Исследование уровня шума на улицах города
МОНИТОРИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ШУМА НА УЛИЦАХ г. НЕРЮНГРИ
«Когда-нибудь человеку придѐтся ради своего существования так же упорно бороться с шумом, как он борется сейчас с холерой и чумой» Роберт Кох (1843-1910)
Интенсивная хозяйственная деятельность, бурный рост количества автомобилей привели к возникновению акустически неблагоприятной обстановки в городах. Основной вклад в формирование шумового загрязнения вносит транспортный поток. Уровни шумов от промышленных предприятии обычно ниже транспортных, однако особенности их характеристик (тональных, ударный, импульсивный, высокочастотный и т.п.) более вредны для здоровья населения.
В Германии, от транспортного шума страдают 14 мл. человек, во Франции на транспортный шум жалуются 20% опрошенных граждан, в Австрии - около49%. Чаще всего проблему создают автотранспортный шум 80%. Статистические данные также свидетельствуют о том, что каждый второй житель планеты жалуется на шум, при этом 41% из них наибольшее беспокойство ощущает в ночное время.
Постоянный шум, который сопровождает нас в течение дня, оказывает на организм сильное влияние, даже если мы этого не замечаем. Больше всего от постоянного шума страдают нервная система, органы слуха, постепенно снижается общая устойчивость организма, развиваются заболевания сердечнососудистой системы – возникает шумовая болезнь.
Исследуемая нами проблема важна, актуальна и мало изучена. А главное, многие люди не придают значения проблеме шума.
Цель исследования
Определить и сравнить уровень шума на проезжей части возле жилого дома находящегося по адресу ул. Карла Маркса 8 и на перекрестке улиц Карла Маркса и ул. Ленина.
Задачи исследования
Изучить литературу по интересующему нас вопросу;
Провести исследование на уровень шума улиц нашего города.
Сделать выводы
Предмет исследования
Уровень шумового фона на улице.
Объект исследования
Автотранспорт легковой и грузовой.
Гипотеза
Мы предположили, что на улице Карла Маркса и перекрестке ул.Карла Маркса и ул.Ленина имеется шумовое загрязнение.
Методы исследования
Экспериментальный
Сроки исследования Ноябрь 2015г. – декабрь 2015г
Улицы города имеют большую протяженность, неравномерное расположение автотранспорта, вследствие чего возникает необходимость более детального рассмотрения каждого участка. Чтобы наиболее полно охарактеризовать степень шумового загрязнения в городе наблюдения проводились:- в рабочие и выходные дни; -в различное время суток; -в центральном районе города; -в зоны жилой застройки.
Сопоставляя полученные результаты с предельно допустимыми санитарными нормами можно выявить зоны акустического дискомфорта на территории жилой застройки, на транспортных магистралях и улицах города.
I этап исследования
Подсчет количества проезжающих машин за определенный интервал времени.
1. На территории своего квартала выбрала контрольные посты (точки наблюдения).
Номер точки Местоположения точки
1 Ул.Карла Маркса 8
2 Перекресток улиц Карла Маркса и Ленина
2.Установил конкретное время исследования шума (утро, день, вечер) и периодичность измерений (раз в неделю). Выбранное время наблюдения не изменялось, оно заносилось в журнал мониторинга для каждого конкретного поста.
Точка №1 ул. Карла Маркса возле дома №8
Неделя Утро День Вечер
(8:30 – 8:40) (12:30 – 12:40) (17:00 – 17:10)
Грузовые машины Легковые машины Грузовые машины Легковые машины Грузовые машины Легковые машины
1 2 58 2 23 3 54
2 1 57 2 21 2 57
3 3 55 4 26 5 52
Точка №2 перекресток улиц Карла Маркса и Ленина.
Неделя Утро День Вечер
(8:30 – 8:40) (12:30 – 12:40) (17:00 – 17:10)
Грузовые машины Легковые машины Грузовые машины Легковые машины Грузовые машины Легковые машины
1 6 66 2 40 4 65
2 5 62 3 32 5 64
3 3 51 3 36 4 72
II этап исследования
Анализ проделанной работы.
Определение шумового загрязнения для точки №1 (ул. Карла Маркса) и точки №2 (перекресток) ул.Карла-Маркса и ул.Ленина.
Закончив подсчет автомобилей на контрольных точках, определили их плотность на участке дороги, прилегающей к дому, длиной 150 метров.
Ход вычислений:
1. Среднее количество автомобилей, проезжающих за 10 минут наблюдения утром, днем и вечером за 3 недели N = 142 единиц
2. Время наблюдения t = 10 мин = 600 с3. Так как на данном посту наблюдения находится светофор, то скорость движения автотранспорта будет не одинаковой. Можно предположить, что V = 35 км/ч = 10 м/с4. Находим время нахождения на данном участке пути одной машины:
t 1 маш. = 150 м/10 м/с = 15 с5. Находим общее время, которое данное количество машин N находится на данном участке S: t общ = 15с * 142ед. = 2130 с
6. Находим время, за которое 1 автомобиль находится на данном участке:
t = 2610 с/600 с = 3,55 с
7. Находим количество автомобилей, движущихся на данном участке последовательно:
N 1 = 4,35 с * 142 ед. = 504,1ед.
8. Находим среднее количество автомобилей, находящихся на данном участке S во время наблюдения N 2 = 504,1ед./600с = 0,84едАналогично проводим расчет для поста №2 (перекресток ул.Карла-Маркса и ул.Ленина). Все полученные данные заносим в таблицу и делаем сравнение.
Учитывая то, что 1 автомобиль создает шум равный 60-70дБ, то можно рассчитать общий уровень шума, на улицах создаваемый транспортом.
Номер поста Среднее количество автомобилей Время наблюдения V км/ч Находим время нахождения на данном участке пути одной машины Находим общее время Находим время, за которое 1 автомобиль находится на данном участке Находим количество автомобилей, движущихся на данном участке последовательно Находим среднее количество автомобилей, находящихся на данном участке S во время наблюдения Уровень шума на дороге дБ
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 142 10 35 15 2130 3,55 501,4 0,84 58
2 174 10 35 15 2615 4,35 760 1,26 88
Вывод: в ходе проведения исследования был определен уровень шума на ул.Карла Маркса и перекрестке ул.Карла Маркса и ул.Ленина. Наиболее высокий уровень шума наблюдается в утренние и вечерние часы, что обусловлено интенсивностью транспортного потока. Также следует отметить, что на посту №2 (перекресток) наблюдается небольшое превышение допустимого уровня шума на 10-20дБ, в точке № 1 (ул.Карла Маркса) уровень шума в пределах допустимых норм, то есть на превышает санитарно допустимые нормы.
Выявлено, что наибольшее влияние на шумовой режим улиц оказывает наличие в общем транспортном потоке грузовых автомобилей.
Основной результат нашего исследования заключается в том, что не было выявлено особо опасных превышений уровня шума, способных уже при однократном воздействии навредить здоровью.
Рекомендации: эффективным способом защиты города от шума является его рациональная планировка и застройка, которая позволяет уменьшить, или исключить влияние транспортных источников шума, применение шумозащитного озеленения, строительство шумовых экранов.
Список литературы:
1. ГОСТ 12.1.003-83 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ. Система стандартов безопасности труда. ШУМ. Общие требования безопасности. Издание официальное [текст]: постановление Гос. Ком. СССР по стандартам от 06.06.83 № 2473. - 2008. - С. 6
2. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. [текст]: постановление Госкомсанэпиднадзора России от 31 окт. 1996 г. №36. - С 8.
3. Шумовое загрязнение [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые дан. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/.