженерно – техническая школа.
Приложение 2.

Карточка 1
994972-897462-5080-897255
Рис. 1 Рис. 2 Карточка 2
918210-802005-6350-897890
Рис. 1 Рис. 2 Карточка 3
3429033020
959352-791137
Рис. 1 Рис. 2
Карточка 4
6731089535
-5080-838835
Рис. 1 Рис. 2 Карточка 5
12624968502540091440
Рис. 1 Рис. 2 Карточка 6
34290-838835
1022350-1026795Рис. 1 Рис. 2
Карточка 7
17780-10261601012749-1025703Рис. 1 Рис. 2 Карточка 8
22860-1003935Рис. 1 Рис. 2 Карточка 9
1088390-1003935-1149985-100393557150-1003935Рис. 1 Рис. 2
Источники информации.
Советская пожарная охрана. Внешторгиздат. Изд. № П1396.
Внекласные мероприятия: О.Е. Жиренко. М.: ВАКО, 2007 г.
Классные часы: Т.Н. Максимова. М.: ВАКО, 2008 г.
http://www.fireman.ru/http://www.4stupeni.ru/http://pozhdelo.ru/